Мастер-класс для воспитателей КВИЗ «Дидактический синквейн»
консультация по логопедии

Комарова Марина Александровна

Одним из современных методов, который позволяет довольно быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

Синквейн — слово французское, в переводе  означает «стихотворение из пяти строк».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kviz_dlya_vospitateley.doc155.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение

«Гимназия имени Н.В. Пушкова»

дошкольное отделение №2

Мастер-класс

КВИЗ

«Дидактический синквейн»

Составитель:

учитель-логопед

 Комарова М.А.

2020 г.

 Г. Москва г. Троицк

В век современных технологий взрослые очень мало уделяют внимания своим детям в плане общения. В каждой семье сегодня есть компьютеры, телевизоры, планшеты, сотовые телефоны и прочие гаджеты, заменяющие общение взрослого и ребенка и как следствие возрастает количество детей с нарушениями речи.

У таких детей существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картине, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение, а также использовать в речи не только простые, но и сложные грамматические конструкции. Поэтому, как никогда, актуальной сегодня является  поиск эффективных технологий по коррекции речи ребенка.

Одним из современных методов, который позволяет довольно быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

Синквейн — слово французское, в переводе  означает «стихотворение из пяти строк».

Форма синквейна была разработана в начале XX века американской поэтессой Аделаидой Крэпси, которая увлекалась восточными формами стихосложения.

В России дидактический синквейн начал применяться с 1993 года.

В чем же эффективность и значимость дикактического синквейна?

Во-первых, его простота. Синквейн могут составлять все.

 Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.

 Синквейн является игровым приемом.

 Составление дидактического синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу, а также для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Дидактический синквейн составляем в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме. На первых порах планируется при составлении синквейна работа с детьми в парах, в малых группах и только затем – индивидуально. Поощряю синквейны, в которых содержится наиболее точная характеристика различных сторон темы или предмета. 

Правила дидактического синквейна.

Дидактический синквейн состоит из пяти строк и его форма напоминает елочку.
1 строчка – одно ключевое слово – название стихотворения, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведение, имя героя и т.д.); 
2 строчка - два слова (прилагательные или причастия). Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна, слова можно соединять союзами или предлогами.
3строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.
4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.
5 строчка – одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философской обобщение, выражает личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычное существительное.

Составление синквейна похожа на игру, ведь сочинять – весело,  полезно и легко! 
Одна из целей составления синквейна – добиться умения выделять главную мысль текста, а также кратко выражать свои мысли. 

Задачи:

1. Отрабатывать знания о частях речи, о предложениях.

2. Активизировать и  развивать мыслительную деятельность.

4. Развивать умение высказывать собственное отношение к чему-либо.

5. Совершенствовать навык использования в речи синонимов и антонимов.

На своей небольшой практике работы с дидактическим синквейном, я успела сделать небольшие выводы о том, что

- синквейн учит краткому пересказу

- синквейн помогает развить речь и мышление

- сочинение синквейна, процесс творческий, который  помогает самовыражению детей через сочинение собственных нерифмованных стихов.

 Практическая часть:

А сейчас, я предлагаю вам  закрепить полученные знания и сыграть в игру под названием «КВИЗ- дидактический синквейн»
Что такое КВИЗ? ( от англ.яз. “quiz” – викторина, вопрос)
Это командная интеллектуальная игра, не требующая предварительной подготовки. Эта игра популярна сейчас в России среди молодежи, и она набирает все большую популярность.

Игра будет состоять из трёх раундов, ваша задача работать сообща. Во время раундов ответы с места не выкрикиваются. В течение минуты, вы обсуждаете ответ на вопрос так, чтобы его не услышали команды-соперники и капитан команды записываете его в бланк ответов.

 Правила игры:  запрещено пользоваться любыми гаджетами, в противном случае – 5 очков команде. За каждый правильный ответ, команда получает по 1 баллу, общий балл рассчитывается из суммы всех баллов.

У вас на столе лежат специальные бланки для ответов. По окончании раунда я пройду, соберу и передадам их жюри.

В роли Жюри, на нашей игре, будет выступать:

Сейчас вам даётся 2 минуты на то, что бы придумать и написать название вашей команды и выбрать капитана, который будет записывать ответы.

И так, мы начинаем!

РАУНД 1 Разминка.

  1. Слово «синквейн» происходит:

- от французского слова «пять» и обозначает «стихотворение пяти строк»

- от японского слова «пять» и обозначает «стихотворение пяти строк»

- от французского слова «семь» и обозначает «стихотворение семи строк»

2. Синквейн состоит из пяти строк и напоминает:

- дуб

- клен

- елочку

3. Синквейн состоит из 5 строк. Сколько слов в каждой строке?

- 2 слова, 3 слова, 1 слово, 2 слова, 4 слова

- 1 слово, 2 слова, 3 слова, 4 слова, 1 слово   

- 1 слово, 2 слова, 3 слова, 1 слово, 4 слова 

4. По правилам создания дидактического сиквейна третья строка -это:

- Одно слово-предмет

- 2 слова прилагательные  – признаки предмета

- 3 слова – глаголы, действия предмета

2 раунд «Квиз-загадка»

Цель: отгадать первое слово  (название синквейна)

Маленький, функциональный.
Работает, дополняет, звонит.
Компактное устройство, выполняющее определенные задачи.
Гаджет.
 ( телефон).

Прекрасные, озорные.
Играют, шалят, радуют.
Цветы нашей жизни.
Семья. (дети)

Толерантное, демократическое.

Создает, защищает, координирует.

 В нем существуют определенные нормы.

 Социум. (Общество.)

Бедный, запутавшийся.

 Убивает, рассуждает, раскаивается.

Тварь дрожащая или право имеет?

Студент (Раскольников)

3 раунд. «Квиз-эмоджи»

Цель: составить синквейн по картинкам символам.

Еж

Серый, колючий

Пыхтит, спит, ползет

Мне нравится маленький ежик

Лесное животное

Яблоко

Красное, сладкое

Растет, падает, краснеет

Я люблю есть яблоко

Фрукт

Мама

Добрая (ласковая), умная, веселая

Обнимает, готовит, целует

Я люблю свою маму

Семья

Выводы о синквейне

Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения.

Синквейн помогает пополнить словарный запас.

Синквейн учит краткому пересказу.

Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.

Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.

Составить синквейн получается у всех.

Синквейн помогает развить речь и мышление.

Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.

Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля

Синквейн

Творческий, интересный

Обучает, развивает, активизирует

Синквейн – выделяет главную мысль

Пятистишие

Бланки для ответов

Название команды_______________________________________________

Раунд №______1_____

Номер вопроса

Ответ

1

2

3

4

Название команды_______________________________________________

Раунд №______2_____

Номер вопроса

Ответ

1

2

3

4

Название команды_______________________________________________

Раунд №_____3______

Номер вопроса

Ответ

1

2

3

Бланк

Название команды

Раунд                    Баллы

ИТОГО

1

2

3

4

5

6

7

8

Бланк с ответами для жюри

1 раунд «Разминка»

Номер вопроса

Ответ

1

1

2

3

3

2

4

3

2 раунд «Квиз-загадка»

Номер вопроса

Ответ

1

Гаджет

2

Дети

3

Общество

4

Раскольников

3 раунд «Квиз-эмоджи»

Номер вопроса

Ответ

1

Еж

Серый, колючий

Пыхтит, спит, ползет

Мне нравится маленький ежик

Лесное животное

2

Яблоко

Красное, сладкое

Растет, падает, краснеет

Я люблю есть яблоко

Фрукт

3

Мама

Добрая (ласковая), умная, веселая

Обнимает, готовит, целует

Я люблю свою маму

Семья



Приложение 1

Команда №

Команда №

Команда №

Команда №

Команда №

1.

1.

1.

1.

1.

2.

2.

2.

2.

2.

3.

3.

3.

3.

3.

4.

4.

4.

4.

4.

5.

5.

5.

5.

5.

6.

6.

6.

6.

6.

7.

7.

7.

7.

7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Культура речи воспитателя дошкольной образовательной организации» (технология синквейна)

Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя дошкольной образовательной организации....

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование технологии «СИНКВЕЙН» в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста»

СИНКВЕЙН – это один из методов новой образовательной технологии «РКМЧП» (развитие критического мышления через чтение и письмо)....

Мастер - класс для педагогов ДОУ "Использование технологии синквейн в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста"

Синквейн - это анализ и синтез информации, игра слова. Это поэзия, которая способствует творческому саморазвитию и красивому выражению мыслей....

Мастер-класс на конкурс "Воспитатель года" на тему "Составление синквейна"

Мастер-класс для педагогов«Учимся составлять синквейн»Прекрасна речь, когда она как ручеёк,Бежит среди камней, чиста, нетороплива,И ты готов внимать её поток, и восклицать: &laqu...

Мастер-класс для воспитателей «Угощение для куклы» Мастер-класс предназначен для воспитателей младшей и средней группы.

Мастер-класс для воспитателей «Угощение для куклы»Мастер-класс предназначен для воспитателей младшей и средней группы....

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Познакомить педагогов с одним из элементов инновационной педагогической технологии "Синквейн"...

Мастер-класс для педагогов с использованием технологии «Синквейн» и включением игровых заданий — друдлов.

Мастер-класс для педагогов с использованием технологии «Синквейн» и включением игровых заданий — друдлов....