Планирование гимнастик дыхательной,артикуляционной
методическая разработка по логопедии

Зайнуллина Татьяна Владимировна

Для детей от 2-4 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plany_gimnastik_1_mladshaya.doc270.5 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование работы

по артикуляционной  и дыхательной гимнастике для детей 2-4 лет

Группа «Ладушки»

Воспитатель: Зайнуллина Т.В


                                               
КОМПЛЕКСЫ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ  

                                                                                   СЕНТЯБРЬ
                                                                          «РЫБКА ШЕВЕЛИТ ГУБАМИ»
Цель: развитие артикуляционной моторики. 
Описание: Смыкать и размыкать губы. 
                                                                   «ПТЕНЦЫ» («ДОМИК ОТКРЫВАЕТСЯ) 
Ротик широко открыт, 
Язычок спокойно спит. 
Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении. 
Описание: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а», подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть. 
                                                                                    «ХОБОТОК»
Я слегка прикрою рот, 
Губы – «хоботом» вперед. 
Далеко я их тяну, 
Как при долгом звуке: у-у-у. 
Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность. 
Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

                                                                           

                                                                                  Дыхательная гимнастика

                                                                                                 Сентябрь

Пузырики

Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.

Насос

Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.

Говорилка

Вы задаёте вопросы, малыш отвечает.

Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту - ту.

Как машинка гудит? Би – би. Би – би.

Как «дышит» тесто? Пых – пых – пых.

Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.

                                                                                                   В лесу

Представьте, что вы заблудились в густом лесу.

Сделав вдох, на выдохе произнесите "ау".

Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.


                                                                                              ОКТЯБРЬ 
                                                                                            «ЗАБОРЧИК»
Цель: развитие артикуляционной моторики. 
Описание: Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10.
                                                                                           «ПЯТАЧОК»
Цель: развитие артикуляционной моторики. 
Описание: Вытянуть вперед губы пятачком и покрутить им вправо-влево, вправо-влево( 8-10 раз) .
                                                                                 «ЧИСТИМ ЗУБЫ СНАРУЖИ»
Зубки верхние снаружи
Нам почистить очень нужно. 
Зубки нижние – не хуже, 
Тоже чистки просят дружно. 
Цель: отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка. 
Описание: Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов. 
                                                                       


                                                       ДЫХАТЕЛЬНАЯГИМНАСТИКА ОКТЯБРЬ

Косим траву

Предложите малышу «покосить траву»: ноги на ширине плеч, руки опущены. Вы читаете стишок, а ребёнок, произнося «зу-зу» машет руками влево – выдох, вправо – вдох.

Зу-зу, зу-зу,

Косим мы траву.

Зу-зу, зу-зу,

И налево взмахну.

Зу-зу, зу-зу,

Вместе быстро, очень быстро

Мы покосим всю траву.

Зу-зу, зу-зу.

Пусть ребёнок встряхнёт расслабленными руками, повторить с начала 3 – 4 раза.

На турнике

Встать прямо, ноги вместе,

гимнастическую палку держать обеими руками перед собой.

Поднять палку вверх, подняться на носки - вдох,

 палку опустить назад за голову - долгий выдох.

Выдыхая, произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.

Самолёт

Самолётик - самолёт

малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох

Отправляется в полёт

задерживает дыхание

Жужу -жу

делает поворот вправо

Жу-жу-жу

выдох, произносит ж-ж-ж

Постою и отдохну

встает прямо, опустив руки

Я налево полечу

поднимает голову, вдох

Жу – жу – жу

делает поворот влево

Жужу –жу

выдох, ж-ж-ж

Постою и отдохну

встаёт прямо и опускает руки


                                                                                             
 НОЯБРЬ
                                                                                                   «ШАРИК»
Шарик слева, шарик справа, 
Есть у нас одна забава:
В щеки дуем – чередуем, 
То в одну, а то в другую. 
Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться. 
Описание: Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую. 
                                                                                               «САМОВАР»
Щеки надую и выпущу пар, 
И запыхчу, как большой самовар. 
Цель: укреплять мускулатуру губ и щек. 
Описание: Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося «Пых! ».
                                                                                   «СДУЙ ВАТКУ С ЛАДОШКИ»
Цель: развитие артикуляционной моторики. 
Описание: Вытянуть губы вперед трубочкой и подуть на ватку или бумажку. Можно сдувать ватку со стола, с ладошки другого ребенка. 

                                                                     

                                                                          ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Ноябрь

Часики

И. п.— стоя, ноги слегка расставить, руки опустить.

Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «Тик-так».

Повторить 8-10 раз.

Каша кипит

И. п.— сидя на скамейке (на полу), одна рука лежит на животе, другая — на груди.

Втягивая живот и набирая воздух в грудь — вдох.

Опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот — выдох. При выдохе громко произносить звук «Ш-ш-ш».

Повторить 3-4 раза.

Ветерок

Я ветер сильный, я лечу,

 Лечу, куда хочу

руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос

Хочу налево посвищу

повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть

Могу подуть направо

голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох

Могу и вверх 

голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох

И в облака

опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот

Ну а пока я тучи разгоняю.

круговые движения руками.  Повторить 3-4 раза.



                                                                                                ДЕКАБРЬ 
                                                                                             «ХОМЯЧОК» 
Языком давить стараюсь, 
В щеку сильно упираюсь. 
Раздалась моя щека, 
Как мешок у хомяка. 
Цель: развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек. 
Описание: Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд. 
                                                                                                «РАСЧЕСКА»
Цель: развитие артикуляционной моторики. 
Описание: Рот приоткрыть. Верхними зубами водить по нижней губе (5-6 раз, потом нижними зубами по верхней губе, как бы причесывая (5-6 раз) .
                                                                                                «ЛОШАДКА»
Цок-цок-цок по мостовой-
Идет лошадка к нам с тобой. 
Щелкай язычком быстрее, 
Чтоб она пришла скорее. 
Цель: отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка. 
Описание: Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).
 

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

                                                                                                         Декабрь

                                                                                                       Сова

И. п.— ноги на ширине плеч, руки на поясе. Повороты головы налево и направо.

На каждый поворот головы – шумный короткий вдох носом.

                                                                                                     Фонарики

И. П. – стоя, руки опущены вдоль туловища, ноги врозь.

Вдох- вращение кистями с медленным подниманием рук вперёд- вверх;

Выдох- опускание рук вниз через стороны.

Повторить 3-4 раза.

                                                                                               Маятник

И. п.— ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклонять туловище в стороны.

При наклоне — выдох с произношением «Т-у-у-у-х-х-х».

Выпрямляясь — вдох.

Повторить 3-4 раза.

                                                                                                 Трубач

И. П. – свободно. Дети подносят к лицу сжатые кулачки, располагая, их друг перед другом. На выдохе медленно дуют в “трубу”. Инструктор хвалит тех, кто дольше всех сумел дуть в “трубу”.

Повторить 3-4 раза.


                                                                                                         

     

                                                                                                     ЯНВАРЬ 
                                                                                         «ЛЮБОПЫТНЫЙ ЯЗЫЧОК»
Вот и вышел на порог
Любопытный язычок. 
«Что он скачет взад-вперед? » -
Удивляется народ. 
Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность. 
Описание: Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз. 
                                                                                                           «МАЛЯР»
Стал язычок твой маляром, 
Он будет красить старый дом:
Вперед-назад, вперед-назад… 
Ремонту каждый будет рад. 
Цель: укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. 
Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок», делая движения языком вперёд-назад. 
                                                                                                        «УЛЫБКА»
Широка Нева-река, 
И улыбка широка. 
Зубки все мои видны –
От краев и до десны. 
Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность. 
Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Январь

Ёжик

И. п.— сидя на коврике, ноги вместе, упор на кисти рук сзади.

Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди, медленный выдох на звуке «Ф-ф-ф-ф-ф».

Выпрямить ноги — вдох.

Повторить 3—4 раза.

Олень

И.П. – стоя на коленях руки согнуты в локтях, кисти рук у лба.

1 – вдох; 2 – выдох – руки вперед; 3 – вдох – руки в стороны; 4 – выдох – вернутся в И.П.

Повторить 3-4 раза.

Волк

И.П. – основная стойка руки согнуты в локтях, ладони  у груди.

1 – вдох; 2 – выдох – туловище слегка наклонить вперед, правую руку вытянуть перед собой; 3 – вдох – вернутся в И.П.; 4 – выдох – то же левой рукой.

Повторить 3-4 раза.

Танец снежинок

И. П. .— стоя, руки опущены вдоль туловища, ноги вместе.

Спокойный вдох через нос –  правая рука идёт вперёд, левая назад;

Спокойный выдох через нос –  правая рука- назад, левая- вперёд.

Повторить 3-4 раза.


                                                                                               

                                                                                               

                                                                                               ФЕВРАЛЬ
                                                                                          «БАРАБАНЩИК»
В руки барабан возьмем
И играть на нем начнем. 
Язычок наверх подняли, 
«Д-д-д-д» застучали. 
Цель: отрабатывать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой для звука «р». Укреплять мышцы языка (особенно кончика языка) .
Описание: Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчётливо и многократно повторяя: «д-д-д». Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя (дуем на кончик языка). Темп убыстряется постепенно. 
                                                                                            «ШАРИК»
Шарик слева, шарик справа, 
Есть у нас одна забава:
В щеки дуем – чередуем, 
То в одну, а то в другую. 
Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться. 
Описание: Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую. 
                                                               «КОТЕНОК ЛАКАЕТ МОЛОКО»
Цель: развитие артикуляционной моторики. 
Описание: Быстрое выбрасывание и втягивание языка. При втягивании закругляем край языка, как бы захватывая молоко. 
                                                                               

                                                                                   ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

ФЕВРАЛЬ

Кошка -  царапушка

И.П. –  стоя, руки вытянуты вперёд.

Вдох через нос –  кисти к плечам, отводя локти назад и сжимая пальцы в кулак; лопатки должны сойтись вместе.

Резкий выдох через нос – выбросить руки с широко расставленными пальцами,  совершая энергичные движения руками, как бы царапая пространство.

Повторить 3-4 раза.

Петух

 И.П. –  встать прямо, руки опустить вдоль туловища, ноги врозь.

На вдох, сделанный через нос, медленно поднять руки вверх;

На выдохе – затем хлопнуть руками по бёдрам, произнося «Ку- ка- ре- ку!».

Повторить 3-4 раза

Гуси шипят

И. п.— ноги на ширине плеч, руки опущены.

Наклониться вперед с одновременным отведением рук в стороны — назад (в спине прогнуться, смотреть вперед) — медленный выдох на звуке «Ш-ш-ш».

Выпрямиться — вдох.

Повторить 3-4 раза.

Партизаны

И. п.— стоя, в руках палка («ружье»).

Ходьба, высоко поднимая колени. На 2 шага — вдох, на 6—8 шагов — медленный выдох с произношением слова «Ти-ш-ш-ше».

Повторить 3-4 раза. 


                                                                                                             
 МАРТ
                                                                                          «ПОИГРАЕМ НА ГУБАХ»
Цель: развитие артикуляционного аппарата. 
Описание: Через губы вдуваем воздух, периодически их смыкая: б-б-б-б. 
                                                                 «ЯЗЫК ЗДОРОВАЕТСЯ С ВЕРХНЕЙ ГУБОЙ»
Улыбнись, не будь груба, 
Здравствуй, верхняя губа! 
Цель: отрабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связке (уздечки, если 
она укорочена. 
Описание: Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу. Подержать язык на верхней губе 3-5 секунд, убрать в рот. 
                                                                                  «ЧАСИКИ» («МАЯТНИК») 
Влево-вправо кончик ходит, 
Будто места не находит. 
Цель: укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность. 
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть острый язык как можно дальше вперед и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому: «Тик-так, тик-так». (10-12 раз). Проделать упражнение 10-15 раз. 

Дыхательная гимнастика

Март

Ворона

И. П. – сидя, руки опущены вдоль туловища.

Быстро поднять руки через стороны вверх – вдох.

Медленно опустить руки - выдох. Произнести: кар!

Повторить 3-4 раза.

Ветер

И. П. – лежа, сидя, стоя. Туловище расслаблено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.

1. Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки.

2. Задержать дыхание на 3-4 секунды.

3.  Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.

Повторить 3-4 раза.

Ушки

И. П. – стоя, руки опущены.

Покачивая головой вправо-влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо-влево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох произвольный.

Повторить 3-4 раз.

Боевой клич индейцев

Предложить ребенку имитировать боевой клич индейцев: негромко кричать, быстро прикрывая и открывая рот ладошкой. Взрослый может «руководить громкостью», показывая попеременно рукой «тише-громче

 

                                                                                                АПРЕЛЬ
                                                                                          «ХОБОТОК»
Я слегка прикрою рот, 
Губы – «хоботом» вперед. 
Далеко я их тяну, 
Как при долгом звуке: у-у-у. 
Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность. 
Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
                                                             «ЯЗЫК ЗДОРОВАЕТСЯ С ПОДБОРОДКОМ»
Просыпается язык – 
Долго спать он не привык. 
И спросил у подбородка:
- Эй, какая там погодка? 
Цель: отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при ее укорочении) .
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку, затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз. 
                                                                              «ОКОШКО»
Рот прикрою я немножко, 
Губы сделаю «окошком».
Зубки рядышком стоят
И в окошечко глядят. 
Цель: развивать мышечную силу и подвижность губ. 
Описание: Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд. 

                                                                             

                                                                                Дыхательная гимнастика

Апрель

                                                                                               Регулировщик

И. п.— стоя, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох. Поменять положение рук      

с удлиненным выдохом и произношением звука «Р-р-р». Повторить 3-4 раза.

                                                                                                            Машина

И. П. – стоя, ноги на ширине плеч. Вращения кистями рук.

Руки перед грудью, согнуты в локтях – вдох.

Вращение кистями рук с одновременным произнесением звука «Р» на выдохе.

Повторить 3-4 раза

                                                                                                  Дровосек

И. п.— ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища.

Поднять сцепленные руки вверх — вдох.

Опустить вниз — медленный выдох с произношением «Ух-х-х».

Повторить 3-4 раза.

                                                                                                      Одуванчик

           Вдох через нос – задержка дыхания – озвученный выдох: «Ах!».

                                                                                                      МАЙ 
                                                                                                    «КАЧЕЛИ»
Чашкой» вверх
И «горкой» вниз
Гнется мой язык –
Артист! 
Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать его гибкость, подвижность. Развивать гибкость и подвижность кончика языка. 
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, Тянуть кончик языка то вверх, к носу, то вниз, к подбородку. Язык качается: вверх-вниз, вверх-вниз (10 раз) .
                                                                                           «УЛЫБКА-ХОБОТОК»
Улыбается ребенок, 
Хобот вытянул слоненок. 
Вот зевает бегемот, 
Широко открыв свой рот. 
Цель: укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание. 
Описание: Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и – а», «а – у - и», «и – у - а», удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет. 
                                                                                                       «ЗАЙЧИК»
Губку верхнюю подняв, 
Замер зайчик, зубки сжав. 
Цель: отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ. 
Описание: Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская её обратно.

Дыхательная гимнастика

Май

Комарик

1. И.П.  стоя, тело расслабленно. Глаза закрыты. Ладони одной руки на шеи спереди. Делают вдох.

На выдохе дети произносят звук «з- з- з» предельно долго, негромко.

Повторить 3-4 раза.

2.        Дети ставят ладони себе на плечи, машут ими, двигаясь по залу и произнося звук «з- з- з».

Жук

И.П. –стоя или сидя, скрестив руки на груди.

Развести руки в стороны, поднять голову – вдох.

Скрестить руки на груди, опустить голову – выдох: «жу-у-у - сказал крылатый жук, посижу и пожужжу».

Шар воздушный

И.П. – лёжа на спине, ноги свободно вытянуты, глаза закрыты, ладони на животе.

1- медленный вдох, не поднимая плеч, живот поднимается.

2- медленный выдох, живот опускается.

Повторить 3-4 раза.

Дерево на ветру

И.П. – сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая.

Поднять руки вверх над головой –  вдох.

Опустить руки вниз, на пол перед собой, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево –  выдох.

Повторить 3-4 раза.


ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ

Сентябрь (листопад)

Листопад, листопад!

 Листья по ветру летят:

Руки поднять вверх. Покачивая кистями из стороны в сторону, медленно опускать руки (листья опадают).

С клёна – кленовый,

Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны.

С дуба – дубовый,

Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу.

С осины – осиновый,

Указательный и большой соединить в виде колечка.

С рябины- рябиновый.

Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны.

Полны листьев лес и сад

 То-то радость для ребят!

Хлопки в ладоши.

Осенью

Ветры яблони качают.

Руки стоят на столе, опираясь на локти (стволы), пальцы разведены в стороны (кроны яблонь). Покачивать руками.

Листья с веток облетают.

Кисти рук расслаблены, расположены параллельно столу. Плавными движениями из стороны в сторону медленно опускать кисти рук на поверхность стола (листья опадают).

Листья падают в саду,

Пальцы обеих рук подушечками опираются о поверхность стола (грабли). Приподнимая руки, поскрести пальцами по поверхности стола, изображая работу граблями

Их граблями я гребу.

Капустка

Мы капустку рубим-рубим,

 Движения прямыми ладонями вверх-вниз,

Мы капустку солим-солим,

 поочерёдное поглаживание подушечек пальцев,

Мы капустку трём-трём,

 потирать кулачок о кулачок.

Мы капустку жмём-жмём.

Сжимать и разжимать кулачки.

Овощи

Октябрь

Радуются взрослые и дети

Кто ещё радуется солнышку?

Поднять вверх плечи (удивленно)

Радуется дедушка,

 Радуется бабушка,

Радуется мамочка

Радуется папочка,

 Очень радуюсь я.

На каждую строку загибать пальчик в кулачок

Рада солнцу вся семья!

Сжимать и разжимать кулачок.

Это я

Это глазки. Вот, вот.

Показывать части тела и  выполняют движения в соответствии с текстом.

Это ушки. Вот, вот.

Это нос, это рот.

Там спинка. Тут живот.

Это ручки. Хлоп-хлоп.

Это ножки. Топ- топ.

Ох устали вытрем лоб!

Транспорт

Будем пальчики сгибать-

Будем транспорт называть:

Сжимать и разжимать пальчики.

Машина, вертолёт,

Трамвай, автобус, самолёт.

Поочерёдно разжимать пальчики, начиная с мизинца.

Пять пальцев мы в кулак зажали,

Пять видов транспорта назвали.

Сжать пальцы в кулачок, начиная с большого.

НОЯБРЬ

МОИ ИГРУШКИ

Покажу я вам игрушки:

 Это курочки пеструшки,

Указательный и большой пальцы каждой руки соединить подушечками (клюв), остальные пальцы направить вверх и слегка согнуть (гребешок).

Это зайка,

Средний и указательный пальцы правой руки направить вверх (ушки зайца), остальные прижать к ладони.

Это пёс.

Ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка пса), большой палец направлен вверх (ушко).

Вот машинка без колёс.

Правую ладонь сложить в виде пригоршни и накрыть ею ладонь левой руки.

Это книжки-раскладушки.

 Вот и все мои игрушки.

Руки рёбрами поставить на стол, ладони прижать друг к другу, а затем раскрыть.

Посуда

Посуду моет наш Антошка,

Потирать ладошки друг об друга («мыть посуду»).

Моет вилку, чашку, ложку,

Вымыл блюдце и стакан

Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца.

И закрыл покрепче кран.

Пальцы полураскрыть и делать круговые движения впереди

Мебель

Мебель я начну считать:

Согнутые в локтях руки вытянуть вперед, показав ладони и раскрыв пальцы

Кресло стол, диван, кровать,

 Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

Пальцы обеих рук поочерёдно зажимать в кулачки.

Много мебели назвал –

Десять пальчиков зажал!

Поднимать зажатые кулачки вверх

Декабрь 

(Снегери)

Вот на ветках, посмотри,

Четыре хлопка руками.

В красных майках снегири.

Показать на грудь

Распушили пёрышки.

Изображают «крылышки».

Греются на солнышке

Нарисовать круг на небе руками

Головой вертят,

Повороты головой.

Улетать хотят. Кыш! Кыш! Улетели!

Махать руками как крыльями

За метелью, за метелью!

Вращательные движения кистями рук.

Снежинки

Ла-ла-ла, ла-ла-ла,

 Туча по небу плыла.

Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить в форме шара (туча).

Вдруг из тучи над землёй

Руки поднять вверх, пальцы развести в стороны.

Полетел снежинок рой.

Поворачивать кисти, медленно опуская руки (снежинки летят).

Ветер дунул, загудел –

Подуть на кисти рук (губы округлить и слегка вытянуть вперёд).

Рой снежинок вверх взлетел.

Встряхнуть кистями рук, поднимая вверх, вращать ими (снежинки летят).

Ветер с ними кружится, Может быть подружится.

Вращать кистями, попеременно скрещивая руки.

Ёлочка

Перед нами ёлочка.

Пальцы переплетены, большие подняты вверх.

Шишечки, иголочки,

Кулачки, «иголочки»- раздвинуть пальцы.

Шарики, фонарики,

Ладошки держать «ковшиком».

Зайки и свечки,

«Зайчики» - указательные пальцы.

Звёзды, человечки.

Ладошка в виде звезды, «человечки» - походить пальчиками.

Новогодний праздник

- Здравствуй, Дедушка Мороз!

Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза

Что в подарок нам принёс?

Руки вперёд ладонями вверх

- Громкие хлопушки,

Хлопнуть в ладоши

Сладости, игрушки.

Вертим кистями

Январь 

(Зима)

Снег ложится на дома,

Руки разводим в стороны, ладонями вниз

Улицы и крыши.

Руки «домиком»

Тихо к нам идёт зима,

Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки.

Мы её не слышим…

Рука за ухом

Дикие животные

У лисы в лесу глухом Есть нора – надёжный дом.

Дети загибают  на обеих руках пальцы: по одному пальцу на каждое двустишье.

Не страшны зимой метели Белочке в дупле на ели.

Под кустами ёж колючий Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, травы Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый, До весны сосёт там лапу.

Есть у каждого свой дом, Всем тепло уютно в нём.

Ударяют ладонями и кулачками поочерёдно.

Это зайчонок,

Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

это бельчонок,

Это лисенок,

это волчонок,

А это спешит, ковыляет  спросонок

Бурый, мохнатый, смешной  медвежонок.

Вращают большим пальцем.

Мебель

Раз, два, три, четыре,

Загибать пальчики

Много мебели в квартире.

Ритмично сжимать и разжимать кулачки.

В шкаф повесим мы рубашку,

Загибать пальчики, начиная с больших,

на каждое название мебели.

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули, Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом,

Чай с вареньем дружно пили. Много мебели в квартире!

Ритмично попеременно хлопать в ладоши и стучать кулачком о кулачок.

Февраль 

(Кошка)

Вот, убрав царапки

Показать «когти», растопырив и согнув пальцы обеих рук

Кошка моет лапки.

Потирающие движения ладоней друг о друга

Мордочку

Круговые движения ладонью по лицу

и ушки на своей макушке

Чуть согнутые ладошки движутся за ушами

Котята

Побежали вдоль реки

Котята наперегонки

Двигают указательными и средними пальцами по поверхности стола от себя к краю. Повторяют несколько раз.

Домашние птицы

Есть у курицы цыплёнок,

Большим пальцем поочерёдно касаться остальных, начиная с мизинца.

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки – индюшонок

А у утки есть утёнок.

У каждой мамы малыши,

Все красивы хороши!

Показать все пальчики, «играя» ими.

Защитники Отечества

Аты-баты, аты-баты!

На парад идут солдаты!

Махать руками, сгибая в локтях (как солдаты)

Вот идут танкисты,

Поочередно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки.

Потом артиллеристы,

А потом пехота - Рота за ротой!

Зима

Раз, два, три, четыре,

На счет загибать пальчики

Мы с тобой снежок слепили

лепить, меняя положение ладоней

Круглый, крепкий, очень гладкий

показывают круг, гладят ладони друг о друга

Раз – подбросим

"подбросить", посмотреть вверх

Два – поймаем

" ловят", приседают

Три – уроним

встают, "роняют"

И … сломаем! ()

топают

Март

 (Весна)

Утром солнышко встаёт выше, выше,

руки высоко вверх

Ночью солнышко зайдет ниже, ниже.

руки вниз

Хорошо-хорошо солнышку живётся,

делаем ручками фонарики

И нам вместе с солнышком весело живётся

хлопаем в ладоши

Мама

Много мам на белом свете,

Всех их очень любят дети!

Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают за плечи

Журналист и инженер,

Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке.

Повар, милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель

Мамы разные нужны,

Сжимают обе ладошки в «замочек».

Мамы разные важны!

Разводят руки, поднимают ладошками вверх  - «фонарики».

Сказки

Будем пальчики считать,

 Будем сказки называть:

Вытягивают руки вперед, играя пальчиками.

Эта сказка - «Теремок».

Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного.

Эта сказка - «Колобок».

Эта сказка - «Репка»:

Про внучку, бабку, дедку.

«Волк и семеро козлят» -

Этим сказкам каждый рад!

Показывают большой палец.

Петушок – золотой гребешок

Петушок, петушок,

соединить на руке указательный и большой палец,

Золотой гребешок

сделать «замок» из пальцев

Масляна головушка,

погладить рукой по голове

Шелкова бородушка,

погладить рукой по подбородку

Что ты рано встаешь,

Что ты звонко поешь,

 Деткам спать не даешь?

закрыть глаза и сложить ладони под щеку

Весна

Вот уж две недели

Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе.        

Капают капели

Стучать кончиками пальцев по коленкам

Снег на солнце тает

Руки ладонями вниз разведены в стороны.

ручьём стекает.

Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.

Апрель

 Капель

Кап, кап, кап – звенит капель.

Ритмично, на каждый слог стучат по столу подушечками пальцев, начиная с большого

Приближается апрель.

Город

Я гуляю во дворе

Ходьба «пальчиками» по коленкам (по столу)

Вижу домик на горе

ритмичные хлопки ладошками

Я по лесенке взберусь

раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев

И в окошко постучусь.

Тук, тук, тук, тук!

поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку другой

Транспорт

По шоссе идут машины,

Крутим воображаемый руль.

По асфальту едут шины.

Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.

По дороге не беги,

Погрозили пальцем.

Я скажу тебе: «Би-би»

Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим»

Рыбки

Рыбка в озере живёт

Рыбка в озере плывёт

ладошки соединены и делают плавные движения

Хвостиком ударит вдруг

ладошки разъединить и ударить по коленкам

И услышим мы – плюх, плюх!

ладошки соединить у основания и так похлопать

Профессии

Много есть профессий знатных,

Соединять пальцы правой руки с большим.

И полезных, и приятных.

Соединять пальцы левой руки с большим

Повар, врач, маляр, учитель, Продавец, шахтёр, строитель…

Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.

Сразу всех не называю, (

Сжимать и разжимать кулачки.

Вам продолжить предлагаю.

Вытянуть руки вперёд ладонями вверх

Май

Ромашка

Ромашки белые цветки–

Как пальцы маленькой руки.

Ладонь вперёд, пальцы раздвинуть – это «ромашка».

И вот слетаются жуки

 Считать ромашки лепестки.

Перебирать пальцы «руки-ромашки» по одному.

Насекомые

Дружно пальчики считаем-

 Насекомых называем:

Сжимать и разжимать кулачки.

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зелёным брюхом.

Поочерёдно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.

Это кто же тут звенит?

 Ой, сюда комар летит!

Вращать мизинцем.

Прячьтесь!

Спрятать руки за спину.

Дятел

Дятел дерево долбит:

 Тук-тук-тук.

Одна ладонь прямая – это «дерево», другая – «дятел» - кулачком стучать о неё.

Целый день в лесу стоит

Стук-стук-стук.

Смена рук.

Радуга

Гляньте: радуга над нами,

Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение)

Над деревьями,

Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты.

Домами,

Руки сложены над головой крышей.

И над морем, над волной

Нарисовать волну рукой.

И немножко надо мной.

Дотронуться до головы.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дыхательная, артикуляционная, психогимнастика, пальчиковая гимнастика. Игры на преодоление двигательного автоматизма.

Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциона...

Картотека Гимнастик (пальчиковая, дыхательная, артикуляционная)

Артикуляционная гимнастикаДыхательная гимнастикаПальчиковая гимнастикаАртикуляционная гимнастика.  Качели.Улыбнуться, открыть рот, на счёт «раз – два» поочерёдно упираться языко...

Занятия для развития речи дошкольников: дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастики.

Занятия для развития речи дошкольников: дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастики....

Комплекс упражнений дыхательной, артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр, музыкально - речевых игр , музыкальных игр.

Подборка игр, используемых в работе музыкального руководителя на дыхательную ,артикуляционную, пальчиковую гимнастику, музыкально-речевых и музыкальных игр....

Комплекс дыхательных, артикуляционных, пальчиковых гимнастик и самомассажа

Комплекс дыхательных, артикуляционных, пальчиковых гимнастик и самомассажа...