Использование игры для коррекции речи детей
методическая разработка по логопедии

Владимирова Яна Валерьевна

Выступление на семинаре - практикуме для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_igry_dlya_korrektsii_rechi_detey.docx22.88 КБ

Предварительный просмотр:

Использование  игры

для коррекции речи детей.

Игра, по мнению Эльконина,- «это воображение ребенка над самим собой».

Все мы знаем, что речевое развитие и игровая деятельность ребенка развиваются параллельно, и это не случайно. Возникновение «комплекса оживления», гуления, лепета, первых слов, расширение словарного запаса, овладение грамматическим строем происходит благодаря обыгрыванию обучающего воздействия.

Следует заметить, что речь детей дошкольного возраста, в период ее формирования, может отличаться недостатками звукопроизношения. Среди большого количества речевых нарушений особое внимание, многими исследователями, уделяется изучению, коррекции и отграничению друг от друга функциональной дислалии и стертой формы дизартрии, которые относятся к фонетико-фонематическому недоразвитию речи.

Две группы речевых нарушений по внешнему виду сходны между собой, так как и в том и в другом случае речь у детей непонятная, с неправильным произношением отдельных звуков или группы звуков. Однако имеются и существенные различия, которые проявляются не только со стороны неврологического статуса, но и в психическом и речевом отношении.

Этиология дислалии (в данном случае речь идет о функциональной форме) далеко не ясна, она не связана с грубыми утробными и природовыми травмами, мозговыми заболеваниями. Чаще наблюдаются ранние инфекции у детей, вызывающие общую задержку в развитии. В отдельных случаях дислалия возникает от неблагоприятного речевого окружения (диалекты, архаизмы).

Причинами возникновения дизартрии являются тяжелые поражения нервной системы на различных этапах развития - природовые травмы, мозговые заболевания, например, энцефалиты, интоксикации.

При функциональных дислалиях преимущественно страдает только фонетическая сторона речи; дыхание, сердечная деятельность, моторика и голос, как правило, не нарушаются.

При дизартрии, как правило, выступает неврологическая симптоматика, с наличием парезов, гиперкинезов. Отмечаются: фонетические дефекты речи, неправильность дыхания, пульса, слюнотечения, жевания, а также голоса.

Исследования Хватцева, Собатович, Мартыновой показали, что отграничение данных двух нарушений основываются на выделении при стертой форме дизартрии трех выраженных отклонений: в фонематическом восприятии, артикуляционной моторике и звукопроизношении, в то время как при функциональной дислалии основным отклонением является нарушенное фонематическое восприятие. Поэтому особое внимание при коррекции этих двух нарушений следует уделять развитию этих сторон речи. Наиболее продуктивным методом коррекции данных нарушений вышеназванные авторы считают использование игровых упражнений.

Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснениями, указаниями, вопросами. Одним из основных компонентов метода является воображаемая ситуация в развернутом виде.

С детьми дошкольного возраста используются различные игры: с пением, дидактические, подвижные, творческие, драматизации, для решения определенных задач на разных этапах коррекционно-логопедической работы, с учетом характера и структуры дефекта, возрастными индивидуально-психологическими особенностями детей.

В литературе по дошкольной педагогике и психологии накоплен значительный материал, указывающий на то, что игра основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Игра как форма деятельности ребенка способствует гармоничному развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта.

Очень важно, что в каждом игровом упражнении помимо отработки самой техники речи, осуществляется развитие коммуникативных возможностей каждого ребенка. Благодаря этому, педагоги могут более успешно сформировать навык правильной речи.

Так как детям старшего дошкольного возраста свойственен интерес именно к ролевым играм, коррекционное воздействие осуществляется с помощью набольших инсценировок и игр-драматизаций, которые способствуют не только закреплению навыка правильного произношения звука, но и способствовали осуществлению дифференциации смешиваемых звуков, схожих по тонким акустическим признакам.

Благодаря использованию в работе игровых методов, упражнений в значительной степени повышается уровень фонематического восприятия, артикуляционной моторики и звукопроизношения. В ходе занятий с использованием игры создаются благоприятные условия для речевого общения детей, для активизации и развития их речи. Игра оказывает существенное влияние на развитие значений и функций слова; перенос действий, осуществляемый в игре, служит генетической основой для переноса словесного значения, и, таким образом, игровая деятельность является мощным фактором развития речевого мышления ребенка с нарушением речи. Игра создает такие ситуации, в которых условия усвоения речи гораздо более разнообразны и поэтому более эффективны. В ходе игр развивается не только внешняя, но и смысловая сторона речи, происходит обогащение слова, расширение его значения, вследствие чего оно приобретает большую мобильность.

Игры можно рекомендовать родителям для занятий дома, в привычной обстановке, что способствует максимальной эффективности педагогической коррекции.

           Предлагаю Вам  познакомится с несколькими видами игр на разных этапах логопедической работы:

1.Развитие слухового внимания, речевого слуха и фонематического восприятия. С этой целью были проведены занятия с использованием таких игровых упражнений как, например: «Где позвонили?», «Кто что услышит?», «Угадай, кто это?», «Отстукивание слогов».

2.Развитие артикуляционной моторики, которое осуществлялось благодаря использованию игр артикуляционной гимнастики (статических и динамических подготовительных упражнений) таких как, например: «Лопаточка», «Чашечка», «Иголочка», «Качели», «Вкусное варенье» и т.д.

3.Особое внимание было уделено развитию речевого дыхания и голоса. С использованием таких игр как: «Узнай ягодку по запаху», «Волшебное зеркало», «Успокой куклу», «Эхо» дети обучались различать высоту, силу и тембр голоса, увеличился объем дыхания и нормализовался его ритм.

4. Игры для автоматизации звуков:

  • игра для закрепления произношения звука [Б]

«Магазин»

На столе поставьте игрушки и предметы, в названии которых есть звук [Б]. Ребенок идет в «магазин», покупает игрушки и, показывая их, громко называет. Нельзя ставить те игрушки, в названиях которых звук [б] стоит  перед  гласной или  конце слова, так как в таком положении он оглушается.

  • «Что пропало?»

Взрослый выкладывает перед ребенком 5-9 предметов или игрушек  (предметных картинок), в названиях которых содержится автоматизируемый звук. Затем 1-2 игрушки убирает.  Ребенок должен вспомнить, что исчезло. В другом случае можно предложить ему восстановить ряд, потому что все предметы  или игрушки «поменялись местами». Можно усложнить это задание, если изначально расставить игрушки не в 1, а в 2 или 3 ряда.

  • «Волшебная ромашка»

Ребенок «отрывает» лепестки ромашки, на которых приклеены картинки или наклейки с автоматизируемым звуком.

  • «Меморина»

Взрослый раскладывает на столе пары картинок (до 10 если дети играют в подгруппе), в названиях которых содержится автоматизируемый звук. Оптимально использовать картинки из тематических серий «Овощи», «Фрукты», «Продукты питания», «Одежда», «Мебель», «Инструменты» и другие. Картинки раскладываются лицевой стороной вниз. Дети должны по очереди открывать по одной картинке, запоминать название, произнося его вслух (чтобы другие могли тоже его запомнить), и возвращать карточку на место. Если (обычно через 3-4 хода) обнаруживается пара для уже открывавшейся ранее картинки, нужно вспомнить месторасположение первой картинки. В случае удачного ответа игрок забирает ее себе.

             На заключительных этапах автоматизации звука детям предлагаются чистоговорки, пословицы, скороговорки, загадки, стихотворения, рассказы, игры. Чистоговорки, пословицы проговаривать в спокойном темпе, обращая внимание на то, чтобы автоматизируемый звук произносился чётко и правильно. Скороговорки вначале произносить медленно, четко артикулируя звуки, затем в обычном темпе. Только тогда, когда ребенок сможет безошибочно произнести скороговорку, можно повторить её в быстром темпе. В работе с загадками предлагать детям не только отгадывать их, но и повторять, так как в тексте загадок встречается автоматизируемый звук. Стихотворения желательно учить. Это способствует не только закреплению звука, но и развитию памяти. Рассказы читать ребёнку спокойно, выразительно, чтобы он смог их запомнить и пересказать. Игры проводить эмоционально, поощряя правильные ответы малыша.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: в учебно-воспитательной и коррекционной работе с детьми использованию игровых упражнений должно быть уделено особое внимание. Игра помогает наиболее эффективно осуществлять воздействие на речь и психику ребенка, побуждает его к свободному речевому общению, отвлекает внимание от речевого дефекта, она вызывает встречную активность, затрагивая интересы ребенка, его фантазию и воображение.

Литература:

  1. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии.- М,1973.

Генинг М.Г., Герман Н.А. Воспитание у дошкольников правильной речи. Чебоксары, 1971.

  1. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Екатеринбург,1998.

Игры в логопедической работе с детьми. Под ред. В.И. Селиверстова. М.,1981.

Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. АПН РСФСР, 1958.

  1. Максаков А.И., Туманова Г.А. Учите, играя. М.,1983. Рождественская В.И., Радина

Е.И. Воспитание правильной речи. М.,1968.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ с ОНР НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.

РабоРаботая в группе для  детей с  ОНР в течении нескольких лет, обозначила следующую ПРОБЛЕМУ: Невысокая продуктивность закрепления речевых умений и навыков, приобретаемых детьми на з...

Сценарий театральной постановки "Теремок на новый лад" из опыта работы"Использование элементов театрализованной деятельности в коррекции речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Представляю вашему вниманию авторский сценарий из опыта  работы учителя -логопеда Микрюковой Натальи Анатольевны с детьми дошкольного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи...

Фольклор как эффективное средство в коррекции речи детей с общим недоразвитием речи

Ребёнок усваивает родной язык, прежде всего, подражая живой разговорной речи окружающих. Сокровищница богатейшего русского языка открывается перед ним и в блестящих произведениях устного народного тво...

«Описание Методики «Логопедическое обследование детей» и методики «Развитие и коррекция речи детей 4 – 8 лет» В.М. Акименко.

laquo;Описание Методики «Логопедическое обследование детей» и методики «Развитие и коррекция речи детей 4 – 8 лет» В.М. Акименко....

Педагогический проект «Использование образовательной LEGO-технологии в коррекции речи детей от 4-х до 7-и лет с тяжелыми нарушениями речи»

Цель проекта:коррекция речевых нарушений воспитанников с тяжелыми нарушениями речи через использование  образовательной LEGO-технологии.Задачи проекта:- коррекция речи детей с ТНР;- развивать реч...

Сказки кузбасской писательницы Т. Яковлевой , как средство темпо-ритмической и интонационной коррекции речи детей с нарушением речи.

Важными средствами интонационной выразительности речи детей являются тон, тембр, паузы, разные типы ударений. Необходимо научить детей правильно пользоваться интонацией, строить интонационный рисунок ...

Публикация.Коррекция речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через народное устное творчество.

Аннотация. Статья посвящена возможностям использования материалов устного народного творчества в логопедической коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.Ключевые с...