Программа логопедического кружка
рабочая программа по логопедии

Соловьева Наталья Владимировна

Составлена для детей старшего дошкольного возраста для работы на логопункте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл log._kruzh._sokr._21.docx19.67 КБ

Предварительный просмотр:

        Пояснительная записка

Самой многочисленной категорией среди всех дошкольников с отклонениями в развитии являются дети с речевыми нарушениями (от 45 до 60%). Речь – это не врождённая способность, она формируется постепенно. К пяти годам ребёнок должен овладеть чётким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, несформированности произвольных движений и т. д. Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются. С каждым годом растет число детей с теми или иными речевыми нарушениями. Не все дети могут посещать специализированные логопедические дошкольные учреждения или сады. В условиях логопедического пункта мы не можем охватить коррекционной помощью всех нуждающихся, поэтому возникла необходимость в поиске дополнительных видов работ по коррекции речевых нарушений и одним из таких направлений стали кружковые занятия по логоритмике.

Известно, что ребенок развивается в движении. Ученые доказали филогенетическую связь между развитием движений и речи. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям с речевыми нарушениями. Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-образовательный и коррекционный процесс. Коррекция нарушенных и развитие сохранных функций требуют от ребенка собранности, внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти (образной, эмоциональной, словесно-логической, двигательно-моторной, произвольной).

     Главный принцип проведения логоритмических занятий – это взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом на логоритмических занятиях. Она используется для упорядочения темпа и характера движений ребёнка, развития мелодико интонационных характеристик голоса и умения координировать пение, речь и движение.

Цель и задачи программы

Цель программы: преодоление речевых нарушений у детей путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

        Коррекционно-развивающие задачи:

•        развивать речевое дыхание;

•        развивать подвижность, переключаемость артикуляционного аппарата;

•        развивать тонкие движения пальцев рук;

•        развивать фонематическое восприятие;

•        формировать и развивать слуховое, зрительное внимание и память;

•        формировать грамматический строй и связную речь.

Образовательные задачи:

•        формировать двигательные умения и навыки;

•        развивать пространственные представления;

•        развивать переключаемость и координацию движений;

•        развивать ритмическую выразительность;

•        развивать воображение и ассоциативно-образное мышление;

•        развивать коммуникативные умения и навыки;

•        воспитывать нравственно-эстетические и этические чувства.

Оздоровительные задачи:

•        укреплять костно-мышечный аппарат;

•        формировать правильную осанку, походку;

•        развивать координацию движений и моторных функций.

      Основные принципы программы

1. Принцип научности. Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками.

2. Принцип целостности, комплексности педагогических процессов. Логоритмические занятия планируются, проводятся и анализируются учителем-логопедом.

3. Принцип системности. Логоритмическая работа должна способствовать формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.

4. Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы.

5. Принцип опоры на сохранные функции или принцип обходного пути. Работа над одним звуком подготавливает и облегчает правильное произношение других звуков, той же фонетической группы, и звуков других групп (постановка звука «с» полностью подготавливает артикуляционный аппарат к произношению звука «з»). Эта взаимная связь позволяет использовать сохранные звуки для постановки дефектно произносимых звуков.

6. Принцип учета уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога), таким образом, следует проводить обучение ребенка от выполнения задачи с помощью педагога к самостоятельному ее решению. Любое предлагаемое задание должно быть заведомо выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия.

7. Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

8. Принцип отбора лингвистического материала. Правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий коррекции. Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, много гласных звуков.

9. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель образования – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его индивидуальные и возрастные особенности.

10. Принцип активного обучения. На занятиях логоритмикой используются активные формы и методы обучения – игры, активное слушание, творческие задания, импровизации, выполнение оздоровительных упражнений в движении под музыку.

11. Принцип результативности. Получение положительного результата развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка.

Планируемые результаты работы:

•        Расширение и активизация словарного запаса по изученным лексическим темам.

•        Формирование умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ.

•        Развитие артикуляционной моторики;

•        Развитие общей и мелкой моторики, координации движений,

ориентации в пространстве;

•          Развитие слухового внимания и  фонематического слуха;

•          Развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей;

•         Формирование модуляции голоса, плавности и интонационной выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания, умения правильно брать дыхание во время пения.

•         Активизация всех видов внимания и памяти.

•         Воспитание бережного отношения к природе, животным.

•         Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей.

Средства реализации образовательной программы:

На занятиях по логоритмике используются различные средства:

•        демонстрационные и раздаточные;

•        визуальные, аудийные, аудиовизуальные;

•        естественные и искусственные;

•        реальные и виртуальные.

Данные средства направлены на развитие двигательной, игровой, речевой, музыкально-ритмической  деятельности детей.

      Формы взаимодействия с родителями.

Залогом успешной работы по развитию речи и коррекции речевых нарушений является взаимодействие с семьей. Важно, чтобы родители закрепляли с детьми те знания и умения, с которыми воспитанники познакомились на кружковых занятиях.

Ежегодно с родителями детей, обучающихся по программе «Логоритмика», проводится тематическое собрание «Роль логоритмики в развитии речи детей». Родители узнают о том, какое значение имеет логоритмика для воспитания и развития дошкольников, знакомятся с принципами и содержанием программы «Логоритмика». В течение учебного года проводятся индивидуальные консультации для ознакомления родителей с динамикой речевого и общего развития детей. В конце учебного года проводится отчетное мероприятие.  

 Особенности организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды.

Предметная развивающая среда способствует охране и укреплению физического и психического здоровья ребенка, полноценному развитию личности.

Логоритмические занятия проводятся в музыкальном зале с использованием специального оборудования и материалов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа логопедического кружка "Речецветик"

Программа логопедического кружка для детей среднего возраста с использованием упражнений со стихами и нетрадиционными предметами....

программа логопедического кружка "Звуковичок"

Впрограмме отражено календарно-тематическое планирование, учебный план, ожидаемые результаты. Она рассчитана на детей 3-4 лет....

Программа логопедического кружка " Учусь говорить правильно"

Программа логопедического кружка " Учусь говорить правильно"...

ПРОГРАММА логопедического кружка «СЛОВАРЁНОК» для детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи

Программа «Словарёнок» разработана специально для детей с общим недоразвитием речи подготовительного к школе возраста и призвана наделить речь таких детей коммуникативной функцией, сделать ее полноцен...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА логопедического кружка «Речецветик» в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи

Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться стро...

Программа логопедического кружка

Программа логокружка для среднего возраста...

Программа логопедического кружка «Говорим правильно» для детей 4 – 5 лет

Кружковая логопедическая работа является пропедевтической перед занятиями по коррекции звукопроизношения в старшем дошкольном возрасте, она дает возможность охватить логопедическим воздействием всю гр...