Творческий логопедический проект «Учусь пересказывать» Тема: «Зимняя сказка»
проект по логопедии (подготовительная группа)

Конюшкова Людмила Николаевна

В старшем дошкольном возрасте речь детей интенсивно развивается. Она служит источником знаний об окружающем мире, средством общения. В этой связи особое значение приобретает умение пользоваться связной речью.

          Л.С.Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zimnyaya_skazka.docx832.9 КБ

Предварительный просмотр:

https://cdn.pixabay.com/photo/2016/11/04/16/12/holidays-1798208_1280.png

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №12 «Дюймовочка»

Творческий логопедический проект

«Учусь пересказывать»

Тема: «Зимняя сказка»

https://nukadeti.ru/content/images/static/tale400x400/273_26.jpg

Выполнила:

Учитель-логопед

1 кв. категории

 Конюшкова Л.Н.

г.о.г Выкса 2020 г.

«Сказка для ребёнка такое же серьёзное 
и настоящее дело, как игра: она нужна ему 
для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, 
измерить, оценить свои возможности». 
Д. Родари.

Введение:

В старшем дошкольном возрасте речь детей интенсивно развивается. Она служит источником знаний об окружающем мире, средством общения. В этой связи особое значение приобретает умение пользоваться связной речью.

        Л.С.Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

 Развитие связной монологической речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности  ребенка. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин и др.).

К сожалению, в последнее время возросло число детей, имеющих общее недоразвитие речи. Значительные трудности в овладении навыками связной контекстной речи у детей с ОНР обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы фонетико-фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью произносительной и семантической сторон речи. Наличие у детей задержки в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.) создает дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью.

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Поскольку адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной монологической речи.

Одним из эффективных методов, активно разрабатываемых логопедами, психологами и педагогами является использование сказки.

Ведь сказка — это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, а, следовательно, влияют на развитие связной монологической речи. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

Практическая значимость данного проекта заключается в том, что, используя сказку  в работе с детьми с общим недоразвитием речи, можно по-новому “подавать” давно знакомые игры и упражнения, что обеспечивает положительную динамику в развитии связной монологической речи детей.

Длительность  проекта: краткосрочный

Направленность проекта: речевая

Вид  проекта: творческий

Интеграция образовательных  областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.

Участники проекта: дети 6-7 лет (подготовительная группа), воспитатель, родители воспитанников.

Цель проекта: формирование умения пересказывать сказку с опорой на наглядный материал (сюжетные картинки).

 Задачи:

  1. Формировать умение пересказывать сказку развернуто в определенной последовательности: вступление, основное содержание, окончание.
  2. Развивать эмоциональную выразительность.
  3. Воспитывать интерес к сказкам, желание слушать их и пересказывать.

Подготовительная работа:

  • Изготовление  атрибутов и  декораций к драматизации  сказок, моделирование.
  • Обсуждение потешек, пословиц на тематику сказки «Морозко»
  • Сотворчество детей и родителей по изготовлению наглядного пособия «Книжка - малышка».

Целевые ориентиры:

  • Сформированность умения пересказывать сказку развернуто в определенной последовательности: вступление, основное содержание, окончание на основе наглядного материала.
  • Умение использовать средства интонационной и эмоциональной выразительности.
  • Устойчивый интерес к сказкам, желание слушать их и пересказывать.    

Этапы реализации проекта:

  1. Постановка проблемы.
  2. Планирование деятельности.
  3. Изготовление продукта
  4. Презентация.

Постановка проблемы: дети затрудняются последовательно и точно  воспроизводить  текст.  Лексика бедная, дети не могут воспроизвести всю цепочку событий, пропуская отдельные звенья или просто  перечисляя действия. Наличие  грамматических ошибок, авторские выразительные средства заменялись собственными. При пересказе текста  используются простые предложения, допускаются многочисленные паузы.

Анкетирование  родителей  проведено  с целью выявления  уровня информированности о влиянии  сказок  на речевое  развитие  детей с ОНР, умение применять их для  развития  детской речи.

Планирование деятельности:

Этап:

Содержание:

1.Подгтовоительная работа

Чтение сказки без установки на пересказ.

Текст сказки «Морозко» ред. А.Н. Толстого

2. Повторное чтение произведения (с установкой на персказ)

1. Пояснение трудных, незнакомых слов.

2. Выразительное чтение учителем-логопедом.

3. Беседа о прочитанном (вопросы, характеристики главных героев)

4. Инсценировки диалогов, театрализация.

5. Пересказ частей сказки с опорой на наглядность.

3.Подготовка к пересказу, пересказ сказки.

Презентация «книжки-малышки», пересказ всей сказки с наглядной опорой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого мероприятия непосредственной образовательной деятельности с использованием ИКТ с детьми подготовительной логопедической группы в области коммуникация и познание.Тема:Зимняя сказка.

Интегрированное занятие по развитию речи Включает в себя образовательные области:коммуникация,познание,музыка,социализация,здоровье.В занятие включены презентации с иллюстрациями зимних пейзажей и зим...

Конспект логопедического фронтального занятия по теме "Зимние забавы" (старшая логопедическая группа)

Расширить словарный запас детей. Закрепить знания о зимних забавах, уточнить признаки зимы. Развивать речь, память, мышление, воображение....

логопедический проект "Учимся играя"

На  современном этапе  существует тенденция увеличения количества детей с речевыми нарушениями. Приходится вкладывать много труда на постановку и автоматизацию звуков. Для оптимизации процес...

Логопедический проект «Учимся говорить правильно» как средство повышения педагогической компетенции родителей в вопросах речевого развития

Логопедический проект "Учимся говорить правильно" направлен на повышенире уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей....

Логопедический проект "Учусь со сказкой"

Использование сказочных сюжетов на логопедических занятиях в условиях логопункта. Разработан Учителем-логопедом Авериной О.Г.Ю учителем- логопедом Комаровой М.А....

Методическая разработка логопедического занятия в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Зимняя сказка»

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Зимняя сказка»...

Творческая работа по теме "Зимняя сказка"

Материал для совместной творческой деятеьности с детьми по теме "Зимняя сказка"....