Организация коррекционно-развивающей среды в логопедической группе и кабинете логопеда, в условиях реализации ФГОС ДО.
статья по логопедии (старшая группа)

МАРЧЕНКО ОКСАНА АЛЕКСАНДРОВНА
     В соответствии с новыми требованиями  ФГОС возникла необходимость совершенствования коррекционно–развивающей среды в дошкольных учреждениях.  Данная статья рассказывает о целях и задачах правильно организованной развивающей предметно-пространственной среды и  определяет ее как «часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация коррекционно-развивающей среды в логопедической группе и кабинете логопеда, в условиях реализации ФГОС ДО.

      Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью совершенствования коррекционно–развивающей среды в дошкольных учреждениях в соответствии с новыми требованиями ФГОС дошкольного образования - с одной стороны и отсутствием чётких методических рекомендаций, неготовностью педагогов и руководителей к модернизации и преобразованию образовательного пространства в коррекционных группах и кабинетах специалистов - с другой стороны.

      В соответствии с новыми федеральными государственными стандартами развивающая предметно-пространственная среда определяется как «часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития».

     Требования к развивающей предметно-пространственной среде по федеральным образовательным стандартам дошкольного образования

• Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

• Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

• Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ; в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

• Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

      Создание коррекционно – развивающей среды в логопедической группе и кабинете учителя-логопеда

      Коррекционно-развивающая среда в отличие от предметно - развивающей решает основную задачу коррекционной помощи и организацию условий для исправления и преодоления, адаптации детей с отклонениями в развитии.

     Результаты логопедической работы зависят от многих факторов, но немаловажным моментом успешной коррекции речевых нарушений является создание оптимальной коррекционно-развивающей среды, как в логопедическом кабинете, так и логогруппе дошкольного учреждения.

    Преодоление различных видов речевых нарушений – процесс долгий, трудоёмкий, требующий от ребёнка длительного и устойчивого внимания, сосредоточенности, напряжения и волевых усилий. Детям с нарушениями речи это даётся очень нелегко, поэтому логопеды и воспитатели логогрупп вынуждены искать новые формы, подходы, методы и приёмы взаимодействия с воспитанниками.

     Одна из таких форм - создание максимально комфортной, эстетичной, соответствующей современным требованиям образовательной среды для индивидуальной, фронтальной и подгрупповой коррекционной  работы.

    Принципы создания коррекционно-развивающей среды

      При разработке и планировании коррекционно-развивающей среды мы учитывали следующие принципы: окружающая обстановка должна быть привлекательной и загадочной для поддержания интереса к занятиям. Каждый предмет должен нести смысловую нагрузку, эстетическое удовольствие и тайну для того, чтобы пригласить ребёнка к диалогу.

     Примерные центры в логопедической группе по образовательным областям в свете требований ФГОС:

Социально-коммуникативное развитие

Игра - основной вид деятельности наших детей. Яркий, насыщенный игровой центр создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми.

В свободном доступе для детей находятся атрибуты для сюжетно-ролевых игр:

«Семья», «Больница», «Парикмахерская», «Строители», «Гараж»

Центр ПДД

Центр труда «Уголок дежурства»

Центр пожарной безопасности

Патриотический уголок

Уголок уединения

Познавательное развитие

Центр экспериментирования

Здесь находится материал, для осуществления опытной деятельности:  лупы, колбы, мерные стаканчики, воронки, песочные часы, грунт, камни, семена, крупы и т. Наши маленькие «почемучки» проводят несложные опыты, определяют  свойства различных 

природных материалов.

Центр математического развития

Центр  решает следующие задачи: целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности, воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.

Центр «Дидактических игр» (игротека)

Центр «Уголок природы» 

Включает в себя экологическую деятельность. В данном уголке содержатся различные виды комнатных растений, инструменты по уходу за этими растениями: лопатки и палочки для рыхления, пульверизатор, лейки и др.

Центр конструктивной деятельности

Хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность.

Речевое развитие

Центр «Книжный уголок»

  Играет существенную роль в формировании у детей интереса и любви к художественной литературе. В этом уголке ребенок имеет возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее с яркими иллюстрациями.

Центр речевого развития и грамотности

Логопедический уголок

Художественно-эстетическое развитие

«Уголок творчества»

Здесь находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии.

Центр музыкально-театрализованной деятельности

Физическое развитие

Спортивный уголок

     Основное назначение логопедического кабинета - создание рациональных условий, которые соответствуют ФГОС: развивающая предметно пространственная среда должна быть содержательно - насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

    Логопедическая работа направлена на коррекцию следующих речевых параметров:

- коммуникативно - речевых умений;

- развитие артикуляционной моторики и мимики;

- звукопроизносительной стороны речи;

- импрессивной стороны речи;

- лексического развития;

- грамматического строя речи;

- слоговой структуры слова;

- фонематического слуха и восприятия;

- развитие связной речи;

- навыкам звукового анализа.

     Структура предметно-развивающей среды логопедического кабинета определяется целями коррекционно-образовательной работы, своеобразием пространственного расположения необходимых предметов и материалов. Предметная среда логопедического кабинета построена в соответствии с программой, которая реализуется в нашем образовательном учреждении.

    Речевой материал регулярно обновляется по мере изучения каждой новой лексической темы. Игры и пособия систематически меняются в течение года (в зависимости от времени года). Это позволяет организовать развивающую среду в стенах логопедического кабинета, создать комфортные условия для занятий и эмоционального благополучия.

Оборудование предметно-пространственной развивающей среды в кабинете логопеда: 

Диагностический блок.

Диагностический блок содержит материалы для логопедического обследования.

Организационно – развивающий блок.

Организационно - планирующий блок содержит перечень логопедической документации.

Коррекционно – развивающий блок.

Коррекционно - развивающий блок условно разделён на центры, в каждом из которых подобран иллюстративный материал, игры и пособия, стимулирующие речевое развитие.

Центр развития артикуляционной моторики и мимики.

    Центр развития артикуляционной моторики и мимики содержит наборы предметных картинок и игр, мультимедийных презентации для развития и сопровождения артикуляционной и мимической гимнастики, зеркало, перед которыми проводится значительная часть работы, требующей зрительного контроля ребёнка (артикуляционные и мимические упражнения, постановка звуков и их первичная автоматизация). Рабочие альбомы с артикуляционными упражнениями и соответствующим занимательным материалом, для формирования размеренного темпа речи и развития моторной координации, дидактические игры, дыхательные тренажеры.

Центр нормализации дыхания и голоса.

    Включает в себя дыхательные тренажёры, вертушки, султанчики, музыкальные инструменты, картотеку дыхательных упражнений и т.д.

Центр развития мелкой моторики.

Включает в себя разнообразные конструкторы, шнуровки, мозаики, пирамидки, матрёшки, мелкие игрушки, игры с пуговицами, сенсорный коврик. Трафареты, обводки, массажные мячики (Су Джок), шнуровки, разрезные картинки.

Центр развития фонематического слуха.

    Включает пособия для различения неречевых звуков: музыкальные и звучащие игрушки. Материал для различения речевых звуков.

Центр развития фонематического слуха.

     Подобраны игры и пособия для развития высших психических функций: памяти, внимания, мышления, интеллектуальных способностей.

Центр коррекции нарушений звукопроизносительной стороны речи.

      Подобрана литература, картинный материал, картотеки на автоматизацию  и дифференциацию звуков в словах, слогах, текстах.  

Центр формирования лексическо-грамматического строя речи.

     Подобраны пособия и игры на словоизменение и словообразование, на предложные конструкции, пособия для формирования фразы.

      В центре формирования лексической и грамматической стороны речи подобраны предметные картинки  на разные лексические темы; картинки для формирования и расширения определений, предметного и глагольного словаря и т.д.  

Центр развития связной речи.

     Включает игры и пособия, формирующие у детей умение строить собственное высказывание, наборы предметных и сюжетных картинок для составления разных видов рассказов, наборы текстов для пересказов.

Центр формирования слоговой структуры слова.

     Центр формирования слоговой структуры слова содержит наборы предметных картинок и картотека "Типы слоговой структуры слова" и т.д.

Информационный блок.

     В данный блок содержит консультации для родителей, памятки.

Научно методический блок.

      Собрана методическая литература и программно - методическое обеспечение НОД.

Заключение

     Постоянное обновление оснащения кабинета делает для детей коррекционную логопедическую деятельность интересной, комфортной, эмоционально обогащенной и, конечно, развивающей.

     Среда помогает в преодолении нарушений  речи, способствует развитию пространственных представлений и зрительно-предметного гнозиса, развивает познавательный интерес, повышает речевую активность, способствует обучению детей элементам грамоты; развитию лексико-грамматического строя и связной речи, психических функций. Благодаря чёткой, насыщенной игровыми компонентами, эстетично оформленной коррекционно - развивающей среде кабинета учителя-логопеда успешно решаются следующие задачи:

  • автоматизация и дифференциация поставленных звуков
  • формирование слоговой структуры слов
  • пополнение активного и пассивного словаря
  • формирование навыков звукового анализа и синтез
  • развитие общей и мелкой моторики
  • работа над речевым дыханием
  • развитие психологической базы речи
  • активное сотрудничество с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация развивающей предметно-пространственной среды логопедического кабинета МБДОУ в условиях реализации ФГОС.

Вопрос организации  развивающей предметно-пространственной среды МБДОУ на сегодняшний день  особо актуален. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного...

«Организация предметно-развивающей среды по программе «От рождения до школы» в условиях реализации ФГОС ДО»

Консультация для воспитателей. Консультация содержит требования ФГОС к предметно-развивающей среде в ДО, а также особенности организании предметно-развиваюей среды....

МЕСТО ВАРИАТИВНОЙ ПРОГРАММЫ ПО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДО В УСЛОВИЯХ ПАРТНЁРСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.

Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации...

Комплексная коррекционная работа в логопедических группах ДОУ коррекционной направленности в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Предлагается материал по взаимосвязи специалистов логопедических групп детского сада коррекционной направленности в соответствии с требованиями ФГОС. Главная цель данной работы - учитывать особен...

Статья по теме: Организация предметно-развивающей среды по программе «От рождения до школы» в условиях реализации ФГОС ДОУ

Особенности организации предметно-пространственной среды для обеспечения эмоционального благополучия и развития ребенка....

«Организация предметно-развивающей среды по программе «От рождения до школы» в условиях реализации ФГОС ДО»

«Организация предметно-развивающей среды по программе «От рождения до школы» в условиях реализации ФГОС ДО»...

«Организация предметно-развивающей среды по программе «От рождения до школы» в условиях реализации ФГОС ДО» Дошкольной разновозрастной группы

При проектировании развивающей предметно-пространственной среды учитываются особенности образовательной деятельности, социокультурные, экономические и другие условия, требования используемых вариативн...