Коррекционно-развивающая программа для эмоционально-волевой сферы психики "МОЙ МИР В ЛУЧАХ СОЛНЦА"
рабочая программа (старшая группа) по теме

Тимофеева Наталья Константиновна

Психологическое здоровье ребенка дошкольного возраста характеризуется в первую очередь преобладанием положительных эмоций над отрицательными, и закреплением их в чертах характера и личности детей: положительная самооценка, доброжелательность, уверенность в себе и своих силах. Однако опыт показывает, что не у всех детей в старшем  дошкольном возрасте эмоциональное развитие протекает благополучно, что проявляется во внутренних переживаниях (наличие тревожности, низкая самооценка и др.) и нарушениях в поведении (расторможенность, негативизм, конфликтность, агрессивность и т.д.).

  В реальной жизни в силу различных причин еще  несформированная система эмоционального  реагирования ребенка подвергается определенному риску. Согласно данным статистики, за последние годы наблюдается увеличение числа дошкольников, имеющих отклонения в развитии или находящихся в пограничной зоне по отношению к норме.

  По мнению Т.Д.Марцинковской, погашение таких негативных явлений в поведении, как агрессивность, отчужденность, жестокость, неуверенность, враждебность, зависит от своевременной помощи в период дошкольного детства.

  Наблюдения за детьми, диагностические исследования, экспресс-опрос педагогов, беседы с родителями говорят о том, что в нашем детском саду тоже есть дети, эмоциональное и социально-личностное развитие которых нельзя назвать благополучным.

  В связи с этим возникла необходимость разработать программу, направленную на психологическое сопровождение таких детей, создание условий для  развития и коррекции их эмоциональной и личностной сферы.

   Нами  составлена и реализуется в системе профессиональной деятельности  педагога-психолога программа для детей старших групп дошкольного возраста «Мой мир в лучах солнца», в основу которой положены идеи и практические материалы,  опубликованные в статье   О.В. Лабза «Психолого-педагогическое сопровождение дошкольника» в журнале «Ребенок в детском саду», 2004 год, №6-7.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

детский сад №30 «Аист» города Смоленска

МОЙ МИР В ЛУЧАХ СОЛНЦА

Коррекционно-развивающая программа

для эмоционально-волевой сферы психики

(Для детей старшего дошкольного возраста)

Составитель

Тимофеева Н.К., педагог-психолог

2013

         

Пояснительная записка

    Психологическое здоровье ребенка дошкольного возраста характеризуется в первую очередь преобладанием положительных эмоций над отрицательными, и закреплением их в чертах характера и личности детей: положительная самооценка, доброжелательность, уверенность в себе и своих силах. Однако опыт показывает, что не у всех детей в старшем  дошкольном возрасте эмоциональное развитие протекает благополучно, что проявляется во внутренних переживаниях (наличие тревожности, низкая самооценка и др.) и нарушениях в поведении (расторможенность, негативизм, конфликтность, агрессивность и т.д.).

  В реальной жизни в силу различных причин еще  несформированная система эмоционального  реагирования ребенка подвергается определенному риску. Согласно данным статистики, за последние годы наблюдается увеличение числа дошкольников, имеющих отклонения в развитии или находящихся в пограничной зоне по отношению к норме.

  По мнению Т.Д.Марцинковской, погашение таких негативных явлений в поведении, как агрессивность, отчужденность, жестокость, неуверенность, враждебность, зависит от своевременной помощи в период дошкольного детства.

  Наблюдения за детьми, диагностические исследования, экспресс-опрос педагогов, беседы с родителями говорят о том, что в нашем детском саду тоже есть дети, эмоциональное и социально-личностное развитие которых нельзя назвать благополучным.

  В связи с этим возникла необходимость разработать программу, направленную на психологическое сопровождение таких детей, создание условий для  развития и коррекции их эмоциональной и личностной сферы.

   Нами  составлена и реализуется в системе профессиональной деятельности  педагога-психолога программа для детей старших групп дошкольного возраста «Мой мир в лучах солнца», в основу которой положены идеи и практические материалы,  опубликованные в статье   О.В. Лабза «Психолого-педагогическое сопровождение дошкольника» в журнале «Ребенок в детском саду», 2004 год, №6-7.

Цель.

Раскрытие  творческого, нравственного, интеллектуального потенциала детей, развитие у них навыков межличностного взаимодействия со сверстниками.

Основные задачи.

1.Развивать чувства сопереживания, лучшего понимания себя и других, умение быть в мире с собой.

2.Помочь ребенку в осознании своего реального «Я», повышении самооценки, развитии потенциальных возможностей.

3.Отреагирование внутренних конфликтов, страхов, уменьшение тревожности, беспокойства.

4.Создание возможностей для самовыражения, формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями, мимикой, жестом, пантомимикой.

5.Коррекция нежелательных личностных особенностей, поведения, настроения.

6.Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях и формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей; формирование терпимости к мнению собеседника.

7. Повышение уровня самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния, обучение приемам расслабления, снятия психомышечного напряжения.

8.Совершенствование памяти, внимания, мышления, развитие восприятия, творческого воображения, фантазии, речи.

Организация коррекционно-развивающей группы

   В начале учебного года, в сентябре - октябре, педагог-психолог проводит экспресс-опрос педагогов, работающих в старших группах детского сада о наличии в их группах детей с нарушениями психологического здоровья: неуверенных, тревожных, агрессивны, импульсивных, не умеющих ладить со сверстниками, часто конфликтующих и т.д.  Далее педагог-психолог наблюдает за этими детьми в игровой, повседневной деятельности, консультирует педагогов по индивидуальному подходу к данным детям.

  Затем проводится диагностика названных воспитателями и выявленных в результате наблюдения детей с психологическими проблемами, либо по обращению родителей, с помощью проективных тестов «Моя группа», «Цветопредпочтение», «Несуществующее животное», теста на самооценку «Лесенка» (Щур), которые помогают психологу понять глубже, в чем проблема ребенка и более целенаправленно строить с ним работу в дальнейшем. Дети зачисляются в коррекционно-развивающую группу, занятия с которой проводит педагог-психолог 1 раз в неделю, длительностью 30-40 минут.   Занятия проводятся в период цикла коррекционно-развивающей работы психолога, в январе – марте.  Группа состоит из 8-10 детей, набранных из всех параллельных групп старшего возраста. Занятия проводятся в игровой зоне психологического кабинета. Все материалы для рисования и игр готовятся психологом заранее.  

Принципы работы в коррекционно-развивающей группе.

1.Форма проведения занятия – тренинг. Дети вместе с ведущим стоят или сидят в кругу на ковре, на стульчиках, чтобы видеть лицо друг друга.

2.Каждый ребенок принимает добровольное участие в играх, рисовании, инсценировках, то есть имеет право отказаться от выполнения того или иного задания. Задача психолога так организовать тренинг, чтобы все дети захотели в нем участвовать.

3.Отношение к детям и их потребностям уважительное, доброжелательное. Не допускается пренебрежение их настроением, самочувствием.

4.Каждый ребенок принимается таким, какой он есть, признается его ценность, значимость, уникальность.

5.Недопустима менторская позиция, упреки и порицания за неуспех. Успех переживается как радость. Положительно оценивается любое малейшее достижение ребенка.

6.Достижения каждого ребенка оцениваются только по сравнению с ним самим. Сравнение достижений детей друг с другом не допускается. У каждого ребенка свой срок и свой час постижения.

7.Удетей создается чувство безопасности и дозволенности в системе отношений, благодаря чему они могут свободно выражать свое «Я», безопасно проявлять свои эмоции и чувства.

8.Большое внимание на занятиях уделяется развитию у детей способности к самостоятельной оценке своей работы.

Содержание, структура, основные методы обучения.

  Старший дошкольный возраст характеризуется становлением адекватной самооценки, развитием уверенности в себе, эмпатии, социальных навыков.

Именно в старшем дошкольном возрасте формируется нравственная сфера человека, воля, самосознание. В старшей группе детского сада межличностные отношения со сверстниками являются существенными факторами, влияющими на здоровье, эмоциональное состояние детей, однако не все дети  умеют конструктивно общаться со сверстниками. Хотя они часто хорошо знакомы с нормами поведения, но в общении забывают пользоваться правилами, импульсивны, не всегда проявляют эмоциональную отзывчивость друг  к другу.  Поэтому в программу включены задачи по развитию коммуникативной сферы детей,  преодолению конфликтности, формированию дружеских отношений.

 Наблюдения за игровой  и повседневной деятельностью детей показывают, что часто дети неадекватным способом выражают свои эмоции: злость, страх, удивление, стыд, радость, грусть); имеют недостаточно развитую выразительность движений, что является  существенным барьером в установлении контактов с другими детьми, доброжелательных взаимоотношений, умения конструктивно общаться. В связи с этим в программу включена работа по овладению детьми языком эмоций.

 Эмоции играют большую роль в формировании у ребенка способов и приемов овладения любой деятельностью, определяют эффективность, становление творчества. Эмоции, носящие негативный характер, способствуют возникновению отрицательных смысловых установок. Они тормозят готовность человека действовать активно, в нужном направлении. Появляется боязливость,  малодушие, пессимизм. Положительные же эмоциональные реакции: удовольствие, радость, восхищение, симпатия, сострадание, - способствуют развитию таких черт характера, как оптимизм, доброжелательность, жизнерадостность, великодушие. Поэтому в нашу программу включена работа по снятию психомышечного напряжения, отрицательных эмоций, отреагированию отрицательных эмоций и закреплению положительных, релаксацию и успокоение.

  В старшем дошкольном возрасте начинается становление самооценки. Если в детстве ребенок постоянно чувствует себя неуспешным, то у него накапливается отрицательный опыт, нарастает беспомощность, страх, скованность, робость, ощущение неуверенности в себе. Но часто дети просто не умеют видеть свои сильные и слабые стороны, а поэтому реально оценить себя. Поэтому в программу включена работа по развитию уверенности в себе, веры в собственные силы, лучшее понимание себя и других людей, положительной самооценки ребенка.

 Становлению адекватной самооценки у ребенка, развитию нормальных взаимоотношений со сверстниками способствует формирование эмпатии – способности эмоционально отзываться на переживание другого человека, мысленно или эмоционально встать на место другого человека, переживающего какие-либо чувства. Работа по развитию эмпатии также включена в наши занятия.  

 Проблема повышенной тревожности и страхов также актуальна для старшего дошкольного возраста. Тревожность и страхи также существенно препятствуют адекватному общению и развитию личности ребенка и являются предметом коррекции в нашей программе.

 Всю эту работу с детьми с нарушениями психологического здоровья мы решили осуществлять в старшей возрастной группе детского сада, так как в подготовительной к школе группе много времени и сил уделяется интеллектуальной подготовке детей к школе.  

 Коррекционно-развивающая программа для детей «Мой мир в лучах солнца» состоит из 4-х частей: «Мир детства», Мир вокруг меня», «Мой внутренний мир», «Мир фантазий».  В свою очередь каждая часть включает  серию тематических коррекционно-развивающих занятий, составленных с учетом возрастных особенностей и интересов детей.

 Каждое занятие начинается с приветствия (разминки), цель которого – вызвать у детей интерес, создать  эмоционально-положительный настрой на занятие.

 Основная часть определяется тематикой занятия и включает в себя волшебную историю (сказочный сюжет), игровую ситуацию, арттерапевтические приемы и подвижную игру. Детям подчас бывает сложно поделиться своим чувствами и переживаниями. Благодаря играм, игровым упражнениям, рисованию,  сказкотерапии и другим приемам, каждый ребенок имеет возможность непринужденного и естественного самовыражения.  

 Главная задача заключительной части -  прощания – рефлексия и снятие эмоционального напряжении и возбуждения. Короткие игры и упражнения дают  детям возможность «отреагировать» непроявленные эмоции, почувствовать единение, сплоченность. Совместное обсуждение и переживание как положительных, так и отрицательных эмоций, объединяет детей, порождая чувство близости и желание поддержать друг друга.

Оценка результативности программы

 Предполагается, (и это подтверждается результатами предшествующей группы детей, прошедшей обучение по коррекционно-развивающей программе для детей «Мой мир в лучах солнца»), что детям становится легче общаться со сверстниками и взрослыми, так как они начинают лучше понимать себя и других людей, легче выражать свои чувства  и понимать чувства других детей, проявлять эмпатию и поддержку, толерантно относиться друг к другу, учатся взаимодействовать в совместной деятельности на равных. У детей изживается неуверенность, агрессивность, страх, формируется чувство сопереживания, умение сотрудничать, повышается самооценка, они комфортнее чувствуют и в группе детского сада, так как переносят туда  полученные на коррекционных занятиях навыки общения.

 Результативность, эффективность программы можно выявить путем обследования детей после прохождения курса коррекционно-развивающих занятий. Анализ включает в себя следующие моменты:

 -Оценка эмоционально-личностных качеств с помощью методики «Автопортрет», «Цветопредпочтение»

-Оценка межличностных взаимоотношений со сверстниками  и педагогами, самооценки с помощью методики де Греефа (Кушнир Н.Я. стр.174).

- Оценка детей воспитателями. Родителями путем анкетирования.

Родителям и педагогам можно предложить ответить на вопрос:

-Как изменился ребенок в последний месяц? – родителям.

-Как изменились дети, посещавшие коррекционные занятия, после прохождения курса? – педагогам.



Предварительный просмотр:

Диагностика

 Тест  «Несуществующее животное»

Разработан психологом Игорем Жуковским.

Используется для выявления личностных проблем детей.

Материал для тестирования: лист бумаги А-4, простой карандаш, цветные карандаши. Проводится с подгруппой. Беседа с ребенком по рисунку – индивидуально.

Инструкция.

Ребенку предлагается придумать и нарисовать несуществующее животное, то есть такое, которое никогда и нигде ранее не существовало и не существует. Использовать героев сказок и мультфильмов нельзя. Назвать животное несуществующим именем.

Интерпретация.

Изображая несуществующее животное, испытуемый выражает себя, свой образ. Соответственно дается характеристика человеку.  Обычно рисунок оставляет одно из трех впечатлений: либо человек – агрессор; либо обижен и ему угрожают; либо нейтрален.

В норме рисунок расположен в центре листа или чуть левее и выше.

Об агрессивности говорят острые углы, шипы, иглы, острые зубы, оскалы.

Панцири, щиты говорят о подозрительности, недоверчивости.

Если рисунок расположен в верхней части листа. То человек характеризуется высокой самооценкой, неудовлетворенностью своим положением в социуме, считает себя не признанным окружающими, имеет тенденцию к самоутверждению, претензии на признание, продвижение, предрасположен к конфликтному поведению, агрессии.  

Затемнение контурных линий, выступов, прорисовка открытого рта без губ и зубов, языка, особенно зачерненного, заштрихованного, говорит о тревожности, легкости возникновения страхов, недоверие. Маленький рисунок в левом верхнем углу – высокая тревожность.

Расположение рисунка в нижней части листа говорит  о неудовлетворенности собой, низкой самооценке, подавленности, нерешительности, незаинтересованности в своем социальном положении, признании, отсутствие тенденции к самоутверждению, склонность к фиксации на проблемах.

Различного рода аксессуары: бантики, бижутерия, колокольчики, перья говорят о демонстративности, женственности, стремлении понравиться.

 (Более подробная интерпретация теста приводится в книге «Коррекционно-развивающие занятия и мероприятия: комплекс мероприятий по развитию воображения. Занятия по снижению детской агрессии /сост.С.В.Лесина, Г.П.Попова, Т.Л.Снисаренко. –Волгоград: Учитель, 2008 год, стр. 61-74).

Методика де Греефа

Выявляет представления детей о характере межличностных взаимоотношений с педагогами и сверстниками, о степени удовлетворенности ребенка этими отношениями. Организуется в форме индивидуальной беседы с ребенком, которому предъявляется бланк с изображением в верхней части нескольких геометрических фигур. Инструкция. Представь, что этот круг обозначает твою воспитательницу (назвать имя). Если ты думаешь, что она очень хорошо к тебе относится, нарисуй длинную ниточку до конца листа. Если не очень хорошо – ниточку покороче, примерно до середины листа; если плохо – совсем коротенькую ниточку. Далее эта инструкция повторяется в отношении второго воспитателя, младшего воспитателя, детей группы. В заключении ребенку задается вопрос о том, как он сам к себе относится.

Анализ результатов позволяет определит :

1.Представление ребенка о своих взаимоотношениях с педагогами и сверстниками группы. Предполагается, что ребенок, чувствующий заботливое и внимательное отношение со стороны взрослых и детей будет рисовать длинные ниточки. Люди, с которыми  отношения у ребенка не складываются, также могут быть выявлены в результате беседы.

Зафиксированное ребенком отношение к самому себе характеризует «Я»-образ , который складывается под влиянием общения с окружающими людьми. Благополучие в общении всегда способствует  формированию положительного «Я»-образа, и наоборот.

2.Способность-неспособность каждого из перечисленных взрослых устанавливать контакт с детьми группы, наладить-не наладить оптимальный стиль взаимодействия с детьми.

3.Качество воспитательной работы, одним из ведущих показателей которого является характер отношений детей группы друг к другу. В том случае, если большинство детей группы фиксируют хорошее отношение сверстников к себе, можно судить о достаточно высоком уровне воспитательной и коррекционной работы с ребенком. Факт переживания большинством детей недоброжелательного отношения к себе говорит о низком уровне работы, проводимой с ребенком.

Экспресс-опрос педагогов

Педагогам предлагается анкета с вопросами:

1.Назовите  детей Вашей группы, у которых, по Вашему мнению, имеются психологические проблемы.

2.В чем заключается проблема ребенка?

3.Каковы, на Ваш взгляд, причины проблемы?

4.Какой индивидуальный подход к проблемному ребенку осуществляете Вы? Его результативность.



Предварительный просмотр:

Конспекты занятий

Часть 1. Мир детства

ЗАНЯТИЕ №1. Мой день рождения

Задачи:

1.Расширять представление детей о себе среди других детей, о своем имени, семье, учить рассказывать о себе без стеснения.

2.Учить  представляться  при знакомстве разными способами.

3.Развивать мимику лица, умение выражать в мимике дружеское расположение к другому человеку.

4.Развивать умение снимать психоэмоциональное напряжение, поднимать себе настроение.

Оборудование:

 Клубок ниток; на каждого ребенка – альбомный лист, цветные карандаши.

Ход занятия:

1.Приветствие. Упражнение «Как меня зовут».

Педагог предлагает детям познакомиться. Для этого каждый по очереди по кругу называет свое имя и фамилию, из какой он группы детского сада, а так же любимое имя, как он любит, чтобы его называли. Педагог просит детей стараться называть в дальнейшем друг друга так, как нравится ребенку, чтобы его называли. Педагог сам первый поддерживает это начинание.

Упражнение «Клубочек».

Дети сидят в кругу. Начиная от педагога, все по очереди  берут клубочек, наматывают себе на палец ниточку и передают  клубочек сидящему слева, глядя в лицо и улыбаясь, показывая свое расположение.

Педагог говорит, что все мы связаны одной ниточкой, хорошим настроением, добрыми ласковыми именами. Так начинается дружба. Я надеюсь, что мы все подружимся.

2.Волшебная история.

Маленькое сморщенное семечко еще с осени лежало на земле под прошлогодними коричневыми листочками. С теплым весенним солнышком семечко начало прорастать. У него раскрылись листочки, вырос стебелек, появились веточки с бутоном.  Наступил радостный момент, и бутон лопнул, превратился в прекрасный цветок. Этот день считается днем рождения этого прекрасного цветка. Так и каждый из людей в один прекрасный момент появляется из маминого животика на свет. И этот день считается его днем рождения.

Педагог предлагает детям по кругу по очереди назвать свой день рождения и количество лет.

Рисование «Моя семья».

 У людей есть родители: папа и мама. Дети бывают очень похожи на своих родителей, а бывает, что и не очень, или совсем не похожи.

- На кого из своих близких вы похожи?

 Папа, мама и ребенок или несколько детей – это семья. В семье обычно заботятся друг о друге, любят и жалеют своих близких. Семья – это самые дорогие  люди.

Нужно стараться радовать своих близких: говорить приятные слова, делать приятные сюрпризы, подарки, помогать в делах, обнимать, жалеть, целовать, подбадривать.

 А сейчас каждый из вас пусть нарисует свою семью.

После рисования дети рассказывают о своей семье, комментируют свой рисунок.

 Упражнение «Торт».

В день рождения обычно покупают или пекут торт.

-Какой торт любите вы? А мы с вами сегодня «испечем» необычный торт, поиграем.

Одному ребенку, по желанию, предлагается лечь на коврик. «Сейчас мы из тебя будем делать торт», - с улыбкой говорит педагог. - « Остальные дети будут составными частями торта: сахаром, молоком, мукой, яйцами, маслом. Я буду кондитером, поваром, который печет торты и другие сладости».

-Сейчас надо  замесить тесто. Нужна мука.- «Мука» руками «посыпает» тело лежащего, слегка массируя и пощипывая его.

-Теперь нужно молоко. «Молоко разливается», руками поглаживает спину лежащего.

-Необходим сахар и соль. Они  «посыпают», легкими точечными движениями всех пальцев обеих рук прикасаются к  спине, ногам, голове лежащего  ребенка.

Кондитер «замешивает тесто», разминает его.

-А теперь тесто кладется в печь и там поднимается – ровно и спокойно лежит и дышит, все дети тоже дышат, как тесто. Наконец  тесто испеклось. Чтобы торт был красивый, надо его украсить красивыми цветами.  Все участники,  прикасаясь к «торту», дарят ему свой цветок, описывая его. Торт необыкновенно хорош! Повар угощает всех участников кусочком торта. (Угощение тортом проходит весело).

3.Прощание. Этюд «Из семени в цветок».

Ведущий – садовник предлагает детям превратиться в маленькое сморщенное семечко (сжаться в комочек на полу, убрать голову и закрыть ее руками). Садовник очень бережно относится к семенам, поливает их, ухаживает (гладит рукой по головам детей).  С теплым весенним солнышком семечки начинают прорастать (поднимаются). У семечек раскрываются листочки (руки свешиваются с головы и тянутся кверху), растет стебелек (вытягивается тело), появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты в кулачки). Наступает радостный момент и бутоны лопаются (резко разжимаются кулачки), появляется прекрасный сильный цветок. Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой (осмотреть себя), улыбается цветам – соседям (улыбки соседям), кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепестками (дотягивается  кончиками пальцев до других детей).  Но вот подул ветер, наступает осень. Цветок качается в разные стороны, борется с непогодой (раскачивания руками, головой, всем телом).  Ветер срывает лепестки и листья (опускаются руки, голова), цветок сгибается, клонится к земле и ложится на нее. Ему грустно. Но на месте цветка созрели семена. Они осыпаются в землю (пальцами стучат по полу).  Начался листопад, листочки укрыли семена. Маленьким семечкам тепло и уютно под листочками, как под одеялом (свернуться клубочком). Пошел зимний снежок, еще больше  укрыл семечки от холода, семечкам  стало еще спокойнее (расслабиться). Целую  зиму они  будут отдыхать (расслабленно спокойно лежать). Но через несколько месяцев опять наступит весна, и семечки оживут  (спокойно встают).

Дети спокойно прощаются друг с другом и педагогом и расходятся по группам.    

ЗАНЯТИЕ №2.  Планета детей

Задачи:

1.Учить детей здороваться разными способами.

2. Упражнять детей  в умении  устанавливать контакт друг с другом, подстраиваться к общим движениям, переживать чувство общности с другими детьми как радость.

3. Развивать способность сопереживать и помогать тем, кто нуждается в этом; желание созидать.

4. Развивать воображение детей.

5. Способствовать расслаблению и снятию напряжения.

Оборудование:

веселая танцевальная музыка, альбомные листы и цветные карандаши по количеству детей.

Ход занятия:

1.Приветствие «Здравствуйте, я…»

Дети сидят в кругу. Закрывают глаза и по очереди шепотом здороваются, произнося свое имя: «Здравствуйте, я Оля!» Ведущий следит, чтобы дети говорили друг за другом без остановок.

Варианты: здороваться поочередно громко и тихо; высоким и низким голосом; быстро и медленно.

Подвижная игра.

Дети выстраиваются в колонну и кладут руки на пояс впереди стоящего. Ведущий встает впереди колонны и говорит: «У нас получилась длинная гусеница». По команде «Воробей прилетел!» гусеница закручивается и замирает. По команде «Воробей улетел!» гусеница распрямляется, колонна, не расцепляясь, движется по залу.

2.Волшебная история.

В гости к детям прилетает Карлсон и рассказывает грустную историю: «Во Вселенной была Планета с зелеными лесами, голубыми озерами, солнечными городами.  Дома в этих городах были необычной формы – круг, сердце, яблоко и т.д. Жители Планеты были очень счастливы, потому что им никто ничего не запрещал. Они могли есть мороженное, конфеты, кататься на каруселях, бегать по лужам, купаться в реке, лазать по деревьям, строить шалаши, искать клады, разговаривать с животными, птицами, цветами, дружить с гномами, петь и танцевать. На Планете шел звездный дождь, похожий на салют.  И жители радовались, любуясь разноцветными огнями. Но однажды злой волшебник уничтожил все города на Планете. Готовы ли вы помочь ее жителям восстановить свои дома?»

Работа «волшебными красками».

Каждый ребенок выбирает кусок плотного картона любой формы (круг, сердце, яблоко, цветок и т.д.) и создает дом с помощью «волшебной краски».

Рецепт «волшебной краски»: 2 столовые ложки муки смешать с 1,5 столовыми ложками соли, добавить 1/3 чайной ложки подсолнечного масла и чуть-чуть воды. Замесить тесто, постепенно разбавляя водой до консистенции густой сметаны. Затем добавить 2 столовые ложки клея ПВА и гуашь. Краски выкладываются на картон (создается объем).

Готовые дома размещают на большом листе (Планете) группами – это города. Дети дают им названия и рассказывают, чем их жители могут заниматься. На Планете вновь идет звездный дождь (ведущий посыпает города разноцветными блестками).

Игра «Паутинка».

Водящий предлагает детям встать в круг и поздороваться с кем-нибудь правой рукой (руки не расцеплять). Затем поздороваться левой рукой с другим ребенком. Когда руки всех детей соединятся, водящий просит осторожно их распутать.

3. Прощание «Танец дружбы».

Дети становятся в круг, берутся за руки, затем начинают двигаться по кругу под музыку сначала медленно, потом быстрее и быстрее, стараясь, чтобы круг не распался.

ЗАНЯТИЕ №3.  Моя любимая игрушка

Задачи:

1.Способсобствовать развитию чувства уважения в общении, умение понимать чувства и переживания другого человека.

2.Развиватьумение говорить о себе, осознавать собственные интересы и вкусы; представление о существовании и значении индивидуальных особенностей сверстника.

3.Упражнять  детей в умении  устанавливать контакт друг с другом, подстраиваться к движениям других детей, радоваться слаженности, терпимо относиться к промахам других детей.

4.Снятие эмоционального напряжения и возбуждения.

Оборудование:

2  больших мяча; крупная игрушка заяц, альбомные листы и цветные карандаши по количеству детей.

Ход занятия:

1.Приветствие «Как можно поздороваться…»

Предложить детям поприветствовать друг друга и всех собравшихся разными способами, кто как хочет (Здравствуйте, добрый день, я приветствую вас, я рад вас видеть, я рад встрече с вами и т.д.) по кругу, а затем разойтись врассыпную, шагать по комнате, по сигналу ведущего остановиться напротив кого – нибудь  из играющих,  в парах поприветствовать друг друга.

Подвижная игра «Передай мяч»

Дети передают быстро по кругу мяч, затем делают это с закрытыми глазами, затем в игру добавляется ведущим второй мяч.

2.Волшебная история «в магазине игрушек»

На улице с необычным названием «Счастливая» был большой магазин игрушек «Детский мир». Чего только там ни продавали: кукол с большущими бантами, белыми локонами и огромными открывающимися и закрывающимися глазами; плюшевых медведей и пушистых котов, длинноухих зайцев и заводных курочек с петушком, клюющих зернышки. А сколько там было всяких машинок, конструкторов, скакалок и мячей! – не перечесть…

 Дети приходили с родителями, бабушками и дедушками, выбирали себе игрушку и просили  ее купить. Взрослые  на радость своим чадам покупали новые игрушки. Чаще всего девочкам покупали красивых кукол. Те обнимали,  прижимали их к себе, целовали и называли дочками. Мальчишки выбирали то пистолет или автомат, то футбольный мячи, очень часто – машинки и конструкторы.

 Серый заяц сидел и пылился на полке уже несколько недель. Его никто не выбирал. Он грустно опустил уши, не улыбался и даже съежился. Ему очень хотелось, чтобы его тоже выбрали. Но шел день за днем, а его не выбирал никто…

 Но вот однажды в магазин пришла девочка с двумя косичками и огромными голубыми бантами.  Ее сопровождал дедушка. У него были веселые хитрые глаза. Дед взглянул на зайца и весело сказал:

- Что нос повесил, серый? Заяц улыбнулся,   спина его выпрямилась,   уши шевельнулись,  и он как-то сразу покрасивел.  А внучка сказала:

-А что, дед, давай-ка мы купим этого Серого, смотри, какой он чудной! Глаза большущие, уши длиннющие, нос пуговкой, а мягонький какой! Деду заяц тоже понравился, только он думал, что внучка сама должна выбрать себе игрушку по вкусу. Он очень любил свою внучку. А если кто кого любит, то уважает его желания, не принуждает.

Заяц был куплен.  Он так обрадовался!

А девочка полюбила зайца,  она почти не расставалась с ним: кормила морковкой и кашей,   выгуливала во дворе на травке,  качала на качелях, укладывала спать, пела колыбельные песенки и рассказывала на ночь сказку,  шила одежду, лечила и учила с ним буквы и цифры. А заяц от этой заботы и внимания стал улыбчивым, веселым и очень красивым.

Заяц стал любимой игрушкой девочки.

Рисование «Моя любимая игрушка».

У каждого из вас тоже есть любимая игрушка. Вспомните сейчас ее и нарисуйте. Рисуйте крупно. Потом мы вырежем игрушки и  наклеим их на один большой лист, создадим мир игрушек.

По окончании работы обратить внимание на то, какие разные вкусы у детей. Предложить детям разделится на пары, и выяснить у своего напарника, чем нравится ему его любимая игрушка.

Игра «Только вместе».

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Только вместе». У нас есть 3 игрушки: два мяча и заяц. Распределитесь так, чтоб каждую игрушку держало несколько детей. Вам нужно будет, держа игрушку,  вместе выполнять мои команды, только вместе. Выиграют те,  кто не отпустит игрушку, выполняя команды, будут действовать согласованно с другими детьми. Команды: передвигаться по комнате, присесть, встать, попрыгать, обойти вокруг стула. Видите, как важно уметь действовать слаженно, договориться.

3.Прощание. «Попрощаемся с зайкой».

Дети стоят в кругу, передают зайца по кругу, прощаются с ним разными способами и на ушко шепчут, кто что хочет, делятся своим настроением, впечатлениями.

 

Часть 2. Мир вокруг меня

   ЗАНЯТИЕ №4. Цветы и бабочки

Задачи:

1.Развивать мелкую моторику детей, произвольность поведения.

2.Упражнять в умении  действовать подгруппой,  способствовать развитию умения понимать, что общий результат зависит от старания каждого;  правильно относиться к успеху и неудаче.

3.  Побуждать детей к сопереживанию, стремлению помогать и делать окружающий мир красивее, не зазнаваться и быть благодарным.

4. Способствовать снятию психомышечного напряжения.

Оборудование.

2 бабочки,  2цветика – семицветика  из отдельных лепестков, полоски 7-ми цветов радуги, файлы по количеству детей с нарисованными на них бабочками или пчелами, Листы тонированной бумаги в количестве большем, чем количество детей, чтобы обеспечить возможность выбора цвета бумаги каждому ребенку, краски по количеству детей.

Надутые воздушные шарики по количеству детей.

Ход занятия:

1.Приветствие «Бабочки на ладонях»

Педагог говорит детям, что на их ладони будет сейчас садиться бабочка и здороваться с ними. Ребенку, на чью ладонь села бабочка, не надо ничего говорить, только в ответ на действие бабочки молча приподнять палец, на который села бабочка.

Дети стоят в кругу, протянув вперед руки, ладонями вверх, пальцы врозь, глаза закрыты. Педагог поочередно касается пальцев детей указкой, приговаривая: « Бабочка здоровается с Машей, пересела к Ване, теперь приветствует Олю и т.д.

Затем ведущий предлагает всем  скрещенными кистями рук изобразить, как бабочки летают и здороваются с другими бабочками.

Подвижная игра «Соберите  семицветик».

Педагог вспоминает с  детьми,  какие цвета были у лепестков цветика-семицветика.  На мольберте выкладывается спектр из полосок семи цветов радуги. Педагог учит детей запомнить цвета радуги с помощью приема мнемотехники:  каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

Дети делятся на 2 команды, по 4-5 человек. Ведущий говорит: «На  поляне росли цветы с семью лепестками, как у семицветика. Подул сильный ветер и лепестки разлетелись в разные стороны. Каждой команде нужно собрать свой семицветик быстро и правильно, чтобы было только семь лепестков, и они не повторялись. Нужно посмотреть, какие лепестки уже положили другие дети и не повторять. Лишний лепесток вернуть обратно, он может пригодиться другой команде.Побеждает команда,  которая быстрее и правильно соберет цветок. На готовый цветок садится бабочка.

2.Волшебная история «Лесная поляна».

Недалеко от большого города был лес, а в лесу – поляна, на которой росли разные цветы. В солнечную погоду сюда слетались бабочки и пчелы.

(Ведущий показывает изображения  бабочек и пчел, выполненные  на прозрачных файлах).

Цветы очень гордились своей красотой. И в один прекрасный день они решили, что бабочки и пчелы только портят их наряд, и запретили им садиться на свои лепестки. Пчелы и бабочки обиделись и улетели. С этого времени красота цветов стала увядать. Они поняли, что совершили ошибку, обидев насекомых, которые заботились о них и попросили их вернуться. Но бабочки и пчелы облетали их стороной, потому что цветы потеряли привлекательность. Давайте поможем цветам вернуть их яркий красивый наряд, чтобы к ним вернулись насекомые, и все у них было мирно и дружно.  

Рисование «Цветы и бабочки».

Дети самостоятельно выбирают  бумагу по цвету и рисуют яркие красивые любые цветы. Когда рисунки высохнут, их вставляют в прозрачные файлы с изображенными насекомыми. (Насекомые вернулись и сели на цветы).

Подвижная игра «Воздушные шарики».

Каждый ребенок получает воздушный шарик. Дети выстраиваются в колонну, соблюдая следующие правила: руки каждого ребенка лежат на плечах впередистоящего; воздушный шарик зажат между животом одного играющего и спиной другого; дотрагиваться руками до воздушного шарика запрещается; стоящий первым, держит свой шарик на вытянутых руках. Единой цепью дети должны пройти по определенному маршруту, не уронив шарики, огибая препятствия, например, цветы на поляне.

3. Прощание. «Бабочки и ладони».

Дети кистями рук изображают летающих бабочек, пчелок под легкую спокойную музыку.

ЗАНЯТИЕ 5. Подводное Царство

Задачи:

1. Формировать у детей  умение  осознавать собственные чувства, ощущения, развивать чувство доверия к другим детям.

2.Упражнять в передаче в пантомимике различных чувств: радости, спокойствия, гнева.

3.Развивать у детей познавательный интерес, воображение, фантазию.

4. Способствовать снятию напряжения, расслаблению.

Оборудование:

Ракушка; аудиозапись «Шум моря»; голубые ленточки по количеству детей; альбомный лист, трубочки для выдувания краски, акварельные краски по количеству детей;  разведенная гуашевая голубая краска на каждый стол.

Ход занятия:

 

1.Приветствие «Осьминожки».

Дети садятся в круг на ковер. Пальцами изображают осьминожек. Которые передвигаются по полу, встречаются и здороваются с другими осьминожками.

Подвижная игра «Волны»

Ведущий обращается к детям: «Если вы были на море, то знаете, как приятно, когда волны омывают тебя. Давайте поиграем: каждый из вас по  очереди будет «купающимся», а остальные «волнами». «Купающийся» становится в центр круга, «волны» тихонько поглаживают его, приговаривая: «Мы любим тебя, мы любим тебя».

После игры ведущий спрашивает, понравилось ли детям «купаться в море», что они чувствовали при этом. Затем раздает детям голубые ленточки и предлагает  с их помощью изобразить «волны радости», «волны спокойствия», «волны гнева» и др.

2. Волшебная история. «Тайна морской ракушки».

Педагог достает красивую ракушку. Дает ее детям потрогать, понюхать, послушать, говорит: « У этой ракушки есть какая-то тайна. Может быть, она откроет мне ее (прикладывает к уху). Послушайте, о чем рассказала мне ракушка. Далеко-далеко отсюда есть волшебный мир подводного царства. В нем живут удивительные рыбы, осьминоги, рачки, морские звезды, есть даже рыба-конек. Морское дно украшают зеленые и бурые водоросли, красные и белые кораллы, разноцветные камешки и ракушки.  Закройте глаза и представьте подводное царство, обитателей морских глубин…(звучит аудиозапись «Шум моря»). Через некоторое время ведущий спрашивает, что интересного дети увидели, и предлагает нарисовать «подводное царство».

Рисование «Подводное царство»

 Дети рисуют подводное царство кисточками. Пальцами, ладонями, используют технику выдувания краски из трубочки. Затем каждый ребенок рассказывает, что он изобразил.

Подвижная игра «Морские волны».

Дети свободно располагаются по комнате. По команде ведущего «штиль» замирают, по команде «волны» плавно двигаются по комнате, по команде «шторм» бегают.

3. Прощание «Большой круг – маленький  круг».

Дети стоят в кругу, держась за руки. По сигналу ведущего «большой круг», делая глубокий вдох, расширяют круг, не отпуская при этом руки; по сигналу «маленький круг»  сужают круг, делая выдох. Упражнение повторяется несколько раз. 

ЗАНЯТИЕ №6.  Как прекрасен этот мир

Задачи:

1.Развивать умение видеть в себе и других людях  хорошие черты и не стесняться говорить об этом. Способствовать укреплению и повышению самооценки детей.

2. Развивать чувство  принадлежности  и доверия к окружающему миру.

3. Помочь испытать радость от участия в общем деле и осознания своей значимости в достижении общего положительного результата.

4.Способствовать снятию напряжения.

Оборудование:

2-3 мяча; ватман с нарисованным кругом (солнцем); желтая краска.

Ход занятия:

1.Приветствие «Мне в тебе нравится…, мне в себе нравится…»

 Дети сидят в кругу. Ведущий кидает одному из них мяч и говорит: «Мне в тебе нравится… (например, улыбка, умение дружно играть и т.д.)». Ребенок ловит мяч и бросает его другому ребенку со словами «Мне в тебе нравится…». И т.д.

Затем ведущий начинает приветствие словами «Мне в себе нравится…», бросает мяч ребенку, который,  закончив фразу «Мне в себе нравится…», бросает мяч следующему ребенку и т.д. (Важно, чтобы мяч побывал у всех детей).

2. Волшебная история « Солнечный лучик и Колючка».

На большой солнечной поляне росла одинокая Колючка. Конечно, она росла там не одна: вокруг было много цветов и трав, но  Колючке казалось, что она на свете одна-одинешенька, а если кто и растет рядом, то только одни репейники. Она часто смотрела в синее небо и размышляла: «Вот небо – большое, чистое и светлое, а вот солнце – теплое, ласковое и нежное, но они так далеки от меня, так недосягаемы. А я одинока и привязана к земле».

Но однажды утром Колючка проснулась от чьего-то нежного прикосновения. Это был Солнечный лучик.

-Привет, - сказал он ей. – Уже середина лета, все цветы цветут, а ты о чем думаешь?

-Что значит – цветут?- удивилась Колючка. – Я об этом ничего не знаю.

-А ты посмотри вокруг и увидишь, - улыбнулся Лучик.

Колючка оглянулась и впервые заметила, на какой большой, светлой и красивой  поляне она растет. Рядом пестрели цветы, ветерок ласково касался их и что-то нашептывал, а вокруг птицы пели веселые песни.

-Как же так? – удивилась Колючка. – Здесь такая интересная жизнь, а я ничего не видела и грустила от одиночества. Как глупо! Лучик! – воскликнула она.  –  Помоги мне стать такой же красивой, как эти цветы.

- Но это же просто, - ответил ей Лучик, - доверься миру, открой ему себя, и все случится само собой!

«Как это?» - подумала Колючка, но все же  выпрямилась, посмотрела по сторонам и улыбнулась.

И вдруг все цветы улыбнулись ей в ответ. Колючка подняла голову и увидела, как ей улыбается солнышко, ощутила ласковое прикосновение ветерка. Птицы  спели ей красивую песенку, и колючка расцвела.

- Я расцвела! Спасибо тебе, Солнечный лучик! – воскликнула она. – Как же здесь хорошо!

И красавица Колючка радостно затрепетала – у нее началась новая жизнь.

Рисование «Ладони – солнышки»

 Ведущий заранее на большом листе ватмана рисует солнце. Дети по очереди или все вместе кладут на бумагу ладони так, чтобы пальцы касались солнца и обводят кисть карандашом. Затем каждый ребенок закрашивает чужую ладонь  Когда коллективный рисунок будет закончен, ведущий просит детей представить, что эти ладони полны дружбы, смеха, любви.

Подвижная игра «Передай мяч»

Стоя в кругу, дети передают мяч соседу как можно быстрее, стараясь не уронить его. Затем игра усложняется: передается по кругу сразу несколько мячей.

3. Прощание «Раздувайся, пузырь»

 Дети берутся за руки и образуют круг. Сначала  сужают его, затем постепенно расширяют. После слов ведущего «Лопнул пузырь» дети разнимают руки, приседают и хором говорят: «Хлоп!»

Часть 3.  Мой внутренний мир

 ЗАНЯТИЕ № 7.  Что я знаю о себе

Задачи:

1.Развивать умение в мимике и жестах выражать свое настроение.

2.Помочь детям осознать свои особенности, сближающие и отличающие их от других детей, способствовать формированию и повышению самооценки детей.

3. Содействовать повышению уровня групповой сплоченности.

4.Способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

Оборудование:

Зеркальце на каждого ребенка, большое настенное зеркало. Альбомный лист и краски по количеству детей. Запись плавной спокойной музыки.

Ход занятия:

  1. Приветствие «Я сегодня вот такой (ая)…»

Дети стоят в кругу и по очереди по кругу рассказывают о себе: мальчик или девочка;  фамилия, имя, отчество; сколько лет. Говорят: «Я сегодня ват такая (такой) и мимикой, жестами, позой, движениями  показывают свое настроение.

Упражнение «Поздороваемся»

Дети образуют пары, повернувшись лицом к стоящему рядом сверстнику. В парах здороваются друг с другом правыми ладошками, левыми ладошками, пальчиками, носочками, пяточками, плечиками, спинками. Затем под музыку дети врассыпную ходят по залу и по сигналу ведущего здороваются с встречным той частью тела, которую называет ведущий (поздороваемся правыми ладошками, пяточками, мизинчиками и т.д.).

  1. Волшебная история « Приключения в парке».

В одном городе случилась невероятная история. В парке гуляли дети со своими родителями, бабушками и дедушками. Был солнечный день, в киосках  продавали мороженое, работали карусели, дети катались на паровозике – много всего радостного и веселого было там. Конечно же, дети хохотали, шумели, бегали. Они организовали веселые игры. Папа одной девочки предложил играть в «Кошки – мышки». Он был «котом», и догонял «мышку» Соню. Соня была очень ловкая, и коту никак не удавалось ее поймать.

  Неподалеку в тени вековой липы отдыхала какая-то странная, в черном, неулыбчивая дама, похожая на злую фею. Она не переносила шума и детского веселья. И нет бы отойти подальше от веселой компании !  Она же взяла свою волшебную колотушку и несколько раз взмахнула ею в сторону играющих. Вдруг все дети превратились в невидимок…

- Вот теперь  не будете орать! Отдохну спокойно, - злорадно сказала она.

Родители в панике бросились искать своих детей. Их нигде не было видно.

 Вдруг появилась Фея в розовом: это была добрая фея. Она успокоила мам и бабушек, подбодрила пап и дедушек и пошла на поиски детей. На поляне возле зарослей сирени был слышен плач, но никого не было видно.

- Вот где они, - догадалась Розовая фея. Она подозвала невидимок к себе и объяснила, что хочет им помочь:  сделать их опять видимыми. Но для этого каждый ребенок-невидимка должен был рассказать фее о себе, каким он был раньше: какого роста, какого цвета волосы, глаза, во что одет, обут, какая прическа, улыбчивое или грустное лицо. Но многие дети не могли  рассказать о себе – они не знали себя!  На выручку пришли родители – они знали своих детей и все рассказали Фее. Фея смогла всем вернуть их облик, и дети и родители нашли друг друга. Эта история закончилась, к счастью, благополучно.

 А знаете ли вы себя? Какие вы? Детям предлагается внимательно рассмотреть себя в зеркальце и большое настенное зеркало: лицо, волосы, цвет и величину глаз, рост, прическу и т.д.

Рисование «Автопортрет»

Детям предлагается нарисовать себя (Автопортрет). Во время рисования можно пользоваться зеркальцем.

По окончании рисования дети рассматривают портреты друг друга, обмениваются впечатлениями.

Подвижная игра «Вулкан»

Дети сидят в кругу. Педагог выбирает ребенка, который будет «вулканом» (конфликтного в повседневной жизни).

«Вулкан» садится в центр круга. Он имитирует сонный вулкан, затем тихо гудит, медленно поднимается, просыпается. Дети помогают вулкану, тихо гудят. В самом конце, когда вулкан окончательно проснется, он резко вскочит и поднимет руки вверх, выбросит все, что ему мешает, и опять постепенно заснет. Игра повторяется с 3-4 детьми.

  1. Прощание «Ручеек»

Звучит плавная спокойная музыка. Дети становятся в пары по рекомендации педагога. Во время игры формируются пары по желанию детей и этими парами они уходят в группу.

Пары, составленные педагогом, становятся друг за другом, поднимают вверх сцепленные руки и образовывают лабиринт (ручеек). Один ребенок (кораблик) - без пары. Он идет по лабиринту (плывет), берет за руку из любой пары понравившегося ему ребенка и выводит его вперед всех пар, становится с ним в пару. Тот, кто оказался без пары, становится корабликом и повторяет действие первого кораблика. Игра продолжается, пока все дети не побывают корабликом.

ЗАНЯТИЕ  № 8.  Что я люблю

 Задачи:

1.Развивать выразительность мимики, движений.

2.Способствовать лучшему осознанию своих интересов; учить мысленно вставать на позицию другого человека, чтобы лучше понять его интересы.

3.Развивать фантазию.

4.Упражнять детей в установлении контакта друг с другом, умении подстраиваться к общим движениям.

5.Помочь детям снять напряжение, расслабиться.

Оборудование:

Мяч, альбомные листы бумаги и наборы цветных карандашей по количеству детей; запись спокойной музыки.

Ход занятия. 

1.Приветствие. Упражнение «Я люблю»

Дети сидят в кругу, передают по кругу мяч и заканчивают по собственному усмотрению фразу «Я люблю…», которая является ответом на вопросы педагога:

-Что ты любишь делать?

-Что ты любишь из сладостей?

-Что ты любишь из овощей? Фруктов?

-Кого ты любишь?

Подвижная игра «Фокусы»

Дети становятся в круг и берутся за руки, закрывают глаза. Педагог идет по внешнему кругу и сзади пятнает одного из детей. дети открывают глаза и произносят все вместе:

-Только у нас лучший в мире фокус; абен, трабен, бумс!

Запятнанный ребенок быстро вбегает в круг и мимикой, жестами, позой изображает свое любимое животное, занятие, профессию, предмет…, а дети угадывают, что он изобразил, аплодируют. Фокусник кланяется и встает в круг. Игра продолжается, пока все дети побудут фокусниками.

2. Волшебная история.

Одна девочка очень любила наблюдать за облаками, плывущими по небу. Когда она за ними наблюдала, ей казалось, что она попадает в сказочную страну. Облака были похожи то на кораблики, то на белую вату, то на заснеженные деревья. Какие они красивые!- думала девочка.- Жаль только, поговорить с облаками нельзя». А ей так хотелось спросить:

-Где ты летало, облако? Что ты видело интересного?

- С кем ты познакомилось?

-Что ты видишь внизу, когда летаешь высоко над землей?

-Ссоришься ли ты с другими облаками или дружишь с ними?

-Нравится ли тебе отдыхать на самой высокой горе?

-Тебе не мешают самолеты, птицы? Как ты к ним относишься?

Чтобы узнать все это, она решила представить себя облачком, плывущим по небу.  Всегда, если хочешь лучше узнать и понять кого-нибудь, надо представить себя на его месте.

Девочка представила, что она одета в воздушное белое платье, которое меняет свой цвет в зависимости от освещения. Когда светит солнышко, оно становится золотистым, когда утренняя заря освещает ее – оно становится розовым, а заход солнца окрашивает его даже в оранжевый цвет.

Она летала, подгоняемая ветерком, вместе с другими облаками и резвыми ласточками над синей речкой, которая сверху казалась голубой лентой,; над широким лугом, который  с высоты был похож на огромный зеленый ковер. Вместе с другими облаками она весело кружилась, смеялась, играла в догонялки, а устав, опустилась отдохнуть на верхушку высоченной сосны.  И уже засыпая, девочка поняла, что она теперь так много знает об облаках. Верно говорят, что если хочешь узнать кого-нибудь получше, представь себя на его месте!

Рисование « Я за своим любимым занятием»

Эта девочка любила в свободное время наблюдать за облаками. А что любите делать вы? Нарисуйте себя за своим любимым занятием.

После рисования педагог предлагает  детям  рассказать соседу по парте о своем любимом занятии. Слушающий, чтобы понять рассказчика, должен попытаться представить себя на месте рассказчика, чтобы лучше понять его. Каждый из двоих детей должен побывать и в роли слушателя и в роли рассказчика.

Подвижная игра «Сороконожка»

Все дети встают друг за другом, берут стоящего впереди за пояс, садятся на корточки и двигаются в приседе по кругу. Задача – не упасть и не отпустить руки.

3.Прощание «Свободный танец»

Под спокойную музыку дети танцуют, кто как любит.

ЗАНЯТИЕ №9.  Чего я боюсь

Задачи.

1.Упражнять в выразительной передаче  эмоций робости, страха, смелости.

2. Способствовать обесцениванию, снятию неадекватных страхов, преодолению своих страхов.

3.Способствовать достижению детьми психофизического покоя, релаксации.

Оборудование:

Мяч. Альбомный лист, набор цветных карандашей на каждого ребенка.

Запись музыки М.Раухвергера «Гром». 6-8 обручей.

Ход занятия.

1.Приветствие. «Как можно поздороваться»

Дети стоят в кругу, передают по кругу мяч и приветствуют собравшихся разными способами.

Этюды «Страх», «Гроза»

Педагог предлагает детям изобразить с помощью мимики, позы, жестов то,  о чем он расскажет.

«Страх»: мальчик боится одиночества. Он неподвижно сидит на стуле и со страхом смотрит на дверь: а вдруг в комнате кто-то притаился? (Голова откинута назад и втянута в плечи. Брови идут вверх. Глаза расширены, рот раскрыт как бы для восклицания).

«Гроза»: За окном гроза. Хлещет дождь, сверкают молнии, грозно гремит гром. Ребенок один дома. Он стоит у окна. В момент сильного раската грома ему становится страшно. (Звучит музыка М. Раухвергера «Гром»).

(Голова запрокинута и втянута в плечи, глаза широко распахнуты, рот открыт, ладони как бы отгораживают от лица страшное зрелище)

Подвижная игра «Маленькое привидение»

Ребята, сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (педагог поднимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом «У». Если я буду тихо хлопать. Вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете громко пугать. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить.  Дети играют в течение 1-1,5 минут, затем педагог говорит: «Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми».

2.Волшебная история «Ночные звуки»

Утенок убежал с птичьего двора.  Ночь застала его в лесу. Идет дождь, Завывает ветер. Деревья громко скрипят и гнутся под напором ветра почти до самой земли, а утенку кажется, что его хватают большие темные мокрые лапы. Перекликаются филины, а утенок думает, что это кто-то кричит от боли. Мечется утенок по лесу, пока не находит себе местечко в маленькой пещерке,  где можно спрятаться. Он собирается в комочек и дрожит.

-Скажите, дети, почему утенку было так страшно? Как можно помочь себе преодолеть страх?

Упражнение «Кто чего боится»

Дети по кругу сообщают, кто чего боится.  

Рисование «Чего (кого) я боюсь».

После того,  как дети нарисуют свой страх,  предложить им поместить в клетку, нарисовать ее и надежный замок на ней, а ключик от замка надежно «спрятать или выбросить». По желанию детей можно рисунок со страхом смять и выбросить в корзинку, важно, чтобы дети победили, изолировали свой страх.

Подвижная игра «Шаги правды и смелости»

Дети встают в ряд. Перед каждым по 4-5 обручей или нарисованных кругов. Педагог называет страхи. Если ребенок его не боится, он делает шаг вперед  в следующий кружок, если пока боится, остается на месте. Играть надо честно. Ведущий называет страхи до тех пор, пока все дети честно пройдут дистанцию до конца.

(Страхи: темнота, злая собака, быть дома одному, гроза, обратиться с вопросом к малознакомому человеку, спать в комнате одному, высота, землетрясение, паук, ядовитая змея, отвечать на занятии, дед Мороз, рассказывать стихи на утреннике, трудное задание на занятии и т.д.)

3.Прощание.  Аутотренинг «Волшебный сон».

(Н.Яковлева. Психологическая помощь дошкольнику.- СПб.:Валери СПД; М.; ТЦ Сфера, 2002. Стр. 44)

Часть 4.  Мир фантазий

ЗАНЯТИЕ  №10.  Чего на свете не бывает

Задачи.

1.Развивать воображение детей.

2.Развивать чувство эмпатии, активное желание помочь другому.

3. Формировать навыки совместной деятельности, умение согласовывать действия в паре, договариваться.

4.Способствовать развитию осознанного отношения к нормам поведения.

Оборудование.

Мяч. Альбомный лист,  набор цветных карандашей на каждого ребенка. Резинки, сшитые в кольцо, примерно в 2 раза больше обхвата ноги ребенка.

Ход занятия.

1.Приветствие «Парад нелепиц»

Дети стоя в круге передают друг другу мяч и по очереди говорят какую-либо нелепицу, например: петух летел под облаками и громко лаял; мама сварила суп из мячиков и т.д. Нелепицы придумывают дети.

Подвижная игра «Точно-наоборот»

По команде «точно» дети должны в точности повторять за педагогом все движения или выполнять их по командам:

-руки вверх;  сесть; ноги широко и т. д.

По команде «наоборот» дети должны все делать наоборот: говорят прыгать- они стоят; говорят стоять- они шагают; Говорят шагать вперед – они пятятся назад и т.д.

2. Волшебная история «Ваня в стране Перепутанице»

Мальчик Ваня всегда спорил с бабушкой. Бабушка скажет:

-Пора обедать. Ваня кричит:

-Не хочу! Бабушка скажет:

-Ну, иди поиграй. А он тут же:

-Смерть, как есть хочу! И прозвали Ваню «Мальчик-Наоборот».

 Однажды он долго переговаривался с бабушкой по поводу уборки игрушек, как вдруг ветер подхватил его, закружил и унес в облака. Долго летел Наоборот над зелеными полями и лесами, белеными домиками, голубыми речками и озерами, но вдруг стал снижаться и увидел нечто необычное.  Рыбы сидели на бережке и смотрели в ноты, раскрывали рты, будто пели; а седой старичок аккомпанировал им на рояле. На автобусной остановке пассажиры садились в самолет,  и он покатился по улице к следующей остановке. Собака ходила по берегу с ружьем, а охотник доставал из озерца подстреленную им утку и в зубах тащил ее к берегу. Мальчик Наоборот попал в страну Перепутанницу. Сперва ему было даже интересно и весело. Но вскоре он захотел есть и спать. Он попросил еды у одной очень похожей на его бабушку старушки. Она быстренько положила ему в тарелку винтиков, шурупчиков и гаек и сказала: «Ешь, миленький». А лечь спать она предложила мальчику на простынь из крапивы.

Тут Наоборот загрустил и очень-очень захотел к своей родной бабушке. Ведь у нее такие вкусные пирожки и даже каша. Но вот как попасть обратно Наоборот не знал. Он мысленно много раз представлял, как не будет спорить с бабушкой. Даже вслух иногда просил у нее прощенья. Но ничего не помогало.

В стране Перепутаннице жил Старичок- гусачок.Он заботился о том. Чтобы в Препутанице  было как можно больше нелепиц. Он пообещал Ване, что поможет ему вернуться домой, если тот нарисует для Перепутаницы с десяток новых нелепиц. Ваня смог придумать и нарисовать только 2: большой дуб с дуплом и корову в дупле; плотника, взобравшегося по лестнице в самое небо и приколачивающего к небу луну.Больше он ничего придумать не смог. Он так и до сих пор живет в Перепутанице. Давайте попробуем помочь Ване  вернуться. Как мы можем ему помочь? (Педагог предлагает каждому из детей в помощь Ване придумать и нарисовать свою нелепицу.

Рисование «Нелепицы»

Дети рассказывают, что они изобразили.

Подвижная игра «Вдвоем на трех ногах»

Педагог говорит, что капризный Старичок-гусачок приготовил и для них испытание. Он просто так не примет рисунков детей в помощь Ване. Он сказал, что если дети вдвоем на трех ногах смогут сделать круг по залу и донести свои рисунки до этого стола, тогда он в отсутствии всех рассмотрит их и решит вопрос о Ванином возвращении.

Дети попарно, кто с кем сидел за столом, соединяют резинкой одну свою ногу с ногой соседа, приноравливаются к ходьбе вдвоем на трех ногах, делают круг по залу и кладут рисунки на стол.

3.Прощание « Мороженое из страны Перепутаницы»

Педагог говорит детям, что Старичок-гусачок прислал им из Перепутаницы угощение – мороженое. Только мороженое у него, как и все в его стране,  необычное - его нужно изобразить самим.

Дети под музыку для релаксации изображают таяние мороженого с «растеканием» его по полу и расслаблением.

ЗАНЯТИЕ  № 11.  Если бы я был волшебником

 Задачи.

1.Развивать фантазию,  воображение, внимание детей.

2.Помочь детям увидеть в товарищах  хорошие черты и без стеснения говорить об этом. Развивать чувство доверия товарищам.

3.Способствовать проявлению добрых чувств к сверстникам и желанию радовать их.

4.Способствовать снятию напряжения,  релаксации.

Оборудование.

Очки без стекол, дужки которых обернуты блестящей бумагой (волшебные); «волшебная палочка»; альбомные листы и наборы цветных карандашей по количеству детей.

Ход занятия.

1.Приветствие «Волшебные предметы»

Дети по кругу передают «волшебную палочку» и называют различные волшебные предметы из сказок. Условие: не повторять,  что назвали другие дети.

Игра «Волшебные очки». Педагог говорит детям, что у него есть сюрприз и показывает «волшебные очки». Тот, кто их надевает,  видит в  окружающих людях только хорошее, и даже те хорошие качества характера, которые люди порой скрывают от всех. (Надевает очки, подходит к каждому ребенку и называет какое-либо его достоинство: хорошо лепит, декламирует, рисует, поет, дежурит, делится игрушками…).

Предлагает и детям примерить очки. Только нужно одно: внимательно рассмотреть своего соседа и назвать его хорошее качество. Очки передаются по кругу, пока вернутся к педагогу.

2.Волшебная история «Злой  волшебник»

В одной стране жил злой волшебник. Он мог заколдовать любого ребенка грубым словом. И тогда ребенок этот переставал смеяться, внезапно преображался в недоброго, злого человечка. Расколдовать несчастного мог только добрый волшебник, добрым и ласковым обращением, добрым и ласковым словом.

А если бы вы вдруг стали волшебниками, что бы сделали вы?

 Рисование «Если бы я был волшебником»

После окончания рисования дети рассказывают о своих рисунках. Педагог не подчеркивает, если кто-то из детей нарисовал злое деяние, возможно так ребенок отреагирует какие-то свои проблемы.

Упражнение «Качели» (выполняется в парах, дети меняются ролями).

Дети разбиваются на пары по симпатиям. Один садится в позу «зародыша»: поджимает колени и наклоняет к ним голову, ступни плотно прижаты к полу, руки обхватывают колени, глаза закрыты. Второй встает сзади, кладет руки на плечи сидящему и начинает осторожно покачивать его, как качели. Ритм медленный, движения плавные. Сидящий не должен мешать и открывать глаза.(1,5 мин, затем дети меняются ролями). Важно подчеркнуть, что сидящий должен доверять тому, кто его качает, а качающий чувствовать ответственность и не уронить приятеля.

3.Прощание «Танец морских волн»

Дети выстраиваются в одну линию и рассчитываются на первый и второй. Ведущий - «ветер»-включает спокойную музыку и «дирижирует» волнами. При  поднятии красного флажка вверх встают 1 номера, а 2 приседают, при поднятии вверх синего флажка – наоборот. Волны могут быть и спокойными, редкими и бурными, частыми.

ЗАНЯТИЕ  №12.  Сказочная страна

Задачи.

1.Развивать фантазию, воображение, внимание, память детей.

2.Развивать умение действовать сообща с учетом интересов и потребностей других детей, получать положительные эмоции от слаженности действий.

3.Способствовать развитию умения оценивать черты характера персонажей, неприятию зазнайства, спеси.

4.Способствовать снятию психомышечного  напряжения, релаксации.

Оборудование.

Книга волшебных сказок; ватман с нарисованными на нем незаконченными изображениями, кисти, краски.

Ход занятия.

 1.Приветствие «Любимые сказки»

Дети сидят в кругу, передают по кругу книгу волшебных сказок и называют свою любимую сказку, начиная от 2го ребенка, дети сперва повторяют названия  любимых сказок предыдущих детей, затем только свою. При затруднении ребята приходят на помощь.

Упражнение «Угадайте, кто я»

Всем детям дается задание, представить себя любым сказочным героем и изобразить его с помощью мимики, жестов, движений, действий, но без голоса. Дети по очереди представляют своих героев,  а остальные угадывают,  кого они изображают.

2. Волшебная история «Приключение новогодней мишуры».

 (Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. - М.: ТЦ Сфера, 2002г. Стр. 68-69).

Коллективное рисование «Чудесный лес».

На листе ватмана нарисованы несколько деревьев и еще в нескольких местах – небольшие неопределенные фигурки и линии. Необходимо дорисовать каждую неоконченную фигурку (каждый ребенок одну), превращая их во что угодно: в бабочек, птиц, деревья, животных, цветы, сказочные существа, невиданные растения, пришельцев…

По окончании рисования обратить внимание на созданный общими усилиями рисунок, попытаться представить, что же происходит в этом чудесном лесу.

Подвижная игра «Дракон кусает свой хвост»

Дети встают друг за другом и крепко держатся за плечи друг друга. Первый ребенок – «голова дракона». Последний – «хвост дракона». «Голова дракона» пытается поймать  (запятнать) «хвост», а тот уворачивается от нее. Все дети по очереди должны побывать и в роли «хвоста» и в роли «головы».

3.Релаксация «Волшебный сон».   (Яковлева Н. Стр.44)



Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

ПО ПРОГРАММЕ «МОЙ МИР В ЛУЧАХ СОЛНЦА»

Январь.

Часть 1. «МИР ДЕТСТВА»

1 неделя:  Занятие №1 «Мой день рождения»

2 неделя:  Занятие №2 «Планета детей»

3 неделя:  Занятие №3 «Моя любимая игрушка»

Часть 2. «МИР ВОКРУГ МЕНЯ»

4 неделя:  Занятие №4  «Цветы и бабочки»

Февраль.

1 неделя: Занятие №5  «Подводное царство»

2 неделя: Занятие №6  «Как прекрасен этот мир»

Часть 3. «МОЙ ВНУТРЕННИЙ МИР»

3 неделя: Занятие №7  «Что я знаю о себе»

4 неделя: Занятие №8  «Что я люблю»

Март.

1 неделя: Занятие №9  «Чего я боюсь»

Часть 4 «МИР ФАНТАЗИЙ»

2 неделя: Занятие №10  «Чего на свете не бывает»

3 неделя: Занятие №11  «Если бы я был волшебником»

4 неделя: Занятие №12  «Сказочная страна»

Литература

1.Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений.- М.: ТЦ Сфера, 2002.

2.Коррекционно-развивающие занятия и мероприятия. Комплекс мероприятий по развитию воображения. Занятия по снижению детской агрессии /сост. С.В.Лесина, Г.П.Попова, Т.Л.Снисаренко. – Волгоград: Учитель, 2008.

3.Кротов В. Сказочная педагогика: Понимание другого. – М.: Книголюб, 2007.

4.Лабза О.В. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников // Ребенок в детском саду, №6,7, 2006.

5.Римашевская Л. О сотрудничестве старших дошкольников на занятии: Социально-личностное развитие.// Дошкольное воспитание, №6, 2007.

6.Светлова И. Развиваем воображение и фантазию. 2002

7.Содержание диагностической и коррекционной работы в ДОУ: Методическое пособие. Под ред. Н.Я.Кушнир. – Минск, 1996

.

8.Стожарова М.Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

9.Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: 1990

10.Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб.: Валери СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

коррекционно - развивающее занятие по развитию эмоционально - волевой сферы у детей дошкольного возраста

Обучение дошкольников элементарным приемам саморегуляции дает возможность сопоставить свое поведение с поведением сверстников, проявить себя, раскрыть свой внутрений потенциал.Этой теме посвященно кор...

Коррекционно – развивающее занятие по развитию эмоционально – волевой сферы с детьми дошкольного возраста « Радуга настроения»

Коррекционно   –   развивающее   занятие  по развитию              эмоционально – волевой сфер...

Из опта работы:"Коррекционно – развивающее занятие по развитию эмоционально – волевой сферы с детьми дошкольного возраста"

Развивать способности к определению эмоционального состояния своего и окружающих ; корректировать поведение и эмоциональное состояние с помощью психогимнастических упражнений и ролевых игр....

Коррекционно – развивающая программа "Развитие эмоционально – волевой сферы детей старшего дошкольного возраста"

Работа включает в себя коррекционно - развивающую программу«Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста».Основная цель данной программы – формирование и р...

Рабочая программа коррекционно – развивающих занятий по развитию эмоционально – волевой сферы детей 6 - 7 лет.

    Основная  цель – развитие социального интеллекта и эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, коррекция нарушений разв...

Сборник «Коррекционно-развивающие материалы по формированию эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста»

Гармоничное развитие личности ребенка возможно при наличии здоровья, определяемого как состояние физического, психического и социального благополучия. В сложной структуре психики человека эмоцио...


 

Комментарии

Большое спасибо, отличная программа.