Планирование гимнастик дыхательной,артикуляционной
методическая разработка по логопедии
Предварительный просмотр:
Планирование работы
по артикуляционной и дыхательной гимнастике для детей 2-4 лет
Группа «Ладушки»
Воспитатель: Зайнуллина Т.В
КОМПЛЕКСЫ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
СЕНТЯБРЬ
«РЫБКА ШЕВЕЛИТ ГУБАМИ»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Описание: Смыкать и размыкать губы.
«ПТЕНЦЫ» («ДОМИК ОТКРЫВАЕТСЯ)
Ротик широко открыт,
Язычок спокойно спит.
Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.
Описание: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а», подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.
«ХОБОТОК»
Я слегка прикрою рот,
Губы – «хоботом» вперед.
Далеко я их тяну,
Как при долгом звуке: у-у-у.
Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность.
Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Дыхательная гимнастика
Сентябрь
Пузырики
Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.
Насос
Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.
Говорилка
Вы задаёте вопросы, малыш отвечает.
Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту - ту.
Как машинка гудит? Би – би. Би – би.
Как «дышит» тесто? Пых – пых – пых.
Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.
В лесу
Представьте, что вы заблудились в густом лесу.
Сделав вдох, на выдохе произнесите "ау".
Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.
ОКТЯБРЬ
«ЗАБОРЧИК»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Описание: Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10.
«ПЯТАЧОК»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Описание: Вытянуть вперед губы пятачком и покрутить им вправо-влево, вправо-влево( 8-10 раз) .
«ЧИСТИМ ЗУБЫ СНАРУЖИ»
Зубки верхние снаружи
Нам почистить очень нужно.
Зубки нижние – не хуже,
Тоже чистки просят дружно.
Цель: отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка.
Описание: Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов.
ДЫХАТЕЛЬНАЯГИМНАСТИКА ОКТЯБРЬ
Косим траву
Предложите малышу «покосить траву»: ноги на ширине плеч, руки опущены. Вы читаете стишок, а ребёнок, произнося «зу-зу» машет руками влево – выдох, вправо – вдох.
Зу-зу, зу-зу,
Косим мы траву.
Зу-зу, зу-зу,
И налево взмахну.
Зу-зу, зу-зу,
Вместе быстро, очень быстро
Мы покосим всю траву.
Зу-зу, зу-зу.
Пусть ребёнок встряхнёт расслабленными руками, повторить с начала 3 – 4 раза.
На турнике
Встать прямо, ноги вместе,
гимнастическую палку держать обеими руками перед собой.
Поднять палку вверх, подняться на носки - вдох,
палку опустить назад за голову - долгий выдох.
Выдыхая, произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.
Самолёт
Самолётик - самолёт | малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох |
Отправляется в полёт | задерживает дыхание |
Жужу -жу | делает поворот вправо |
Жу-жу-жу | выдох, произносит ж-ж-ж |
Постою и отдохну | встает прямо, опустив руки |
Я налево полечу | поднимает голову, вдох |
Жу – жу – жу | делает поворот влево |
Жужу –жу | выдох, ж-ж-ж |
Постою и отдохну | встаёт прямо и опускает руки |
НОЯБРЬ
«ШАРИК»
Шарик слева, шарик справа,
Есть у нас одна забава:
В щеки дуем – чередуем,
То в одну, а то в другую.
Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться.
Описание: Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.
«САМОВАР»
Щеки надую и выпущу пар,
И запыхчу, как большой самовар.
Цель: укреплять мускулатуру губ и щек.
Описание: Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося «Пых! ».
«СДУЙ ВАТКУ С ЛАДОШКИ»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Описание: Вытянуть губы вперед трубочкой и подуть на ватку или бумажку. Можно сдувать ватку со стола, с ладошки другого ребенка.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
Ноябрь
Часики
И. п.— стоя, ноги слегка расставить, руки опустить.
Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «Тик-так».
Повторить 8-10 раз.
Каша кипит
И. п.— сидя на скамейке (на полу), одна рука лежит на животе, другая — на груди.
Втягивая живот и набирая воздух в грудь — вдох.
Опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот — выдох. При выдохе громко произносить звук «Ш-ш-ш».
Повторить 3-4 раза.
Ветерок
Я ветер сильный, я лечу, Лечу, куда хочу | руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос |
Хочу налево посвищу | повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть |
Могу подуть направо | голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох |
Могу и вверх | голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох |
И в облака | опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот |
Ну а пока я тучи разгоняю. | круговые движения руками. Повторить 3-4 раза. |
ДЕКАБРЬ
«ХОМЯЧОК»
Языком давить стараюсь,
В щеку сильно упираюсь.
Раздалась моя щека,
Как мешок у хомяка.
Цель: развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек.
Описание: Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.
«РАСЧЕСКА»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Описание: Рот приоткрыть. Верхними зубами водить по нижней губе (5-6 раз, потом нижними зубами по верхней губе, как бы причесывая (5-6 раз) .
«ЛОШАДКА»
Цок-цок-цок по мостовой-
Идет лошадка к нам с тобой.
Щелкай язычком быстрее,
Чтоб она пришла скорее.
Цель: отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
Декабрь
Сова
И. п.— ноги на ширине плеч, руки на поясе. Повороты головы налево и направо.
На каждый поворот головы – шумный короткий вдох носом.
Фонарики
И. П. – стоя, руки опущены вдоль туловища, ноги врозь.
Вдох- вращение кистями с медленным подниманием рук вперёд- вверх;
Выдох- опускание рук вниз через стороны.
Повторить 3-4 раза.
Маятник
И. п.— ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклонять туловище в стороны.
При наклоне — выдох с произношением «Т-у-у-у-х-х-х».
Выпрямляясь — вдох.
Повторить 3-4 раза.
Трубач
И. П. – свободно. Дети подносят к лицу сжатые кулачки, располагая, их друг перед другом. На выдохе медленно дуют в “трубу”. Инструктор хвалит тех, кто дольше всех сумел дуть в “трубу”.
Повторить 3-4 раза.
ЯНВАРЬ
«ЛЮБОПЫТНЫЙ ЯЗЫЧОК»
Вот и вышел на порог
Любопытный язычок.
«Что он скачет взад-вперед? » -
Удивляется народ.
Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.
Описание: Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.
«МАЛЯР»
Стал язычок твой маляром,
Он будет красить старый дом:
Вперед-назад, вперед-назад…
Ремонту каждый будет рад.
Цель: укреплять мышцы языка и развивать его подвижность.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок», делая движения языком вперёд-назад.
«УЛЫБКА»
Широка Нева-река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краев и до десны.
Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.
Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
Январь
Ёжик
И. п.— сидя на коврике, ноги вместе, упор на кисти рук сзади.
Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди, медленный выдох на звуке «Ф-ф-ф-ф-ф».
Выпрямить ноги — вдох.
Повторить 3—4 раза.
Олень
И.П. – стоя на коленях руки согнуты в локтях, кисти рук у лба.
1 – вдох; 2 – выдох – руки вперед; 3 – вдох – руки в стороны; 4 – выдох – вернутся в И.П.
Повторить 3-4 раза.
Волк
И.П. – основная стойка руки согнуты в локтях, ладони у груди.
1 – вдох; 2 – выдох – туловище слегка наклонить вперед, правую руку вытянуть перед собой; 3 – вдох – вернутся в И.П.; 4 – выдох – то же левой рукой.
Повторить 3-4 раза.
Танец снежинок
И. П. .— стоя, руки опущены вдоль туловища, ноги вместе.
Спокойный вдох через нос – правая рука идёт вперёд, левая назад;
Спокойный выдох через нос – правая рука- назад, левая- вперёд.
Повторить 3-4 раза.
ФЕВРАЛЬ
«БАРАБАНЩИК»
В руки барабан возьмем
И играть на нем начнем.
Язычок наверх подняли,
«Д-д-д-д» застучали.
Цель: отрабатывать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой для звука «р». Укреплять мышцы языка (особенно кончика языка) .
Описание: Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчётливо и многократно повторяя: «д-д-д». Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя (дуем на кончик языка). Темп убыстряется постепенно.
«ШАРИК»
Шарик слева, шарик справа,
Есть у нас одна забава:
В щеки дуем – чередуем,
То в одну, а то в другую.
Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться.
Описание: Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.
«КОТЕНОК ЛАКАЕТ МОЛОКО»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Описание: Быстрое выбрасывание и втягивание языка. При втягивании закругляем край языка, как бы захватывая молоко.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
ФЕВРАЛЬ
Кошка - царапушка
И.П. – стоя, руки вытянуты вперёд.
Вдох через нос – кисти к плечам, отводя локти назад и сжимая пальцы в кулак; лопатки должны сойтись вместе.
Резкий выдох через нос – выбросить руки с широко расставленными пальцами, совершая энергичные движения руками, как бы царапая пространство.
Повторить 3-4 раза.
Петух
И.П. – встать прямо, руки опустить вдоль туловища, ноги врозь.
На вдох, сделанный через нос, медленно поднять руки вверх;
На выдохе – затем хлопнуть руками по бёдрам, произнося «Ку- ка- ре- ку!».
Повторить 3-4 раза
Гуси шипят
И. п.— ноги на ширине плеч, руки опущены.
Наклониться вперед с одновременным отведением рук в стороны — назад (в спине прогнуться, смотреть вперед) — медленный выдох на звуке «Ш-ш-ш».
Выпрямиться — вдох.
Повторить 3-4 раза.
Партизаны
И. п.— стоя, в руках палка («ружье»).
Ходьба, высоко поднимая колени. На 2 шага — вдох, на 6—8 шагов — медленный выдох с произношением слова «Ти-ш-ш-ше».
Повторить 3-4 раза.
МАРТ
«ПОИГРАЕМ НА ГУБАХ»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Описание: Через губы вдуваем воздух, периодически их смыкая: б-б-б-б.
«ЯЗЫК ЗДОРОВАЕТСЯ С ВЕРХНЕЙ ГУБОЙ»
Улыбнись, не будь груба,
Здравствуй, верхняя губа!
Цель: отрабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связке (уздечки, если
она укорочена.
Описание: Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу. Подержать язык на верхней губе 3-5 секунд, убрать в рот.
«ЧАСИКИ» («МАЯТНИК»)
Влево-вправо кончик ходит,
Будто места не находит.
Цель: укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть острый язык как можно дальше вперед и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому: «Тик-так, тик-так». (10-12 раз). Проделать упражнение 10-15 раз.
Дыхательная гимнастика
Март
Ворона
И. П. – сидя, руки опущены вдоль туловища.
Быстро поднять руки через стороны вверх – вдох.
Медленно опустить руки - выдох. Произнести: кар!
Повторить 3-4 раза.
Ветер
И. П. – лежа, сидя, стоя. Туловище расслаблено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.
1. Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки.
2. Задержать дыхание на 3-4 секунды.
3. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.
Повторить 3-4 раза.
Ушки
И. П. – стоя, руки опущены.
Покачивая головой вправо-влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо-влево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох произвольный.
Повторить 3-4 раз.
Боевой клич индейцев
Предложить ребенку имитировать боевой клич индейцев: негромко кричать, быстро прикрывая и открывая рот ладошкой. Взрослый может «руководить громкостью», показывая попеременно рукой «тише-громче
АПРЕЛЬ
«ХОБОТОК»
Я слегка прикрою рот,
Губы – «хоботом» вперед.
Далеко я их тяну,
Как при долгом звуке: у-у-у.
Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность.
Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
«ЯЗЫК ЗДОРОВАЕТСЯ С ПОДБОРОДКОМ»
Просыпается язык –
Долго спать он не привык.
И спросил у подбородка:
- Эй, какая там погодка?
Цель: отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при ее укорочении) .
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку, затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.
«ОКОШКО»
Рот прикрою я немножко,
Губы сделаю «окошком».
Зубки рядышком стоят
И в окошечко глядят.
Цель: развивать мышечную силу и подвижность губ.
Описание: Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд.
Дыхательная гимнастика
Апрель
Регулировщик
И. п.— стоя, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох. Поменять положение рук
с удлиненным выдохом и произношением звука «Р-р-р». Повторить 3-4 раза.
Машина
И. П. – стоя, ноги на ширине плеч. Вращения кистями рук.
Руки перед грудью, согнуты в локтях – вдох.
Вращение кистями рук с одновременным произнесением звука «Р» на выдохе.
Повторить 3-4 раза
Дровосек
И. п.— ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища.
Поднять сцепленные руки вверх — вдох.
Опустить вниз — медленный выдох с произношением «Ух-х-х».
Повторить 3-4 раза.
Одуванчик
Вдох через нос – задержка дыхания – озвученный выдох: «Ах!».
МАЙ
«КАЧЕЛИ»
Чашкой» вверх
И «горкой» вниз
Гнется мой язык –
Артист!
Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать его гибкость, подвижность. Развивать гибкость и подвижность кончика языка.
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, Тянуть кончик языка то вверх, к носу, то вниз, к подбородку. Язык качается: вверх-вниз, вверх-вниз (10 раз) .
«УЛЫБКА-ХОБОТОК»
Улыбается ребенок,
Хобот вытянул слоненок.
Вот зевает бегемот,
Широко открыв свой рот.
Цель: укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.
Описание: Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и – а», «а – у - и», «и – у - а», удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет.
«ЗАЙЧИК»
Губку верхнюю подняв,
Замер зайчик, зубки сжав.
Цель: отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.
Описание: Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская её обратно.
Дыхательная гимнастика
Май
Комарик
1. И.П. – стоя, тело расслабленно. Глаза закрыты. Ладони одной руки на шеи спереди. Делают вдох.
На выдохе дети произносят звук «з- з- з» предельно долго, негромко.
Повторить 3-4 раза.
2. Дети ставят ладони себе на плечи, машут ими, двигаясь по залу и произнося звук «з- з- з».
Жук
И.П. –стоя или сидя, скрестив руки на груди.
Развести руки в стороны, поднять голову – вдох.
Скрестить руки на груди, опустить голову – выдох: «жу-у-у - сказал крылатый жук, посижу и пожужжу».
Шар воздушный
И.П. – лёжа на спине, ноги свободно вытянуты, глаза закрыты, ладони на животе.
1- медленный вдох, не поднимая плеч, живот поднимается.
2- медленный выдох, живот опускается.
Повторить 3-4 раза.
Дерево на ветру
И.П. – сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая.
Поднять руки вверх над головой – вдох.
Опустить руки вниз, на пол перед собой, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево – выдох.
Повторить 3-4 раза.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ
Сентябрь (листопад)
Листопад, листопад! Листья по ветру летят: | Руки поднять вверх. Покачивая кистями из стороны в сторону, медленно опускать руки (листья опадают). |
С клёна – кленовый, | Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны. |
С дуба – дубовый, | Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу. |
С осины – осиновый, | Указательный и большой соединить в виде колечка. |
С рябины- рябиновый. | Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны. |
Полны листьев лес и сад То-то радость для ребят! | Хлопки в ладоши. |
Осенью
Ветры яблони качают. | Руки стоят на столе, опираясь на локти (стволы), пальцы разведены в стороны (кроны яблонь). Покачивать руками. |
Листья с веток облетают. | Кисти рук расслаблены, расположены параллельно столу. Плавными движениями из стороны в сторону медленно опускать кисти рук на поверхность стола (листья опадают). |
Листья падают в саду, | Пальцы обеих рук подушечками опираются о поверхность стола (грабли). Приподнимая руки, поскрести пальцами по поверхности стола, изображая работу граблями |
Их граблями я гребу. |
Капустка
Мы капустку рубим-рубим, | Движения прямыми ладонями вверх-вниз, |
Мы капустку солим-солим, | поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, |
Мы капустку трём-трём, | потирать кулачок о кулачок. |
Мы капустку жмём-жмём. | Сжимать и разжимать кулачки. |
Овощи
Октябрь
Радуются взрослые и дети
Кто ещё радуется солнышку? | Поднять вверх плечи (удивленно) |
Радуется дедушка, Радуется бабушка, Радуется мамочка Радуется папочка, Очень радуюсь я. | На каждую строку загибать пальчик в кулачок |
Рада солнцу вся семья! | Сжимать и разжимать кулачок. |
Это я
Это глазки. Вот, вот. | Показывать части тела и выполняют движения в соответствии с текстом. |
Это ушки. Вот, вот. | |
Это нос, это рот. | |
Там спинка. Тут живот. | |
Это ручки. Хлоп-хлоп. | |
Это ножки. Топ- топ. | |
Ох устали вытрем лоб! |
Транспорт
Будем пальчики сгибать- Будем транспорт называть: | Сжимать и разжимать пальчики. |
Машина, вертолёт, Трамвай, автобус, самолёт. | Поочерёдно разжимать пальчики, начиная с мизинца. |
Пять пальцев мы в кулак зажали, Пять видов транспорта назвали. | Сжать пальцы в кулачок, начиная с большого. |
НОЯБРЬ
МОИ ИГРУШКИ
Покажу я вам игрушки: Это курочки пеструшки, | Указательный и большой пальцы каждой руки соединить подушечками (клюв), остальные пальцы направить вверх и слегка согнуть (гребешок). |
Это зайка, | Средний и указательный пальцы правой руки направить вверх (ушки зайца), остальные прижать к ладони. |
Это пёс. | Ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка пса), большой палец направлен вверх (ушко). |
Вот машинка без колёс. | Правую ладонь сложить в виде пригоршни и накрыть ею ладонь левой руки. |
Это книжки-раскладушки. Вот и все мои игрушки. | Руки рёбрами поставить на стол, ладони прижать друг к другу, а затем раскрыть. |
Посуда
Посуду моет наш Антошка, | Потирать ладошки друг об друга («мыть посуду»). |
Моет вилку, чашку, ложку, Вымыл блюдце и стакан | Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца. |
И закрыл покрепче кран. | Пальцы полураскрыть и делать круговые движения впереди |
Мебель
Мебель я начну считать: | Согнутые в локтях руки вытянуть вперед, показав ладони и раскрыв пальцы |
Кресло стол, диван, кровать, Полка, тумбочка, буфет, Шкаф, комод и табурет. | Пальцы обеих рук поочерёдно зажимать в кулачки. |
Много мебели назвал – Десять пальчиков зажал! | Поднимать зажатые кулачки вверх |
Декабрь
(Снегери)
Вот на ветках, посмотри, | Четыре хлопка руками. |
В красных майках снегири. | Показать на грудь |
Распушили пёрышки. | Изображают «крылышки». |
Греются на солнышке | Нарисовать круг на небе руками |
Головой вертят, | Повороты головой. |
Улетать хотят. Кыш! Кыш! Улетели! | Махать руками как крыльями |
За метелью, за метелью! | Вращательные движения кистями рук. |
Снежинки
Ла-ла-ла, ла-ла-ла, Туча по небу плыла. | Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить в форме шара (туча). |
Вдруг из тучи над землёй | Руки поднять вверх, пальцы развести в стороны. |
Полетел снежинок рой. | Поворачивать кисти, медленно опуская руки (снежинки летят). |
Ветер дунул, загудел – | Подуть на кисти рук (губы округлить и слегка вытянуть вперёд). |
Рой снежинок вверх взлетел. | Встряхнуть кистями рук, поднимая вверх, вращать ими (снежинки летят). |
Ветер с ними кружится, Может быть подружится. | Вращать кистями, попеременно скрещивая руки. |
Ёлочка
Перед нами ёлочка. | Пальцы переплетены, большие подняты вверх. |
Шишечки, иголочки, | Кулачки, «иголочки»- раздвинуть пальцы. |
Шарики, фонарики, | Ладошки держать «ковшиком». |
Зайки и свечки, | «Зайчики» - указательные пальцы. |
Звёзды, человечки. | Ладошка в виде звезды, «человечки» - походить пальчиками. |
Новогодний праздник
- Здравствуй, Дедушка Мороз! | Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза |
Что в подарок нам принёс? | Руки вперёд ладонями вверх |
- Громкие хлопушки, | Хлопнуть в ладоши |
Сладости, игрушки. | Вертим кистями |
Январь
(Зима)
Снег ложится на дома, | Руки разводим в стороны, ладонями вниз |
Улицы и крыши. | Руки «домиком» |
Тихо к нам идёт зима, | Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки. |
Мы её не слышим… | Рука за ухом |
Дикие животные
У лисы в лесу глухом Есть нора – надёжный дом. | Дети загибают на обеих руках пальцы: по одному пальцу на каждое двустишье. |
Не страшны зимой метели Белочке в дупле на ели. | |
Под кустами ёж колючий Нагребает листья в кучу. | |
Из ветвей, корней, травы Хатки делают бобры. | |
Спит в берлоге косолапый, До весны сосёт там лапу. | |
Есть у каждого свой дом, Всем тепло уютно в нём. | Ударяют ладонями и кулачками поочерёдно. |
Это зайчонок, | Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца. |
это бельчонок, | |
Это лисенок, | |
это волчонок, | |
А это спешит, ковыляет спросонок Бурый, мохнатый, смешной медвежонок. | Вращают большим пальцем. |
Мебель
Раз, два, три, четыре, | Загибать пальчики |
Много мебели в квартире. | Ритмично сжимать и разжимать кулачки. |
В шкаф повесим мы рубашку, | Загибать пальчики, начиная с больших, на каждое название мебели. |
А в буфет поставим чашку. | |
Чтобы ножки отдохнули, Посидим чуть-чуть на стуле. | |
А когда мы крепко спали, На кровати мы лежали. | |
А потом мы с котом Посидели за столом, | |
Чай с вареньем дружно пили. Много мебели в квартире! | Ритмично попеременно хлопать в ладоши и стучать кулачком о кулачок. |
Февраль
(Кошка)
Вот, убрав царапки | Показать «когти», растопырив и согнув пальцы обеих рук |
Кошка моет лапки. | Потирающие движения ладоней друг о друга |
Мордочку | Круговые движения ладонью по лицу |
и ушки на своей макушке | Чуть согнутые ладошки движутся за ушами |
Котята
Побежали вдоль реки Котята наперегонки | Двигают указательными и средними пальцами по поверхности стола от себя к краю. Повторяют несколько раз. |
Домашние птицы
Есть у курицы цыплёнок, | Большим пальцем поочерёдно касаться остальных, начиная с мизинца. |
У гусыни есть гусёнок, | |
У индюшки – индюшонок | |
А у утки есть утёнок. | |
У каждой мамы малыши, Все красивы хороши! | Показать все пальчики, «играя» ими. |
Защитники Отечества
Аты-баты, аты-баты! На парад идут солдаты! | Махать руками, сгибая в локтях (как солдаты) |
Вот идут танкисты, | Поочередно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки. |
Потом артиллеристы, | |
А потом пехота - Рота за ротой! |
Зима
Раз, два, три, четыре, | На счет загибать пальчики |
Мы с тобой снежок слепили | лепить, меняя положение ладоней |
Круглый, крепкий, очень гладкий | показывают круг, гладят ладони друг о друга |
Раз – подбросим | "подбросить", посмотреть вверх |
Два – поймаем | " ловят", приседают |
Три – уроним | встают, "роняют" |
И … сломаем! () | топают |
Март
(Весна)
Утром солнышко встаёт выше, выше, | руки высоко вверх |
Ночью солнышко зайдет ниже, ниже. | руки вниз |
Хорошо-хорошо солнышку живётся, | делаем ручками фонарики |
И нам вместе с солнышком весело живётся | хлопаем в ладоши |
Мама
Много мам на белом свете, Всех их очень любят дети! | Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают за плечи |
Журналист и инженер, | Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке. |
Повар, милиционер, | |
Швея, кондуктор и учитель, | |
Врач, парикмахер и строитель | |
Мамы разные нужны, | Сжимают обе ладошки в «замочек». |
Мамы разные важны! | Разводят руки, поднимают ладошками вверх - «фонарики». |
Сказки
Будем пальчики считать, Будем сказки называть: | Вытягивают руки вперед, играя пальчиками. |
Эта сказка - «Теремок». | Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного. |
Эта сказка - «Колобок». | |
Эта сказка - «Репка»: Про внучку, бабку, дедку. | |
«Волк и семеро козлят» - | |
Этим сказкам каждый рад! | Показывают большой палец. |
Петушок – золотой гребешок
Петушок, петушок, | соединить на руке указательный и большой палец, |
Золотой гребешок | сделать «замок» из пальцев |
Масляна головушка, | погладить рукой по голове |
Шелкова бородушка, | погладить рукой по подбородку |
Что ты рано встаешь, Что ты звонко поешь, Деткам спать не даешь? | закрыть глаза и сложить ладони под щеку |
Весна
Вот уж две недели | Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе. |
Капают капели | Стучать кончиками пальцев по коленкам |
Снег на солнце тает | Руки ладонями вниз разведены в стороны. |
ручьём стекает. | Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону. |
Апрель
Капель
Кап, кап, кап – звенит капель. | Ритмично, на каждый слог стучат по столу подушечками пальцев, начиная с большого |
Приближается апрель. |
Город
Я гуляю во дворе | Ходьба «пальчиками» по коленкам (по столу) |
Вижу домик на горе | ритмичные хлопки ладошками |
Я по лесенке взберусь | раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев |
И в окошко постучусь. Тук, тук, тук, тук! | поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку другой |
Транспорт
По шоссе идут машины, | Крутим воображаемый руль. |
По асфальту едут шины. | Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу. |
По дороге не беги, | Погрозили пальцем. |
Я скажу тебе: «Би-би» | Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим» |
Рыбки
Рыбка в озере живёт Рыбка в озере плывёт | ладошки соединены и делают плавные движения |
Хвостиком ударит вдруг | ладошки разъединить и ударить по коленкам |
И услышим мы – плюх, плюх! | ладошки соединить у основания и так похлопать |
Профессии
Много есть профессий знатных, | Соединять пальцы правой руки с большим. |
И полезных, и приятных. | Соединять пальцы левой руки с большим |
Повар, врач, маляр, учитель, Продавец, шахтёр, строитель… | Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим. |
Сразу всех не называю, ( | Сжимать и разжимать кулачки. |
Вам продолжить предлагаю. | Вытянуть руки вперёд ладонями вверх |
Май
Ромашка
Ромашки белые цветки– Как пальцы маленькой руки. | Ладонь вперёд, пальцы раздвинуть – это «ромашка». |
И вот слетаются жуки Считать ромашки лепестки. | Перебирать пальцы «руки-ромашки» по одному. |
Насекомые
Дружно пальчики считаем- Насекомых называем: | Сжимать и разжимать кулачки. |
Бабочка, кузнечик, муха, Это жук с зелёным брюхом. | Поочерёдно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого. |
Это кто же тут звенит? Ой, сюда комар летит! | Вращать мизинцем. |
Прячьтесь! | Спрятать руки за спину. |
Дятел
Дятел дерево долбит: Тук-тук-тук. | Одна ладонь прямая – это «дерево», другая – «дятел» - кулачком стучать о неё. |
Целый день в лесу стоит Стук-стук-стук. | Смена рук. |
Радуга
Гляньте: радуга над нами, | Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение) |
Над деревьями, | Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты. |
Домами, | Руки сложены над головой крышей. |
И над морем, над волной | Нарисовать волну рукой. |
И немножко надо мной. | Дотронуться до головы. |
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дыхательная, артикуляционная, психогимнастика, пальчиковая гимнастика. Игры на преодоление двигательного автоматизма.
Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциона...

Картотека Гимнастик (пальчиковая, дыхательная, артикуляционная)
Артикуляционная гимнастикаДыхательная гимнастикаПальчиковая гимнастикаАртикуляционная гимнастика. Качели.Улыбнуться, открыть рот, на счёт «раз – два» поочерёдно упираться языко...

Занятия для развития речи дошкольников: дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастики.
Занятия для развития речи дошкольников: дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастики....

Комплекс упражнений дыхательной, артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр, музыкально - речевых игр , музыкальных игр.
Подборка игр, используемых в работе музыкального руководителя на дыхательную ,артикуляционную, пальчиковую гимнастику, музыкально-речевых и музыкальных игр....

Комплекс дыхательных, артикуляционных, пальчиковых гимнастик и самомассажа
Комплекс дыхательных, артикуляционных, пальчиковых гимнастик и самомассажа...

