Главные вкладки

    Взаимодействие учителя - логопеда с воспитателем в рамках лексической темы "Звери наших лесов"
    методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

    Чичиланова Рита Ильинична

    Материал содержит рекомендации учителя - логопеда воспитателю подготовительной группы для развития  лексико- грамматических категорий в повседневной деятельности в рамках лексической темы: "Звери наших лесов"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vzaimodeystvie_s_vospitaelem_zveri_nashih_lesov.docx20.94 КБ

    Предварительный просмотр:

        месяц_________________                                                                                                                                                    подготовительная группа                                                                        

         неделя________________                 Тема:  Как звери зимуют

    Общая и мелкая    

         моторика

         Обогащение и

    активизация словаря

            Грамматические

                 категории

          Связная речь

              Другие виды

       коррекционной работы

    Пальчиковая гимнастика:

      « Зайцы»

    Под высокой сосной

    Скачет зайка косой.

    Под другою сосной

    Скачет зайка другой.

          « Зайчик»

    Зайка серый скачет ловко.

    В лапах у него морковка.

    ( указательный и средний палец развести в стоны, остальные сжать в кулачок )

          «Белочка»

    Сидит белка на тележке.

    Продает она орешки.

    (хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно)

    Лисичке – сестричке,

    Воробью, синичке,

    Мишке толстопятому,

    Заиньке усатому.

    ( загибать по одному пальчику, начиная с большого )

    Кому в платок,

    Кому в зобок,

    Кому в лапочку.

    ( ритмичные хлопки ладонями и удары кулачками )

      «Волк и лиса»

    Серый волк бежит по лесу

    А за ним бежит лиса.

    Поднялись у них трубою

    Два пушистеньких хвоста.

    ( волк: ладони вместе, большие пальцы развести в стороны. Указательные пальцы загнуть внутрь ладоней, образуя лоб, а остальные в виде лодочки

    верхнюю и нижнюю челюсти;

    лиса: т.ж., но внутрь ладони согнуть еще и мизинцы, чтобы мордочка была острее. Большие пальцы чуть сгибаем )

          «Ёжик»

    Маленький колючий ёж

    До чего же он хорош.

    ( ладони под углом друг к другу, скрестить пальцы одной руки между пальцами другой; шевелить прямыми пальчиками)

    Импровизация движений:

       « Волк»

    Дети по лесу гуляли,

    Но вот сучья затрещали,

    Дети, дети не зевайте,

    Волк за ёлкой – убегайте!

    Слова-названия:

    заяц, белка, волк, ёж, медведь, лиса, кабан, лось, рысь, барсук, енот, олень, косуля, бобр,

    берлога, нора, логово, дупло, водопой, рога, копыта, клыки, шерсть, грива, мех, иголки, шкура,

    Слова – действия:

    прыгать, бегать, добывать, прятаться, рыскать, охотиться, рычать, выть, учить, охранять, заботиться, лязгать, притаиться, подкрадываться, петляет, линяет, фыркает, петлять, скакать, мышковать, линять, заготавливать,…

    Слова – признаки:

    лохматый, косматый, пушистый, косолапый, неуклюжий, быстрый, сильный, хитрая, лукавая,  колючий, гибкий, ловкий, бурый, зубастый, хищный, куцый, красивый, острые, могучий, гибкий, осторожный, неповоротливый, короткохвостый, осторожный,

      Д/и  «Назови

    одинаковые части тела

    ( у людей и животных)

        рот – пасть

        волосы - шерсть

       стопа – лапа, копыта.

    Д/и « Скажи иначе»

    трусливый – боязливый,

                        пугливый;

    медведь большой – огромный, громадный. гигантский, крупный,…

    Д/и « Подбери признаки»: 

       медведь ( какой?) – огромный, сильный, неуклюжий, косолапый, бурый, …

    Д/и « Подбери действия»

      медведь ( что делает?) – ходит, спит, переваливается, рычит, ревет, лакомится, сосет ( лапу)…

    Подбор родственных слов

    медведь – медведица, медвежонок, медвежий, медвежатник, медвежа-тина, медведище, медведушка…

    Д/и «Образуй признаки»

               ( от предметов)

        лиса - лисий

        заяц – заячий

        лось – лосиный, …

    Д/и « Образуй признаки»

    ( от действий )

    рыскать – рыскающий

    добывать – добывающий, …

          выть – воющий

    Д/и «Назови детенышей»

    лиса – лисенок, лисята

          ёж – ежонок, ежата, …

    Д/и «Назови ласково»

    заяц – заюшка, зайчишка, зайчик,...

    Д/и « Один – много»

    волк – волки

    лось – лоси, …

    Д/и « Подбери предметы к признакам»

         медвежий – хвост, глаз, нос,…

      медвежья – лапа, шкура, берлога,..

      медвежье – ухо, рычание, …

    Д/и «Чей ? чья? чье? чьи?»

    хвост  заячий   лисий  волчий

    шкурка   заячья    …         …

    ухо    заячье           …         …

    ноги    заячьи         …         …

    Д/и « Посчитай зверей»

    один   волк     лось     заяц

    два      ….         …         …

    пять     …          …         …

    Д/и «Кто кем будет?»

    Ежонок будет ежом.

    Лисенок будет лисой, …

    Д/и «Угадай и повтори»

    Злой, голодный, серый… ( волк)

    Хитрая, рыжая, пушистая  …

    Большой, бурый, неуклюжий…

    Д/и «Назови семью»

    Заяц, зайчиха, зайчонок – это заячья семья. …

    Д/и « Кто с кем живет?»

    ( усвоение творительного падежа)

    Волк живет с волчицей и волчатами. …

    Д/и «О чем думают животные?

    Медведь в берлоге думает о...  меде

    Белка в дупле думает о … грибе.

    Волк в логове думает о … козленке

    Д/и « Кто с кем играет?»

    Лиса играет с … ( лисенком).

    Д/и «Исправь и повтори верно

    Ёжик охотится за зайцем.

    Нет. Ёжик охотится не за зайцем, а за мышкой.

    Д/и « Кто где живет?»

    Лиса живет в норе.

    Медведь спит в берлоге.

    Рассказ- описание:

     * название животного

     * части туловища

     * чем покрыто туловище

    ( шерсть, щетина, …)

     * чем питается ?

     ( на кого охотится?)

    * как спасается от врагов?

     * где живет?

     * как голос подает?

     * как передвигается?

     * детеныши

     * какую пользу приносит?

     ( дополнительные сведения о животном )    

             « Лиса»

    Лиса – это дикое животное. Она живет в лесу. Она очень хитрая. У нее острая мордочка, пушистый хвост, быстрые лапы. Шерсть у лисы рыжая. Лиса живет в норе, у нее есть лисята. Лиса питается курятиной, зайчатиной.

    Закончи предложения:

    Заяц зимой белый, а летом..

    У зайца хвост короткий, а уши …

    Лиса пушистая, а ёж …

    Ёж спит днем, а охотится ...

    Белка зимой серая, а летом.

    У белки хвост длинный а у зайца …

    Белка живет в дупле, а ёж...

    Ёж маленький, а медведь…

    У лисы шерсть мягкая, а у волка …

    Лиса живет в норе, а волк...

    Сравни:

    * Как охотятся волк и лиса

    ( лиса – в одиночку, волк – стаей, с вожаком)

    * Как готовятся к зиме белка и ёж?

    * Как зимуют ёж и медведь

    * Как спасаются от врагов заяц и белка?

    * Кто из зверей меняет шубки весной и осенью?

    Пересказ:

       « Белка», «Лиса», «Заяц»

    Составление рассказа (по сериям картин):

    «Ёжик», «Петя и волки»,

    «Волк и собаки», «Лиса и козел»

    Чтение детям:

     Пришвин М. «Ёж», « Ночевка зайцев»;

    Мамин –Сибиряк Д. « Сказка про храброго зайца».

    Соколов –Микитов И. « Листо-падничек», « В берлоге»;

    Ушинский К. «Ёж изаяц»

    Чарушин Е. «Лиса», «Белка»

    Дмитриев Ю. « Медвежата»

    Суконцев А. « Как ёжик шубу менял»

    Р.н.с. « Теремок»

    Подвижные игры:

    ( импровизация ритмических движений)

    Медвежонок- топ, топ,

    А ежонок – хлоп, хлоп,

    А волчонок – щелк, щелк.

    А зайчонок- скок, скок,

    А лисенок - шмыг, шмыг,

    А лосенок- брык, брык,

    А рысенок- прыг, прыг…

       « У медведя во бору», « Волк во рву», «Хитрая лиса», «Зайцы и охотники»

    Загадывание загадок

           ( см. каталог )

    Драматизация сказки

    ( используя  фланелеграф)

     « Лисичка-сестричка и серый волк»

    Дидактические игры:

    « Четвертый лишний»,

    « Кто у кого?», « Кто как кричит?», « Зоологическое лото

    « Кто в домике живет?»

     Изготовление из бумаги выкроек для игры в зоопарк.

     Изготовление фигурок животных из природного и бросового материала.

     Аппликация животных

    ( из семечек, косточек, крупы, спичек, палочек)

    Рисование

    ( под трафарет, по точечному контуру, клякcографией, с натуры)

    Пение песен

    «Зверобика» К.Савельева;

    «Заяц белый»  Боромыков

    «Ёжик»  Аверкин

    Знакомство с пословицами

           и поговорками

    Белку ловить – ножки отбить.

    Близ норы лиса на промысел не ходит.

    Голод и волка из леса выгонит.

    Два медведя в одной берлоге не живут.

    Лиса живет хитростью, а заяц – прыткостью.

    Лиса своего хвоста не замарает.

    Медведь одну лапу сосет, да всю зиму живет.

    Рыщет, как голодный волк.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя по реализации коррекционных задач (на примере лексической темы «Космос»).

    Эффективное развитие интегративных качеств детей с ТНР возможно только при условии индивидуального подхода к личности каждого ребенка в целом и тесной взаимосвязи и преемственности в работевсех ...

    Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями и музыкальным руководителем в рамках реализации ФГОС ДО

    Основные направления взаимодействия: диагностика, коррекция, профилактика...

    Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями по лексической теме - "Профессии на транспорте"

    Представлены рекомендации воспитателям  для закрепления речевых навыков у детей по лексической теме "Профессии на транспорте"....

    Взаимодействие учителя - логопеда с воспитателем в рамках лексической темы " Дом"

    Материал содержит рекомендации учителя - логопеда воспитателю подготовительной к школе группы компенсирующей направленности по основным направлениям коррекционной работы в рамках лексической темы &quo...

    Взаимодействие учителя - логопеда с воспитателем в рамках лексической темы " Мебель"

    Материал содержит рекомендации учителя - логопеда воспитателю подготовительной к школе группы компенсирующей направленности по основным разделам коррекционной работы в рамках лексической темы " М...

    Взаимодействие учителя - логопеда с воспитателем в рамках лексической темы " Животные жарких стран"

    Материал содержит рекомендации учителя - логопеда воспитателю подготовительной к школе группы компенсирующей направленности  для детей с нарушениями речи по основным разделам коррекционной работы...