Развитие речи старших дошкольников
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Владимирова Яна Валерьевна

Выступление на родительском собрании по теме "Развитие речи старших дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_starshih_doshkolnikov.docx24.52 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи старших дошкольников

       Речь — важный механизм интеллектуальной деятельности, который оказывает огромное влияние на все стороны жизни маленького человека. И к моменту поступления в школу дошкольник должен полностью владеть этим инструментом общения. Он должен уметь адекватно использовать 2–3 тысячи слов; правильно выстраивать предложения, используя все части речи; рассуждать, а также излагать своё мнение; правильно использовать устойчивые выражения; объяснять значение слов; понимать правила построения диалога (прежде всего, проговаривание своей реплики после того, как это сделал собеседник); составлять устные тексты разного жанра (повествование, например, в рассказе о том, как прошли выходные; описание, если речь идёт о комментировании видео или картинки; рассуждение, если нужно дать оценку действиям персонажей сказки). Вот почему так много внимания уделяется проблемам развития речи в детском саду, в частности, в старшей группе.

Работа в этом направлении ведётся в рамках требований, разработанных ФГОС. Воплощение этих задач осуществляется с учётом трёх очень важных моментов. Во-первых, основой для развития речи (как и прежде) является речь окружающих взрослых, во-вторых, работа идёт параллельно с прививанием малышу любви к литературе и потребности в чтении и, в-третьих, основа занятий — родной язык, который является связующим звеном между ребёнком и окружающим миром.

Большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей имеет возможность использования игры. Для ребенка-дошкольника, как известно, игра является основным видом деятельности.

Игровые технологии издавна зарекомендовали себя и в плане эффективности коррекции различных речевых нарушений. Именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Использование в речевой работе с детьми игры способствует предупреждению или вытеснению фиксирования ребенка на своем дефекте. Ребенок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки.

Игра выполняет множество функций в плане развития речи:

  • формирование мотивации к процессу говорения;
  • воспитание внимания к речевому оформлению мыслей и волеизъявлений;
  • развитие звуковой культуры речи: артикуляционной моторики, речевого дыхания, правильного звукопроизношения, фонематического восприятия, интонационной выразительности речи;
  • пополнение и активизация словаря;
  • совершенствование грамматического строя речи;
  • закрепление навыка использования прямой и косвенной речи;
  • совершенствование монологической и диалогической форм речи;
  • развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики кистей и пальцев рук, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки;
  • усвоение способов невербального общения: мимики, пантомимы, жестов, использование их в практике общения;
  • воспитание культуры речевого общения, умения действовать согласованно в коллективе.

Всё это позволяет максимально использовать возможности игр в целях коррекции речи детей.

Все мы знаем, что для полноценного развития речи наших воспитанников, мы должны постоянно с ними говорить. Одним из приёмов являются речевые игры.

Речевые игры — это метод повышения мотивации в развитии речевых умений и навыков, эмоционально окрашенный, вызывающий живой интерес к деятельности детей и опирающийся на особенности их речевых расстройств.

Играть в речевые игры весело и занимательно. Дети соревнуются друг с другом. В результате возникающего интереса к играм поставленные звуки быстро закрепляются, речь становится грамматически правильной, а скучные и малоинтересные упражнения по словоизменению и звуковому анализу превращаются в увлекательное занятие.

В своей работе мне часто приходится использовать речевые игры, которые могут применяться не только на НОД, но и в совместной деятельности.

Все речевые игры условно можно поделить на игры:

- по формированию правильного звукопроизношения;

- по развитию фразовой речи;

- по формированию навыков словообразования;

- по формированию грамматического строя речи;

- по формированию связной речи.

Цель игр по формированию звукопроизношения заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук, то есть автоматизировать и дифференцировать его, что является зачастую длительным периодом. Именно эта проблема, заключающаяся в длительном периоде работы и многократном повторении одного и того же речевого материала, утомляющая ребенка, ставит использование речевых игр во главу угла. Для примера приведу наиболее полюбившиеся детям игры:

Игра «Чудесная удочка».

На конце нитки у маленькой самодельной удочки прикреплён магнит. Опуская удочку в ведро, где лежат несколько картинок, к которым прикреплены металлические зажимы, ребёнок достаёт картинку и называет, что на ней изображено и издает звук свойственный этому предмету, животному.

Игра «Лошадка».

Цель. Постановка и автоматизация отдельного звука [Р].

Описание игры. Детей воспитатель распределяет на три группы. Одна группа изображает наездников, две другие — лошадок. Дети, изображающие лошадок, берутся попарно за руки и с цоканьем ездят, управляемые наездником. По сигналу педагога наездник останавливает лошадок, говоря: тр-тр-тр ... Потом дети меняются ролями.

Игра «Мухи в паутине».

Цель. Автоматизация звука [Ж].

Описание игры. Часть детей изображает паутину. Они образуют круг и опускают руки. Другие дети изображают мух. Они жужжат: ж-ж-ж..., влетая в круг и вылетая из него. По сигналу воспитателя дети, изображающие паутину, берутся за руки. Те, которые не успели выбежать из круга, попадают в паутину и выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока все мухи не будут пойманы.

Целью игр на формирование фразовой речи является обучение детей выделению в предмете свойств, признаков и определению действий, которые предмет может совершать. Именно это и составляет основу для построения высказывания, о каком — либо предмете. (Какой это предмет? Что он может делать? Как он это делает?). В дальнейшем, упражняясь в таких построениях, дети строят высказывания и начинают ими пользоваться самостоятельно.

Игра «Что с чем?»

Оборудование: Любые предметы необходимые в быту (ключ, тарелка, чашка, ложка, платок и др.) 

Ребёнку предлагается найти то, из чего едят суп, чем открывают дверь, чем можно вытереть нос и т.п. Вызванный ребёнок выбирает предмет и строит с ним предложение «Суп едят из тарелки».

Игра «Хорошо - плохо» (по лексическим темам)

Воспитатель: Съесть конфету - хорошо. Почему?

Дети: Потому, что она сладкая.

Воспитатель: Съесть конфету - плохо. Почему?

Дети: Могут заболеть зубы.

То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо - почему?", "что-то плохо - почему?"

Работа по формированию грамматического строя речи тесно связана с работой над словом, так как в речи слово употребляется в той или иной словоформе. Сами же словоформы связываются по законам грамматики. Работая в этом направлении важно обратить внимание как на связь слов (согласование, управление, примыкание), так и на участие в этих связях служебных слов, в том числе и предлогов. Используя в своих занятиях игры по формированию грамматического строя, я стараюсь формировать умение правильно строить детей предложно — падежные конструкции, что имеет огромное значение в подготовке ребёнка к школе.

Игра «Умный мяч»

Дети становятся в круг. Воспитатель, бросая мяч детям, называет при этом животное. Поймавший мяч бросает его обратно, называя какое-либо действие этого животного. Например: корова – мычит, лягушка – квакает, и т.п. Воспитатель называет какую-либо профессию. Поймавший мяч называет, что делает человек этой профессии. Например: врач – лечит, художник – рисует, повар – варит и т.п. Воспитатель называет имя ребёнка. Поймавший мяч называет какое-либо действие. Например: Маша – играет, Коля – прыгает, Света – бегает и т. д.

Игры по формированию связной речи проще всего начинать с игр – инсценировок в форме диалогов, т.к. они быстро вводят ребёнка в образ, требуют от него подражания голосам и повадкам животных, учат передавать словом и интонацией различные оттенки чувств: радость, удивление, обиду и т.д. В ходе инсценировок лексический материал повторяется, закрепляется, активизируется. Попутно уточняется и расширяется значение слова, дается представление о его переносном значении.

Отдельно хочется остановиться на логоритмических упражнениях, которые так же представляют большой интерес, как для воспитателей, так и для детей. Эти упражнения в стихотворном варианте с сопутствующими движениями можно использовать в разных видах занятий, бытовой деятельности, в процессе наблюдений в природе, в качестве физкультминутки. Логоритмические упражнения носят разнообразную коррекционную направленность: для нормализации темпа и ритма речи, для развития словаря, для автоматизации звукопроизношения. Стихи соотносятся с движением руками, ногами, туловищем, с ритмом речи. В таких упражнениях обязательно есть сюжетная линия и действующее лицо, что исключает механические движения и воспитывает у детей понимание логической связи между текстом и движением. Совместные действия со сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребёнка, которые часто связаны с речевым дефектом. В этих упражнениях содержится много глагольных форм, что очень полезно для детей с недоразвитием речи, у которых образование глагольных форм вызывает определенные трудности.

Например:

Зима недаром злится, (качают указательным пальцем)

Прошла ее пора. (растирают ладони)

Весна в окно стучится (стучат пальчиком по ладошке)

И гонит со двора (машут руками, прогоняют зиму). (Ф. И. Тютчев)

 В речевом развитии детей большое место отводится пословицам и поговоркам. Пословицы и поговорки обладают широкими возможностями развития осознанного отношения ребенка к смысловой стороне слова. Понимание и использование пословиц и поговорок предполагает овладение переносным значением слов, понимание возможности их приложения к различным ситуациям. Именно в пословицах и поговорках заложен огромный нравственный и эстетический потенциал. Они не велики по объему, но емкие по смыслу. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно и красноречиво выражать свои мысли и чувства.

Например:
1. Не в золоте счастье. (Курочка Ряба)

2. Чьи хоромы, того и хлеб. (Три медведя)

3. Не верь речам, где меду слишком, не будь самоуверен слишком. (Колобок)

Это лишь некоторые из речевых игр, используемых для развития речи у дошкольников. Все эти игры помогут детям сделать утомительный этап автоматизации, дифференциации, формирования грамматических конструкций интересным и увлекательным. Дети с удовольствием будут участвовать в играх, а, следовательно, повысится и эффективность работы по речевому развитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников. Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Глава 2. Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников2.1  Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста...

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему «Развитие речи старших дошкольников»

Конспектродительского собрания в старшей группена тему «Развитие речи старших дошкольников» Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка. Вступительное слово воспи...

Родительское собрание в старшей группе "Развитие речи старших дошкольников"

Родительское собрание в старшей группе "Развитие речи старших дошкольников"...

«Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»

Дидактический синквейн является результативным методом развития связной речи....

Памятки и буклеты для родителей. "Кинезиология и её виды, как средство развития речи старших дошкольников, имеющих нарушения речи".

      Жизнь современного ребенка становится все разнообразнее и сложнее. И она требует не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и ад...

ПАМЯТКА- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ (ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ) В РАЗВИТИИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ(ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ)В РАЗВИТИИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ...