Проект: "Дикие животные и их детеныши"
проект по логопедии (подготовительная группа)

Анциферова Анна Петровна

Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе проекта. Формировать представления детей о диких животных, их детенышах, особенностях внешнего вида, повадках, среде обитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dikie_zhivotnye_i_ih_detenyshi.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Баунтовского района - детский сад "Жемчужинка" общеразвивающего вида

с приоритетным направлением

здоровьесбережение

Логопедический проект:

"Дикие животные и их детеныши"

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД:

Анциферова А.П.

с.Багдарин

2019г.

Вид проекта: познавательно — творческий.

Продолжительность: краткосрочный

Участники проекта: дети, логопед.

Цель проекта: Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе проекта. Формировать представления детей о диких животных, их детенышах, особенностях внешнего вида, повадках, среде обитания.

Задачи проекта:

Образовательные:

1. Дать представления о диких животных, их образе жизни, питании, жилищах.

2. Обогатить словарь за счет имен существительных (дупло, берлога, логово, нора, существительных с суффиксом ИЩ. (усищи, ножищи, лапищи и т. д.); имен прилагательных (колючий, лохматый, неуклюжий, хитрый, злой, голодный); глаголов (прятаться, охотиться, притаиться, выглядывать и др.). Упражнять в образовании сложных прилагательных (тонконогий, длинноухий, длинноногий и т. д., притяжательных прилагательных (лосиный, ежиный, лисий, волчий и др.)

3. Согласование числительных с существительным.

4. Закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Развивающие:

1. Расширять, обогащать и активизировать словарь по теме.

2. Способствовать развитию просодической стороны речи.

3. Способствовать развитию фонематического восприятия.

4. Развитие навыка связной речи. Развивать связную речь через составление описательного рассказа о животных.

Воспитательные:

1. Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников.

2. Вызвать интерес детей к явлениям природы; формировать заботливое отношение к животным, окружающей природе.

Ожидаемый результат проекта:

Дети:

• научиться узнавать и называть диких животных и их детенышей, особенности внешнего вида, повадки, приспособления к среде обитания (сезонные изменения, способы защиты).

• овладеть обобщающим понятием «дикие животные».

• сравнивать животных по нескольким признакам, находя сходство и различие.

• составлять описательный рассказ о животном с использованием схем.

• с помощью различного материала создавать образ животного, подбирать интересный познавательный материал об этом животном.

• проявлять доброту, заботу, бережное отношение к природе, животным.

Этапы работы над проектом:

1этап-подготовительный:

1) Подбор произведений художественной литературы о животных.

2) Подбор иллюстраций на тему «Дикие животные и их детеныши».

3) Создание предметно- развивающей среды для организации

сюжетно-ролевых игр.

4) Оформление родительского уголка: размещение статей, консультации, рекомендации по теме проекта.

5) Приобретение и изготовление дидактических игр.

2 этап-основной:

Перспективный план проекта «Дикие животные и их детёныши»

Образовательные области Совместная деятельность педагога с детьми

Социально-коммуникативное развитие

• Сюжетно-ролевые игры«Зоопарк»«Зоомагазин»«На лесной полянке».

• Просмотр слайдов по теме.

• Творческие задания «Спрячь зайца»«Помоги белочке сделать припасы».

• Обучение правилам поведения в природе.

• Игра «Прятки» (ориентировка в пространстве).

• Сюжетно – ролевая игра «Строим дом для зайчика»

• Дидактические игры«Кто где живёт»«Кто чем питается»«Чьи детки?»«Где чья мама?»

• Игра – драматизация по русским народным сказкам «Теремок»

• Загадывание загадок о животных.

Художественно-эстетическое развитие

• Лепка «Ёжик»

• Рисование животных наших лесов

• Оригами - Заяц

• Чтение русских народных сказок «Лисичка-сестричка и серый волк»«Хвосты»«Заяц-хваста»«У страха глаза велики»«Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой;

• заучивание стихотворений о животных

• Слушание музыкального произведения: Л. Ребиков «Медведь».

• Слушание аудиозаписи«Звуки леса».

Познавательное развитие

• Рассказы педагога на темы«Зачем ежу иголки?»«Почему зайца называют косым?»«Что делают белки, если корма в лесу не хватает?».

• Беседа с детьми по темам«Как животные готовятся к зиме;

• Рассматривание сюжетных картин по теме«Дикие животные и их детеныши»;

• Проблемные ситуации по теме«Как люди могут помочь животным».

Речевое развитие

• Составление рассказов о животных и создание книги рассказов.

• Обогащение словаря детей.

• Разбор и комментирование путаниц;

• Использование пословиц, поговорок, чисто говорок по теме.

• Работа со схемами-моделями для составления описательных рассказов о животных.

• заучивание стихотворений о животных.

• Фронтальное логопедическое занятие «Дикие животные наших лесов» 

Физическое развитие • П/игры«Пустое место»«Узнай по голосу»«Охотник и зайцы»«Волк во рву»«Охотники и звери»«У медведя во бору».

• Загадки- движения «Угадай животное».

• Пальчиковые игры по теме: "Наш лужок", "Ёжик», «Бурый мишка».

• Физкультминутки по теме«Заблудились мы в лесу»«Между ёлок, между сосен…»«Скучно белочке в дупле».)

3 этап-заключительный:

• Итоговое фронтальное логопедическое занятие «Дикие животные и их детеныши» 

ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ:

• возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей, дети включают в сюжет игры различные игрушки диких животных и пытаются осуществлять диалоги;

Приложение 1

Конспект итогового фронтального логопедического занятия

по проекту:

«Дикие животные и их детеныши

Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о диких животных.

Коррекционно-образовательные задачи:

Упражнять в образовании сложных прилагательных, притяжательных прилагательных, существительных с суффиксом ИЩ. Согласование числительных с существительными. Закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Коррекционно-развивающие задачи:

Расширять, обогащать и активизировать словарь по теме. Способствовать развитию просодической стороны речи. Способствовать развитию фонематического восприятия. Развитие навыка связной речи.

Воспитательные задачи:

Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: Посылка, бумажные макеты героев сказки «Теремок», игровое поле, демонстрационный материал: рисунки частей животных.

Интеграция образовательных областей: речевое, физическое, познавательное, социально-коммуникативное развитие.

Ход НОД:

1. Организационный момент: - Ребята, давайте соберемся все в кружок.

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас с вами на весь оставшийся день было хорошее настроение.

Дети, нам прислали посылку, давайте вместе посмотрим, что в ней. (Открываем посылку, а в ней конверты с загадками.)

1. Живёт в норке, грызёт корки

Короткие ножки, боится кошки. (мышь)

2. Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (медведь)

3. Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (волк)

4. Что за зверь лесной

Встал как столбик под сосной

И стоит среди травы-

Уши больше головы? (заяц)

Артикуляционная гимнастика.

Утром заинька проснулся,

Потянулся (язык тянуть вверх,

улыбнулся («Улыбка»)

Про зарядку не забыл, («Качели»)

Окна широко открыл. (открыть рот)

Посмотрел он за окно

На земле белым-бело

Вьюга воет и метёт (языком по губам водить)

Ёлкам песенки поёт. (на выдохе У-У-У)

Зайка чашечку достал («Чашечка»)

Чай с вареньем выпивал. («Вкусное варенье»)

И во двор собрался быстро

Всё лопаткой чистил чисто. («Лопаточка»)

А потом он шёл гулять,

Всех животных навещать.

Там в берлоге много храпу,

Мишка спит, сосёт он лапу. (втягивать и отпускать щёки)

Дятел по стволу стучит, («Дятел»)

А в дупле бельчонок спит. («Лопаточка»)

Навестил своих друзей

И домой бежит скорей.

5. Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней. (лиса)

6. Скачет зеленая зверушка

Не рот, а ловушка

Попадут в ловушку

И комар и мушка. (лягушка)

Дети отгадывают загадки и берут персонажей сказки «Теремок»

2. Сообщение темы НОД

- Из какой сказки эти герои? Теремок. - Сегодня мы расскажем эту сказку на новый лад. А вы мне в этом поможете.

Раз – два – три – сказка оживи. (выкладывается игровое поле Теремка)

3. Расширение словаря по теме.

ЛОГОПЕД : Стоит в поле теремок Бежит мимо мышка-норушка, увидела теремок и спрашивает:

РЕБЕНОК: -Терем, теремок! Пусти меня к себе жить?

ЛОГОПЕД : - Пущу, если ребята скажут где в лесу живет волк, лиса, белка, медведь, заяц, еж. (Волк живет в логове. Лиса живет в норе. И т. д.) - Вошла мышка и стала там жить.

4. Согласование существительных с числительными

ЛОГОПЕД: Прискакала к терему лягушка-квакушка. Увидела Теремок и проквакала:

РЕБЁНОК: - ква-ква-ква, Кто в тереме живет? Пусти меня теремок к себе жить.

ЛОГОПЕД: пущу, если ребята назовут детёнышей диких животных с числом 1, 2, 32 (1 лось, лиса и т. д.) - Вошла лягушка и стала там жить.

5. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

ЛОГОПЕД: Бежит мимо терема зайчик-побегайчик, остановился и спрашивает:

РЕБЁНОК: - Кто в тереме живет? Пусти меня теремок к себе жить.

ЛОГОПЕД : Пущу, если вы вместе назовете диких животных ласково(Мышь-мышка, заяц, ёж, белка, волк, лиса, медведь, лось…., кабан) - Вошёл зайчик и стал там жить.

6. Физминутка: Пальчиковая гимнастика «Бурый мишка»

Бурый мишенька зимой (сжимают и разжимают пальцы)

Крепко спал в берлоге. (кладут руки под щеку)

Весною он проснулся, (тянут руки вверх)

Зевнул и потянулся(зевают и потягиваются)

-здравствуй, рыжая лисичка! (загибают поочередно пальцы)

-здравствуй, белочка-сестричка!

-здравствуй, серенький волчонок!

-здравствуй, беленький зайчонок!

-и колючий брат-ежонок.

7. Образование притяжательных прилагательных.

ЛОГОПЕД: Бежит мимо терема лисичка-сестричка, остановилась и спрашивает:

РЕБЁНОК: - Кто в тереме живет? Пусти меня, теремок, к себе жить.

ЛОГОПЕД: Пущу, если вы вместе назовете, чьи это лапы и хвосты. (Уши зайца – заячьи, волка – волчьи и т. д. (по картинкам) - Вошла лисичка и стала там жить.

8. Употребление сложных прилагательных.

ЛОГОПЕД: Бежит мимо терема волчок-серый бочок, остановился и спрашивает:

РЕБЁНОК: - кто в тереме живет? Пусти меня теремок к себе жить.

ЛОГОПЕД: Пущу, если вы вместе назовете сложные слова.

Если у лисы лапы тонкие, то она – тонколапая,

У зайца уши длинные – длинноухий,

У белки рыжий хвост – рыжехвостая,

У медведя короткий хвост – короткохвостый.

У ежа острый нос – остроносый,

У зайца косые глаза – косоглазый,

У лося длинные ноги – длинноногий. - Вошел волк и стал там жить.

9. Образование существительных с суффиксом –ищ. Работа над просодикой речи.

ЛОГОПЕД: Теперь садимся тише, тише – Притихнем в норках словно мыши. Ходил медведь по лесу, Топтался и рычал. Хотел он очень меда. А где искать – не знал. Увидел теремок и прорычал:

РЕБЁНОК: - кто в тереме живет? Пустите меня к себе.

ЛОГОПЕД: пущу, если ребята скажут у кого что?

У волчицы усы, у волка – усищи, а у волчонка – усики,

У медведицы лапы, у…

У зайчихи уши…

У лисицы хвост…

у лосихи рога…

у ежихи когти…

у волчицы зубы…

- Вошёл медведь в теремок и стал там жить.

10 .Составление рассказа-описания.

ЛОГОПЕД: Молодцы! Дети, а кому больше всего сегодня вам понравилось помогать? Давайте расскажем о медведе поподробнее по плану-схеме

Дети рассказывают рассказ-описание цепочкой.

КТО ЭТО?

ЧЕМ ПИТАЕТСЯ

Хищное/травоядное

ГДЕ ЖИВЕТ?

КАК НАЗЫВАЮТСЯ ДЕТЁНЫШИ?

Медведь дикое животное.

Медведь питается ягодами, медом и любит ловить рыбу.

Медведь живет в берлоге.

У медведя детёныши – медвежата.

11. Итог НОД.

Дружно и весело стали жить наши герои в своём теремке. Понравилась вам сказка? Вы все молодцы! Замечательно играли роли животных. Сегодня я вам подарю раскраски с животными и их детенышами.

Приложение 2

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЕНЫШИ

Тематический словарь

Барсук, барсучата, белка, бельчата, берлога, бобр, бобрята, бродить, бурый, волк, волчата, выдра, длинноухий, дупло, ёж, ежата, енот, загонять, зайчата, заяц, злой, кабан, клыки, колоться, колючий, копыта, косолапый, красться, крот, куница, лапы, ласка, лиса, лисята, лось, лосята, медведь, медвежата, мышь, нагонять, олень, оленята, ондатра, подстерегать, полосатый, прыгать, пушистый, рога, рыжая, рысь, рычать, серый, сохатый, трусливый, хвост, хитрая, ходить.

Веселая зарядка для пальчиков

Поочередное соединение всех пальцев с большим, начиная с мизинца, на каждый ударный слог.

Заяц бегал по болоту,

Он искал себе работу,

Да работы не нашел,

Сам заплакал и пошел.

Хитрые вопросы

У кого больше лап – у лисы или белки?

Сколько у двух зайцев ушей, хвостов, лап?

Кого (чего) больше – зайцев или заячьих ушей?

Кто больше: зайчиха или зайчонок, медвежонок или медведица, волчонок или волчица?

Когда так говорят?

Держать в ежовых рукавицах.

Медведь на ухо наступил.

Волков бояться – в лес не ходить.

Сосчитай до пяти

Один косолапый медведь – два косолапых медведя,.

Одна хитрая лиса –.

Один глупый мышонок –.

Какое слово не подходит?

Волк, проволока, волчонок, волчица.

Белка, белочка, белый, беличий.

Кто лишний?

Волк, лиса, собака, медведь.

Лось, волк, заяц, олень.

Сова, сорока, белка, ворона.

Измени по образцу

У кого чей хвост?

У кого чьи уши?

Чей хвост у белки? – Беличий. Чьи уши у белки? – Беличьи.

У волка? –.

У медведя? –.

У зайца? –.

У лисы? –.

У оленя? –.

У барсука? –.

У рыси? –.

Назови детенышей

У лисы – лисенок.

У медведя –.

У зайца –.

У волка –.

У лося –.

У бобра –.

У белки –.

Как зовут маму?

У зайчонка – зайчиха.

У волчонка –.

У лосенка –.

У медвежонка –.

Кто как голос подает?

Волк – воет.

Медведь –.

Кабан –.

Сова –.

Лиса –.

Объясни словечко

Длинноухий; косолапый.

Закончи предложение

В берлоге живет.

В норе может жить.

В дупле живет –

Зимой в лесу можно встретить.

Зимой в лесу никогда не увидишь.

Что общего и чем отличаются друг от друга?

Белка и лиса.

Бобр и выдра.

Медведь и барсук.

Лиса и волк.

Лось и олень.

Вспомни

Вспомни русские народные сказки, где героями были:

Медведь, лиса, волк, заяц, мышь, лягушка. (Теремок)

Заяц, волк, медведь, лиса. (Колобок)

Отгадай загадки

Серенькая, маленькая,

Хвост, как шило.

(Мышь)

Сделал дыру, вырыл нору,

Солнце сияет, а он и не знает.

(Крот)

На ветке не птичка –

Зверек-невеличка,

Мех теплый, как грелка.

Кто же это?

(Белка)

За деревьями, кустами

Промелькнула будто пламя.

Промелькнула, пробежала –

Нет ни дыма, ни пожара.

(Лиса)

На спине иголки

Острые и колкие.

А свернется он в клубок,

Нет ни головы, ни ног.

(Еж)

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

(Медведь)

Доскажи словечко

Возле дуба острым рылом,

Деловито землю рыл он.

Видно, желуди искал.

Я пугать его не стал.

Не спугнул и мой Полкан,

Очень грозен был. (кабан)

С ним тягаться трудно в беге.

Коли встретить довелось,

Знайте, дети, это. (лось)

Подбери парное слово

Белка – дупло, медведь –. (берлога).

Лиса – хитрая, заяц –. (трусливый).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный план – конспект НОД по познавательному развитию Тема: «Путешествие в мир животных (домашние и дикие животные и их детеныши)

Примерный план – конспектнепосредственно – образовательной деятельностипо познавательному развитиюТема: «Путешествие в мир животных (домашние и дикие животные и их детеныши)1...

План Коррекционно-педагогического процесса по теме недели: «Домашние животные и их детеныши, содержание домашних животных»»

Тема недели : (Домашние животные и их детеныши, содержание домашних животных ) с 18.11.19 по 22.11.19Программное содержание: 1. Уточнять и расширять представление о домашних животных. Отмечать и...

План Коррекционно-педагогического процесса по теме недели: «Дикие животные и их детеныши. Подготовка животных к зиме».

Тема недели : «Дикие животные и их детеныши. Подготовка животных к зиме»(с  25.11.19 – по 29.11.19).Программное содержание:Продолжать расширять представление о многообразии окру...

Информационно- практический проект Тема проекта: «Дикие животные наших лесов»

Посредством данного проекта значительно легче достичь поставленной цели: знакомство ребёнка с особенностями животных родного края, формированием более глубоких знаний о фауне родного края. Знаком...

Проект " Дикие и животные севера"

Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании диких животных. Цель: Развивать устойчивый познавательный интерес к диким животным, как к живым существам. Чтение...