Дифференциация звуков с-ш
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Тропникова Дарья Сергеевна

Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков с-ш

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_s-sh.docx31.66 КБ

Предварительный просмотр:

БДОУ г. Омска «Детский сад №21

комбинированного вида»

Конспект индивидуального  занятия по теме:

« Дифференциация звуков С-Ш»

(индивидуальное интегрированное логопедическое занятие для дошкольника старшего возраста)

Выполнила:

Тропникова Дарья Сергеевна

г. Омск – 2019-2020  

Конспект индивидуального  занятия по теме:

« Дифференциация звуков С-Ш»

(индивидуальное интегрированное логопедическое занятие для дошкольника старшего возраста)

Цель: Научить дифференцировать звуки с-ш в изолированном виде, слогах, словах.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

1.Корригировать произношение звуков с и ш.

2. Корригировать знания артикуляционных укладов звуков с и ш.

3. Корригировать и развивать слуховое внимание, память, аналитическое мышление.

4. Корригировать и развивать мелкую моторику пальцев рук.

5.Корригировать умение выкладывать узор  и приклеивать его.

6.Развивать фонематичекий  слух.

7.Развивать общую моторику детей, слуховую память.

8. Развивать творческий потенциал ребенка.

Образовательные:

1.Учить дифференцировать звуки с и ш.

2. Продолжать учить отвечать полным  развернутым предложением, объяснять свой выбор.

3. Учить определять звуки с и ш  вначале слова.

4.Формировать умение работать с контурным изображением.

Воспитательные:

1.Воспитывать отзывчивость.

2.Воспитывать аккуратность при работе с клеем.

3.Воспитывать интерес к занятиям.

Здоровьесберегающие: соблюдать режим охраны зрения, снимать эмоциональное напряжение.

Оборудование: кукла из современного мультфильма Маша и медведь (Маша), картинка полок формата А4, предметные картинки (совок,  самосвал, шишка, шуруповерт, шайба, шахматы, самолет, санки, шарик, сабля, солдатик, свисток шкатулка), ноутбук, колонки, альбомный лист с контуром змеи, клей, кружки синие, черные и зеленые, спокойная музыка для выполнения физ. минутки,  картинки суслика и змеи, колечки Су-Джоку.

Ход занятия

Этапы, виды работ

Деятельность педагога

Деятельность ребенка

Какие задачи решались в ходе выполнения задания

1.Орг. момент

На  столе стоит кукла персонажа из  современного мультфильма – Маша и  на ноутбуке изображены  две картинки - суслик и змея.

Педагог сообщает о том, что  Маша нашла две картинки, но не знает кто это, и,  какие звуки они издают. Педагог предлагает помочь герою,  а для этого послушать стишок и догадаться.

Песня суслика – свистит.

У змеи она шипит.

Ты послушай и узнай,

Эти песни отгадай.

Ребенок обращает внимание на куклу и картинки самостоятельно или с помощью педагога.

Ребенок называет кто это, звуки, которые они произносят

Вызвать интерес к занятию

2.1 Проверка Д/З 

 Педагог предлагает ребенку вспомнить и рассказать Маше  артикуляторный уклад звуков с и ш.

 

Ребенок выполняет задание, отвечает на вопросы полным предложением.

Выяснить, насколько скорригировано умение четко артикулировать звуки.

2.2Актуализация знаний

Артикуляционная гимнастика    

Дидактическая игра «Поймай звук»

Педагог предлагает показать Маше, как нужно делать артикуляционную гимнастику, чтобы хорошо и четко говорить.

Толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки),

С ними худые – лишь кожа да кости (втягиваем щёки).

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),

Поцеловать они всех потянулись (губы тянутся вперёд).

Утром проснулись – в улыбочку губы (снова широкая улыбка).

Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)

Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком).

С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).

Губы сожмем мы, и рот прополощем (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух),

И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).

Блюдца поставим – положат блины нам (широкий язык лежит на нижней губе).

Дуем на блинчик – не в щеки, не мимо (подуть на широкий язык).

Блинчик жуем, завернем и прикусим (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),

Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).

Чашки поставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем кверху чашечкой),

На нос подули – мы чай остудили (подуть с «чашечки» вверх).

Чаю попили – никто не обижен («чашечка» двигается вперёд-назад).

Вкусный был завтрак – мы губки оближем (кончик языка облизывает губы по кругу

Педагог сообщает о том, что пока мы делали арт. гимнастику, звуки С и Ш захотели поиграть и разлетелись. Педагог предлагает поиграть и поймать их, для этого нужно хлопнуть, если услышал звук  с и топнуть, если услышал звук  ш.  Педагог включает подборку звукового материала. Сначала  изолированно  разные звуки, затем в слогах и словах.

Выполняет артикуляционную гимнастику

Ребенок узнает и «ловит» звуки С хлопком  и  топает, когда  услышит звук ш.

Укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие подвижности и дифференцированности движений органов речи.

Развивать фонетическое восприятие, быстроту реакции   и  аналитическое мышление.

2.3 Изучение нового материала

Д/и «Наоборот»

Воспроизведение слоговых рядов – игра «Попугай»:

Физминутка

Сегодня мы узнаем много интересного о звуках С и Ш.

 Педагог предлагает ребенку сравнить:

- Чем отличается артикуляция этих звуков?

 -Чем похожи звуки С и Ш?

-Чем отличаются звуки С и Ш? За правильный ответ  выдает «приз-шаблон»

Педагог предлагает показать Маше, что звуки умеют превращаться в противоположный по звучанию звук и поиграть в игру «Наоборот». Педагог называет слог (слово), просит ребенка изменить звук на противоположный.

са-ша ас-аш ста-шта аст-ашт

со-шо   ос-    сто-       ост-

су-шу   ус-    сту-       уст-

сы-ши  ыс -   сты-      ыст-

сэ-шэ    эс-     стэ-       эст-

                       

уши-                        шины-                  Машка-                   мишка-

кашка-                      наш-  

Педагог предлагает поиграть  в игру «Попугай». Объясняет ребенку её правила

ша-са-ша                              ста-шта-шта    

са-са-ша                               ашт-аст-ашт   и т.д.

 Хвалит ребенка, предлагает отдохнуть. Закрой глазки и представь, что мы сейчас в лесу. Открывай глазки.

Покажи, какие там большие деревья. Поднимает руки.

Подул теплый ветерок: ш-ш-ш, зашелестели листья. Ребенок быстро-быстро шевелит пальчиками.

Подул холодный ветер: с-с-с, закачались сосны. Покачивается и машет руками.

Ветер затих — не шевелятся больше ни листочки, ни ветки. Можно  расслабиться.

Снова подул ветер. Вновь напрягается, покачивает и машет руками, затем опять расслабляется.      

Сравнивает звуки самостоятельно или с помощью педагога

Заменяет в слогах звук С на Ш и наоборот

Произносит  за педагогом слоговые ряды в той же последовательности

Выполняет упражнение под спокойную музыку

Развивать аналитическое мышление

 Развивать умение  дифференцировать звуки с/ш  между собой, развивать мышление.

Развивать фонематичекий  слух, умение четко артикулировать звуки, развивать слуховую память.

Развивать общую моторику

Поддерживать интерес к занятию

3. Закрепление материала

Д/И  Помоги Славе и Шуре

Развитие мелкой моторики

Зрительная гимнастика

Педагог сообщает, что у Маши есть друзья Слава и Шура, они решили в своих шкафчиках навести порядок, но не знают, какие у кого предметы были, они только помнят, что у Славы названия предметов начинаются  на звук С, а у Шуры на звук Ш. Педагог предлагает помочь ребятам.

Совок,  самосвал, шишка, шуруповерт, шайба, шахматы, самолет, санки, шарик, сабля, солдатик, свисток, шкатулка, шаль.

Ребенок находит нужные картинки и расставляет их  на полочках, ориентируясь на первый звук слова. Объясняет свой выбор полным предложением.

Самосвал поставим на полку Славы, потому что…….

Продолжать учить отвечать полным  развернутым предложением, определять звуки с и ш вначале слова.

Вышел зайчик на крылечко –

И нашел в траве колечко.

 

Педагог предлагает вспомнить, как звали ребят, которым они помогали? Какие звуки первые в их именах?

Педагог обращает внимание ребенка на то, что в имени Маша, тоже есть звук, который мы сегодня называли, предлагает его найти.

Педагог просит ребенка вспомнить, чья это песенка – ШШШ.

Сообщает, что Маша принесла с собой картинку змеи, только змея стала белая, без орнамента. Педагог, от лица куклы просит украсить змею.

Чтобы глазки отдохнули мы поиграем в игру «Далеко-близко»

Педагог просит ребенка посмотреть в окно далеко-далеко, затем на Машу (повторяет 2-3 раза).

Ребенок произносит текст, сначала «идет» пальцами по столу, затем на каждый пальчик надевает колечко Су-Джоку.

 

Ребенок называет имена Шура, Слава, выделяет и называет первые звуки в имени.

Отвечает, что Ш – это песенка змеи.

Ребенок  наклеивает орнамент на контур змеи.

Ребенок выполняет задание.

Корригировать и развивать мелкую моторику пальцев рук.

Закрепить умение дифференцировать звуки с и ш.

Корригировать умение выкладывать узор  и приклеивать его.

Развивать творческий потенциал ребенка.

Воспитывать аккуратность при работе с клеем.

Воспитывать интерес к занятиям.

Соблюдать режим охраны зрения

4. Итог занятия

Домашнее задание

Педагог просит вспомнить, какие звуки они учились различать и правильно произносить на занятии. От лица персонажа, педагог хвалит ребенка за помощь в изучении звуков с и ш, вручает наклейку за собранные шаблоны.

Педагог предлагает дома, с родителями поиграть в игру «Наоборот» и «Попугай»

Отвечает на вопросы, кратко вспоминает деятельность на занятии.

Приклеивает наклейку в свою тетрадь.


Обобщить знания, полученные в ходе занятия.

Закрепить умение определять и дифференцировать  звуки с и ш.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».

Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....

«Звуки /С/, /Сь/. Дифференциация звуков /С-Сь/». Занятие по ЗКР в подготовительной логопедической группе.

Цели: развивать у детей фонематический слух и восприятие, закреплять навыки четкого произношения звуков С, Сь в словах, фразах, предложениях; учить давать сравнительную артикуляционную и акустическую ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад  № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...

конспект "Звук ш. Буква Ш. Дифференциация звуков С – Ш"

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо подготовке к обучению грамотедля детей с задержкой психического развитияподготовительной к школе группыпо теме: «Звук ш. Буква Ш. Дифференциаци...

Звук Ш. Дифференциация звуков С-Ш. конспект логопедического занятия

Конспект логопедического занятия "Звук Ш. Дифференциация  звуков С-Ш "   с презентацией....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...