Мастер-класс на конкурс "Воспитатель года" на тему "Составление синквейна"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Ромашина Светлана Аркадьевна

Мастер-класс для педагогов

«Учимся составлять синквейн»

Прекрасна речь, когда она как ручеёк,

Бежит среди камней, чиста, нетороплива,

И ты готов внимать её поток, и восклицать:

 

«О, как же ты красива!»          

 

Е. Щукина.

 

Я рада представить вам свой мастер-класс, который называется «Учимся составлять синквейн».

 

Современная жизнь диктует свои законы: речь людей становится деловой, лаконичной, сухой, лишённой образности, яркости. Хорошее владение словом – это искусство, которому нужно учиться не один год. От этого зависит и социальный статус человека и профессиональная карьера.

    Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного  возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – кропотливая, ежедневная, необходимая работа.

    Говоря о формах, методах и приёмах обучения детей, нельзя не сказать о серьёзных изменениях в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны образования. Принятие ФГОС ДО требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности, так как роль воспитателя является направляющей, развивающей

 

Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей.

 

   Составление синквейна – один из эффективных интересных приемов, который способствует совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, развитию лексико-грамматического строя и связной речи дошкольников. Опора на личностно-ориентированный, системно-деятельностный, комплексный и дифференцированный подходы соответствует требованиям ФГОС ДО и запросам современного общества.

Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

 

Синквейн используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат. Это не противоречит образовательным и коррекционным программам ДОУ.

    Уважаемые коллеги, может быть кто-то из вас знает, что такое синквейн?

 

Синкве́йн (от фр. cinquainsангл. cinquain) — пятистрочная стихотворная  форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи. Форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси.

 

Правила составления синквейна:

Форма синквейна напоминает ёлочку.

В первой строке – пишется одно слово, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Обычно это местоимение или существительное, и отвечает на вопросы: кто? что?

 

Во второй строке – находятся уже два слова, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления. Обычно это причастия и прилагательные, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие?

 

В третьей строке – содержатся уже три слова, которые описывают действия обычные для этого явления или объекта. Это глаголы и деепричастия, отвечающие на вопрос: что делает? что делают?)

 

В четвертой строке — ребёнок выражает уже непосредственно своё мнение о затронутой теме. Иногда это может быть просто известный афоризм, фраза или что-то подобное, иногда даже небольшой стих. Самый традиционный вариант, когда эта фраза состоит из четырёх слов (т. е предложение).

 

Пятая строка – содержит в себе опять всего одно слово. Это слово – ассоциация, выражающая сущность темы. Обычно это существительное или местоимение и отвечает на вопрос: кто? что?

 

При творческом использовании синквейна на занятиях, он  воспринимается дошкольниками как увлекательная игра – ведь сочинять полезно, весело и легко. Синквейн можно составлять в конце занятия - как закрепление пройденного материала, а можно в начале - как введение в тему. Однако нужно помнить, что знакомство с этим приёмом следует начинать в старшем дошкольном возрасте!

Сейчас мне бы хотелось попросить Вас назвать слова, которые очень точно выражают главное в нашей работе. (ответы)

Самое главное в нашей работе - это дети. Давайте сейчас мы все вместе попробуем составить синквейн на слово дети. Смотрим на нашу ёлочку.

Первая строка нашей ёлочки - Кто? Дети

2 строка два слова определения - Какие?

3 строка три слова действия - Что делают?

4 строка - Фраза со словом дети.

5 строка слово - ассоциация, выражающая всю сущность данной темы.

Давайте посмотрим, что же у нас получилось?

Я считаю, что у нас с вами получилось замечательное произведение. Вы согласны со мной?

Есть ещё один вариант составления синквейна. Это графический синквейн, где дети не только устно составляют синквейны, но и рисуют их.

Синквейны можно использовать не только в работе с детьми, но также и в работе с воспитателями или родителями. Он может быть формой рефлексии, если составить его в конце педсовета или родительского собрания.

 

Я хочу пригласить для участия в мастер – классе 6 человек для составления синквейнов:

 

1. солнце

2. родители

3. воспитатель

Пока наши коллеги составляют свои синквейны, я предлагаю немного пошутить. Мне бы хотелось задать вопрос женской аудитории.

- Что волнует каждую женщину? (ответы)

Давайте составим синквейн на тему лишнего веса.

Что? Вес

Вес какой?

Вес что делает?

Фраза

Ассоциация

Конечно же - это шутка. А если серьезно, то мы женщины, прибавляем в весе, потому, что накопленные с годами знания и умения не могут уместиться в нашей голове и равномерно распределяются по всему телу.

А теперь я хочу попросить наших участников прочитать, синквейны которые у них получились.

А сейчас я хочу предложить вашему вниманию ещё один вариант синквейна – это обратный синквейн или синквейн загадка, как его называют дети. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Здесь составлен синквейн. Попробуйте отгадать, о чём в нём идёт речь.

Предложенный вашему вниманию метод не требует особых условий применения, он органично вписывается в работу по развитию речи и обогащению и активизации словаря, даёт возможность педагогу увидеть уровень освоения ребёнком пройденного материала. Синквейн не только развивает речь, но и способствует развитию высших психических функций: памяти, мышления, внимания. И, главное, этот метод позволяет детям и родителям быть активными участниками образовательного процесса.

Спасибо за внимание и творческих Вам успехов!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер-класс "Синквейн"21.49 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

«Учимся составлять синквейн»

Прекрасна речь, когда она как ручеёк,

Бежит среди камней, чиста, нетороплива,

И ты готов внимать её поток, и восклицать:

«О, как же ты красива!»           

Е. Щукина.

Я рада представить вам свой мастер-класс, который называется «Учимся составлять синквейн».

Современная жизнь диктует свои законы: речь людей становится деловой, лаконичной, сухой, лишённой образности, яркости. Хорошее владение словом – это искусство, которому нужно учиться не один год. От этого зависит и социальный статус человека и профессиональная карьера.

    Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного  возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – кропотливая, ежедневная, необходимая работа.

    Говоря о формах, методах и приёмах обучения детей, нельзя не сказать о серьёзных изменениях в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны образования. Принятие ФГОС ДО требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности, так как роль воспитателя является направляющей, развивающей. 

Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей.

   Составление синквейна – один из эффективных интересных приемов, который способствует совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, развитию лексико-грамматического строя и связной речи дошкольников. Опора на личностно-ориентированный, системно-деятельностный, комплексный и дифференцированный подходы соответствует требованиям ФГОС ДО и запросам современного общества.

Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Синквейн используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат. Это не противоречит образовательным и коррекционным программам ДОУ.

    Уважаемые коллеги, может быть кто-то из вас знает, что такое синквейн?

Синкве́йн (от фр. cinquainsангл. cinquain) — пятистрочная стихотворная  форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи. Форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси.

Правила составления синквейна:

Форма синквейна напоминает ёлочку.

В первой строке – пишется одно слово, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Обычно это местоимение или существительное, и отвечает на вопросы: кто? что?

Во второй строке – находятся уже два слова, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления. Обычно это причастия и прилагательные, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие?

В третьей строке – содержатся уже три слова, которые описывают действия обычные для этого явления или объекта. Это глаголы и деепричастия, отвечающие на вопрос: что делает? что делают?)

В четвертой строке — ребёнок выражает уже непосредственно своё мнение о затронутой теме. Иногда это может быть просто известный афоризм, фраза или что-то подобное, иногда даже небольшой стих. Самый традиционный вариант, когда эта фраза состоит из четырёх слов (т. е предложение).

Пятая строка – содержит в себе опять всего одно слово. Это слово – ассоциация, выражающая сущность темы. Обычно это существительное или местоимение и отвечает на вопрос: кто? что?

При творческом использовании синквейна на занятиях, он  воспринимается дошкольниками как увлекательная игра – ведь сочинять полезно, весело и легко. Синквейн можно составлять в конце занятия - как закрепление пройденного материала, а можно в начале - как введение в тему. Однако нужно помнить, что знакомство с этим приёмом следует начинать в старшем дошкольном возрасте!

Сейчас мне бы хотелось попросить Вас назвать слова, которые очень точно выражают главное в нашей работе. (ответы)

Самое главное в нашей работе - это дети. Давайте сейчас мы все вместе попробуем составить синквейн на слово дети. Смотрим на нашу ёлочку.

Первая строка нашей ёлочки - Кто? Дети

2 строка два слова определения - Какие?

3 строка три слова действия - Что делают?

4 строка - Фраза со словом дети.

5 строка слово - ассоциация, выражающая всю сущность данной темы.

Давайте посмотрим, что же у нас получилось?

Я считаю, что у нас с вами получилось замечательное произведение. Вы согласны со мной?

Есть ещё один вариант составления синквейна. Это графический синквейн, где дети не только устно составляют синквейны, но и рисуют их.

Синквейны можно использовать не только в работе с детьми, но также и в работе с воспитателями или родителями. Он может быть формой рефлексии, если составить его в конце педсовета или родительского собрания.

Я хочу пригласить для участия в мастер – классе 6 человек для составления синквейнов:

 

1. солнце

2. родители

3. воспитатель

Пока наши коллеги составляют свои синквейны, я предлагаю немного пошутить. Мне бы хотелось задать вопрос женской аудитории.

- Что волнует каждую женщину? (ответы)

Давайте составим синквейн на тему лишнего веса.

Что? Вес

Вес какой?

Вес что делает?

Фраза

Ассоциация

Конечно же - это шутка. А если серьезно, то мы женщины, прибавляем в весе, потому, что накопленные с годами знания и умения не могут уместиться в нашей голове и равномерно распределяются по всему телу.

А теперь я хочу попросить наших участников прочитать, синквейны которые у них получились.

А сейчас я хочу предложить вашему вниманию ещё один вариант синквейна – это обратный синквейн или синквейн загадка, как его называют дети. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Здесь составлен синквейн. Попробуйте отгадать, о чём в нём идёт речь.

Предложенный вашему вниманию метод не требует особых условий применения, он органично вписывается в работу по развитию речи и обогащению и активизации словаря, даёт возможность педагогу увидеть уровень освоения ребёнком пройденного материала. Синквейн не только развивает речь, но и способствует развитию высших психических функций: памяти, мышления, внимания. И, главное, этот метод позволяет детям и родителям быть активными участниками образовательного процесса.

Спасибо за внимание и творческих Вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для конкурса «Воспитатель года» "Неповторимый предмет декора.

мастер-класс по технике декупаж-салфеточной технике, поможет из обычных предметов сделать неповторимые предметы интерьера. Даже детям это под силу!...

Мастер-класс на конкурсе "Педагог года -17" в номинации "Воспитатель года"

Развитие музыкально-творческих способностей дошкольников посредством организации музыкальных дидактических игр....

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование технологии «СИНКВЕЙН» в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста»

СИНКВЕЙН – это один из методов новой образовательной технологии «РКМЧП» (развитие критического мышления через чтение и письмо)....

Мастер - класс для педагогов ДОУ "Использование технологии синквейн в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста"

Синквейн - это анализ и синтез информации, игра слова. Это поэзия, которая способствует творческому саморазвитию и красивому выражению мыслей....

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Познакомить педагогов с одним из элементов инновационной педагогической технологии "Синквейн"...

Мастер-класс для педагогов с использованием технологии «Синквейн» и включением игровых заданий — друдлов.

Мастер-класс для педагогов с использованием технологии «Синквейн» и включением игровых заданий — друдлов....

Мастер-класс для педагогов: «Рефлексия в форме Синквейн».

Даным материал знакомит педагогов с понятием синквейн, эффективность использования в работе педагогов с дошкольниками....