Дидактическое пособие по речевому развитию «Кубики-говорушки» для детей 4-7 лет
учебно-методическое пособие по логопедии

Бережная Елена Васильевна

Данное пособие на развитие речевых возможностей детей старшего дошкольного возраста с помощью игр и упражнений поможет воспитателям, логопедам, родителям развивать речь ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskoe_posobie_kubiki-govorushki.docx67.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад№35 «Светлячок» общеразвивающего вида

 с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников».  г.Новотроицк Оренбургская область.

Дидактическое пособие

по речевому развитию

«Кубики-говорушки»

для детей 4-7 лет.

               http://www.moi-detsad.ru/konsultac/konsultac3487-1.pnghttp://www.moi-detsad.ru/konsultac/konsultac3487-5.png

   

http://www.moi-detsad.ru/konsultac/konsultac3487-4.pnghttp://www.moi-detsad.ru/konsultac/konsultac3487.jpg

Разработала: воспитатель

первой квалификационной категории

Бережная Е.В.

2018 г.

Аннотация: данное пособие на развитие речевых возможностей детей старшего дошкольного возраста с помощью игр и упражнений поможет воспитателям, логопедам, родителям развивать речь ребёнка.

Цель дидактического пособия "Кубики-говорушки" -  развитие речевых возможностей детей старшего дошкольного возраста в системе (первичного навыка звукового анализа, словаря, лексико-грамматических категорий и связной речи). 
Помимо этого, мы пополнили комплект несколькими кубиками по развитию сенсорных представлений, развитию навыка счёта (до 6-ти), а также возможности развития эмоциональной сферы. 
Использование игровых приемов при коррекции речи с помощью этой игры позволяет развить фразовую речь, освоить конструкцию простых предложений, обогатить (экспрессивная речь) словарный запас, овладеть навыками словообразования и словоизменения. 
Задачи: раскрываются с помощью игр и упражнений, как в   образовательной деятельности (вол время подгрупповых коррекционно-логопедических занятий), так и на индивидуальной работе.
Пособие способствует при организации игры у дошкольников:

  1. Привлечению интереса к совместной деятельности, формированию мотивации взаимодействия ребенка с взрослым и со сверстниками в  логопроцессе;
  2. Развитию  навыка звукового анализа;
  3. Развитию навыка словоизменения и словообразования;
  4. Развитию умения подбора слов-антонимов, синонимов, родственных слов;
  5. Формированию навыка согласования существительного с относительными прилагательными;
  6. Овладению согласованием существительных с количественными числительными в роде, числе, падеже.
  7. Закрепление в согласование местоимения и существительного, повторение лексических тем.
  8. Закрепление употребления предлогов;
  9.  Овладению  составлением простых распространённых предложений;
  10.  Формирование навыка составления описательного рассказа по технологии ТРИЗ в педагогики;
  11. Расширению  представлений об окружающем мире;
  12. Развитию зрительного генезиса;
  13. Развитию оптико-пространственных отношений.

Может быть использовано при организации совместной деятельности по речевому развитию, а также в коррекционных целях при коррекционно-логопедическом сопровождении детей с ОНР. 
Возможно, параллельно с речевой работой применение пособия с целью формирования сенсорных представлений (цвет, форма).

Содержание и возможности пособия

Пособие "Кубики-говорушки" представляет собой серию из 10 кубиков, размером около 7х7 см. Оформление граней кубов постоянно  виде знакомых для детей схем. Мы использовали как традиционные, так и авторские (при обозначении звуков – наушники и звонки (Мазанова Е.В.).
Картотека картинок вариативна под задания игр, упражнений. Если рассматривать непосредственно целевое предназначение каждого кубика, то многофункциональность его минимизируется, поэтому пособие представлено комплексом, что дает полноту возможности ведения коррекционно-образовательного процесса. 
Использование приемов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в педагогики дает возможность на практике в играх развивать связную речь воспитанников с помощью разработанных схем, карточек-символов. Суть данного метода заключается в том, 
что ребенок не получает знания в готовом виде, а в процессе игры ведет поиск, через знания только условного обозначения, схемы, что также соответствует главным требованиям ФГОС. 
Принцип построения обучения лексико-грамматическим категориям, связной речи по пособию "Кубики-говорушки" от простого к сложному с использованием, как общедидактических, коррекционных технологий, так и психологических приемов для улучшения качества обучения и воспитания.

Возрастная направленность:

Рекомендуется для детей дошкольного возраста 4-7 лет. Может быть использовано при организации совместной деятельности детей и взрослых  и самостоятельной игре общеразвивающей и коррекционной направленности.

Набор из 10-ти кубиков:

1. Кубик желтый  – звуковичок
1 грань – гласный звук
2 грань – йотированный гласный
3 грань  - твёрдый  звонкий согласный            
4 грань – твердый глухой согласный
5 грань – мягкий звонкий согласный                        

6 грань -  мягкий глухой согласный  

2. Кубик  красный – счетовод
На каждой грани числа от 1 до 6.
1 грань - один
2 грань - два
3 грань - три
4 грань - четыре
5 грань - пять
6 грань – шесть
http://www.moi-detsad.ru/konsultac/konsultac3487-2.png

3. Кубик синий  – словарик
1 грань –  слово-антоним
2 грань – слово-синоним
3 грань – слово-действие
4 грань – слово-признак 
5 грань –  родственное слово
6 грань –  что оно обозначает? (Что это такое? Кто это такой?)
Дополнительно: карточки-картинки на игровых  картах размером 3х6 (54 карточки по разным лексическим темам: животный мир, растительный мир, мир неживых предметов.http://www.moi-detsad.ru/konsultac/konsultac3487-3.png

4 - 5. Кубики зелёные – грамматей 
(простые предлоги, грамматические категории)
1 грань –  на                  1 грань -  мой
2 грань – в                     2 грань – моя
3 грань – под                 3 грань – моё
4 грань – над                 4 грань – большой-маленький
5 грань –  за                   5 грань – длинный-короткий
                                              6 грань –  между           6 грань – широкий-узкий
Дополнительно: карточки-картинки по разным лексическим темам)http://www.moi-detsad.ru/konsultac/konsultac3487-4.png

6-7. Кубики фиолетовые  – цветознайка
 (2 кубика: основные и оттеночные цвета)
1 грань –  красный                                 розовый
2 грань –  желтый                                  оранжевый
3 грань –  синий                                     голубой
4 грань – зелёный                                  фиолетовый
5 грань –  черный                                   коричневый
6 грань –  белый                                     серый
Дополнительно: карточки-картинки по разным темам.http://www.moi-detsad.ru/konsultac/konsultac3487-5.png

8. Кубик белый  – геометрик
1 грань – круг
2 грань – квадрат
3 грань – треугольник 
4 грань – прямоугольник 
5 грань – овал 
6 грань – трапеция 
Дополнительно: карточки-картинки, которые используются в играх с кубиками N 6, 7)http://www.moi-detsad.ru/konsultac/konsultac3487-6.png

9-10. Кубики коричневые  – сочинялка
(2 кубика: для описания живых предметов и неживых предметов)
1 грань –  что это?                                 кто это?
2 грань –  цвет                                       окраска 
3 грань – форма                                     величина
4 грань –  величина                               части
5 грань –  части                                      детёныши
6 грань –  для чего нужен?                   где живёт?
Дополнительно: карточки-картинки по разным лексическим темам.http://www.moi-detsad.ru/konsultac/konsultac3487.jpg

Как мы играем с кубиками-говорушками:

1. Кубик желтый  – звуковичок

1. Игра «Подбери звук»
Ход игры: ведущий предлагает игроку бросить кубик и подобрать звук к символу.  За правильный ответ игрок получает фишку. За неверный ответ игрок не получает фишку. Ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто набирает больше всех фишек.

2.  Игра «Расскажи о звуке»
Ход игры: ведущий предлагает бросить кубик и дать характеристику звуку. За правильный ответ игрок получает фишку. За неверный ответ игрок не получает фишку. Ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто набирает больше всех фишек.

3. Игра «Подбери картинку к символу»

Ход игры: ведущий предлагает бросить кубик и подобрать картинку к  звуку. За правильный ответ игрок получает фишку. За неверный ответ игрок не получает фишку. Ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто набирает больше всех фишек.

2. Кубик  красный – счетовод

1. Игра «Найди картинку»

Ход игры: ведущий предлагает бросить кубик и подобрать картинку к  цифре. За правильный ответ игрок получает фишку. За неверный ответ игрок не получает фишку. Ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто набирает больше всех фишек.

2. Игра «Назови цифру»

Ход игры: ведущий предлагает бросить кубик и  назвать цифру. За правильный ответ игрок получает фишку. За неверный ответ игрок не получает фишку. Ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто набирает больше всех фишек.

3. Игра «Назови последующее число»

Ход игры: ведущий предлагает бросить кубик и  назвать последующее число той цифре, что изображена на выпавшей грани кубика. За правильный ответ игрок получает фишку. За неверный ответ игрок не получает фишку. Ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто набирает больше всех фишек.

4. Игра «Назови предыдущее число»

Ход игры: ведущий предлагает бросить кубик и  назвать предыдущее  число той цифре, что изображена на выпавшей грани кубика. За правильный ответ игрок получает фишку. За неверный ответ игрок не получает фишку. Ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто набирает больше всех фишек.

5. Игра «Назови состав числа»

Ход игры: ведущий предлагает бросить кубик и  назвать состав числа соответствующее  той цифре, что изображена на выпавшей грани кубика. За правильный ответ игрок получает фишку. За неверный ответ игрок не получает фишку. Ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто набирает больше всех фишек.

6. Игра «Назови слово с таким количеством звуков»

Ход игры: ведущий предлагает бросить кубик и  назвать слово  с количеством звуков соответствующим цифре на грани. За правильный ответ игрок получает фишку. За неверный ответ игрок не получает фишку. Ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто набирает больше всех фишек.

7. Игра «Найди картинку»

Ход игры: ведущий предлагает бросить кубик и  найти на игровом поле картинку с предметом, в названии которого количество звуков равно цифре изображенной на выпавшей грани кубика. За правильный ответ игрок получает фишку. За неверный ответ игрок не получает фишку. Ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто набирает больше всех фишек.

3. Кубик синий  – словарик

При выпадении определённой грани игрок выполняет задание  в соответствии с заданием-схемой.

4 - 5. Кубики зелёные – грамматей
При выпадении определённой грани игрок выполняет задание  в соответствии с заданием-схемой.

6-7. Кубики фиолетовые  – цветознайка
 (2 кубика: основные и оттеночные цвета)

1. Игра «Что такого цвета бывает?»

Ход игры: ведущий предлагает бросить кубик и  назвать предмет такого цвета. За правильный ответ игрок получает фишку. За неверный ответ игрок не получает фишку. Ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто набирает больше всех фишек.

2. Игра «Подбери картинку»

Ход игры: ведущий предлагает бросить кубик и  выбрать из игрового поля карточку с картинкой соответствующего цвета. За правильный ответ игрок получает фишку. За неверный ответ игрок не получает фишку. Ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто набирает больше всех фишек.

3. Игра «Называйка»

Ход игры: ведущий предлагает бросить кубик и  назвать цвет. За правильный ответ игрок получает фишку. За неверный ответ игрок не получает фишку. Ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто набирает больше всех фишек.

4. Игра «Подбери похожий цвет»

Ход игры: ведущий предлагает бросить кубик и  назвать цвет. Подобрать из игрового поля фишки этой цветовой группы (похожие цвета). За правильный расклад  игрок получает фишку. За неверный  - игрок не получает фишку. Ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто набирает больше всех фишек.

8. Кубик белый  – геометрик
(простые предлоги, грамматические категории)

1. Игра «Что такой формы бывает?»

Ход игры: ведущий предлагает бросить кубик и  назвать предмет такой формы. За правильный ответ игрок получает фишку. За неверный ответ игрок не получает фишку. Ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто набирает больше всех фишек.

2. Игра «Подбери картинку»

Ход игры: ведущий предлагает бросить кубик и  выбрать из игрового поля карточку с картинкой соответствующей формы. За правильный ответ игрок получает фишку. За неверный ответ игрок не получает фишку. Ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто набирает больше всех фишек.

3. Игра «Называйка»

Ход игры: ведущий предлагает бросить кубик и  назвать геометрическую форму. За правильный ответ игрок получает фишку. За неверный ответ игрок не получает фишку. Ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто набирает больше всех фишек.

9-10. Кубики коричневые  – сочинялка
(2 кубика: для описания живых предметов и неживых предметов

При выпадении определённой грани игрок выполняет задание  в соответствии с заданием-схемой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический и речевой материал по развитию неречевых и речевых психических функций у детей 3-4 лет по лексической теме «Человек. Части тела »

В этом материале подобранны игры и упражнения на развитие речевых и неречевых функция для детей 3-4 лет....

Дидактические игры и упражнения для развития речевых умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Предложенная подборка дидактических игр и упражнений поможет воспитателям и родителям в формировании у детей грамматически правильной речи, умению говорить грамотно, ясно и красиво излагать свои мысли...

Дидактические развивающие речевые игры для детей 3-4 лет.

В данном документе представлены следующие дидатические развивающие игры речевые игры:*Что будет, если ...?*Что сначала,что потом?*Что можно делать с ... ?*Кто что делает?*Что где? Кто где?*Больше, чем...

Дидактические и речевые упражнения для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с "Предложением" и понятием "Слово"

Данная подборка упражнений актуальна для студентов и как помощь в работе воспитателям....

Дидактическое пособие «Речевой уголок» для детей от 4 до 7 лет

Дидактическое пособие  «Речевой уголок» разработан для индивидуальной и групповой работы с детьми ОВЗ, а также самостоятельной деятельности детей....