Развитие речи дошкольников посредствам игры
консультация по логопедии
Предварительный просмотр:
Консультация учителя-логопеда для родителей
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ ИГРЫ»
В младшем возрасте велика склонность детей к подражанию, что является благоприятным фактором для развития активной речи ребёнка. Повторяя вслед за взрослым слова и фразы, малыш не только запоминает их; упражняясь в правильном произнесении звуков и слов, он укрепляет артикуляционный аппарат.
Чего надо избегать родителям?
Не сюсюкать, не лепетать, подстраиваясь под речь ребенка («Вовочке бо-бо», «Машенька будет ням-ням»). Подобная манера общения не только не стимулирует ребенка к овладению правильным звукопроизношением, но и надолго закрепляет его недостатки.
Развитию четкой артикуляции помогает воспитание у детей привычки смотреть во время речи на собеседника и таким образом следить за движениями губ, языка. Знакомить детей со звуками речи следует в игровой форме(с — песенка водички, з — песенка комара, ж — жужжит жук, ш — песенка ветра, р -мотор самолета)
Полезны детям игры, основанные на звукоподражаниях. Так, например, малыши, как лошадки, цокают копытами(язычком); жужжат, как пчелы; тикают, как часики; мяукают, как кошки. Дети с удовольствием повторяют, как звучит дудочка (ду-ду-ду), маленький колокольчик(дзинь-дзинь), большой колокол(дон-дон-дон). Такие игры не только развивают правильное звукопроизношение, но, что очень важно, предупреждают возникновение речевой патологии.
Примеры игр для развития речи детей младшего возраста:
- Развитие слухового внимания.
- Игра «Хлоп-топ».
Мама тихо хлопает в ладоши — ребенок прыгает, мама затопала — ребенок бежит к ней.
- Игра «Узнай что звучит»
Ребенок закрывает глаза или отворачивается, мама звенит колокольчиком, переливает из стакана в стакан воду, шуршит бумагой, режет бумагу ножницами и т.д. — ребенок должен сказать/показать, что сделала мама.
- Предложить ребенку послушать звуки за окном: Что шумит? (деревья, ветер); Что гудит (машина); Кто кричит (ребенок) и т.д.
- Развитие речевого дыхания.
1. Игра «Пускание корабликов».
Таз с водой, два бумажных кораблика, ребенок вытягивает губы трубочкой и дует на кораблик (следить, чтобы ребенок не надувал щеки).
- Игра «Поздоровайся» — как здоровается курочка? (Ко-ко-ко), гусь (Га-га-га), корова (Му-му-му) и т.д. Следить чтобы ребенок произносил звукосочетания на одном выдохе.
-Развитие силы голоса.
1. Игра «Позови» Попросите ребенка позвать, куклу, мишку и т.д.: «Миша, иди!» Следить, чтобы дети звали громко, но не кричали.
2. Игра «Взрослые и детки» мама — мышка «Пи-пи-пи» (громко), мышонок — детка «Пи-пи-пи» (шепотом) и т.д.
3. Игра «Дует ветер» сильный ветер, ребенок (гудит) — у — у -у (громко), слабый ветерок у — у — у (тихо).
- Пальчиковая гимнастика (Развитие мелкой моторики рук)
Развиваем пальчики — стимулируем речевое развитие. Помните, что, развивая тонкую моторику, Вы не только продвинете развитие своего ребенка вперед, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии ребенка.
Проводите пальчиковую гимнастику регулярно, выразительно произносите текст и показывайте ребенку сопровождающие его движения. Пусть попробует делать гимнастику вместе с Вами, сначала слушая, потом договаривая и далее самостоятельно произнося текст.
Пример:
Кулачок Как фасолинки в стручке Наши пальцы в кулачке. Кулачки мы разгибаем, И фасольки рассыпаем. Раз, два, три, четыре, пять – Собираем все опять. (Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца). | Овощи Собираем мы в лукошко И морковку, и картошку. Огурцы, фасоль, горох- Урожай у нас не плох. (Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого; со слов «Урожай у нас не плох» — охватывать весь кулачок). |
Предложите своему ребенку разложить в две разные кружечки фасоль и горох, которые Вы перемешали в большой чашке. С ребенком можно провести игру-соревнование на скорость. Кто скорее, папа или сын разложит большие и маленькие болтики или гайки в два разных контейнера? Кто быстрее, мама или дочка разложит фасоль и горох из одной миски в разные контейнеры? Выкладывайте с ребенком узоры из гороха, фасоли, желудей. Используйте для основы картонку с тонким слоем пластилина.
Лепите со своим крохой из пластилина, играйте в мозаику и пазлы.
Как можно раньше купите малышу краски для рисования пальчиками. В деле обучения ребенка рисованию Вам помогут книжки-раскраски.
Играя с ребенком, Вы создаете условия для развития у него правильной речи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/13/picture-117523-1570947521.jpg)
Обобщение опыта работы по теме "Развитие речи дошкольников посредством игры"
В статье обобщен опыт работы по теме "Развитие речи дошольникоа через игру"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/16/picture-212433-1392545898.jpg)
Развитие речи дошкольников посредством развития мелкой моторики
"Ум ребенка на кончиках его пальцев" В.А. Сухомлинский...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/05/picture-720894-1449326833.jpg)
Обобщение опыта по теме «Развитие речи дошкольников в играх посредством повышения компетентности родителей в условиях внедрения активных форм взаимодействия участников образовательного процесса»
Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи является необходимым условием работы по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи детей дошкольного возраста,...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/26/picture-978524-1511702426.jpg)
Консультация для родителей "Практические материалы по развитию речи дошкольников посредством развития мелкой моторики руки"
quot;Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев" В.А. Сухомлинский....
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/18/picture-1364929-1637252467.jpg)
Обобщение опыта работы «Развитие речи дошкольников посредством дидактической игры»
Уважаемые коллеги, я хотела бы представить опыт работы на тему «Развитие речи дошкольников посредствам дидактической игры»...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/01/picture-1051622-1698815411.jpg)
Сообщение из опыта работы "Повышение родительской компетентности, как эффективное средство развития речи дошкольников, посредством многофункционального пособия «Развиваем речь дома»"
Основными направлениями коррекционной работы с дошкольниками являются: исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционно...