Конспект занятия "В гости к гномам"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Закрепление знаний у детей о родственных словах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesyolyy_gnom_otkr_.zan_.docx17.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «В гости к гномам»                                                                                                                            Коррекционно-образовательные цели: закрепление знаний детей о родственных словах, упражнение в выделении из текста родственных слов, закрепление навыков звукового анализа; активизация объяснительной речи детей                                                                                                         Коррекционно-развивающие цели: развитие фонематического восприятия, зрительного и слухового внимания, памяти, мышления, цветовосприятия; активизация поисковой деятельности. Коррекционно-воспитательные цели: воспитывать взаимопомощь, умение правильно оценивать конечный результат работы.                                                                                                                                 Пособия и материалы: 2 картины с гномами для выделения отличий, по 4 карандаша красного, синего, желтого и зеленого цветов на каждого ребёнка, индивидуальные карточки, корзинка с подарками.                                                                                                                                                             Словарная работа: домосед, домочадцы, домовитый, домовой, громоотвод.                                 Предварительная работа: знакомство с родственными словами.: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Виды детской деятельности: речевая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная, чтение (восприятие художественной литературы), оздоровительная. Ход НОД I.                                                                                                                                                  Организационный момент. - Сегодня на занятии у нас много гостей. Давайте поприветствуем их.                                                                                                                                                       - Отгадайте загадку: - Незаметно в каждый дом По ночам приходит … (гном). - А кто такой гном?

                II. Основная часть НОД.                                                                                                                                                                                1. Игра «Запомните и назовите отличия».                                                                                                                - Один из гномов прислал нам свои фотографии. Рассмотрите внимательно и запомните первую фотографию. (Одна картинка убирается, выставляется другая.) - Фотографии похожи, но есть и отличия. Назовите их. (Для проверки предъявляются обе картинки.) - Гномы пригласили нас в гости. Пойдем?                                                                                                                                                                         2. Выделение из текста стихотворения родственных слов. /Слайд № 1./                                                         - Жил да был веселый гном. Он в лесу построил … дом. Рядом жил поменьше гномик. Под кустом он сделал … домик. Самый маленький гномишко Под грибом сложил … домишко. Старый, мудрый гном – гномище Выстроил большой … домище. - А чем отличаются дом, домик, домишко, домище? (Размером) /Слова появляются на экране/ - Что общее у этих слов? (Общая часть «дом», относятся к одному слову) - Как мы называем такие слова? (Слова-родственники)                                                  - Сейчас я продолжу читать стихотворение, и вместе мы будем подбирать родственные слова к слову дом. /Читается стихотворение, называются родственные слова, объясняется лексическое значение этих слов, на экране высвечивается названное слово/ - Старый, мудрый гном – гномище Выстроил большой … ДОМИЩЕ, Был он стар и был он сед И большой был … ДОМОСЕД. А за печкой, за трубой Жил у гнома … ДОМОВОЙ. Очень строгий, деловитый, Аккуратный, … ДОМОВИТЫЙ, Мох, калину, зверобой – Всё из леса нёс … ДОМОЙ. Есть любил он суп вчерашний, Пил он только квас … ДОМАШНИЙ. Вечером привык встречаться Гном с любимым … ДОМОЧАДЦЕМ: Вместе посмотреть кино, Поиграть с ним в домино. Каждый день соседи – гномы Навещали деда … ДОМА, Всех встречал радушно гном, Все любили этот … ДОМ. - Вот какая длинная цепочка родственных слов у нас получилась. Давайте прочитаем эти слова. - Какая общая часть у всех этих слов? (Дом) - Мы объяснили значение этих слов и убедились, что все они связаны с домом. - А теперь давайте мы отдохнём вместе с гномами.                                                                          3. Физкультминутка. Гном проснулся, потянулся, Вправо, влево повернулся, Наклонился, распрямился, На пенек хотел присесть, Нет пенька, но ничего – Мы придумаем его.                                4. Расставь гномов по порядку. - А какая ещё цепочка родственных слов есть в стихотворении? (Гном, гномик, гномишко, гномище) - Давайте назовем их по размеру от самого большого до самого маленького. (Гномище, гном, гномик, гномишко) /На слайде появляются гномы от самого большого до самого маленького/.                                                                                                                             5. Работа по карточке «Раскрась колпачки». - Посмотрите, у всех гномов колпачки разного цвета. Запомните, какого цвета колпачок носит каждый гном. /Гномы убираются, дети по памяти закрашивают их колпачки./ - Раскрасьте колпачки гномов нужным цветом. Проверка: - Какого цвета колпачок у самого большого гнома? и т.д.                                                                                                  6. «Цветовое кодирование». - Гномы приготовили нам испытание. Они закодировали слово, которое нужно отгадать. - Что же это за слово? /Дети печатают слово ГРОМ./                                                                     7. «Звуковой анализ». - Сколько звуков в слове «гром»? (4) - Сколько согласных звуков? (3) - Какие? (Г,Р,М) - Сколько гласных звуков? (1) - Какой первый звук? (Г) - Дайте характеристику звука [Г]? (Согласный, звонкий, твёрдый) /Характеристика всех звуков/ - Сколько в слове «гром» слогов? (1) - Почему? (Один гласный звук)                                                                                                                                                     8. Заучивание стихотворения с опорой на схему. - Дети, а знаете, почему гномы закодировали слово «Гром»? - Потому что они очень боятся грома. Про это даже стихотворение есть — «Гном и гром» /По ходу чтения стихотворения, выставляются опорные картинки/ - И в лесу, и возле дома Умный Гном боится Грома! Загрохочет в тучах Гром Умный Гном сейчас же в дом. Ведь всегда у Гнома дома Есть громоотвод от Грома!                                                                                                                                               9. Задание «Строим башню» (дополнительно). - Гномы очень любят строить. Однажды они решили построить башенки из 4 — х кирпичиков, самый верхний и самый нижний кирпичики должны быть одинакового цвета. Вот что у них получилось. Какие башенки построены не правильно? Почему?                                                                                                                                                    10. Зрительная гимнастика.      

 III. Итог занятия.                                                                                                                                                              - Ребята, нам пора возвращаться в группу. Вам понравилось играть с гномами? - Вы им тоже понравились, и они оставили для вас подарок. - Какое задание показалось сложным? - А какое понравилось больше всего? Картинки и слайды. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Ракета для Гнома"

Комбинированное занятие математика + рисование....

Конспект занятия на тему: «Гномья дорога» (Дорожные ловушки)

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, фронтальная, продуктивная.Цель: Продолжать знакомить  с правилами дорожного движения, учить практически применять их ...

Конспект занятия «Гости из страны Геометрия»

Конспект занятия по ФЭМП «Гости из страны Геометрия»...

Конспект занятия по математике «Гном - Гномыч».

Конспект занятия по математике ....

Конспект занятия "Сюрприз от гномов"

Интегрированное контрольное занятие с элементами экспериментирования...

Конспект занятия "Палитра для Гнома"

Конспект занятия "Палитра для Гнома"...

Конспект занятия «Гость из школы»

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Гость из школы»....