ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОМУ РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА 5-6 ЛЕТ с ТНР
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)

Слаутина Светлана Викторовна

Специфика дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребенком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», эмоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а так же социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми

Программа разработана для развития ЭВС по рекомендациям ТМПМК и решению ППк. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № …. «…….» с. Богучаны

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОМ РАЗВИТИЮ

РЕБЕНКА 5-6 ЛЕТ

С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 

Слаутина С.В.

педагог-психолог первой квалификационной категории


Введение

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования к обязательной документации педагога-психолога.

  1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка

Известные психологи (Л.С.Выгодский, В.С.Мухина и другие) считают, что все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать с глубокими изменениями в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка.

Специфика дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребенком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», эмоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а так же социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми

Программа разработана для развития ЭВС --------------по рекомендациям ТМПМК и решению ППк.  

1.1.1.Цели и задачи реализации программы

Целью программы является развитие эмоциональной волевой сферы дошкольника в возрасте 5-6 лет.

Задачи:

- Способствовать самопознанию ребенка (обучение ребенка самонаблюдению, пониманию и принятию своих чувств).

- Учить описывать свои желания и чувства.

- Учить осознавать свои физические и эмоциональные ощущения.

- Помогать ребенку поверить в свои силы.

- Гармонизировать потребность ребенка в социальном признании

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

Предлагаемая программа  учитывает специфику возраста и в большей степени реализуется на игровых приемах, основывается на следующих принципах:

  • Принцип активности и самовыражения. Постановка ребёнка в позицию самоконтроля.
  • Ценностно-ориентированный принцип. Эмоция выступает как ценность личности, которая определяет благополучие ребёнка и его психическое здоровье.
  • Принцип симпатии, участия, добровольности, который  предполагает добровольное участие в играх и упражнениях.

Подходы:

- Деятельностный  подход (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин).

- Возрастной подход (Д.Б. Эльконин)

1.1.3. Значимые для разработки и реализации программы характеристики.

По результатам проведенной диагностики развития психических процессов можно сказать, что у --------------- средний уровень личностного развития и познавательных процессов.

Уровень сформированности общей осведомленности ребенка средний.

Уровень сформированности восприятия формы и пространственных отношений, способность производить анализ расположения фигур в пространстве – средний.

Уровень развития восприятия цветов, умение находить одинаковые высокий, умение называть их –средний.

Уровень сформированности понятия величины, состояние моторики выше среднего.

Уровень развития целостного восприятия, способности к зрительному синтезу  средний.

Уровень развития зрительной памяти выше среднего.

Уровень устойчивости, концентрации, объема внимания и зрительно-моторной координации  средний.

Способность устанавливать тождество, сходство и различие на основе зрительного анализа выше среднего.

Уровень развития наглядно-образного мышления, умения группировать картинки, подбирать обобщающие слова средний.

Уровень развития воображения, оригинальности и гибкости мышления средний.

Развитие восприятия эмоциональных состояний взрослых и сверстников –на уровне ниже среднего. Ребенок понимает такие состояния как Страх, Радость, Смелость, Сила в визуальном плане, но не может обозначить подобные состояния и эмоции вербально. Не в полной мере различает эмоциональные состояния взрослых и детей визуально, не обозначает их вербально.

  1. Планируемые  результаты освоения Программы

В результате реализации программы предполагается, что ребенок будет иметь представление об основных эмоциональных состояниях (радости, огорчении, доброте, злобе, любви, ненависти, храбрости и страхе), научится осознавать и описывать свои эмоции, получит представление о способах саморегуляции.

II. Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности  с учетом используемых вариативных образовательных программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания

Цели, задачи и содержание образовательной деятельности программы реализуются в процессе организованной образовательной деятельности с ребенком.

Для реализации программы необходимо взаимодействие с педагогами и родителями (законными представителями) ребенка, которое происходит по следующим направлениям:

2.1.1. Диагностическая работа

Диагностическая работа проводится в начале и конце коррекционно-развивающих занятий в виде индивидуальной диагностики познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка, а так же методом наблюдения во всех видах деятельности.

2.1.2. Развивающая и коррекционная работа

Коррекционно-развивающая работа представлена циклом индивидуальных занятий, которые предполагает активное воздействие на развитие личности и индивидуальности воспитанника и обеспечение соответствия этого развития возрастным нормативам.

Содержание и структура занятия и других видов деятельности находятся в соответствии с возрастными закономерностями, индивидуальными особенностями детей, целью и задачами каждого занятия, которое состоит из трех частей.

Программа занятий включает в себя развивающие игры, упражнения и задания по 2 встречи в неделю, всего 20 занятий.

Каждое занятие (длительность до 20 минут) состоит из трёх частей: разминка, основная и заключительная. Целью разминки является создание положительного настроя и сохранение во время занятий доброжелательного отношения. Основные процедуры разминки – это приветствия и упражнения на контакт. Основная часть выполняет ведущую роль в ходе всего занятия. Она включает в основном игры и упражнений, направленные на развитие и коррекцию эмоционально-личностной сферы ребёнка. Целью заключительной части является закрепление положительных эмоций от работы на занятии и анализ своих ощущений от игр, упражнений.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  

ЦЕЛИ:

ТЕМА

КОЛ-ВО

1.

О собственном «Я»

2

Формировать представление

О радости и огорчении

3

О дружбе и вражде

3

О доброте и злобности

3

О любви и ненависти

3

О смелости и трусливости

3

О смелости и трусливости

3

О мимике и пантомимике

3

О чувствах и действиях

2

2.

Учить ощущать и выражать художественными средствами

Собственное «Я»

2

Радость и огорчение

3

Дружбу и вражду

3

Доброту и злобность

3

Любовь и ненависть

3

Смелость и трусость.

3

Вежливость и грубость

3

3.

Учить эмоционально переживать и выражать в поведении

Собственное «Я»

2

Радость и огорчение

3

Дружбу и вражду

3

Доброту и злобность

3

Любовь и ненависть

3

Смелость и трусость.

3

Вежливость и грубость

3

4.

Учить способам снятия эмоционального и мышечного напряжения.

Рисование

10

Релаксация

15

Игра и упражнений

10

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПЛАНА.

№ п/п

Задачи:

Ход основной части занятия:

1.

* Формировать представление о собственном «Я»

* Учить ощущать и выражать художественными средствами собственное «я»

* Учить эмоционально переживать и выражать в поведении собственное «я»

* Учить способам снятия эмоционального и мышечного напряжения.

1. Упражнение «Зеркало» - актуализация представлений.

2. Чтение сказки «Крошка Енот» М.В. Долотцевой – анализ представления о собственном «я» в художественном произведении.

3. Физкультминутка «Я иду и ты идешь»

4. Упражнение «Твой цвет» - ассоциирование.

5. Упражнение «Я – животное!» - переживание собственного «я» через моделирование поведения животных.

6. Рисование животного – выражение творчества.

2.

* Формировать представление о радости и огорчении

* Учить ощущать и выражать художественными средствами радость и огорчение

* Учить эмоционально переживать и выражать в поведении огорчение и радость

1. Беседа о «радости и огорчении» - актуализация представлений.

2. Чтение отрывка из сказки «Доктор Айболит» К. И. Чуковского – анализ радости и огорчения в художественном произведении.

3. Физкультминутка «Мы с друзьями»

4. Упражнение «Цвет радости и огорчения» - ассоциирование.

5. Рисование грустного и веселого солнышка – выражение творчества.

3.

* Формировать представление о радости и огорчении

* Учить ощущать и выражать художественными средствами радость и огорчение

* Учить эмоционально переживать и выражать в поведении огорчение и радость

1. Рассматривание иллюстрации «Грустинка» - актуализация представлений об огорчении и грусти.

2. Чтение стихотворения «Я не плачу»  Г. А. Ладонщикова – анализ радости и огорчения в художественном произведении.

3. Физкультминутка «Маме дружно помогаем»

4. Упражнение «Вкус радости и огорчения» - ассоциирование.

5. Рисование костюмов для грустного и веселого клоунов - выражение творчества.

4.

* Формировать представление о радости и огорчении

* Учить ощущать и выражать художественными средствами радость и огорчение

* Учить эмоционально переживать и выражать в поведении огорчение и радость

* Учить способам снятия эмоционального и мышечного напряжения

1. Рассматривание иллюстрации «Веселинка» - актуализация представлений о радости.

2. Слушание музыки П.И.Чайковского «Болезнь куклы» и «Новая кукла» - ассоциирование.

3. Физкультминутка «Скачет лягушонок»

4. Чтение стихотворения « Перчатки» С.Я. Маршака – переживание радости и огорчения через моделирование поведения животных

5. Упражнение «Моделирование ситуаций»

6. Упражнение «Бабочки» - релаксация.

5.

* Формировать представление о дружбе и вражде

* Учить ощущать и выражать художественными средствами состояния дружелюбия и враждебности

* Учить эмоционально переживать и выражать в поведении дружелюбие и враждебность

* Учить способам снятия эмоционального и мышечного напряжения

1. Беседа о «дружбе и вражде» - актуализация представлений.

2. Чтение английской песенки в обработке С.Я. Маршака «Котята»– анализ проявления дружбы и вражды в художественном произведении.

3. Рассматривание картинок с изображением диких и домашних животных - ассоциирование

4. Физкультминутка «Скок-поскок»

5. Беседа «Есть ли у тебя друг?» - анализ в ближайшем окружении.

6. Упражнение «Улитка» - релаксация.

6.

* Формировать представление о дружбе и вражде

* Учить ощущать и выражать художественными средствами состояния дружелюбия и враждебности

* Учить эмоционально переживать и выражать в поведении дружелюбие и враждебность

* Учить способам снятия эмоционального и мышечного напряжения

1. Рассматривание сюжетных картинок к р.н.с. «Заюшкина избушка» анализ дружбы и вражды.

2. Демонстрация схематических поз человечков (позиция дружбы и вражды)

3. Физкультминутка «Кто живет у нас в квартире».

4. Упражнение «Какого цвета дружелюбие и враждебность?» - ассоциирование.

5. Разыгрывание ситуаций – обучение выходу из конфликтных ситуаций.

6. Упражнение «Доброе животное» - релаксация.

6. Упражнение «Шалтай-балтай» - релаксация.

7.

* Формировать представление о доброте и злобности

* Учить ощущать и выражать художественными средствами состояния добродушия и злобности

* Учить эмоционально переживать и выражать в поведении доброту и злость

* Учить способам снятия эмоционального и мышечного напряжения

1. Беседа о добре и зле – актуализация представлений.

2. Чтение рассказа Э. Шим «Не смей!» - анализ проявления доброты и зла в произведениях.

3. Физкультминутка «Мы с друзьями»

4. Упражнение « Дорога зла. Дорога добра» - ассоциирование.

5. Разгадывание загадок – переживание доброты и злобности через моделирование поведения животных.

6. Упражнение «Сотвори в себе солнце» - релаксация.

8.

* Формировать представление о доброте и злобности

* Учить ощущать и выражать художественными средствами состояния добродушия и злобности

* Учить эмоционально переживать и выражать в поведении доброту и злость

* Учить способам снятия эмоционального и мышечного напряжения

1. Беседа о добре и зле в семье – анализ ближайшего окружения и эмоциональное переживание позиций других людей и себя.

2. Упражнение « Найди на ощупь!» - ассоциирование представлений

3. Физкультминутка «Весело в лесу!»

4. Разыгрывание ситуаций – моделирование проявления зла и доброты.

5. Упражнение «Сотвори в себе солнце» - релаксация

9.

* Формировать представление о доброте и злобности

* Учить ощущать и выражать художественными средствами состояния добродушия и злобности

* Учить эмоционально переживать и выражать в поведении доброту и злость

* Учить способам снятия эмоционального и мышечного напряжения

1. « Я бываю добрый, когда…Я бываю злой, когда…»– актуализация представлений.

2. Упражнение «Ситуации» - обучение выходу из конфликтных ситуаций

3. Физкультминутка «Кто живет у нас в квартире»

4. Рисование «Шарики для злого Карабаса – Барабаса и доброго Доктора Айболита».

5.  Игра « Ястреб и птицы»

10

* Формировать представление о любви и ненависти

* Учить ощущать и выражать художественными средствами состояния ненависти  любви

* Учить эмоционально переживать и выражать в поведении любовь и ненависть

* Учить способам снятия эмоционального и мышечного напряжения

1. Рассматривание иллюстраций к произведению С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке»– анализ проявления любви и ненависти в художественном произведении.

2. Игра «Сижу, сижу на камушке» - моделирование ситуации.

3. Упражнение « Выбери вкус и цвет любви и ненависти!» - ассоциирование.

4. Физкультминутка «Улыбнись!»

5. Рисование красками « Мышка» - выражение в творчестве.

6. Упражнение «Солнечный зайчик» - релаксация.

11

* Формировать представление о любви и ненависти

* Учить ощущать и выражать художественными средствами  состояния ненависти  любви

* Учить эмоционально переживать и выражать в поведении любовь и ненависть

* Учить способам снятия эмоционального и мышечного напряжения

1. Разговор  « Что ты любишь, а что нет. Как ты это чувствуешь?» анализ проявления любви и ненависти в ближайшем окружении.

2. Игра « Я люблю… Я ненавижу» -  рефлексия собственных представлений.

3. Упражнение « Построй вместе» - обучение сотрудничеству

4. Физкультминутка «С неба падают снежинки»

5. Разыгрывание ситуаций – моделирование с проявлением любви и нелюбви.

6. Упражнение « Реснички опускаются» - релаксация.

12

* Формировать представление о смелости и трусости

* Учить ощущать и выражать художественными средствами состояния смелости и трусости

* Учить эмоционально переживать и выражать в поведении смелость и трусость

* Учить способам снятия эмоционального и мышечного напряжения

1. Слушание отрывков и рассматривание иллюстраций из английской народной сказки «Три поросенка» - анализ проявления смелости и трусости.

2. Рассматривание иллюстраций «Боястик – Дрожастик» - актуализация представления о трусости.

3. Упражнение «Выбери вкус трусости и смелости» - ассоциирование.

4. Физкультминутка «Оловянный солдатик»

5.  Чтение стихотворения Т.Петуховой « Ну и ну!» – моделирование ситуаций с проявлением трусости в роли животных.

6. Упражнение «Превращение» - релаксация.

13

* Формировать представление о смелости и трусости

* Учить ощущать и выражать художественными средствами состояния смелости и трусости

* Учить эмоционально переживать и выражать в поведении смелость и трусость

* Учить способам снятия эмоционального и мышечного напряжения

1. Слушание отрывков р. н. сказки «Храбрый заяц» - анализ проявления смелости и трусости.

2. Рассматривание иллюстраций « Братья Небояновы» - актуализация представления о смелости.

3.  Физкультминутка «Оловянный солдатик»

4. Упражнение в парах «Заяц-волк» - переживание смелости и трусости через моделирование поведения животных.

5. Упражнение «Кулачок»

14

* Формировать представление о вежливости и грубости

* Учить ощущать и выражать художественными средствами состояние вежливости и грубости

* Учить эмоционально переживать и выражать в поведении вежливость и грубость

* Учить способам снятия эмоционального и мышечного напряжения

1. Беседа о вежливости и грубости в сказке «Волк и семеро козлят»– анализ вежливости и грубости (художественное слово + иллюстрации)

2. Упражнение «Выбери запах грубости и вежливости»

3.  Физкультминутка « Жила – была мышка»

4. Рисование вежливого и грубого колобка – выражение в творчестве

5. Упражнение «Волшебный стул» - моделирование ситуаций.

6. Упражнение «Небо»

15

* Формировать представление о вежливости и грубости

* Учить ощущать и выражать художественными средствами состояние вежливости и грубости

* Учить эмоционально переживать и выражать в поведении вежливость и грубость

* Учить способам снятия эмоционального и мышечного напряжения

1. Беседа о вежливости и грубости в сказке «Лисичка со скалочкой»– анализ вежливости и грубости (художественное слово + иллюстрации)

2. Упражнение «Выбери вкус грубости и вежливости»

3. Физкультминутка « Жила – была мышка»

4. Упражнение «Машенька» - эмоциональное переживание позиций других людей.

5. Упражнение « Воздушный шарик»

16

* Формировать представление о мимике и пантомимике

* Учить эмоционально переживать и выражать в поведении различные состояния

* Учить выражать художественными средствами различные эмоциональные состояния

* Учить способам снятия эмоционального и мышечного напряжения

1.  Беседа о мимике и пантомимике – актуализация представлений.

2. Рассматривание фотографий и карточек  с изображением эмоций (грусть и радость, удивление и скука).

3. Физкультминутка « За дровами мы идем»

4. Слушание стихотворения А. Барто «Одиночество». Работа с карточками и позами.  

5. Рисование « Веселая и грустная маски» - выражение в творчестве.

6. «Подснежник» - релаксация.

17

* Формировать представление о мимике и пантомимике

* Учить эмоционально переживать и выражать в поведении различные состояния

* Учить способам снятия эмоционального и мышечного напряжения

1. Беседа о мимике и пантомимике – актуализация представлений.

2. Рассматривание фотографий и карточек  с изображением эмоций (отвращение и удовольствие).

3. Игра « Покажи отвращение или удовольствие»

4. Упражнение « Менялки игрушками»

5. Рисование «Мне нравится…» - выражение в творчестве.

6. «Подснежник» - релаксация.

18

* Формировать представление о мимике и пантомимике

* Учить эмоционально переживать и выражать в поведении различные состояния

* Учить способам снятия эмоционального и мышечного напряжения

1. Знакомство с «Обидкой» и «Гневом-Сердиткой»– актуализация представлений.

2. Рассматривание фотографий и карточек  с изображением эмоций (обида и гнев).

3. Игра в парах «Руки ссорятся, руки мирятся»

4. Упражнение « Царевна Несмеяна»

5. Рисование «Обидка» - выражение в творчестве.

6. « Капельки» - релаксация.

19

* Формировать представление о чувствах и действии

* Учить эмоционально переживать и выражать в действиях свои чувства

* Учить способам снятия эмоционального и мышечного напряжения

1.  Беседа о чувствах и действиях – актуализация представлений.

2. Рассматривание с изображением эмоций  в различных позах – анализ чувств.

3. Физкультминутка « Не спешить, не отставать».

4. Слушание стихотворения «Мяч и Петя» - анализ и проигрывание ситуации.

5. Игра «Катаем мяч»- релаксация.

20

* Формировать представление о чувствах и действии

* Учить эмоционально переживать и выражать в действиях свои чувства

* Учить способам снятия эмоционального и мышечного напряжения

1. Слушание рассказа В. Осеевой « Кто всех глупее»– актуализация представлений.

2. Игра «Волшебные заросли» - развитие умения добиваться своей цели приемлемыми способами.

3. Физкультминутка « Не спешить, не отставать».

4. Разыгрывание ситуаций – проявление чувств в действиях.

5. Игра «Выбиваем подушки».

  1.  Консультационная работа

Консультации для родителей и педагогов проводятся по следующему плану:

Январь

Май.

Результаты диагностики.

Март

Эмоциональное отражение действительности через интонацию, жесты, мимику. Развитие умения анализировать информацию визуально и на слух.

Апрель

Выразительное чтение, как средство развития эмоционального восприятия ребенка.

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов

Содержание образовательной деятельности по реализации программы определяется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка и реализуется в различных видах детской деятельности: двигательной продуктивной, коммуникативной, познавательно-исследовательской.

Для реализации программы используются те же методы и средства, что и для реализации основной образовательной программы детского сада.

2.3.  Особенности образовательной деятельности в разных видах и культурных практик.

Основной единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация, то есть такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения.

Непосредственно образовательная деятельность основана на организации педагогом-психологом видов деятельности, заданных ФГОС дошкольного образования.

Игровая деятельность представлена дидактическими и развивающими, малоподвижными играми, игровыми проблемными ситуациями и пр.

Коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи.

Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя познание детьми объектов предметного и социального мира и  решение проблемных ситуаций.

Продуктивная деятельность направлена на выполнение заданий по развитию графомоторных навыков и пространственного ориентирования.

Двигательная деятельность организуется в процессе занятий как упражнение на развитие межполушарного взаимодействия и вестибулярно-моторной активности, а так же кинезиологические упражнения.

Для реализации программы используются те же разнообразные культурные практики, что и для реализации основной образовательной Программы детского сада.

  1. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.

       

Организация процесса взаимодействия основана на тех же принципах, теоретических и методологических основах, методах и формах, что и в основной образовательной Программе МКДОУ и реализуется педагогом- психологам во время индивидуальных и групповых консультаций.

III. Организационный раздел.

3.1.   Материально-техническое  обеспечение  программы.

      Развивающая предметно-пространственная среда МКДОУ, описанная в общеобразовательной Программе, обеспечивает максимальную реализацию программы и построена на тех же принципах. Занятия проводятся в кабинете педагога – психолога и в соответствии с "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (СанПиН 2.4.1.3049-13 с изменениями на 27 августа 2015 года).

Оснащение кабинета: столы и стулья для детей, шкаф  и полки для методической литературы, игрушек и пособий; стимулирующий материал для психолого-педагогического обследования детей и коррекционно-развивающих занятий («Игровизоры», маркеры и т.п.); игровой материал и развивающие игры; ноутбук.  

        

3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Направления

Методические материалы,  средства обучения и воспитания

Диагностика

  1. Павлова Н.Н. Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду: Комплект материалов для педагогов - психологов ДОУ. – 2-ое изд. – М.: Генезис, 2011
  2. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет/сост. Н.Д. Денисова. – Волгоград: Учитель, 2013

Коррекционно-развивающая работа

  1. Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений. – Ростов н/ Д.: Феникс, 2005.
  2. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.
  3. Развитие внимания и эмоционально-волевой сферы детей 4-6 лет: разработки занятий, диагностические и дидактические материалы/сост. Ю.Е. Веприцкая. – Волгоград: Учитель, 2010. – 123с
  4. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая и подготовительная группы). – М.: ВАКО, 2005.
  5. Маралов В.Г. Педагогика ненасилия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).
  6. Громова Т.В. Страна эмоций. Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребенка. – М.: ПЕРСПЕКТИВА, 2006.

7.Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4―6 лет: Пособие для практических работников детских садов / Автор-составитель И. А. Пазухина ― СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.

3.3. Описание распорядка и режима проведения.

Еженедельные занятия по программе  проводятся в первой и второй половине дня и длятся не более 20 минут с использованием физминуток, релаксационных упражнений.

3.4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Развивающая среда нашего МКДОУ — это система, обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка, она построена с соблюдением общих требований, которые подробно описаны в нашей образовательной Программе и полностью соответствуют требованиям реализации коррекционно-развивающей программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа для эмоционально-волевой сферы психики "МОЙ МИР В ЛУЧАХ СОЛНЦА"

Психологическое здоровье ребенка дошкольного возраста характеризуется в первую очередь преобладанием положительных эмоций над отрицательными, и закреплением их в чертах характера и личности детей: пол...

Программа «Коррекция эмоционально-волевой сферы у детей среднего дошкольного возраста»

Наряду с высоким уровнем развития познавательной сферы у детей, идет видимое снижение уровня развития эмоционально-волевой сферы. Все чаще дети не могут осознавать и контролировать свои эмоции, что сп...

Развитие эмоционально-волевой сферы у ребенка с интеллектуальными нарушениями в процессе продуктивной деятельности

Развитие эмоционально-волевой сферы у ребенка с интеллектуальными нарушениями в процессе продуктивной деятельности...

Коррекционно-развивающая программа формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии «Вместе весело шагать»

Коррекционно-развивающая программа формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии...

Рабочая программа формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии «Вместе весело играть»

программа формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии...

Программа коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников 5-6 лет с ЗПР «Все вместе»

В данной методической разработке представлена подробная программа работы педагога-психолога с детьми 5-6 лет с ЗПр направленная на корекцию эмоционально-волевой сферы. Представлены формы и методы рабо...