КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ с ОНР НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.
статья (логопедия, старшая группа) по теме

Роттер Марина Александровна

 

РабоРаботая в группе для  детей с  ОНР в течении нескольких лет, обозначила следующую ПРОБЛЕМУ: Невысокая продуктивность закрепления речевых умений и навыков, приобретаемых детьми на занятиях под руководством логопеда. Выполнение воспитателями логогруппы ежедневных логопедических заданий, пальчиковых гимнастик с речевым сопровождением и др.  для определённой группы детей явно не достаточно. 

Нарушение полноценного речевого общения у детей - логопатов отрицательно влияет на развитие их словесно - логического мышления. Без целенаправленного обучения детей их  представления могут оставаться на уровне разрозненных конкретно - абстрактных восприятий. Эти дети затрудняются при восприятии образа предмета в целом (цвет, форма, величина), не улавливают его особенностей при  сравнении с другими предметами.

ЦЕЛЬ: объединить усилия сотрудников для эффективного и продуктивного закрепления речевых умений и навыков детей с тяжёлыми речевыми нарушениями.

   НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ:

- обязательное использование наглядного материала (благодаря наглядной опоре можно обеспечить связь слова с реальным предметом, движением, признаком, т.е. использовать прием связи слова с обозначаемым объектом).

 - коррекция речи детей на занятиях по развитию элементарных математических представлений (широкое оснащение этих занятий разнообразным наглядным материалом, с которым непременно действуют дети, выполняя задание обеспечивает взаимосвязь занятий с закреплением полученных речевых навыков

- обогащение  словарного запаса детей за счет слов и словосочетаний, выражающих количественные отношения между предметами, без которых невозможно обучение счету (больше, меньше, сколько получится, останется)

-речь ребенка обогащать за счет использования не только уже знакомых слов и выражений, но и других количественных отношений между предметами, что способствует развитию и углублению понимания значения слов, закреплению их в повседневном речевом общении

-обязательное введение в речь детей на занятиях по развитию элементарных математических представлений слов различной слоговой структуры(соответственно периоду обучения)

-на занятиях по развитию элементарных математических представлений использовать и закреплять навыки самостоятельной речи.

 Благодаря тесному взаимодействию логопеда и воспитателей последние четко представляют динамику развития фонетической стороны речи детей. При опросе на занятиях по  формированию элементарных  математических представлений педагог  каждый раз проводит его в разной последовательности, строго индивидуально. От того, насколько правильно и какому именно ребенку воспитатель задаст вопрос, зависит не только результат математических знаний, но и речевой автоматизации.

Мы в своей работе используем сводную таблицу состояния звукопроизношения детей группы. Таблица составляется и пополняется логопедом, отражает динамику работы по произношению и постоянно находиться в поле зрения воспитателя, что позволяет в ходе проведения занятий (и вне их) постоянно контролировать правильное произнесение детьми фраз, включающих слова с автоматизируемыми звуками.                                                                                                                                    

Выполнение программных собственно математических задач обязательно должно гармонично сочетаться с решением задач коррекционно - логопедических:

-автоматизация звуков речи

- формирование лексико - грамматического строя.

- развитие связной речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ с ОНР НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.

Работая в группе для  детей с  ОНР в течении нескольких лет, обозначила следующую ПРОБЛЕМУ: Невысокая продуктивность закрепления речевых умений и навыков, приобретаемых детьми на занятиях под руководством логопеда. Выполнение воспитателями логогруппы ежедневных логопедических заданий, пальчиковых гимнастик с речевым сопровождением и др.  для определённой группы детей явно не достаточно.  

Нарушение полноценного речевого общения у детей - логопатов отрицательно влияет на развитие их словесно - логического мышления. Без целенаправленного обучения детей их  представления могут оставаться на уровне разрозненных конкретно - абстрактных восприятий. Эти дети затрудняются при восприятии образа предмета в целом (цвет, форма, величина), не улавливают его особенностей при  сравнении с другими предметами.

ЦЕЛЬ: объединить усилия сотрудников для эффективного и продуктивного закрепления речевых умений и навыков детей с тяжёлыми речевыми нарушениями.

   НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ:

- обязательное использование наглядного материала (благодаря наглядной опоре можно обеспечить связь слова с реальным предметом, движением, признаком, т.е. использовать прием связи слова с обозначаемым объектом).

 - коррекция речи детей на занятиях по развитию элементарных математических представлений (широкое оснащение этих занятий разнообразным наглядным материалом, с которым непременно действуют дети, выполняя задание обеспечивает взаимосвязь занятий с закреплением полученных речевых навыков

- обогащение  словарного запаса детей за счет слов и словосочетаний, выражающих количественные отношения между предметами, без которых невозможно обучение счету (больше, меньше, сколько получится, останется)

-речь ребенка обогащать за счет использования не только уже знакомых слов и выражений, но и других количественных отношений между предметами, что способствует развитию и углублению понимания значения слов, закреплению их в повседневном речевом общении

-обязательное введение в речь детей на занятиях по развитию элементарных математических представлений слов различной слоговой структуры(соответственно периоду обучения)

-на занятиях по развитию элементарных математических представлений использовать и закреплять навыки самостоятельной речи. 

 Благодаря тесному взаимодействию логопеда и воспитателей последние четко представляют динамику развития фонетической стороны речи детей. При опросе на занятиях по  формированию элементарных  математических представлений педагог  каждый раз проводит его в разной последовательности, строго индивидуально. От того, насколько правильно и какому именно ребенку воспитатель задаст вопрос, зависит не только результат математических знаний, но и речевой автоматизации.

Мы в своей работе используем сводную таблицу состояния звукопроизношения детей группы. Таблица составляется и пополняется логопедом, отражает динамику работы по произношению и постоянно находиться в поле зрения воспитателя, что позволяет в ходе проведения занятий (и вне их) постоянно контролировать правильное произнесение детьми фраз, включающих слова с автоматизируемыми звуками.                                                                                                                                    

Выполнение программных собственно математических задач обязательно должно гармонично сочетаться с решением задач коррекционно - логопедических:

-автоматизация звуков речи

- формирование лексико - грамматического строя.

- развитие связной речи

Следовательно, значительно возрастает роль контроля со стороны педагога за теми речевыми высказываниями детей, в процессе которых они применяют полученные на логопедических занятиях навыки и умения. Можно выделить следующие специфические особенности обучения детей с ОНР математическим представлениям, вытекающие из коррекционно - логопедических задач:

- Наглядный материал (пособия, игрушки), лексический материал отбираются совместно логопедом и воспитателем  в зависимости от тематики и плана проведения фронтальных и индивидуально - подгрупповых логопедических занятий с учетом  уровня развития фонетико - фонематической стороны речи и результатов коррекции дефектов звукопроизношения, достигнутого каждым ребенком.

- В первом периоде обучения выводы в основном  оречевляет сам воспитатель (из - за дефектной речи детей).

- Воспитатель дает лаконичные образцы грамматически правильных, фонетически чистых и отчетливых ответов.

- Вопросы к детям должны быть тщательно продуманы и четко сформулированы, а так же должны исключать возможность ответов детей на дефектном речевом материале.

- Воспитатель внимательно следит за фонетической и грамматической правильностью речи детей.

 -Для закрепления правильного употребления падежных форм существительных с количественными числительными необходимо именовать каждое число при:

-пересчете предметов (один лимон, два лимона, пять лимонов...)

-изучении состава числа

-ознакомлении со смежными числами

простейших счетных операциях и т.д.

- На начальном этапе обучения необходимо отчетливое, даже утрированное проговаривание падежных окончаний числительных и существительных.

В общении с детьми педагог постоянно должен следить за своей речью. В процессе знакомства с новым содержанием и новыми действиями(сравнение предметов по величине, уравнивание количества, измерение) используются развернутые объяснения с показом действий и последовательности их выполнения. Эти объяснения всегда должны быть предельно четкими, ясными, конкретными. Речь должна быть неторопливой. Спокойный и несколько замедленный темп речи взрослого способствует лучшему ее пониманию. Выразительность и эмоциональность речи обеспечиваются за счет повышения или понижения голоса в тех местах, к которым следует привлечь внимание ребенка. Особенно четко должны различаться вопросительные и повествовательные, восклицательные и побудительные интонации голоса. В речи педагога должны присутствовать слова, подлежащие усвоению на данном занятии. В то же время речь воспитателя не должна быть слишком упрощенной: в нее следует включать слова и фразы, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка (те, что он понимает , но не использует в активной речи). Давая указания, педагог побуждает детей следить за действиями, разъяснять содержание действий и последовательность их выполнения, знакомит  с их словесным обозначением. Варьируя вопросы и задания, мы обеспечиваем включение новых слов в активный словарь детей.

Необходимо соблюдать еще одно требование к речи педагогов логогруппы- ее процентное соотношение к речи детей, которое определяется периодом обучения. В начале обучения, когда активность детей еще мала, необходимо такое соотношение, когда педагог говорит больше, чем дети. Но по мере возрастания речевой активности детей соотношение их речи и речи воспитателя должно измениться. На занятиях по математике педагог терпеливо выслушивает ответы дошкольников, не спеша с подсказкой. И только при необходимости дает образцы ответов, ставит дополнительные вопросы, иногда воспитатель начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Правильный (ошибочный) ответ  детям предлагается проверить. При выполнении знакомого способа действия используются словесные инструкции. Посредством ответов на вопросы педагога ребенок повторяет задание, например, говорит, какую полоску надо положить сначала, какую потом.

Развитие и коррекция речи детей на занятиях по формированию математических представлений проводится в определенной последовательности, планомерно и  систематически. Новое  основывается на уже знакомом. Схожие задания постепенно увеличиваются и обогащаются не только путем увеличения количества изучаемых объектов, но и  увеличением количества определяемых признаков.

 СТАРШАЯ   ГРУППА

В 1-ом периоде обучения

 Предполагается, что дети уже имеют некоторые сведения о количестве, умеют пересчитывать множество педметов в пределах пяти и составлять группу из требуемых предметов по заданному числу

1 на занятиях воспитателя уделяется  особое внимание развитию у детей умения слушать и понимать обращенную к ним речь.

2 учить количественному счету, продолжать учить порядковому счету, правильному использованию количественных и порядковых числительных.

3 учить сравнению и классификации по свойствам (цвет, форма, размер, материал, объем, вес и т. д.) с выделением одновременно 2-3 свойств.

4 учить преобразованию геометрических фигур, воссозданию их из частей.

5 учить сравнению чисел, делению целого на 2,4 части.

6 учить объяснять порядок выполнения действий.

7. упражнять в ориентировке в пространстве.

8. познакомить с цифрами от 1 до з

Для практической работы мы используем следующие приемы закрепления речевого материала логопедических занятий:

фронтальные формы работы:

-выбор и называние детьми специально подготовленного педагогом счетного материала(кубики, палочки, домики ,цветы -существительные в форме множ. числа с окончаниями И , -Ы)

- согласование существительных с глаголами   (кубик стоит- кубики стоят, палочка лежит - палочки лежат, мяч катится -мячи катятся)

-выбор и называние нескольких геометрических фигур одного вида(употребление существительных единственного и множественного  числа - треугольник -треугольники)

-вопросы, указания, пояснения педагога, побуждающие детей к использованию речи при сравнении одного  предмета и большего количества таких же предметов(или их изображений).

-упражнение детей в обозначении с помощью глаголов с приставками выполняемых ими  действий, приводящих к образованию равных или неравных групп предметов ( добавим - добавляем -добавили, считаю - считаем - посчитаю-  посчитаем- отсчитать- досчитать- пересчитать, принести -унести- отнести-перенести, разделить- поделить -отделить и.т.д.).

-сопровождение речью производимых действий, участие детей в подведении итога занятий.( использование глаголов ед. и мн. числа прошедшего времени -делал - делали, узнала -узнали, слушал -слушали . называла -называли, отгадывал - отгадывали ).

индивидуальные и подгрупповые формы работы:

-вопросы педагога, предполагающие употребление детьми в ответах грамматических конструкций, включающих глаголы ед. числа совершенного и несовершенного вида (считаю - посчитал-сосчитал, добавляю -добавил, ).

-выполнение действий по инструкции педагога. включающей глаголы с разными приставками. близкие по смыслу (неси - отнеси - перенеси -вынеси, дай - передай - подай - отдай в)

Во 2-ом периоде обучения

1 обучать сосчитыванию,  сравнению, воспроизведению количества предметов по образцу.

2 учить выделять сходные и отличительные признаки геометрических фигур.

3 упражнять в сравнивании фигур, в сравнивании предметов по форме, цвету, размеру, материалу  с выделением одновременно 3-4 свойств.

4 обучать ориентировке в контрастных и смежных частях суток с использованием слов: сегодня, вчера, раньше, скоро.

5 проводить специальные упражнения, способствующие ориентировке в окружающем пространстве с точкой отсчета от себя.

6. упражнять детей в распознавании и преобразовании геометрических фигур, воссозданию их по представлению, описанию. Закрепить в речи названия геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, овал и названия геометрических форм: куб, шар, цилиндр.

7. продолжать упражнять  ориентировке в пространстве. Учить использовать слова: вверху, внизу, слева, справа

8. познакомить  с цифрами от3 до 6

Приемы закрепления речевого материала логопедических занятий:

фронтальные формы работы:

-использование для счета предметов, различающихся по материалу, из которого они изготовлены (деревянные кубики, пластмассовые палочки, бумажные цветы) -педагог стимулирует детей к включению в речь относительных прилагательных

-выражение в речи результатов сравнения групп предметов ,различающихся каким - либо одним признаком(цветом, длиной)("Эти полоски длиннее"," Эти мячи больше")

-вопросы, к детям, предполагающие использование ими при ответах словосочетаний с предлогами ("Вова, куда надо положить квадрат?" - "На середину листа", "Таня, на какой полке пять мячей?" - "На нижней полке").

-вопросы, к детям, предполагающие использование ими в речи сложных слов способом сложения существительное + числительное при ответе ("Ваня, как можно назвать фигуру с тремя углами ?" - "Треугольник", (Четырехугольник, пятиугольник, многоугольник). изменение их по падежам, числам

-использование заданий (последовательное выполнение ряда действий, составление группы предметов по заданному числу, выбор предметов, сходных по форме, размеру и т. д.)для конструирования детьми сложносочиненных предложений с опорой на выполненные действия("Настя, подпрыгни четыре раза, два раза хлопни в ладоши" -использование воспитателем  так называемых  подсказывающих вопросов типа "Что надо сделать сначала, а что потом?" помогает детям правильно составить сложносочиненные предложения с союзом А. Или "Дима, как ты составил группу из шести предметов?" -  "Я взял два зеленых. три красных и один синий кружок").

-вопросы и задания, требующие конструирования сложноподчиненных предложений на основе сравнения количества предметов, их величины, формы.("Саша, выбери все круглые по форме предметы." -"Почему ты выбрал  мяч и часы?" "Потому что они круглые" "Расскажи о своем выборе всем детям" " Я выбрал мяч и часы, потому что они круглые").

-использование существительных и прилагательных с уменьшительно - ласкательными суффиксами.("кругленький мячик, синенький треугольничек").          подгрупповые формы работы:

-использование дифференцированного дидактического материала для счета с учетом динамики развития звукопроизносительной стороны речи детей и задач логопедических занятий по звукопроизношению(педагог предлагает детям, в речи которых автоматизируется звук "С" выполнить и назвать счетные операции с игрушками или с предметными картинками. содержащими в своем названии заданный звук: самолеты, санки, косточки, солдатики и др.).  

    индивидуальные формы работы:

-использование речевого материала занятий (планируются индивидуальные варианты вопросов, упражнений или заданий) с целью закрепления в речи детей изученных ими грамматических конструкций(под руководством логопеда упражнение в правильном использовании словосочетаний, построенных по схеме "имя существительное "имя прилагательное", распространение предложения путем введения однородных членов(главных и второстепенных) построение сложных предложений с однородными членами.).  

   В 3-ем периоде обучения

Основной акцент в коррекционной работе воспитателя переносится на развитие связной речи детей, продолжается работа по закреплению у них навыков использования сложных предложений.

1. упражнять детей в составлении геометрических фигур из палочек и преобразовании их по образцу

2. учить ориентироваться по плану в групповой комнате, на участке.

3. упражнять в упорядочении предметов по возрастанию и убыванию их численности, в решении наглядных практических задач на объединение и разъединения(нахождение суммы и остатка)

4. упражнять в делении целого на части, сравнении, уравнивании множеств.

5. учить измерять длину различными мерками и сравнивать велечины на основе измерения.

6. расширить представления о временных отношениях. Вводить в активный словарь слова: месяц, неделя, понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

7. познакомить с цифрами от6 до 9

Приемы закрепления речевого материала логопедических занятий:

фронтальные формы работы:

-составление детьми рассказа из 3 -4 предложений о том, как составлена группа предметов, сколько их всего и каких. ("Дети, на верхнюю полоску планшета положите семь квадратов, а на нижнюю на один квадрат меньше. Ребята, сколько у вас квадратов на верхней полоске? На нижней? Где квадратов больше? Расскажите, как вы выполнили это задание" – в результате дети составляют сообщение из трех фраз ).                                                                                                                                        подгрупповые формы работы:

-использование дифференцированных вопросов после выполнения детьми подгрупповых заданий по изученным темам с целью закрепления в речи детей(при ответах) грамматических конструкций(по рекомендации логопеда).(.).  

    индивидуальные формы работы:

-использование таких предметов(или их изображений) в качестве раздаточного материала, в названии которых есть звуки, автоматизируемые на уровне связной речи ребенка. Отчеты детей о действиях, произведенных ими с наглядным материалом .     

  ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ   ГРУППА

В 1-ом периоде обучения

1. продолжать упражнять детей в распознавании и преобразовании геометрических фигур, воссозданию их по представлению, описанию. Закрепить в речи названия геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, овал и названия геометрических форм: куб, шар, цилиндр.

2. учить детей классифицировать геометрические фигуры по наличию (отсутствию) признаков.

3. уточнить и расширить представления детей о  количественных отношениях в натуральном ряду чисел в пределах 10 в прямом и обратном порядке. Закрепить знание цифр от 0 до 9. Ввести в речь термин соединение числам.

4. учить и расширить и закрепить представления о временных отношениях. Ввести в активный словарь слова: месяц, неделя, понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

5. упражнять в измерениях по длине, ширине, толщине, высоте, в классификации и объединении их в множестве по трем - четырем признакам.

6.упражнять в ориентировке в пространстве. Учить активно использовать слова вверху, внизу, слева, справа

7. упражнять в решении и придумывании задач, головоломок, загадок, ребусов.

Во 2-ом периоде обучения

1.учить при решении задач пользоваться знаками "+", "-", "=".

2.закреплять умение детей классифицировать геометрические фигуры по наличию(отсутствию) признаков.

3. упражнять в сложении и вычитании, пересчитывании, отсчитывании по единице при решении арифметических задач. примеров.

4. учить формулировать арифметические действия и способ их выполнения.

5.учить детей ориентироваться на листе бумаги в клетку, использовать прилагательные: левее, правее, выше, ниже.

6. закрепить представление о последовательности дней недели, месяцев года. Учить устанавливать возрастные различия между людьми.

7. учить измерять и сравнивать длину, ширину, высоту предметов с помощью условной мерки. Закрепить в речи прилагательные: шире, уже, выше, ниже, меньше, длиннее, короче.

 В 3-ем периоде обучения

1. учить подбирать по образцу и называть предметы определенной формы, преобразовывать геометрические фигуры по условиям  с использованием линейки, шаблонов, трафаретов.

2. закрепить в речи термины: форма, величина, площадь, объем, масса, фигура.

3. совершенствовать умение находить следующее, предыдущее число для каждого числа от1 до 10.

4. упражнять детей в сложении и вычитании, присчитывании и отсчитывании по 2 при решении примеров и арифметических задач.

5. закрепить представления о последовательности дней недели, месяцев. об отношениях во времени (минута-час, неделя-месяц, месяц-год)

6. закрепить представление о сравнимости и относительности величины.

Все дошкольники с ОНР при согласовании числительных с существительными часто допускают ошибки. Эти достаточно трудно усваиваемые понятия отрабатываются и в ходе специальных логопедических занятий и повседневно воспитателями в ходе различных режимных мероприятий.

 ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ В УСВОЕНИИ ПАДЕЖНЫХ ФОРМ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ И ОСОБОГО СОГЛАСОВАНИЯ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ И СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

1. Количественные числительные  ОДИН, ОДНА, ОДНО согласуются  с существительными в роде, числе, падеже:

  а)упражнение в употреблении этих числительных(с существительными) в именительном падеже,

  б)изменение вместе с существительными в косвенных падежах (одного коня, с одним конем, одну книгу )

2. Количественные числительные ДВА,ДВЕ согласуются с существительными в роде:

  а)им. падеж числительных употребляется с существительными в родительном падеже единственного числа (две ложки, два стула)

  б) числительные в косвенных падежах(кроме винительного)согласуются с существительными в падеже (двух кукол, двум зайцам)

3. Количественные числительные от ПЯТИ до ДЕСЯТИ употребляются с существительными в родительном падеже множественного числа:

  а ) пять домов, девять коней, семь стульев,

   б) пять конфет, девять лошадей,

    в) пять окон, девять полей, шесть перьев

4. При изменении по падежам числительных от ПЯТИ до ДЕСЯТИ существительные согласуются с ними в падеже

5. С количественными числительными ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ в винительном падеже

   а) одушевленные существительные употребляются в родительном падеже множественного числа(вижу двух медведей, трех кошек, четырех коней)

   б) неодушевленные существительные - в родительном падеже единственного числа(вижу две книги, два утюга)

 6. Творительный и предложный падежи числительных от двух до десяти трудно усваиваются детьми - логопатами и требуют длительных упражнений.

Таким образом, изучение количественных отношений между предметами не только помогает ребенку - логопату лучше усвоить их название и числовое обозначение, но и способствует активному использованию этих понятий в самостоятельной речи.

Обучение детей математике в логопедической группе имеет некоторые отличительные черты.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Филичева Т.Б. и ЧиркинаГ.В."Подготовка детей к школе с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада" Москва,"МГЗПИ",1991г.

2.Нищева Н.В."Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи"Санкт-Петербург"Детство-пресс"2003.

3.Гаркуша Ю.Ф. "Коррекционно -воспитательная работа по закреплению навыков и умений у дошкольников с общим недоразвитием речи"-"Дошкольное воспитание"

4. Володина В. "О согласовании существительного с числительным в речи детей 5-6 лет"-"Дошкольное воспитание",8/2002.

5.Рыбина Э."О подготовке детей логопедической группы к звуковому анализу"-"Дошкольное воспитание"

6. "Воспитание и обучение детей с расстройствами речи"под ред.С.С.Ляпидевского.Москва"Просвещение",1968.

7. Ануфриев А.Ф.,Костромина С.Н."Как преодолеть трудности в обучении детей" Москва"ось-89".

8. Столяр А.А."Давайте поиграем" Москва"Просвещение",1991.

9. Михайлова З.А."Игровые занимательные задачи для дошкольников" Москва"Просвещение"1985.

10. Корнеева Г.,Родина Е."Современные подходы к обучению дошкольников математике" - "Дошкольное воспитание",3/2000.

11. Белошистая А.В."Формирование и развитие математических способностей"- "Дошкольное воспитание", 2/2000.

12. Габова М. "Знакомство детей с геометрическими фигурами"- "Дошкольное воспитание", 9/2000.

13. Белый Е.А."150 тестов,игр, упражнений для подготовки детей к школе", Москва"АСТ",2002.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Предлагаю использовать в работе воспитателя следующие математические игры, с помощью которых уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических  фигурах, о временных и пространственных отношениях. Эти игры способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи. Они могут видоизменяться по мере усложнения программного содержания, а использование наглядного материала позволяет не только разнообразить игру, но и сделать ее привлекательной для детей.

Используются следующие словесные игры: "Наоборот","Летает-не летает", "Назови числа больше(меньше)этого", "Кто знает, пусть считает дальше", "Я знаю пять названий(имен)", "Что далеко, что близко"и др.

Художественное слово так же способно обогатить речь и математическое образование дошкольников. Воспитатель определяет объем и степень включения в работу стихов, считалок, загадок, физкультминуток. Первоначальное знакомство с физкультминуткой, словесной математической игрой или считалкой может произойти на занятии по математике, разучивание их проводится в свободное от занятий время. Загадки, считалки и стихи используются на подгрупповых занятиях: они делают работу с детьми более разнообразной, их целесообразно применять и в повседневной жизни в свободной игровой деятельности.

«Да или нет»

Правила игры: Ведущий задает вопрос, на который можно ответить только "да" или "нет". Любые другие слова в качестве ответа означают, что играющий выбывает из игры. В игре используются вопросы-ловушки, на которые нельзя ответить утвердительно или отрицательно: в этом случае играющий может промолчать.

Цель: Эту игру хорошо применять в начале года для развития внимания, умения слушать обращенную речь, развития логического мышления, когда речевые возможности ребенка еще ограничены.

Оборудование: "игровые вопросы"

- у морковки один корешок?

- у петуха две ноги?

- у чайника могут быть два носика?

- в темных очках два стекла?

- у стола  могут быть три ножки?

- у рубашки три рукава?

- пять груш больше чем пять яблок?

- сколько пальцев на руке?

- дождик может быть без грома?

- какая фигура с тремя углами?

- земля круглая?

- квадрат похож на носовой платок?

- можно левой рукой достать правое ухо?

- сколько голов у двух котов?

- есть числа больше ста?

- когда солнце встает?

- неделя начинается со вторника?

- один меньше, чем много?

- у трех собак три хвоста?

- можно зимой ходить в трусиках?

- летом на лыжах катаются?

- можно играть на барабане кулаком?

- может быть у клоуна грустный вид?

- у большого льва четыре лапы?

- а сколько лап у маленького львенка?

- кошка может быть меньше мышки?

- бегемот тоньше. чем змея?

- ручей шире, чем река?

- роза цветет летом?

- сколько лап медведь в барлоге сосет?

- у тебя два уха?

- а сколько из них левых?

- ты шел пешком или ехал на автобусе?

"Пишем телеграммы"

Правила игры: Педагог обращает внимание детей, на то , что к ним в группу пришли телеграммы(несколько листков, на которых печатными буквами написаны тексты). Текст телеграммы набран не правильно. Педагог предлагает вспомнить, как нужно сказать правильно, дает модель верного составления предложения. Читающим детям можно предложить прочитать деформированный текст самостоятельно.

Цель: Закрепить в активной речи детей согласование существительных с числительными, практиковать в развитии "речевого чутья" - навыке работать с деформированной фразой "на слух", развитие внимания, развития логического мышления.

Оборудование : листы бумаги с напечатанным деформированным текстом.

Прислать, книга, 5

Мама, купить, шуба, 2

Приехать, папа, через, день,6

Мурка,3, родить ,котята

У, 3, река, дерево

Лодка, в, весло, 2

Ваня, 1, съесть, пирожок

Посадить, Света,7, тюльпанов

Дети, 9, выучить, буква.

"Разноцветные точки"

Правила игры: Ребенок должен называть точки по  порядку, "читать " их в направлении, заданном ведущим. Педагог следит за тем, что бы ребенок правильно начал чтение, т.е. какая точка названа первой, а так же что бы заданное направление  сохранялось во время чтения и  соблюдалась последовательность произнесения  точек на строке.

Цель: отработка понятий "право","лево", "верх", "низ", умение удерживать заданное направление, автоматизация звуков, встречающихся в названиях цвета точек.

Оборудование: рабочая карточка, представляющая собой лист плотной бумаги, на котором строчками наклеены выбитые из цветной бумаги "точки". Число используемых цветов не должно быть меньше трех и больше пяти. Точки располагаются в 7 строк по 14 точек в каждой строке. Ребенок должен называть точки по порядку, читать их в том направлении, которое задаст ведущий: слева направо , справа -налево, сверху вниз, снизу-вверх.

"Геометрическая  мозаика"

Оборудование: набор геометрических фигур

Типы игровых заданий: 

  1. Задания, направленные на развитие умения выявлять и объяснять особенности взаимного расположения геометрических фигур

Цель: умение выявлять пространственные отношения между геометрическими фигуры на плоскости, оперировать понятиями "слева","справа", "между", "перед", "за", "после", "вверху", "внизу,", "снаружи", "на границе", "пересекаются". Можно формулировать задания в форме графического диктанта, связать с развитием навыков порядкового счета(справа от  синего большого квадрата первым положи маленький желтый круг, вторым - красный большой треугольник, третьим - большой зеленый квадрат и т. д.)

1.- построй по описанию (дом с большой треугольной красной крышей, двумя маленькими квадратными зелеными окнами и т. д.)

2.-что изменилось? -предлагается два ряда фигур. Требуется назвать, какая фигура с какой поменялись местами.

з.-продолжи орнамент

4.-найди и назови ошибку в продолжении орнамента

5.- составь узор из данных фигур, расскажи, куда положишь каждую фигуру

6.-положи фигуры в ряд по образцу

7.-переложи фигуры так, чтобы большой красный круг стал третьим по счету, синий маленький квадрат был бы между желтым маленьким кругом и большим зеленным треугольником

8.- какая фигура задумана, если эта фигура не желтого цвета и находится справа от треугольника?

9.-какая фигура находиться между второй и четвертой?

  1. Задания, направленные на развитие интеллектуальных операций и логического мышления.

Цель: проведение логических операций над множествами геометрических фигур, осуществления анализа, сравнения, обобщения, классификации по определенным свойствам (цвет, форма, размер, расположению на плоскости). Поиск закономерностей, поиск недостающей фигуры.

10.-сравни фигуры. Что одинаково? Что не одинаково?

11.- по каким признакам изменяются ряды фигур?

12.-по каким признакам можно разделить фигуры на группы?

13. - Как назвать фигуры в ряду одним словом?

14.- Найди недостающие фигуры

15.-Какой фигуры не хватает?

 

 

"Мой день"

Цель: развитие представлений о частях суток, о действиях ребенка и взрослых в разное время суток.

Оборудование: рисунки, посвященные каждому времени суток: утро, день, вечер, ночь.

Правила игры: ребенку  задают вопросы: "Что ты делаешь утром? Когда приходишь в детский сад? Когда возвращаешься домой? и т. д." После этого показывают ребенку картинки и спрашивают, о каком времени суток идет речь в каждой. Или предлагают самостоятельно разложить(показать картинки в соответствии с последовательностью частей суток).

Посчитаем?

1. У домика утром два зайца сидели

И дружно веселую песенку пели.

Один убежал, а второй вслед глядит.

Сколько у домика зайцев сидит? (один)

2. Один, два, три, четыре-

Сосчитаем дырки в сыре.

Если в сыре много дыр,

Значит вкусный будет сыр,

Если в нем одна дыра,

Значит, вкусным был вчера!

Какие числа знают мышки?

3. На крыльце сидит щенок,

Греет свой пушистый бок.

Прибежал еще один

И уселся рядом с ним.

Сколько стало щенят? (два)

4. Не поедут без приказа

Ни кондуктор. ни шофер.

Люди смотрят в оба глаза,

А во сколько светофор? (три)

5. Мама-конь идет домой,

Папа-конь на водопой,

А ребенок-жеребенок

Пьет из миски голубой.

Сколько всего в семье лошадей? (три)

6. К серой цапле на урок

Прилетело семь сорок.

А из них лишь три сороки

Приготовили уроки.

Сколько лодерей-сорок

Прилетело на урок?  (четыре сороки)

7. Под кустами у реки

Жили майские жуки:

Дочка, сын, отец и мать.

Сколько их, давай считать!  (четыре жука)

8. Я рисую Кошкин дом:

Три окошка, дверь с крыльцом.

Наверху еще окно,

Чтобы не было темно.

Посчитай окошки

В домике у кошки. (четыре окошка)

9. Раз, два, три, четыре, пять-

Вышла зебра погулять.

Я полосочки считаю,

Числа громко называю:

Раз, два, и снова три-

Выходи и говори.

10. У стены стоят кадушки,

В каждой ровно по лягушке.

Если было б пять кадушек

Сколько было б в них лягушек? (пять)

11. Потеряла крольчиха крольчат,

А крольчата лежат и молчат,

Один - за ветлой,

Двое - за метлой,

Один - под листом,

Двое - под кустом.

Как детей поскорее найти?

Их у мамы чуть больше пяти. (шесть)

12. Один, два, три, четыре, пять.

Кошка учится считать.

Потихоньку, понемножку

Прибавляет к мышке кошку.

Получается ответ:

Кошка есть, а мышки - нет.

Какие числа знает кошка?

13. Пять щенят плюс мама-лайка.

Сколько будет - сосчитай-ка.  (шесть собак)

14. Пять котят да мама-кошка.

Сколько кошек на окошке?  (шесть кошек)

15. Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку,капусту,морковку, горох, петрушку и свеклу, ох!

Сколько овощей принесла хозяйка с базара? (шесть овощей)

16. Поздно вечером к пеструшке

На блины пришли подружки:

Три несушки, три квохтушки.

Сколько курочек в избушке?  (семь курочек)

17. Сколько нот и дней недели,

И у радуги цветов?

И, надеюсь, дать  названье

Этой цифре ты готов. (семь)

18. У этого цветка четыре лепестка.

А сколько лепестков

 У двух таких цветков? (восемь лепестков)

19. Цифра, соседями которой

являются цифры 8 и 10 (девять)

20. Пять друзей и пять подруг-

Вы, ребята, встаньте в круг.

Начинаю вас считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Буду с теми я играть

Кто сумеет подсказать,

Как же дальше мне считать?

21. Раз к зайчонку на обед

Прискакал дружок-сосед.

На пенек зайчата сели

И по пять морковок съели.

Кто считать, ребята, ловок?

Сколько съедено морковок?  (десять морковок)

Отгадаем?

1. Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нем прямой,

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад,

Как зовут его?           (квадрат)

2. Узнает очень просто

Меня любой дошкольник-

Я тупо-, прямо-, остро-

угольный...  (треугольник)

3. У колечка, у кольца

Нет начала и конца.

Знают все друзья вокруг:

У колечка форма ... (круг)

4. Числа складываем вместе-

Между ними пишем крестик!

Я вопросов не боюсь-

Называют крестик...(плюс)

5. Этот знак покажет всем,

Кто уехал насовсем.

Съели, спрятали, убрали-

Как тот знак мы называли? (минус)

6. Что необходимо взять,

чтобы начертить прямую линию?  (линейка)

7. Пять братцев в одном домике живут. (пальцы и перчатка)

8. Четыре ноги, а ходить не может (стол)

9. Двенадцать братьев друг за другом ходят,

друг друга не   находят  (12 месяцев года)

10. Братцев этих ровно семь.

И они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братцы друг за другом.

Попрощается последний-

Появляется передний.   (дни недели)

Физкультминутки

1. Мы подпрыгнем столько раз, сколько бабочек у нас.

Мы нагнемся столько раз, сколько зайчиков у нас.

Мы присядем столько раз, сколько зонтиков у нас.

Топнем ножкой столько раз, сколько яблочек у нас.

Потянулись столько раз, сколько шариков у нас.

2. На одной ноге постой-ка,

Если ты солдатик стойкий.

Ногу левую - к груди,

Да смотри - не упади!

А теперь постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

3. Наш мишутка потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Лапы в стороны развел:

Видно меда не нашел.

Мишка в улей влез ,и вот

Каплет с лапы сладкий мед.

4. Мы по лесу шли

Подберезовик нашли.

Раз грибок и два грибок

Положили в кузовок.

5. К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

А теперь поплыли дружно:

Вместе -раз. это брасс,

Одной, другой - это кроль.

Вышли на берег пустой

И отправились домой.

6. Раз - подняться, потянуться.

Два - согнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка

Головою три кивка.

На четыре_ руки шире.

А на пять -руки вниз.

Сели. Делом занялись.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений у детей средней группы

Познавательно-развивающая игра по развитию элементарных математических представлений у детей средней группы...

Конспект открытого занятия по развитию элементарных математических представлений у детей старшей группы «Путешествие в страну Математика»

Развитие у ребенка мыслительных операций, познавательных процессов и способностей зависит от того, насколько мы, взрослые, сумели пробудить у ребенка интерес к умственным занятиям,, воспитали привычку...

План-конспект занятия по развитию элементарных математических представлений у детей подготовительной группы по теме: «Скоро лето!»

Нод по закреплению математических представлений у детей подготовительной группы через игровые задания, связанные общей темой  "Лето". Занятие поводилось в конце мая....

Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений у детей 2-3 лет (сенсорное развитие).

Занятие построено в игровой форме и учит детей называть геометрические фигуры: круг, квадрат, их цвет; находить такую же фигуру на предмете. Дети закрепляют навык обследования геометрической фигуры пр...


 

Комментарии

Роттер Марина Александровна

используем в работе более 8 лет