ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ГОВОРУША"
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)

Программа «Говоруша» по формированию речевой культуры дошкольников с умственной отсталостью через обучение игровым компьютерным действиям учитывает возрастные особенности усвоения программного материала у детей старшего дошкольного возраста, дополняет и расширяет задачи по образовательной области «Речевое развитие».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnitelnaya_obshcheobrazovatelnaya_programma.docx23.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 91 компенсирующего вида» г.о. Саранск

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

(ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА)

«Говоруша»

Возраст детей: 6-8 лет

Срок реализации: 1 год

                                                                               Составитель:    

                                                                                          Аверьянова К. А.

Саранск


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Направленность программы. 

Направленность дополнительной образовательной программы речевая, работа по повышению эффективности процесса коррекции нарушений психофизического и речевого развития детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста.

Программа «Говоруша» по формированию речевой культуры дошкольников с умственной отсталостью через обучение игровым компьютерным действиям учитывает возрастные особенности усвоения программного материала у детей старшего дошкольного возраста, дополняет и расширяет задачи по образовательной области «Речевое развитие».

2. Новизна программы.

Новизна программы «Говоруша»: введение компьютерной технологии в содержание дополнительной образовательной программы. 

3. Актуальность программы

В настоящее время одной из актуальных задач коррекционной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений психофизического и речевого развития детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста.

Своевременное проведение коррекционной работы позволяет устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях.

Элементы компьютерного обучения помогают формировать у детей знаковую функцию сознания, что является крайне важным для их языкового и интеллектуального развития. Формирование и развитие у детей знаковой функции сознания, развитие вербальной памяти и внимания, элементов словесно-логического мышления создают предпосылки для коррекции у них нарушений лексико-грамматических средств языка.

4. Отличительные особенности программы.

Отличительные особенности программы:  учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: игровая форма обучения, интерактивность, полисенсорное воздействие, при котором слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и способствует активизации компенсаторных механизмов, дифференцированный подхода к обучению, программа содержит различные по сложности или объему варианты заданий и имеет возможность индивидуальной настройки, объективность.

В данной программе предпринята попытка, по-новому подойти к организации, содержанию и методам работы. Особое внимание уделено созданию психолого-педагогических условий развития положительной мотивации у детей.

5. Педагогическая целесообразность программы.

Основные принципы, заложенные в основу программы:

1. Принцип поэтапности «погружения» в программу. Это самый важный принцип. Программа составлена с учетом возрастных и психических особенностей ребенка. Если приступать к освоению этапа, минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата.

2. Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка – от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.

3. Принцип комфорта ориентирован на создание психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребёнка.

6. Цель программы.

ЦЕЛЬ – речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ путем применения компьютерных технологий.

7. Задачи программы.

6-8 лет

Образовательные:

- создать условия для формирования у детей с умственной отсталостью интерес к процессу обучения грамоте;

- создать условия для формирования умения выполнять простейший звукобуквенный анализ простых слов;

- учить соотносить звук со зрительным образом буквы;

- дать предоставление о первоначальных навыках пользования компьютером;

- обучить детей пользоваться микрофоном, компьютерной «мышкой».

Развивающие:

- развивать ручную моторику;

- развивать фонематического восприятия, слуха, темпо-ритма;

- развивать зрительное и слуховое внимание;

- развивать речевое дыхание;

- развивать лексико-грамматический строй речи и связную речь;

-развивать произвольность психических процессов, наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания;

- развивать диалогическую речь детей: умение слушать собеседника, понимать вопросы, смысл заданий, уметь задавать вопросы, отвечать на них.

Воспитательные:

- воспитывать положительное отношение к занятиям;

- воспитывать умение слушать собеседника;

- воспитывать умение работать в коллективе и формировать навыки сотрудничества;

- воспитывать  аккуратность, усидчивость.

8. Возраст детей.

Возраст детей участвующих в реализации дополнительной образовательной программы:

-  состав  группы  (постоянный – 10 человек);

-  особенности  набора  обучающихся (в зависимости от индивидуальных особенностей  ребенка);

- базовые знания минимальные в силу диагноза.

9. Срок реализации программы. 

Один год - одноступенчатый  образовательный процесс (с октября по 15 мая );

10. Форма  детского  образовательного объединения: кружок.

Режим организации занятий:  

- общее кол-во занятий в год – 56 занятий,

- кол-во часов в неделю – 50 минут,

- периодичность занятий – 2 раз в неделю.

11. Ожидаемые результаты и способы их проверки.

В результате освоения программы воспитанники будут:

знать: - согласные буквы и буквы гласных звуков русского алфавита;

уметь: - осуществлять звуко - слоговой анализ небольших слов;

- сливать буквы в слоги и короткие слова;

владеть: - самостоятельно владеть компьютерной «мышкой», микрофоном и выполнять игровые компьютерные  задания

12. Форма подведения итогов.

Контроль проводиться в форме:

- диагностика.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 6-8 ЛЕТ

п/п

Наименование

модулей, разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

кол-во занятий

мин.

1

Диагностика

2

50 мин

25 мин

25 мин

2

Понятия «звук», «буква», «слог», «слово»

2

50 мин

25 мин

25 мин

3

Звук и буква «А»

2

50 мин

25 мин

25 мин

4

Звук и буква «У»

2

50 мин

25 мин

25 мин

5

Звуки и буквы «А», «У»

2

50 мин

25 мин

25 мин

6

Звук и буква «О»

2

50 мин

25 мин

25 мин

7

Звуки и буквы «А», «У», «О»  

2

50 мин

25 мин

25 мин

8

Звук и буква «Ы»

2

50 мин

25 мин

25 мин

9

Звуки и буквы «А», «У», «О», «Ы»  

2

50 мин

25 мин

25 мин

10

Звук «М» и буква «М»

2

50 мин

25 мин

25 мин

11

Звуки и буквы «А», «У», «О», «Ы», «М»

2

50 мин

25 мин

25 мин

12

Звук и буква «Э»

2

50 мин

25 мин

25 мин

13

Звуки и буквы «А», «У», «О», «Э», «Ы», «М»

2

50 мин

25 мин

25 мин

14

Звук и буква «И»

2

50 мин

25 мин

25 мин

15

Звуки«К-Кь» и буква «К»

2

50 мин

25 мин

25 мин

16

Звуки«Д-Дь» и буква «Д»

2

50 мин

25 мин

25 мин

17

Звуки«Т-Ть» и буква «Т»

2

50 мин

25 мин

25 мин

18

Деление слов на слоги. Понятия «кто» и «что»

2

50 мин

25 мин

25 мин

19

Звуки«С-Сь» и буква «С»

2

50 мин

25 мин

25 мин

20

Звук и буква «Ш»

2

50 мин

25 мин

25 мин

21

Дифференциация звуков «С» -«Ш»

2

50 мин

25 мин

25 мин

22

Звуки «З-З» и буква «З»

2

50 мин

25 мин

25 мин

23

Звук и буква «Ж»

2

50 мин

25 мин

25 мин

24

Дифференциация звуков «З» -«Ж»

2

50 мин

25 мин

25 мин

25

Дифференциация звуков «Ж» - «Ш»

2

50 мин

25 мин

25 мин

26

Звук и буква «Щ»

2

50 мин

25 мин

25 мин

27

Дифференциация звуков «Щ» - «Сь»

2

50 мин

25 мин

25 мин

28

Закрепление пройденного материала

2

50 мин

25 мин

25 мин

Итого:

56

1400 мин

700 мин

700 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"

Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"

Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...

ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «Фантазеры»

Развитие творческих способностей у детей по средствам использования «Римейк» - технологии...