Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в подготовительной группе на тему: "Путешествие в страну сказок".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
ТРИЗ технология на занятиях по развитию речи в детском саду с детьми 6-7 лет.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.05 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ «Детский сад «Родничок» город Щигры Курская область»
Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в подготовительной группе на тему: "Путешествие в страну сказок".
Воспитатель: Головастикова Е.А.
2023 г.
Цель: учить детей на основе восприятия объекта представлять возможные ощущения через разные органы чувств (обоняние, осязание, слух); составлять сравнения или метафоры по моделям; тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения; формировать умение творческого рассказывания с использованием технологии ТРИЗ; развивать связную речь дошкольников; способствовать развитию интереса детей к окружающему миру; развивать умение находить нестандартные подходы к окружающему миру; находить оригинальные решения; расширять словарный запас, связную речь, мышление, воображение, фантазию, слуховое внимание и память; воспитывать чувство взаимопомощи, инициативность, умение детей действовать согласованно.
Оборудование и материалы: домик теремок, сенсорный сундучок; маски животных; мяч; мольберт; иллюстрация к стихотворению А.Барто «Наша Таня громко плачет».
Ход занятия:
Дети входят в группу.
Приветствие гостей.
Воспитатель: Доброе утро!
Для начала встанем в круг,
Все мы за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Ребята, сегодня я захожу в детский сад. Что такое? Кто-то сидит и мяукает. Смотрю кот. Какой-то рыжий, печальный. Ну-ка котик расскажи, что с тобой случилось.
К: Я не простой кот, а сказочный и зовут меня кот Баюн - говорун, рассказчик. Я кот-сказочник и знаю много сказок. Со мной случилось несчастье, я заблудился, хочу попасть в свою сказочную страну, а не могу преодолеть препятствия на своём пути, помогите мне, пожалуйста.
Воспитатель: Не волнуйся кот Баюн, мы с ребятами готовы тебе помочь. Готовы оправиться в сказку? И все задания готовы выполнять? И трудностей не боитесь? Ну тогда в путь!
Д: (Да, нет)
Воспитатель: В мире много сказок грустных и смешных, но прожить на свете нам нельзя без них. Сказке в дверь мы постучимся, сказка, в гости ты нас жди. В сказке может все случиться, наша сказка - впереди. Закрывайте глаза. Повертелись, покружились в стране сказок очутились.
- Мы с вами попали на сказочную поляну, располагайтесь поудобнее, и вот первое задание. Но для начала давайте вспомним наш девиз правильного ответа: «Если знаем, не кричим, не перебиваем, руку поднимаем».
Игра «Данетка» (технология ТРИЗ)
- Я загадаю персонаж из очень знакомой вам с детства сказки, а вы должны его отгадать. Загадала, а вы ребята задавайте мне вопросы. А я могу говорить только да или нет.
Д: – Это животное? Это предмет? Это растение? Это насекомое? Он квадратный? У него есть крылья? Хвост? Он круглый? Он съедобный? - это колобок
Кот: Не нравится мне конец в этой сказке. Как придумать другой конец и помочь колобку?
Воспитатель: Давайте вспомним конец сказки.
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
Воспитатель: А я придумала, колобок споет не веселую песенку, а колыбельную. Лисичка уснет, и колобок укатится. А вы что придумали? ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: (позвать медведя, не прыгать ей на нос, напугать лису, изваляться в земле, перце, выкраситься в зеленый цвет и бежать по траве, а не по тропинке, спеть песню наоборот Лиса, лиса, я тебя съем, подружиться с лисой, стать большим и сильным).
Воспитатель: Правильно ребята, вы молодцы, вы смогли бы помочь колобку, и колобок бы принял правильное решение. Отправляемся дальше в путь.
(Дети шагают по кругу, проговаривая речёвку «Давайте вместе с нами пойдём за чудесами. Туда, где есть узоры, за реки и за горы!»)
- А здесь нас ждёт игра «скажи наоборот». Игра не простая, умная такая, тот, кто слово назовет тот задание пройдет. (Воспитатель бросает в руки детей мячик и говорит: В: веселый - дети: грустный, В: добрый - дети: злой, смелый - трусливый, старый - молодой, сильный - слабый, здоровый - больной, умный -- глупый, вежливый - грубый, сытый - голодный, сильный - слабый, хороший – плохой, быстрый – медленный.)
- Держим путь дальше, впереди река, предлагаю переплыть реку на лодках, (дети идут по кругу, совершая круговые движения руками «гребут вёслами»). Подплываем, смотрите на берегу нас ждёт новое задание. Путешествие по картине, а поможет нам в этом сенсорный сундучок (в нем картина) На нем вы видите, изображены глаз, нос, ухо, рука - они-то и будут служить вам подсказками. (иллюстрация к стихотворению А.Барто «Наша Таня громко плачет» крепится на магнитную доску), но сначала давайте сделаем небольшую гимнастику
Гимнастика .
Мы пришли в чудесный лес. (Головой нарисовали круг вправо)
В нём много сказок и чудес. (Круг влево)
Слева сосны — справа ели, (Голова вправо и влево)
Сверху дятел, тук да тук. (Голова вверх- вниз)
Ты глаза закрой, открой.
И скорей бегом за мной. (Бег на месте)
возьмите подзорные трубы (имитация руками), рассмотрите и скажите, что вы видите?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ (называют предметы на картине)
- Молодцы! Много предметов назвали! А теперь внимание! Задание такое-выбрать объект на картине и придумать к нему метафору, что такое метафора-это образная речь, фраза с переносным смыслом. Возьмём два объекта: слёзы и лужа.
алгоритм | пример |
| Слёзы |
| Слёзы капают |
| Дождик капает |
| Слёзы на глазах-дождик на глазах. «Дождик из глаз» (метафора) |
| « От расстройства у Тани на лице закапал дождик из глаз» |
алгоритм | пример |
1. Предмет на картине | Лужа |
2. Где расположена лужа? | Лужа на траве |
3. На что по форме похожа лужа? | Лужа похожа на зеркало |
4. Соедини оба предмета мысленно. Составляется метафора. | Лужа на траве-зеркало на траве (метафора) |
| «Утренний дождь оставил большое зеркало на траве» |
Воспитатель: Молодцы! А теперь подсказка-нос, упражнение «Я нюхаю», делимся впечатлениями, кто какой запах почувствовал?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
Воспитатель: А теперь подсказка-ухо, упражнение «Я слышу», делимся впечатлениями, кто что услышал?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
Воспитатель: А теперь подсказка- рука, упражнение «Я ощущаю руками», ваши впечатления?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
Кот: Ребята, какие вы молодцы, так много знаете, такие умные! Но мне все равно грустно, потому что я потерялся и мне негде жить.
Воспитатель: Котик, а посмотри, какой у нас есть Теремок. Ты можешь в нем жить. (выносится домик-модуль)
Кот: Ну не знаю, подойдет ли он мне. Да и не хочу я в нем жить один.
(Проводиться ТРИЗ игра «Теремок»)
Воспитатель: А мы пустим в твой домик того, кто ответит на твои вопросы. Ребята, я буду помогать вам. (Надеваю маски животных детям)
#1044;ети: Тук-тук. Кто в Теремочке живет?
Кот: Я кот Баюн, а ты кто?
Дети: Я тигр, пусти меня в Теремок жить.
Кот: А чем ты похож на меня?
Дети: я хищник и ты хищник, у меня острые зубы и у тебя тоже
Кот: А чем непохож?
Дети: Я рычу, а ты мяукаешь.
Кот: Входи в Теремок, будем жить вместе.
2. Дети: Тук-тук. Кто в Теремочке живет?
Кот: Я кот Баюн, а ты кто?
Дети: Я заяц пусти меня в Теремок жить.
Кот: А чем ты похож на меня?
Дети: Я пушистый и ты пушистый.
Кот: А чем непохож?
Дети: Я ем морковку, а ты пьешь молоко.
Кот: Входи в Теремок, будем жить вместе.
3. Дети: Тук-тук. Кто в Теремочке живет?
Кот: Я кот Баюн, а ты кто?
Дети: Я медведь, пусти меня в Теремок жить.
Кот: А чем ты похож на меня?
Дети: Я рыбу люблю и ты любишь.
Кот: А чем непохож?
Дети: Я зимою сплю, у меня маленький хвост, а у тебя длинный и пушистый.
Кот: Входи в Теремок, будем жить вместе.
4. Дети: Тук-тук. Кто в Теремочке живет?
Кот: Я кот Баюн, а ты кто?
Дети: Я петух, пусти меня в Теремок жить.
Кот: А чем ты похож на меня?
Дети: Я домашнее животное и ты домашнее.
Кот: А чем непохож?
Дети: У меня перья, а у тебя шерсть, к меня клюв, у тебя носик.
Кот: Входи в Теремок, будем жить вместе.
5. Дети: Тук-тук. Кто в Теремочке живет?
Кот: Я кот Баюн, а ты кто?
Дети: Я мышка, пусти меня в Теремок жить.
Кот: А чем ты похожа на меня?
Дети: У нас с тобой есть усы.
Кот: А чем непохож?
Дети: Я маленькая, а ты большой, я грызу зернышки, а ты ешь мясо.
Кот: Входи в Теремок, будем жить вместе.
Воспитатель: А меня пустишь в теремок?
Кот: Если скажешь, чем ты не похож на меня?
Воспитатель: Я человек, а ты животное.
Кот: А чем похож?
Воспитатель: Мы оба любим уют, тепло и ласку. Я тебя поглажу и накормлю. (гладит кота).
- И зажили звери в Теремке, вместе с котом, дружно и весело.
Ребята вы молодцы! Вот и пришла пора нам возвращаться. Итак, вспомним наше волшебство. Закрывайте глаза. Повертелись, покружились в своей группе очутились.
Вам понравилось быть в гостях у сказки? А что понравилось? А что было для вас трудным? Верить в сказку - это счастье, и тому, кто верит, сказка обязательно отворит все двери. Наще занятие окончено. Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием театральной деятельности с куклами – марионетками на тему: «Путешествие Буратино и его друзей».(старшая группа)
Цель: расширять представления о сказках. Развивать творческое воображение, тренинг эмоций, образное мышление. Использовать в речи сложные предложения разных видов. Воспитывать культуру речевого общени...

Конспект ООД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в подготовительной группе. Тема: «Путешествие в страну Загадайку» Лексическая тема недели: «Безопасность»
Данная ООД может быть организована с детьми подготовительной группы. Используемые элементы технологии ТРИЗ и РТВ позволяют повысить интерес детей к заданиям, а значит и активность....
Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие в страну сказок»
Развивает умение находить нестандартные подходы к решению задач;тренирует аналитическое мышление, ....

Конспект НОД по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в подготовительной группе по теме "Путешествие в сказку"
Развивать умение детей отвечать полным предложением, активизировать словарь, соотносить знаковые символы с образами....

Конспект открытого занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельности в старшей группе на тему «Путешествие в сказочную страну»
Цель: создание благоприятных условий для развития речи и творческой активности у детей посредством театрализованной деятельности....

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием технологии мнемотехники в старшей группе «Путешествие по сказкам»
Цель: формировать способность произвольного запоминания, используя мнемотаблицу, развивать ассоциативное мышление.Задачи:Обучающие:· ра...
Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием технологии мнемотехники в старшей группе: «Веселое приключение»
Цель: формировать способность произвольного запоминания, используя мнемотаблицу, развивать ассоциативное мышление.Задачи:Обучающие: развитие умения работать с мнемотаблицами.учить замечать образные сл...
