ЛОГОРИТМИКА ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ "СЕМЬЯ"
план-конспект занятия по логопедии (младшая группа)

Фильева Светлана Анатольевна

Конспект  образовательной деятельности. Логоритмика. Тема: «Катина Семья»

Цель. Устранение неречевых нарушений в двигательной и сенсорной сферах, развитие речи в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmika_po_leksicheskoy_teme_semya.docx35.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

Логоритмическое занятие  «Катина семья»

по лексической теме «Семья».

  с детьми 2-3 лет с ОВЗ.

Разработала и провела
учитель-дефектолог

Фильева С.А.

первая квалификационная категория

     

Кузнецк

2019г.

      Государственное бюджетное учреждение здравоохранения

«Пензенский дом ребенка»

 


Конспект образовательной деятельности. Логоритмика.

Тема: «Катина Семья»

Образовательная область: речевое развитие 

Интеграция образовательных областей:

речевое развитие, познавательное, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Тип: интегрированное.

Возраст:¨ младший  дошкольный, дети  с ЗПР.

Форма образовательной деятельности: совместная деятельность.

Форма организации: группа.

Цель. Устранение неречевых нарушений в двигательной и сенсорной сферах, развитие речи в целом.

Задачи:

Коррекционно – обучающие

- способствовать расширению и активизации словаря по теме,

  закрепить знания детей о семье.

Коррекционно - развивающие

- способствовать развитию мимических и артикуляционных движений,  нормализация   мышечного тонуса, речевого слуха.

Воспитательные

- развивать чувство ритма, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность.

Оборудование. Кукла Катя, интерактивная игра «Семья», запись песни «Моя семья»  (слова и музыка Александра Ермолова), «Что такое семья?» (слова и музыка Е. Гомоновой), музыка Железновых «Мамины помощники»,  «Бабушка, испеки оладушки», колыбельная Шуберта, запись песни  «Дружная семья» (музыка, слова И. и Н. Нужины), кинезиологические мячики, презентация

Предварительная работа. Пальчиковая гимнастика «Моя семья»


Ход образовательной деятельности (ОД)

Этапы работы

Содержание этапа

Вводная часть (2 мин.)

1

Организационный момент.

Цель. Сообщение темы занятия. Создание эмоционального фона занятия.

Дети входят в зал под песню «Моя семья» (слова и музыка Александра Ермолова), садятся на стульчики.

Дефектолог: Здравствуйте ребята. К нам пришла сегодня в гости кукла Катя. Катя живет со своей семьей.

Вы знаете, что такое семья?

Дети отвечают.

Основная часть (15 мин.)

2.

Упражнение 

«Что такое семья?»

Цель: активизация словаря по теме

Дефектолог: Давайте послушаем песню и назовем семью Кати.

Звучит  песня «Что такое семья (слова и музыка Е. Гомоновой).

Дефектолог во время исполнения песни показывает интерактивное пособие «Семья»

Дети отвечают: Это мама, папа, брат сестра, бабушка и дедушка.

Дефектолог: Молодцы! 

3.

Ритмическая разминка

Цель. Развитие речевого слуха, чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность.

Дефектолог: Сейчас мы поиграем с Катей. Повторяйте за мной движения под музыку.

Дефектолог включает музыку «Бабушка, испеки оладушки». 

Эй, ребята, не ленитесь,

Веселиться становитесь.                 (Встать в круг)

Слева мама, справа брат — (Указательный жест влево,

                                                                   затем вправо)

И друг другу каждый рад.      (Покружиться в парах,

                                                        взявшись за руки)

Это папа. Вот сестричка. (Указательный жест влево,

                                                                 затем вправо)

Потанцуем, как лисичка.    (Ходьба по кругу легким

                     пружинящим шагом, руки перед собой)

Вот, как зайки, поскакали. (Прыжки по кругу друг за

                                            другом, руки перед собой)

Как медведи, пошагали. (Ходьба по кругу с широко

                                                расставленными ногами)

Как волчок, покружимся,      (Покружиться на месте)

И навек подружимся.                       (Взяться за руки)

Потому что, знаю я,

Все мы — дружная семья. (Ходьба по кругу в хороводе).

Дефектолог: Молодцы! Какая у Кати дружная семья! 


4.

Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

Цель: развитие мелкой моторики

Дефектолог: Ребята, посчитаем, сколько человек  в семье Кати. Приготовьте пальчики, повторяйте движения за мной. 

Раз, два, три, четыре!                  (Хлопки в ладоши)

Кто живет в моей квартире?      (Сжать — разжать

                                                                            кулаки)

Раз, два, три, четыре, пять,         (Хлопки в ладоши)

Всех могу пересчитать.      (Сжать —разжать кулаки)

Папа, мама, брат, сестренка, баба, дедушка и я — (Поочередно соединять кончик каждого пальца с большим)

Вот и вся моя семья.                      (Хлопки в ладоши)

Дефектолог: Сколько человек  в семье Кати?

Дети: Много.                                            (показать жестом)

5.

Упражнение «Зеркало» (По Д.Хармсу)

Цель: развитие мимических и артикуляционных движений

Дефектолог:

Хватит пальчики считать,

Будем с Катей в «Зеркало» играть.

Дети сидят на стулья..

Дефектолог произносит слова и показывает мимическое выражение, артикуляционное движение или определенное положение тела, а дети их повторяют.

Один дядя вот такой,                   (Нахмурить брови)

Другой дядя вот такой, (Удивленно поднять брови, рот приоткрыть)

Третий дядя вот такой, (Сделать брови «домиком», опустить уголки рта)

А четвертый вот такой! (Широко улыбнуться)

Одна тетя вот такая, (Соединить указательный и большой пальцы, поднести к глазам, изображая очки)

А другая — вот такая,       («Причесывать» волосы)

Третья тетя вот такая,                 (Подбочениться)

А четвертая — такая!   («Смотреться» в «зеркало»)

Один мальчик вот такой,                 (Высунуть язык)

Другой мальчик вот такой, (Прищурить сначала левый,

                                                        затем правый глаз)

Третий мальчик вот такой, (Приоткрыть рот, выполнять движения языком вправо—влево)

А четвертый — вот такой!                   (Надуть щеки)

6.

Подвижная игра «Мамины помощники»

Цель: развитие координации речи с движениями под музыку

Дефектолог: Катя очень любит свою семью, особенно маму, всегда помогает ей. Давайте и мы поможем маме.

Дефектолог показывает движения, дети, стоя у стульчиков, повторяют их под музыку Железновых «Мамины помощники»

Маму я свою люблю                       (Хлопки в ладоши)

И всегда ей помогу:                          (Руки в стороны)

Я стираю, выжимаю, (Имитация стирки, отжимания)

С ручек воду я стряхну, (Потряхивание кистями рук)

Пол я чисто подметаю, (Имитация подметания пола)

И стихи все повторю. (Руки перед грудью «держат книгу»)


7.

Речевая игpa-подражание «Младший брат»

Цель. Учить проговаривать слова, перекладывая мяч из руки в руку

Дефектолог берет куклу Катю:

Есть у меня братишка,

Смешной такой мальчишка!

За мной все повторяет,

Ни в чем не уступает.

Далее педагог изображает соответствующее словам действие, а дети договаривают недостающее слово, передавая мячик друг другу.

Если мы играем в мячик,

Я скачу, он тоже...                                (скачет).

Я сижу — и брат...                               (сидит),

Я бегу — и он...                                      (бежит).

Мяч беру — и он...                                 (берет),

Мяч кладу — и он...                               (кладет).

Маслом хлеб я мажу — .и он тоже..  (мажет),

Я рукой машу — он...                            (машет).

Такой смешной мальчишка —

Младший мой братишка.

(По И. Лопухиной) 

8.

Упражнение «Маленький -большой»

Цель: развитие общей моторики, нормализация  мышечного тонуса

Дефектолог. В семье Кати папа большой, братик маленький, дедушка и бабушка  старенькие. Покажем какие они

Звучит музыка Е. А. Гомоновой «Маленький -большой»

Дефектолог под музыку выполняет движения, мальчики  повторяют.

Сначала буду маленьким,

К коленочкам прижмусь. (Присесть; сильно обхватить

                       руками колени и прижать к ним голову)

Потом я вырасту большим,

До папы дотянусь. (Встать на носки, руки поднять

                                                        вверх, потянуться)

Потом я стану стареньким (опустить голову, плечи

                             согнуть, руки опустить ниже колен)

Как дедушка согнусь.

Мальчики садятся на стульчики, а девочки повторяют движения за дефектологом

Сначала буду маленькой,

К коленочкам прижмусь. (Присесть; сильно обхватить

                        руками колени и прижать к ним голову)

Потом я вырасту большой,

До мамы дотянусь. (Встать на носки, руки поднять

                                                         вверх, потянуться)

Потом я стану старенькой (опустить голову, плечи

                             согнуть, руки опустить ниже колен)

Как бабушка согнусь.

9.

Релаксационная пауза.

Дефектолог: Сегодня мы много играли, помогали маме и устали. Давайте отдохнем.

Дети ложатся на ковер, закрывают глаза

Звучит колыбельная Шуберта.


3. Заключительная часть – 3 мин.

10.

Подведение итога занятия.

Цель. Рефлексия по ходу образовательной деятельности.

Дети стоят свободно вокруг дефектолога.

Дефектолог: Назовите семью Кати.

Кто из них старенький, маленький, большой.

11

Заключительное упражнение.

Дети выходят из зала  под песню  «Дружная семья» (музыка, слова И.. и Н. Нужины) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Картотека пальчиковых игр по лексической теме «Времена года». Лексическая тема «Осень»

Пальчиковые игры по теме "Времена года". Разбиты по разделам: Осень, Зима, Весна, Лето...

НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)

НОД  по развитию речи для детей 5 – 6  лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение  и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...

Тематическое планирование лексических тем. Логопедические пятиминутки. Материалы по лексическим темам для сайта.

        В этом учебном году, 2015-2016, мы решили в разновозрастной  логопедической группе взять за основу программу Н.Нищевой.  Программа хорошо проработана, по н...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...