Тема: Зрительно-моторная координация как одна из составляющих готовности к обучению в школе детей с ТНР 5-7 лет
статья по логопедии (подготовительная группа)

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zritelno-motornaya_sostavlyayushchaya.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД  № 210 «ЛАДУШКИ» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ

445030, САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г. ТОЛЬЯТТТИ УЛ. 40 ЛЕТ ПОБЕДЫ Д. 32,

ИНН 6323091856, КПП 632101001, ТЕЛ/ФАКС  8 (8482)761515, e-mail chgard210@edu.tgl.ru

________________________________________________________________________

Выступление на пед.совете

        

Тема: Зрительно-моторная координация как одна из составляющих готовности к обучению в школе

Подготовила:

учитель-логопед Засташкова И.В,

первая квалификационная категория


2018-2019 учебный год

Зрительно-моторная координация как одна из составляющих готовности к обучению в школе

        Часто дошкольники испытывают трудности, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т.д. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребёнка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий.
      Работа по развитию графомоторных навыков не предусматривает целенаправленного обучения рисованию и письму.

Основная задача — развитие двигательных и познавательных способностей.

Она реализуется через:

  • формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук, двигательных умений и навыков в манипуляциях различными предметами (твёрдыми и мягкими, упругими, гладкими и шероховатыми);
  • умение правильно держать карандаш, ручку, фломастер; учиться владеть ими, используя самомассаж, игры и упражнения (обводя, закрашивая предметы, рисуя на заранее заготовленных листах);
  • формирование зрительно-моторной координации;
  • формирование активной речи ребёнка, пополнение словарного запаса новыми понятиями;
  • формирование навыков учебной деятельности (умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога; умение действовать, повторяя показанный образец и правило, а также ознакомление с написанием цифр)

               Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Педагоги отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с навыком письма в начальный период обучения: ребёнку тяжело писать, появляется боль и дрожь в кистях рук, они плачут и нервничают.

         К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

         Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги таки образом, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, а во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем, поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Продолжая разговор об итогах изучения готовности детей к обучению в школе, хочу уделить внимание еще одной из проблемных зон - развитию зрительно-моторной координации.

Недостаточный уровень развития зрительно-моторной координации выявляется у очень многих детей почти во всех детских садах. Нам, взрослым, очень трудно понять: почему ребенок видит одно, а при срисовывании у него получается что-то только отдаленно напоминающее образец.

Итак, по порядку…

Развитие зрительно-моторной координации можно определить, если предложить ребенку срисовать с образца какой – либо узор (набор линий, геометрических фигур, точек и т. д.). Если при срисовывании ребенок допускает много неточностей, искажает форму, расположение линий и фигур, то зрительно-моторная координация у ребенка развита недостаточно хорошо. Ребенок может в целом развиваться нормально: хорошо говорить, знать много стихов, легко решать логические задачи, петь, танцевать, изучать иностранные языки.

Отсутствие зрительно-моторной координации обычно никак не проявляется в его дошкольной жизни. Только в первом классе может выясниться, что ребенок при всем старании оказывается не в состоянии воспроизвести буквы, изображенные в прописях. При списывании или срисовывании с доски или из учебников у него часто получается нечто очень далекое от исходных образцов. Сравнивая, проверяя свою работу, ребенок не замечает даже грубые различия. Взрослые, естественно, не могут понять, как можно видеть одно, а нарисовать или написать совсем другое...

Такие дети допускают много ошибок при списывании, не видят их, проверяя свою работу. Для них характерны ошибки пропуска, перестановки, замены, написания «лишних» букв, слогов, цифр, знаков, перескакивания со строчки на строчку, «зеркальное» письмо… Ребенок, к сожалению, пишет неграмотно, и именно такое письмо автоматизируется и закрепляется. Избавиться в дальнейшем от неграмотных автоматизмов бывает исключительно трудно. 

Если ребенок много и с удовольствием строит и конструирует по чертежам, выкладывает мозаичные узоры или панно в соответствии с образцами, срисовывает изображение различных предметов или целые картины, то у него постепенно совершенствуется зрительно-моторная координация, формируется умение точно воспроизводить графические образцы.

Если в своей дошкольной деятельности ему редко приходится двигательно-графический копировать какие-либо изображения, то связи между затылочными зрительными зонами и передними двигательными отделами коры головного мозга не формируются. Даже у детей, которые много рисуют, но не срисовывают, не копируют образцы, координация движений глаза и руки может быть очень слабой.

Мы знаем, что лепка, рисование и др. виды творчества развивают мелкую моторику пальцев рук. Но просто развитая моторика, без координации со зрением малоэффективна. Копирование образцов развивает именно координацию зрения и движения.

До поступления в школу ребенок должен освоить такие графические умения как:

- обведение предмета по контуру;

- штриховка предмета внутри контура;

- копирование рисунка;

- дорисовывание фигуры;

- способность срисовывать простые геометрические фигуры, пересекающиеся линии, буквы, цифры, с соблюдением размеров, пропорций,и соотношений шрифтов.

Связи между зрительным анализом и движениями руки не существуют с рождения, они формируются и отлаживаются постепенно в соответствующих видах деятельности. Они начинают складываться, когда ребенку приходится выполнять действия по зрительно составленному плану и под контролем зрения, оперативно переводить визуально представленную информацию в ее двигательно-графический аналог. Только тогда, когда такая деятельность становится систематической, возможно качественное улучшение зрительно-моторной координации.

Список используемой литературы

  1.  Г.А.Каше «Подготовка к школе детей с недостатками речи» Москва Просвещение 1985г.
  2. М. М. Кольцова, Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М.: Педагогика, 2015.
  3. Н.В. Квач, Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет /. - М: Владос. - 2014.
  4. М. М. Кольцова, Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М.: Педагогика, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ОНР

В настоящее время значительное количество детей, несмотря на соответствующий возраст и имеющиеся у них навыки и умения, испытывают большие трудности в адаптации к школьному обучению, основной причиной...

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Данная программа является системой коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения в речевом развитии, направлена  на коррекцию и развитие систем...

Конспект НОД по формированию зрительно-моторной готовности к обучению в школе детей подготовительной группы "В гостях у Царевны-Лягушки"

Тема: "В гостях у Царевны-Лягушки"Задачи: формирование зрительно-моторной готовности детей к обучению в школе.Цели: развитие внимания,скорости,реакции,моторной ловкости,подготовка руки к письму,развит...

Развитие моторной координации как одной из составляющих готовности к школе.

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию презентацию " Развитие моторной координации как одной из составляющих готовности к школе". Данный материал можно использовать как консультацию для воспитат...

28.01.20.Консультация для родителей на тему: «Формирование мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста.»

Проблема готовности детей к обучению в школе – это не только научная, но в первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая задача, еще не получившая своего окончательного решения, ...

Презентация к проекту ро формированию мотивационной готовности к обучению в школе детей подготовительной к школе группы "По ступенькам к школе"

Мотивационная готовность - это компонент психологической готовности к школе, который предполагает наличие у детей желание не просто пойти в школу, но учиться, выполнять определенные обязанности, связа...