Индивидуальная рабочая программа с ДЦП
рабочая программа по логопедии

Монгуш Азияна Амыр-ооловна

Для обучения на дому.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  • Пояснительная записка
  • Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является «учёт образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ), т.е. детей, имеющих недостатки в физическом и (или) психическом развитии (с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно- двигательного аппарата, в том числе с детским церебральным параличом (ДЦП), с задержкой психического развития (ЗПР), нарушениями эмоционально-волевой сферы, сложными и комплексными дефектами развития).
  •  ДЦП представляют собой группу синдромов нарушения движений, которые являются следствием повреждения мозга в натальном и пренатальном периодах. Основу заболевания составляют двигательные нарушения в виде парезов, параличей и гиперкинезов, сопровождающихся в значительном числе случаев недостаточностью психических процессов. Большая роль в отклонениях психического развития детей с ДЦП принадлежит двигательным, речевым и сенсорным нарушениям.
  • Двигательные нарушения:
  •  ограничена предметно-практическая деятельность;
  •  недостаточное развитие предметного восприятия;
  •  затруднение манипуляции предметами и их восприятия на ощупь;
  •  Психологическая помощь является одной из составных частей комплексного психолого-медико педагогического и социального сопровождения школьников с ДЦП. Индивидуальная психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с ДЦП различной степени тяжести интеллектуального и физического дефекта.
  • Основная цель психокоррекции — исправление имеющихся нарушений в психическом развитии, гармонизация личности и профилактика возможных отклонений в развитии, обусловленных как внутренней спецификой психического нарушения (тяжесть и структура дефекта), так и внешней (средовые факторы).
  • Задачи программы:
  •  Развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных
  • операций, коррекция внимания, развитие пространственно-временных
  • представлений, общей и мелкой моторики.
  •  Обучение навыкам произвольного поведения.
  •  Снижение эмоционального и мышечного напряжения, развитие
  • коммуникативных навыков, навыков взаимодействия с педагогом с целью
  • профилактики дезадаптации к условиям ОУ.

Отклонения в развитии у детей с патологией опорно-двигательного аппарата отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности различных нарушений. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект (задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций). Дети с легкой двигательной (ортопедической) патологией не испытывают трудностей в коллективе здоровых сверстников, успешно осваивают программу массового детского сада. Дети с двигательными нарушениями неврологического характера часто испытывают трудности в адаптации к условиям массового образовательного учреждения, так как у этих детей нарушения движения часто сочетаются с недостатками речевого и познавательного развития. При принятии решения о поступлении ребенка с двигательной патологией в общеобразовательное учреждение необходимо тщательно проанализировать возможные риски.

Нецелесообразно рекомендовать инклюзивное образование детям с тяжелыми двигательными нарушениями, неспособным к самостоятельному передвижению и самообслуживанию. Большие трудности могут испытывать дети, у которых двигательные нарушения сочетаются с нарушениями зрения или слуха. Таким детям можно рекомендовать посещение лекотеки, группы кратковременного пребывания, центра игровой поддержки и других структурных подразделений. По мере положительного изменения их состояния дети могут быть переведены в массовые группы или классы.

Нецелесообразно интегрировать детей с сочетанием двигательных и тяжелых интеллектуальных нарушений. В случаях же, когда легкие двигательные нарушения сочетаются с негрубым отставанием в познавательном развитии, совместное обучение и воспитание таких детей с нормально развивающимися сверстниками в условиях образовательной организации может выступать как важный диагностический этап, который покажет родителям и педагогам истинные возможности ребенка и позволит правильно выбрать дальнейший педагогический маршрут. Вопрос об инклюзии детей с двигательными нарушениями должен всякий раз решаться индивидуально и очень взвешенно. Опыт показывает, что достаточно успешными в условиях интеграции оказываются только дети без неврологических нарушений. Дети с органическим поражением центральной нервной системы обычно должны пройти предварительные этапы в виде посещения службы ранней помощи, лекотеки и других структурных подразделений, прежде чем будут готовы к совместному пребыванию со здоровыми сверстниками.

Для того чтобы инклюзивное (совместное) обучение и воспитание оказалось эффективным, необходимо:

• создание безбарьерной архитектурно-планировочной среды;

• соблюдение ортопедического режима;

• осуществление профессиональной подготовки и/или повышения квалификации педагогов к работе с детьми с двигательной патологией;

• наличие рекомендаций лечащего врача к определению режима нагрузок организации образовательного процесса (организация режима дня, режим ношения ортопедической обуви, смена видов деятельности на занятиях, проведение физкультурных пауз и т. д.);

• организация коррекционно-развивающих занятий по коррекции нарушенных психических функций;

• организация работы по формированию навыков самообслуживания и гигиены у детей с двигательными нарушениями;

• организация логопедической помощи по коррекции речевых расстройств;

• организация целенаправленной работы с родителями детей с ОВЗ, обучая их доступным приемам коррекционно-развивающей работы;

• формирование толерантного отношения к ребенку с ограниченными возможностями здоровья у нормально развивающихся детей и их родителей;

• обязательное включение в совместные досуговые и спортивно-массовые мероприятия ребенка с двигательными нарушениями.

Таким образом, цель работы – разработка логопедического сопровождения ребенка с ДЦП, определение условий, требований к образовательному процессу, содержания и приемов обучения с анализом различных аспектов личностного развития школьника. 

Особенности организации деятельности

детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата на уроках

Речь детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а чаще детей с ДЦП, характеризуется краткостью, бедностью словарного запаса, обилием грамматических ошибок. Оценивая состояние речи ребенка с ДЦП условно можно выделить 3 уровня развития речи и возможности речевой коммуникации.

Высокий уровень речевой коммуникации: ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражает свои мысли, пользуется формами речевого этикета.

Средний уровень: ребенок слушает и понимает речь, участвует в общении, чаще по инициативе других; умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое.

Низкий уровень речевой коммуникации: ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание.

Для определения уровня развития связной речи детям предлагается прослушать небольшие по объему незнакомые тексты и пересказать их.

Пересказы детей записываются и анализируются по следующим показателям: понимание речи, структурирование текста, объем словаря, использование грамматических конструкций, синтаксически правильное оформление рассказа.

При правильном воспроизведении текста можно говорить о высоком уровне развития речи. Для среднего уровня характерны незначительные отклонения от текста, отсутствие грамматических ошибок, длительных пауз, небольшое количество подсказок. При низком уровне сформированности связной речи отмечается неверное воспроизведение, нарушение структуры текста, бедность лексики, многочисленные паузы, необходимость в подсказках. Учет полученных результатов обязателен при разработке программы обучения русскому языку и литературе, при разработке программы логопедического сопровождения.

Методы и приемы работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Коррекционно-развивающее воздействие осуществляется на основе использования разнообразных практических, наглядных и словесных методов. Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса предполагают сочетания теоретического, теоретико-практического и практического усвоения учебного материала. В специальных образовательных учреждениях используются следующие методы.

Практические методы и приемы обучения:

- постановка практических и познавательных задач;

- целенаправленные действия с дидактическими материалами; многократное повторение практических и умственных действий; наглядно-действенный показ (способа действия, образца выполнения); подражательные упражнения;

- дидактические игры;

- создание условий для применения полученных знаний, умений и навыков в общении, предметной деятельности, в быту.

Наглядные методы:

- обследование предметов (зрительное, тактильно-кинестетическое, слуховое, комбинированное);

- наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира;

- рассматривание предметных и сюжетных картин, фотографий.

Словесные методы:

- речевая инструкция, беседа, описание предмета;

- указания и объяснение как пояснение способов выполнения задания, последовательности действий, содержания;

- метод аудирования (записанный на аудиокассету голосовой и речевой материал для прослушивания ребенком);

- вопросы как словесный прием обучения (репродуктивные, требующие констатации; прямые; подсказывающие);

- педагогическая оценка хода выполнения деятельности, ее результата.

Двигательно-кинестетические методы:

- дифференцированный (в том числе логопедический) массаж;

- пассивная гимнастика;

- искусственная локальная контрастотермия.

Формы работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Формы работы на уроке с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные; возможен лабильный подход к уровню усвоения материала разными детьми. В зависимости от возраста количество занятий, их продолжительность, а также их виды варьируют на разных годах пребывания ребенка в образовательном учреждении. Формы коррекционной работы с учащимися определяются общеобразовательным учреждением.

Логопедическое сопровождение ребенка с ДЦП.

Использование здоровьесберегающих технологий

в работе учителя-логопеда.

Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс- это одно из самых важных и доступных условий для сохранения здоровья обучающихся. Раскрывая понятие о здоровьесберегающих технологиях (ЗСТ) важно отметить, что речь идет не о какой-то универсальной и чудодейственной технологии, а о системе, направленной на коррекцию речевых нарушений, психического развития ребенка и сохранение его здоровья.

Большинство учащихся, имеющих нарушения устной и письменной речи и посещающих логопункт, являются ослабленными, имеющие в анамнезе различные перинатальные повреждения головного мозга, что негативно сказывается на развитии ребенка.

Поэтому, рекомендуется внедрять в коррекционную работу различные виды здоровьесберегающих технологий. Необходимо так организовать коррекционный процесс, при котором качественное обучение и коррекция речевых отклонений учащихся происходила без ущерба их здоровью, а наоборот способствовала укреплению здоровья.

На занятиях создается благоприятный фон, доброжелательная обстановка, чтобы дети смогли раскрыть свои эмоциональные и интеллектуальные возможности.

Все ЗСТ, используемые на занятиях, основываются на следующих принципах:

  1. принцип « НЕ навреди»
  2. принцип «Сознательности и активности»
  3. принцип «Доступности и индивидуальности»
  4. принцип «Системного чередования нагрузки и отдыха»

В практической деятельности можно применить следующие ЗСТ:

  • Дыхательная гимнастика
  • Логопедическая ритмика
  • Динамическая пауза
  • Упражнения на развитие мелкой моторики
  • Зрительная гимнастика
  • Кинезиологические приемы

Все упражнения являются органичным продолжением коррекционного занятия и повышают активность детей.

Дыхательная гимнастика

  1. Способствует увеличению объема дыхания, улучшает качество дыхательной мускулатуры.
  2. Регулирует дыхательный ритм
  3. Формирует навык правильного дыхания
  4. Формирует темпо-ритмические характеристики речи

Логоритмические упражнения направлены на:

  1. Коррекцию речевых нарушений
  2. Обучению правильному дыханию
  3. Оптимизацию мышечного тонуса
  4. Обучение релаксации
  5. Развитие чувства ритма
  6. Формирование пространственных представлений
  7. Развитие психических функций
  8. Формирование межполушарного взаимодействия.

Динамические паузы направлены на:

  1. Снятие усталости и напряженности
  2. Выработку четких координированных движений во взаимосвязи с речью.
  3. Совершенствование и развитие общей моторики
  4. Развитие ВПФ
  5. Обогащение внутреннего мира

Пальчиковая гимнастика- развитие мелкой моторики

Положительно и эффективно влияет на умственное и речевое развитие ребенка.

Зрительная гимнастика:

  1. Снижает утомляемость глаз
  2. Расширяет зрительное поле
  3. Укрепляет глазодвигательные мышцы глаз
  4. Снижает спазм аккомодации глаз
  5. Служит профилактикой нарушения зрения

Кинезиологические приемы способствуют:

  1. Профилактике и преодолению нарушений устной речи, чтения и письма.
  2. Улучшению почерка
  3. Развитию внимания, памяти, пространственных представлений.
  4. Повышают способность к самоконтролю.

Все здоровьесберегающие технологии, используемые в практике, дают положительный эффект в коррекции нарушений устной и письменной речи у учащихся.

Используемые виды упражнений

  • Дыхательная гимнастика

-Глубокий вдох. Во время вдоха медленно поднять прямые руки до уровня груди ладонями вверх

-Задержать дыхание. Во время задержки дыхания концентрировать внимание на середине ладони.

-Медленный выдох. Выдыхая рисовать перед собой обеими руками: круг, квадрат, треугольник. Упражнения выполняются по музыку.

  • Логоритмические упражнения

Логоритмические упражнения основаны на тесной связи слова, движения и ритма.

Упражнения по логоритмике включают следующие виды упражнений:

1. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса направлены на развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц.

2. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции

3. Упражнения на активизацию внимания и памяти.

4. Счетные упражнения.

5. Речевые упражнения без музыкального сопровождения.

6. Пальчиковые игры.

7. Упражнения на развитие мимики

8. Артикуляционные упражнения направлены на развитие подвижности языка, губ, челюстей, переключаемости артикуляционных движений.

9. Упражнения на развитие фонематического восприятия.

  • Динамические паузы
  1. Игры со стихами «Расскажи стихи руками»
  2. Физминутки на различные лексические темы и дифференцируемые звуки.
  3. Физминутки с мячом на отстукивание слогового ритма.
  • Развитие мелкой моторики:

Обводки, трафареты, шнуровки, спирографы.

Пальчиковые игры с мелкими предметами

Пальчиковые игры со скороговорками, стихами

Пальчиковый алфавит

  • Зрительная гимнастика
  1. Вертикальные движения глаз «ВВЕРХ-ВНИЗ»
  2. Горизонтальные движения глаз «ВЛЕВО-ВПРАВО»
  3. Вращение глазами по часовой стрелке и против
  4. «МЕТЕЛКИ»- частое моргание глаз
  5. «Рисование» глазами цифр, кругов и пружин
  • Кинезиологические упражнения
  1. «Колечко»
  2. «Кулак-ребро-ладонь»
  3. Зеркальное рисование
  4. «Ухо-нос»
  5. Рисование обеими руками одновременно геометрических фигур

Комплексное использование оздоровительных моментов в учебной практике позволяет снижать утомляемость, повышает эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья школьников и помогает в коррекции различных нарушений.

 

Занятия проводятся 1-2 раз в неделю, продолжительность до 30 минут (в начале

учебного года) до 40 минут (в конце учебного года), общее количество занятий – Используемые в начале каждого занятия пальчиковые игры и упражнения («Доброе утро!», «Пальчики здороваются» и т.д.), способствуют безбоязненному отношению ребенка к психологу, развивают координацию движений пальцев рук ребенка. Для развития тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики также используются игры с песком. Релаксационные игры и упражнения, которые проводятся в конце каждого занятия, снижают психоэмоциональное и мышечное напряжение.

а современном этапе всё более актуальной становится проблема профилактики, медицинской, психолого-педагогической и социальной реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Основной задачей системы обучения и воспитания детей с двигательными нарушениями является их социальная адаптация и интеграция в общество.

Календарно-тематическое планирование индивидуальных занятий с ребенком ДЦП.

(33 часов)

        

п

Дата проведения

Тема урока

По плану

фактически

1

10.11

Обследование общей и мелкой моторики

2

17.11

Обследование всех сторон речи

3

24.11

Строение артикуляционного аппарата

4

01.12

Артикуляционная гимнастика

Кинезиологические приемы

5

08.12

Артикуляционная гимнастика

Самомассаж

Дыхательные упражнения

6

15.12

Артикуляционная гимнастика

Знакомство с буквой А

Зрительная гимнастика

7

22.12

Уточнение артикуляции звука «А»

Кинезиологические приемы

Буква А как в письменной форме

8

29.12

Логопедическая ритмика

Артикуляционный массаж

9

12.01

Динамическая пауза

Зрительная гимнастика

Знакомство с буквой У

10

19.01

Артикуляционный массаж

Дыхательная гимнастика

Уточнение артикуляции звука «У»

11

26.01

Артикуляционная гимнастика

Буква У в письменной форме

12

02.02

Артикуляционный массаж

Знакомство с буквой О

13

09.02

Артикуляционная гимнастика

Уточнение артикуляции звука О

14

16.02

Кинезиологические приемы

Буква О как в письменной форме

15

23.02

Дыхательные упражнения

Знакомство с буквой И

16

02.03

Артикуляционный массаж

Буква И в письменной форме

17

09.03

Логопедическая ритмика

Знакомство с буквой Л

18

16.03

Артикуляционный массаж

Буква Л в письменной форме

19

23.03

Логопедическая ритмика

Знакомство с буквой М

20

30.03

Дыхательные упражнения

Буква М в письменной форме

21

06.04

Артикуляционная гимнастика

Знакомство с буквой Н

22

13.04

Артикуляционная гимнастика

Буква Н в письменной форме

23

20.04

Артикуляционная гимнастика

Знакомство с буквой Р

24-25

27.04

Артикуляционная гимнастика

Буква Р в письменной форме

26-27

04.05

Дыхательные упражнения

Знакомство с буквой К

28-29

11.05

Артикуляционная гимнастика

Буква К в письменной форме

30-31

18.05

Закрепление, тестирование

32-33

25.05

Итоговая диагностика

Специальная и методическая литература.

1. Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания. - М.: Просвещение, 2004. - 68с.

2. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. - М.: Владос, 2002. - 154с.

3. Волкова JI.C., Шаховская С.Н. Логопедия. - М.: Просвещение, 1998. - 68с.

4. Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы. - М.: Просвещение,1988. - 124с.

5. Воронкова В.В., Перова М.Н. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. - М.: Владос, 2001.

6. Выготский JI.C. Вопросы детской (возрастной) психологии. - М.: Просвещение, 1984. - т.4-318с.

7. Ефименкова Л.H. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. -М.: Просвещение, 1992. -76с.

8. Козырева Л.М. Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками. - Ярославль: Академия развития, 2006.

9. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. - М.: Просвещение, 1997.

10. Краткий дефектологический словарь. - М.: Просвещение, 1964.

11. Кобзарева Л.К., Кузьмина Т.И. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция. - Воронеж: Творческий центр «Учитель».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная рабочая программа с ребенком с логопедическим заключением "Моторная алалия"

Данная рабочая программа разработана мной для определенного ребека с моторной алалией....

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на РЕБЕНКА С ОВЗ (врожденная глухота, кохлеарная имплантация)

Программа разработана с целью коррекции и развития высших психических функций и эмоционально-волевой сферы @@@@@   по решению ПМПк....

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по РАЗВИТИЮ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ РЕБЕНКА 5-6 ЛЕТ

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования к обязательной документации педагога-психолога.Программа разработана для развития познавательных процессов  и...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА С РЕБЕНКОМ С ОВЗ (НОДА)

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования к обязательной документации педагога-психолога и является частью адаптированной образовательной программой  д...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЛЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (УУО)

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования к обязательной документации педагога-психолога и является частью индивидуальной адаптированной образовательной про...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОМУ РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА 5-6 ЛЕТ с ТНР

Специфика дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребенком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», эмоционально-потребностной...