Игра-викторина «Умники и умницы» по развитию речи с использованием технологии «ТРИЗ» в подготовительной группе
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Сценарий игры- викторины предназначен для дошкольников подготовительных групп для активации словарного запаса прилагательных, развития фантазии, обогащения словаря существительных, развития воображения и движения, превращения слов с суффиксами -ик, -ищ, составления объяснения (цепочки–рассказа).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina.docx | 20.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра-викторина «Умники и умницы» по развитию речи с использованием технологии «ТРИЗ» в подготовительной группе
Задачи:
Обучающие:
- Активировать словарный запас прилагательных;
- Развивать звукопроизношение звука «ш» и фантазию;
- Обогащать словарь существительных; развивать воображение и движение;
- Превращение слов с суффиксами -ик, -ищ;
- Составить объяснение (цепочку–рассказ)
- Закрепить навык ориентировки в пространстве «справа–слева».
Развивающие:
- Развивать сообразительность, находчивость и память детей.
- Воспитывать умение слушать и слышать товарища, умение работать в команде сообща, вежливое отношение друг к другу.
Использованное оборудование и материалы: эмблемы для команд двух разных видов, сувениры победителям.
Ход мероприятия
Дети входят в зал, становятся вокруг воспитателя. Приветствуем наших гостей.
Воспитатель: Ребята, как называется наша с вами любимая игра? Знатоки.
Я приглашаю вас принять участие в игре-викторине «Знатоки». А кто это такие? Кого так называют? (ответы детей). Такими вы себя и должны сегодня проявить. Нам нужно разделиться на команды.
На ковре разложены эмблемы двух видов по количеству детей.
Под веселую музыку все двигаются произвольно. Когда музыка заканчивается, каждый поднимает эмблему (тем самым дети произвольно делятся на две команды).
Воспитатель: Встаньте все ко мне лицом (чтобы дети стояли все в одном направлении).
- У кого изображена на эмблеме сова – встают справа. Ваша команда называется «Умники».
- У кого изображена на эмблеме шапка бакалавра (книги) – встают слева.
Ваша команда называется «Знайки».
Воспитатель: Если мы с вами выполним все задания, то узнаем, что же помогает нам стать умным. А теперь закройте глазки. И произнесите считалку Незнайки (переодеваюсь ) Я (Ольга Юрьевна Умнова) приглашаю вас в увлекательное путешествие в страну знаний. Какое у вас настроение? Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу хорошее настроение. (команды встали в круг)
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг
Крепче за руки возьмемся.
И друг другу улыбнемся.
И начнем с проговаривания чистоговорок (стоя в кругу)
- Ра-ра-ра- начинается... игра
- Лы-лы-лы-забиваем мы ...голы
- Жа-жа-жа- есть иголки у ...ежа
- Са-са-са-под кустом сидит ...лиса
- На-на-на -на дворе сейчас ...весна
- Ша-ша-ша-мама моет ...малыша
- Ар-ар-ар-кипит наш ...самовар
- Усь-усь-усь-на лугу пасется ...гусь
- Та-та-та- у нас в доме ....чистота.
Воспитатель: А теперь скороговорка для каждой команды. Для команды «Знайки» - Аштардарми (Аштардарми, пики-пики-дарми. У-у- ри-та-та, аш-тар-да), для команды «Умники» - (чики чики чики, соленые огурчики...)
Кто еще знает скороговорки ... (ответы детей)
Воспитатель: Не боитесь трудных заданий? (Ответы детей).
Правильно, ведь работая дружно в команде, надо проявить взаимовыручку и взаимопомощь, и тогда вы справитесь с любым заданием!
Каждой команде нужно выбрать капитана. Пообщайтесь и сообщите. (30 сек)
Воспитатель: Команды займите свои места за столом. Прежде чем сесть, прохлопайте свое имя по слогам.
Ведущий: вначале “Разминка”.
“Разминка”
- С какого дня начинается неделя?
- Какое слово короче “ручка” или “карандаш”?
- Какое животное тянет плуг, воз и сани?
- Воду можно разлить, а горох?
- Что за животное: дикое, четвероногое, травоядное, длинношее?
- У волчицы волчонок, у собаки ?
- Какой день недели наступает за средой?
- Как называется сок из сливы?
- Как называется варенье из вишни?
- Назовите имя злого, могущественного персонажа в русских сказках.
- Какие волшебные слова произносила девочка Женя, отрывая очередной листок?
- Маленькая девочка, живущая в цветке. Кто это?
- Как звали трех поросят?
- Почему сорока белобока не дала каши одному птенцов?
- Имя девушки, которую фея нарядила как принцессу и помогла попасть на бал?
- Вредная старуха с крысой?
- Как называется сумка школьника?
- Как называется занятие в школе?
- Без языка, без голоса, а все расскажет. Что это?
- Как называется маленькая модель нашей земли?
- Как называется профессия человека, который выдает книги для чтения?
- В детском саду занятие проводит воспитатель, а в школе урок проводит…?
А Василиса и Варя загадают вам свои загадки. По описанию иллюстрации нужно отгадать сказку. (загадки по иллюстрациям)
Воспитатель даёт команду гонг.
Первый раунд (подойдите в магазин)
1. Игра «Аукцион»
Цель: активировать словарный запас прилагательных.
Воспитатель: Первое задание - игра «Аукцион» требует от участников внимания и знание слов Я продаю – вы покупаете. Я продаю вещи и предметы не за деньги, а за ответы. Вы должны назвать свойства и качества того предмета, который я вам представлю.
Вам нужно описать предмет, его возможности и использование. Кто последним предложит способ применения предмета, тот его забирает. Говорит каждый участник команды по очереди. За выкрикивание и шум судьи снижают баллы.
Внесите «Черный ящик»! Звучит музыка.
Я продаю предметы. (например: мобильный телефон, шарф, цветная бумага, машина, ложка, ноутбук). А теперь достаньте свои ноутбуки и напишите сообщение кому вы хотите.
(открываем первую букву «К»)
Второй раунд
Звучит гонг
Воспитатель: Задание «Антилогическое лото» требует от участников чёткого произношения звука «ш», фантазии, умения придумывать небылицы.
Оборудование: подготовить две группы карточек. Названия картинок первой группы составляют тематические пары с названиями картинок второй группы.
Ход игры: Звучит музыка.
Воспитатель: Внесите конверты! Капитаны выбирают конверты и несут в команду.
Капитаны вскрывают конверт, достают картинки.
Внимание! Задание!
Вам нужно глядя на картинки придумать о них небылицу. Рассказ будет групповой. Один начинает, другой продолжает. Ответив на вопрос: Зачем один предмет нужен другому?
Дети между собой совещаются и придумывают ответ, например: зачем шарику шапка и т.д. Песочные часы показывает время и капитан выбирает участника, который будет отвечать. Дети придумывают множество самых неожиданных и забавных связок между парами картинок и на каждую интересную «изобретательскую идею» получают очко.
Ребята, перед вами следующее задание. Вам надо закончить предложение. Хорошо думаем и отвечаем.
(открываем вторую букву «Н»)
Воспитатель: а теперь давайте немного поиграем. (сели на ковер).
2. Игра на внимание
Вышел с удочкой Сережа (и я тоже)
Стал удить на речке Вожже (и я тоже)
Он сидел и улыбался (и я тоже)
Лещ на удочку попался (и я тоже)
Теперь поиграем в интересную игру, которая называется «Мои друзья".
Воспитатель держит в руках воздушный шар и говорит:
- Я - воздушный шарик. Мои друзья – это те, кто умеет летать.
Дети называют объекты и изображают:
- самолёт, птица, ракета, парашют, шмель, облако
Дети садятся за стол.
Третий раунд
Звучит гонг.
3. Игра «Превращение слов с суффиксами -ик, -ищ слова зачитывают капитаны)
Воспитатель: задание. Участникам команд нужно превратить значение слова с помощью частички -ик и -ищ в большое или маленькое.
Слова для команды «Знайки»
- Дом (домик, домище)
- Забор (заборчик, заборище)
- Гвоздь (гвоздик, гвоздище)
- Глаз (глазик, глазище)
- Пакет ( пакетик, пакетище)
- Зуб (зубик, зубище)
Слова для команды «Умники»
- Мороз (морозик, морозище)
- Комар (комарик, комарище)
- Сапог (сапожок, сапожище)
- Сугроб ( сугробик, сугробище)
- Хвост (хвостик, хвостище)
- Человек (человечек, человечище)
Открываем букву «И».
Четвёртый раунд
Звучит гонг.
4. Игра «Полиномы фантазии»
Воспитатель: следующая игра называется «Полиномы фантазии» требует от участников знания, умения, фантазии придумывать и составлять слова из букв.
Ход игры: Звучит музыка.
Воспитатель: Внесите конверты! Капитаны выбирают конверты и несут в команду.
Капитаны выбирают конверты в которых помещены буквы.
Задание: Составить из букв как можно больше слов. Воспитатель ставит песочные часы. По окончании времени воспитатель подходит к каждой команде и проверяет ответы.
АОРН — рано, нора РАФШ — шарф, фарш
НКИО — кино, кони АИЛС — лиса, сила
ОКТ — кот, ток ОНС - нос, сон
Умницы! Как быстро справились с задание.
Открываем букву «Г»
Давайте, ребята, немножко отдохнем!
Солнце помогает весне, и мир снова расцветает яркими красками. Давайте поиграем и расскажем про солнышко.
5. Проводится игра “Сравни и назови”, бросая ребенку мяч, начинаю фразу, а ребенок должен его закончить.
- Солнце желтое, как ... (одуванчик, цыпленок, лимон)
- Солнце круглое, как ... (мячик, апельсин, колобок)
- Солнце ласковое, как ... (бабушка, мама, ветерок, теплое море)
- Солнце веселое, как ... (песенка, клоун)
- Солнце теплое, как ... (печка, рукавички, свитер)
- Солнце яркое, как ... (лампочка, фонарь, звезда
- Солнце жаркое, как ... (огонь, костер)
Молодцы! Обе команды ответили правильно.
Воспитатель: А сейчас пройдите за столы, нарисуйте и расскажите, что у вас получилось. (Рисунки в технике друдлы)
Ребята, для вас загадка:
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (книга)
Открываем букву «А»
Подведение итогов
Победила дружба! И всех участников команд мы вправе назвать Знатоками!
Выступление судей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в подготовительной к школе группе.
Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в подготовительной к школе группе на тему: "Путешествие в страну сказок"...
План-конспект занятия по художественной литературе, ознакомлению с окружающим и развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе по теме: «Спасти заколдованную принцессу»
Цель: Закрепить умение детей отгадывать название сказки по короткому отрывку, называть автора; активизировать словарный запас детей; развивать связную речь дошкольников; способствовать...
Конспект ООД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в подготовительной группе. Тема: «Путешествие в страну Загадайку» Лексическая тема недели: «Безопасность»
Данная ООД может быть организована с детьми подготовительной группы. Используемые элементы технологии ТРИЗ и РТВ позволяют повысить интерес детей к заданиям, а значит и активность....
Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие в страну сказок»
Развивает умение находить нестандартные подходы к решению задач;тренирует аналитическое мышление, ....
Открытое занятие по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе №5 «Солнышко»
Открытое занятие по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе №5 «Солнышко»...
Игра-викторина «Знатоки» по развитию речи с использованием технологии «ТРИЗ» в подготовительной группе
Игра-викторина «Знатоки» по развитию речи с использованием технологии «ТРИЗ» в подготовительной группеЗадачи:Обучающие:Активировать словарный запас прилагательных;Развивать зву...
- Мне нравится (3)