«Наглядное моделирование в развитии речемыслительной деятельности у детей дошкольного возраста».
учебно-методический материал по логопедии

Логанова Мария Михайловна

Материал семинара-практикума по наглядному моделированию построен на сказке В.Г.Сутеева “Под грибом”. Идея создания этого материала возникла в ходе работы над темой “Технологии наглядного моделирования” и знакомства с серией книг Н.Гурьевой “Учимся по сказке”

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx377.73 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей.
«Наглядное моделирование в развитии речемыслительной
деятельности у детей дошкольного возраста».
Логанова Мария Михайловна учитель-логопед

Орловская область город Болхов
детский сад «Лучик» комбинированного вида

“Познание дошкольниками окружающего мира представляет собой процесс

 обработки и упорядочивания информации различной модальности”.
Ж.Пиаже

   Сегодня специалисты отмечают рост числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития. Причинами этого роста являются:

  • общая соматическая ослабленность детей;
  • педагогическая некомпетентность родителей;
  • увеличение нарушений перинатального развития детей;
  • эмоциональные депривации в семье, берущие начало еще в младенческом возрасте.


И в итоге: в средней группе детского сада обнаруживается до 60% воспитанников, имеющих нарушения речевого развития.

Так же у детей отмечаются нарушения формирования высших психических функций, что препятствует эффективной коррекции всей речевой деятельности:

– ограниченный объем зрительного и слухового восприятия усложняет процесс запоминания и усвоения;
– нарушение внимания приводит к трудностям в выполнении заданий на основе словесной инструкции;
– отставания в развитии мыслительных операций вызывают затруднения в овладении анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Работая по выбранной теме, мы руководствовались следующей идеей: способность запоминать зависит в первую очередь не от памяти, а от мышления и внимания. Нарушения в работе этих психических процессов делают практически невозможным произвольное запоминание – мозг не хранит информацию в привычном смысле слова, он способен сохранять только внутренние связи между объектами.

Актуальность выбранной темы мы видим в следующем:

– наглядное моделирование облегчает детям с ОНР овладение связной речью, т.к. использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей;
– приемы наглядного моделирования используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс
 запоминания, сохранения и припоминания информации;
– дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

Таким образом, речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами. Специальное обучение должно осуществляться с помощью комплексной программы логопедического воздействия, включающей не только развитие компонентов речевой системы, но и направленной на коррекцию психических функций.

В настоящее время существуют различные приемы и методы развития речемыслительной деятельности детей. Мы хотим поделиться с коллегами эффективными приемами работы на основе наглядного моделирования, т.е. техники, облегчающей запоминание и увеличивающей объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Реализуя данную технологию, мы поставили перед собой следующие задачи:

– помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем;
– обогащать словарный запас детей, развивать связную речь;
– учить последовательности, логичности, полноте и связности изложения;
– развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память;
– снять речевой негативизм, воспитать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе;
– развивать мелкую моторику у детей.

Мы хотим вам предложить практический материал по наглядному моделированию, в основу которого положена сказка В.Сутеева “Под грибом”. Идея создания этого материала возникла в ходе работы над темой “Технологии наглядного моделирования” и знакомства с серией книг Н.Гурьевой “Учимся по сказке”. Текст сказки используется при изучении различных тематических разделов: развитие связной речи, развитие грамматического строя речи, математики и логики, экологии, развитие мелкой и общей моторики.

На разных возрастных этапах и в зависимости от индивидуальных способностей детей используются различные приемы наглядного моделирования: пиктограммы, заместители, мнемотаблицы.

Один из приемов работы – использование пиктограмм. Пиктограмма – символическое изображение, заменяющее слова. Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах:

– как средство временного общения, когда ребенок пока не говорит, но в перспективе может овладеть звуковой речью;
– как средство постоянного общения для ребенка, неспособного говорить и в будущем;
– как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций;
– как подготовительный этап к освоению письма и чтения детьми с проблемами в развитии.

Таким образом, система невербальных средств общения предусматривает формирование логической цепочки: первоначальное понятие “знак” (пиктограмма) – обобщающее понятие – закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами – самостоятельная ориентировка в системе знаков.

^ Игры с использованием пиктограмм по сказке “Под грибом” В.Сутеева.

В игру входят пиктограммы с изображением:

слов-предметов: гриб, дождь, солнце, муравей, бабочка, мышь, воробей, заяц, лиса, лягушка;

https://shkolnie.ru/pars_docs/refs/87/86963/86963_html_305da385.png

слов-действий: ползает, прыгает, летает, ходит, бегает, растет, светит, покажи;

https://shkolnie.ru/pars_docs/refs/87/86963/86963_html_m21d3cd6b.png

слов-признаков: большой, маленький, грустный, веселый;

https://shkolnie.ru/pars_docs/refs/87/86963/86963_html_4b481d8.png

символов-предлогов:,: под, за, над, на, около, к;

https://shkolnie.ru/pars_docs/refs/87/86963/86963_html_m19692c0f.png

Картинки с реалистичными изображениями героев.

Варианты игр:

1. Пиктограммы слов-предметов расположены по кругу.


  • В центре картинка с изображением героя сказки.
    Задание: соотнести пиктограмму и картинку.

  • В центре пиктограмма “Покажи”.
    Задание: выбрать и показать только ту пиктограмму, которую назвал взрослый.

  • В центре одна из пиктограмм – действий.
    Задание: назвать и показать кто (что) идет (дождь, лиса);
    кто прыгает, и т.д.;

  • Аналогичные задания со словами – признаками.


https://shkolnie.ru/pars_docs/refs/87/86963/86963_html_c682556.png

Количество пиктограмм, их расположение, задания определяются по желанию педагога и зависят от уровня подготовленности ребенка.

2. Составить из пиктограмм пару.


  • Взрослый предлагает найти две пиктограммы по предложению:
    “Солнце светит” или “Бабочка летает” или “Веселая лягушка”…

  • Взрослый предлагает две пиктограммы, а ребенок составляет предложение.


3. Исправить ошибку.


  • Взрослый предлагает две пиктограммы “воробей” и “ползает”.
    Ребенку предлагается исправить ошибку и произнести правильное предложение.


4. Составить из пиктограмм произнесенную фразу.


  • “На грибе лягушка”, “К грибу ползет муравей”, “Над грибом летает бабочка” и т.д.


Придумывайте новые варианты игр. Творческих успехов!

Замещение – это вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально-условными. В качестве заместителей удобно использовать бумажные квадратики, кружки, овалы, различающиеся по цвету и величине, т.к. замещение основывается на каком – либо различии между персонажами.

На первых занятиях число заместителей должно совпадать с числом персонажей, потом можно ввести лишние кружки или квадраты, чтобы ребенок мог выбрать нужные.

Разыгрывание с помощью заместителей лучше начинать с русских народных сказок, т.к. устойчивые стереотипы знакомых героев (лиса оранжевая, медведь большой и коричневый и т.д.) легко переносятся на модели. Мы предлагаем вам свой вариант заместителей к сказке “Под грибом”.

https://shkolnie.ru/pars_docs/refs/87/86963/86963_html_macfdf0.png

Вначале достаточно, чтобы ребенок поднимал соответствующий символ по ходу рассказывания сказки взрослым, затем можно переходить к разыгрыванию сказки.

Отработка приема происходит в результате повторяющихся заданий, содержание которых постепенно расширяется, обогащается новыми связями. В дальнейшем можно придумывать с детьми и новые сказки, используя готовые заместители или разыгрывая бытовые сюжеты.

Данный прием моделирования обеспечивает единство речевой и мыслительной деятельности.

Мнезис в переводе с латинского означает память. Таким образом, приемы мнемотехникипризваны облегчить запоминание и увеличить объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Особенность приема – применение не изображения предметов, а символов. Символизм характерен для детского рисунка в дошкольном возрасте и не вызывает трудностей в восприятии мнемотаблиц.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи:

– заучивание стихов, загадок, пословиц, чистоговорок;
– пересказывание текстов;
– составление описательных рассказов.

Психологи рекомендуют для детей младшего и среднего дошкольного возраста использовать цветные мнемотаблицы, т.к. еще идет формирование сенсорных эталонов.

Последовательность работы с мнемотаблицами:

– рассматривание таблицы;
– перекодирование информации, преобразование предложенного материала из символов в образы;
– пересказ или заучивание текста.

Критериями усвоения являются: правильное воспроизведение материала, умение самостоятельно расшифровывать символы.

Мы хотим представить вам свой опыт работы по сказке посредством использования мнемотехники.

1. Пересказать сказку.

https://shkolnie.ru/pars_docs/refs/87/86963/86963_html_3201911e.png

^ 2. Какие из символов подходят воробью, а какие зайцу?

https://shkolnie.ru/pars_docs/refs/87/86963/86963_html_m12aca5d1.png

3. Рассказать, чем похожи лиса и заяц?

https://shkolnie.ru/pars_docs/refs/87/86963/86963_html_m6ab3c3c1.png

4. Загадки:

Варианты заданий:

Отгадать загадку, выбрать отгадку;

Выучить загадку, используя мнемодорожку;

Придумать загадку, изобразить ее на дорожке

Длиннохвостые крошки боятся кошки

https://shkolnie.ru/pars_docs/refs/87/86963/86963_html_45f184ef.png

^ 5. Составление героями сказки описательного рассказа.

Пройти по мостику в лес, к грибку, рассказать о себе.

https://shkolnie.ru/pars_docs/refs/87/86963/86963_html_m2226f567.png

^ 6. Заучивание стихов:

Воробей

Воробей по лужице
Прыгает и кружится.
Перышки взъерошил он, 
Хвостик распушил.
Погода хорошая!
Чил, чив, чил!
А.Барто

https://shkolnie.ru/pars_docs/refs/87/86963/86963_html_1de92499.png

^ Хитрый грибок

Хитрый маленький грибок
В круглой, красной шляпке.
Он не хочет в кузовок,
Он играет в прятки.
Притаился возле пня – 
Поиграть зовет меня!

https://shkolnie.ru/pars_docs/refs/87/86963/86963_html_m5c141088.png

^ 7. Образование родственных слов.

https://shkolnie.ru/pars_docs/refs/87/86963/86963_html_m6bd867fe.png

8. Согласование существительного и числительного.

https://shkolnie.ru/pars_docs/refs/87/86963/86963_html_4bbf7106.png

^ 9. Согласование в роде, числе и падеже.

https://shkolnie.ru/pars_docs/refs/87/86963/86963_html_32fa9133.png


Вижу кого,

(что)?


Пою о ком,

(о чем)?


 Подарю кому,

 (чему)?


Дружу с кем,

(с чем)?


https://shkolnie.ru/pars_docs/refs/87/86963/86963_html_m7b14e9ea.png


^ 10. Образование глаголов.

Кто (что) из героев сказки:


https://shkolnie.ru/pars_docs/refs/87/86963/86963_html_m77dfb488.png


ползает


прыгает


 летает


 ходит


бегает


 растет


^ 11. Образование сложных слов.

https://shkolnie.ru/pars_docs/refs/87/86963/86963_html_312ef194.png

12. Образование притяжательных прилагательных.

Кого хотел сфотографировать муравей?

https://shkolnie.ru/pars_docs/refs/87/86963/86963_html_m7c516652.png

13. Экология.

Зачеркнуть то, чего не бывает летом

https://shkolnie.ru/pars_docs/refs/87/86963/86963_html_m41de6ba6.png

Что нельзя делать в лесу?

https://shkolnie.ru/pars_docs/refs/87/86963/86963_html_m3bdcd891.png

Рассказать, как появляются бабочка и лягушка.

https://shkolnie.ru/pars_docs/refs/87/86963/86963_html_26d14ab0.png

^ 14. Математика. Логика.

Соотнести по величине грибы и героев сказки.

https://shkolnie.ru/pars_docs/refs/87/86963/86963_html_5a6bc6c8.png

Решить веселые примеры.

https://shkolnie.ru/pars_docs/refs/87/86963/86963_html_28a99833.png

^ 15. Пальчиковая гимнастика.


https://shkolnie.ru/pars_docs/refs/87/86963/86963_html_maf6bf3c.pngДождь идет сильней, сильней,
(кончики пальцев стучат по столу)

Под грибок встал муравей.
(поставить под ладошку указательный палец другой руки)

Место бабочке нашлось,
(взмах ладошек в стороны)
Потесниться лишь пришлось.
(два пальца под ладошку)

Мышка к грибу подбежала,
(пальчики “бегут” по столу) 
Рядышком с друзьями встала. 
(три пальца под ладошку)

Воробьишка весь промок,
(скрестить руки, постучать ладонями по плечам)

Тоже встал он под грибок.
(поставить под ладошку четыре пальца)





https://shkolnie.ru/pars_docs/refs/87/86963/86963_html_62cc96ea.pngЗайку от лисы спасали,
(“ушки” из указательного и среднего пальцев)

Далеко ее прогнали.
(пять пальцев под ладошку)

Как под маленьким грибком
Все нашли хороший дом?
(пожать плечами, руки над головой “домиком”)

А лягушка: “Ква-ква-ква”,
(покачать широко расставленными пальцами обеих рук)

Гриб-то вырос, ха-ха-ха!
(руки в круг над головой)



16. Физкультминутка


https://shkolnie.ru/pars_docs/refs/87/86963/86963_html_4287ec3.pngНу-ка, зайка, поскачи, поскачи,


Лапкой, лапкой, постучи, постучи.
 

Ты на травку упади, упади,
 

Полежи и отдохни, отдохни.
 

Отдохнул, теперь вставай,
 

Прыгать тоже начинай.



Использование приемов наглядного моделирования помогает нам задействовать все виды памяти (зрительную, слуховую, двигательную при использовании приема зарисовки таблицы с детьми), совершенствует мышление и речь, делает высказывания детей более логичными и последовательными, поддерживает интерес детей дошкольного возраста к активной речевой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии наглядного моделирования в формировании связного высказывания у детей дошкольного возраста.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Технология наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представи...

«МЕТОДЫ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Развитие   связной речи относят к числу важнейших задач работы с  дошкольниками.  Однако, последние исследования показывают, что в  настоящее время речевое развитие знач...

Использование метода наглядного моделирования для формированию связной речи у детей дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи

Представляю опыт работы по формирования связной монологической речи у детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) с  использованием заместителей и наглядных моделей по  методике В.К. Воробьевой...

Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»

Консультация будет полезна воспитателям старшей и подготовительной группы при подготовке к образовательной деятельности по обучению грамоты. В консультациии представлен материал для решения следующих ...

Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»

Уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию консультацию на тему «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим ...