Развитие речи дошкольников посредствам игры
консультация по логопедии

Паскаль Марина Дмитриевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_doshkolnikov_posredstvam_igry.docx18.46 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация учителя-логопеда для родителей

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ ИГРЫ»

В младшем возрасте велика склонность детей к подражанию, что является благоприятным фактором для развития активной речи ребёнка. Повторяя вслед за взрослым слова и фразы, малыш не только запоминает их; упражняясь в правильном произнесении звуков и слов, он укрепляет артикуляционный аппарат.

Чего надо избегать родителям?

Не сюсюкать, не лепетать, подстраиваясь под речь ребенка  («Вовочке бо-бо», «Машенька будет ням-ням»). Подобная манера общения не только не стимулирует ребенка к овладению правильным звукопроизношением, но и надолго закрепляет его недостатки.  

Развитию четкой артикуляции помогает воспитание у детей привычки смотреть во время речи на собеседника и таким образом следить за движениями губ, языка. Знакомить детей со звуками речи следует в игровой форме(с — песенка водички, з — песенка комара, ж — жужжит жук, ш — песенка ветра, р -мотор самолета)

Полезны детям игры, основанные на звукоподражаниях. Так, например, малыши, как лошадки, цокают копытами(язычком); жужжат, как пчелы; тикают, как часики; мяукают, как кошки. Дети с удовольствием повторяют, как звучит дудочка (ду-ду-ду), маленький колокольчик(дзинь-дзинь), большой колокол(дон-дон-дон). Такие игры не только развивают правильное звукопроизношение, но, что очень важно, предупреждают возникновение речевой патологии.

Примеры игр для развития речи детей младшего возраста:

- Развитие слухового внимания.

  1. Игра «Хлоп-топ».

Мама тихо хлопает в ладоши — ребенок прыгает, мама затопала — ребенок бежит к ней.

  1. Игра «Узнай что звучит»

Ребенок закрывает глаза или отворачивается, мама звенит колокольчиком, переливает из стакана в стакан воду, шуршит бумагой, режет бумагу ножницами и т.д. — ребенок должен сказать/показать, что сделала мама.

  1. Предложить ребенку послушать звуки за окном: Что шумит? (деревья, ветер); Что гудит (машина); Кто кричит (ребенок) и т.д.

- Развитие речевого дыхания.

1. Игра «Пускание корабликов».

Таз с водой, два бумажных кораблика, ребенок вытягивает губы трубочкой и дует на кораблик (следить, чтобы ребенок не надувал щеки).

  1. Игра «Поздоровайся» — как здоровается курочка? (Ко-ко-ко), гусь (Га-га-га), корова (Му-му-му) и т.д. Следить чтобы ребенок произносил звукосочетания на одном выдохе.

-Развитие силы голоса.

1. Игра «Позови» Попросите ребенка позвать, куклу, мишку и т.д.: «Миша, иди!» Следить, чтобы дети звали громко, но не кричали.

2. Игра «Взрослые и детки» мама — мышка «Пи-пи-пи» (громко), мышонок — детка «Пи-пи-пи» (шепотом) и т.д.

3. Игра «Дует ветер» сильный ветер, ребенок (гудит) — у — у -у (громко), слабый ветерок у — у — у (тихо).

- Пальчиковая гимнастика (Развитие мелкой моторики рук)

Развиваем пальчики — стимулируем речевое развитие. Помните, что, развивая тонкую моторику, Вы не только продвинете развитие своего ребенка вперед, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии ребенка.

Проводите пальчиковую гимнастику регулярно, выразительно произносите текст и показывайте ребенку сопровождающие его движения. Пусть попробует делать гимнастику вместе с Вами, сначала слушая, потом договаривая и далее самостоятельно произнося текст.

Пример:

Кулачок

Как фасолинки в стручке

Наши пальцы в кулачке.

Кулачки мы разгибаем,

И фасольки рассыпаем.

Раз, два, три, четыре, пять –

Собираем все опять.

(Согнуть пальцы в кулачок,  затем по очереди разгибать их,

начиная с большого пальца).

Овощи

Собираем мы в лукошко

И морковку, и картошку.

Огурцы, фасоль, горох-

Урожай у нас не плох.

(Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого;

со слов «Урожай у нас не плох» — охватывать весь кулачок).

Предложите своему ребенку разложить в две разные кружечки фасоль и горох, которые Вы перемешали в большой чашке. С ребенком можно провести игру-соревнование на скорость. Кто скорее, папа или сын разложит большие и маленькие болтики или гайки в два разных контейнера? Кто быстрее, мама или дочка разложит фасоль и горох из одной миски в разные контейнеры? Выкладывайте с ребенком узоры из гороха, фасоли, желудей. Используйте для основы картонку с тонким слоем пластилина.

Лепите со своим крохой из пластилина, играйте в мозаику и пазлы.

Как можно раньше купите малышу краски для рисования пальчиками. В деле обучения ребенка рисованию Вам помогут книжки-раскраски.

Играя с ребенком, Вы создаете условия для развития у него правильной речи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Развитие речи дошкольников посредством игры"

В статье обобщен опыт работы по теме "Развитие речи дошольникоа через игру"...

Развитие речи дошкольников посредством развития мелкой моторики

"Ум ребенка на кончиках его пальцев" В.А. Сухомлинский...

Обобщение опыта по теме «Развитие речи дошкольников в играх посредством повышения компетентности родителей в условиях внедрения активных форм взаимодействия участников образовательного процесса»

Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи является необходимым условием работы по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи детей дошкольного возраста,...

Консультация для родителей "Практические материалы по развитию речи дошкольников посредством развития мелкой моторики руки"

quot;Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев" В.А. Сухомлинский....

Обобщение опыта работы «Развитие речи дошкольников посредством дидактической игры»

Уважаемые коллеги, я хотела бы представить опыт работы на тему «Развитие речи дошкольников посредствам дидактической игры»...

Сообщение из опыта работы "Повышение родительской компетентности, как эффективное средство развития речи дошкольников, посредством многофункционального пособия «Развиваем речь дома»"

Основными направлениями коррекционной работы с дошкольниками являются: исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционно...