Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей по лексической теме "Перелетные птицы"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Артемова Маргарита Николаевна

Ежедневные задания по коррекции ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereletnye_ptitsy.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Перелетные птицы

Цели: Развитие слухового внимания и восприятия. Пополнение словаря.        Формирование понятий о живых организмах; дифференциация вопросов: «Что это? – Кто это?»; усвоение категории родительного падежа; усвоение глаголов с разными приставками.        

Дети должны знать:

 СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ:   ГРАЧ, СКВОРЕЦ, ЛАСТОЧКА, СТРИЖ, КУКУШКА, ЖУРАВЛЬ, ГУСИ, ЛЕБЕДИ, ЖАВОРОНОК, ДРОЗД, ГНЕЗДО, СКВОРЕЧНИК, САМЕЦ, САМКА, ПТЕНЦЫ, ЯЙЦА, ПЕВЕЦ, НАСЕКОМЫЕ, ЛИЧИНКИ, ОПЕРЕНЬЕ, СТАЯ, СТРАНЫ, НОГИ, ШЕЯ, КРЫЛО, ГЛАЗА, ХВОСТ, КЛЮВ, ГОЛОВА, АИСТ, ЦАПЛЯ.

ГЛАГОЛЫ:   ЛЕТЯТ, УЛЕТАЮТ, ПРИЛЕТАЮТ, ВОЗВРАЩАЮТСЯ, СТРОЯТ, ЧИСТЯТ, ОТКЛАДЫВАЮТ, ВЬЮТ, ВЫВОДЯТ, ВЫСИЖИВАЮТ, КОРМЯТ, ПОДРАСТУТ, ОКРЕПНУТ, ПИЩАТ, ПОЮТ, КУРЛЫЧУТ, ПОКИДАЮТ, ПРОЩАЮТСЯ, СОБИРАЮТСЯ, ПОЕДАЮТ, КЛЮЮТ, УНИЧТОЖАЮТ, СВИТЬ, ЩИПЛЕТ, СКЛЕИТЬ, СЛЕПИТЬ.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:   БОЛЬШАЯ, МАЛЕНЬКАЯ, ПЕВЧАЯ, ЧЁРНЫЙ, ТЕПЛЫЕ (КРАЯ), БЕЛЫЙ, ПОЛОСАТОЕ, ЗАБОТЛИВЫЕ, ХЛОПОТЛИВЫЕ, ВЕСЕННЯЯ, ЧУЖИЕ, ПУШИСТЫЕ, ЗВОНКАЯ, ПОЛЕВОЙ, ДАЛЬНИЕ, КРАСИВОЕ, ДЛИННОНОГИЙ, ВОДОПЛАВАЮЩИЕ.

 

  1. Развитие фонематической стороны речи.

Пн. Игра «Отгадай на чем играю»

Оборудование: музыкальные инструменты

Ход игры: взрослый предлагает детям вспомнить как звучат музыкальные инструменты, затем за ширмой звучит один из них, а дети отгадывают инструмент. (чем больше инструментов, тем лучше)

Вт. Игра «Тихо - громко!»

Оборудование: музыкальные инструменты.

Ход игры: Воспитатель  играет на выбранном музыкальном инструменте то тихо, то громко. Услышав громкое звучание инструмента, дети топают. Услышав тихое звучание, хлопают.  В этой игре можно  выбирать разные инструменты и предлагать разные варианты движений.

Ср. Игра «В мире звуков»

Ход игры: взрослый предлагает детям закрыть глаза и послушать, что происходит в детском саду, затем на улице. Опросить каждого ребенка. что он слышал.

Чт. Игра «Дятел», «Прохлопай, как я»

Оборудование: музыкальный инструмент

Ход игры: воспитатель отстукивает ритмы на музыкальном инструменте, каждый  ребенок по очереди отхлопывает: /- /, / -//, //- //, ///-//.(загадывать можно любой ритм). Игра проводится 3 раза с усложнением.

Пт. Игра «Какой звук первый?»

Ход игры: взрослый называет слова, выделяя при этом голосом и интонацией первый звук.

Нос, дом, аист, слон, замок, луна.

  1. Лексико-грамматические игры и упражнения.

Пн.  Продолжи предложение

Зимой мы не увидим журавля,.. Осенью улетают в жаркие края стаи журавлей,..(а так же кукушку, лебедя, скворца, соловья, трясогузку, утку)

Вт.  Чьи крылья?

Журавлиные – у журавля

Лебединый - ...

Соловьиные - ...

Утиные - ...

       

Ср.  Подскажи словечко

Закурлыкали вдали, улетая...(журавли)

Чт. Что лишнее и почему?

Аист, крыло, журавль, стриж

Скворец, скворечник, грач, дрозд.

       

Пт. «Определи лишнее и объясни почему?»

СОРОКА, ВОРОНА, СИНИЦА, ЛАСТОЧКА

(ЛАСТОЧКА – ПЕРЕЛЁТНАЯ ПТИЦА, ОСТАЛЬНЫЕ ЗИМУЮЩИЕ)

УК, БАБОЧКА, ПТЕНЕЦ, КОМАР

(ПТЕНЕЦ – ПТИЦА, ОСТАЛЬНЫЕ НАСЕКОМЫЕ)

  1. Связная речь

Пн. Составить описательный рассказ про журавля и трясогузку (по картинке). Составить предложение по сюжетной картинке «Белая трясогузка»

Вт. Составить описательный рассказ про кукушку и соловья (по картинке). Составить предложение по сюжетной картинке «Кукушка»

Ср.  Составить описательный рассказ про лебедя и утку (по картинке).Познакомит с потешками и скороговорками:

-Где ты лебедь побывала?        У лебедя и лебёдушки

- Я на юг зимой летала.        Белее белого пёрышки.

- Хорошо ли там зимой?

- Да, но хочется домой.

            ***

- Приходи к нам,  уточка.        У курицы – цыплята.

-Только на минуточку.        У утицы – утята.

-А зачем тебе спешить?

 -Малых деток накормить.

 Чт. Чтение, ответы на вопросы. Улетают журавли (И. Соколов –Микитов)

Пт. Пересказ пройденного рассказа.

Вопрос на засыпку.

Чего больше  - крыльев или птиц?

Чего больше – крыльев или ног у птицы?

  1. Моторика.

Гуси

Гуси-гуси, га-га-га (пальцы рук щепоткой то раскрываем, то опять вместе)

 Есть хотите, да-да-да (пальцы щепоткой киваем вниз)

 Хлеба с маслом, нет-нет-нет (пальцы щепоткой, киваем в стороны)

 А чего вам? Нам конфет (раскрываем пальчики ладошками вверх)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука Р на материале лексической темы "Птицы"

Цели занятия : Автоматизация звука (Р) как в отраженной, так и в самостоятельной речи, развитие мышления, слухового  внимания и памяти, зрительного внимания.- Словообразование: продолж...

Речевой материал по звукопроизношению. Лексическая тема «Птицы».

В настоящее время в нашем МДОУ принято  единое календарно-тематическое планирование. Учитель-логопед, работающий на логопункте, при организации своей работы по возможности учитывает тематич...

Еженедельное задание логопеда воспитателям по лексической теме "Зима. Зимующие птицы"

Еженедельное задание логопеда воспитателям по лексической теме "Зима. Зимующие птицы" Подготовительная группа для детей с ОНР....

План – конспект НОД по познавательному развитию «Внешние признаки зимующих птиц» по лексической теме «Птицы зимой» для детей старшей группы с нарушением зрения.

Технологии: игровая, информационно-коммуникативная,  здоровьесберегающая.Цель: Создать условия для расширения  представлений детей о зимующих птицах. Образовательные задачи:- Расширять ...

Дистанционные рекомендации воспитателя по Лексической теме - Зимующие птицы(4-5лет)

Дистанционные рекомендации для родителей воспитателя по Лексической теме - Зимующие птицы(4-5лет)...