Методическая разработка.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Цветкова Елена Борисовна

Конспект логопедического занятия "чистоговорки".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: "Чисто мы умеем говорить".

Цель: составить книжку - самоделку "Чистоговорки"; выучить чистоговорку и научиться ее произносить.

Задачи:

1.Формирование правильного звукопроизношения, выразительности речи, учить детей быстро и четко проговаривать труднопроизносимые слова и фразы, вырабатывать интонационную речь, использовать жесты, как средство выразительности.

2.Развитие   фонематического   слуха, творческой  инициативы, фантазии, слухового  внимания, памяти, логического  мышления, мелкой моторики рук.

3. Совершенствование уровня накопленных практических навыков через продуктивную деятельность (работа с клеем и ножницами).

4. Формирование умения подбирать соответствующий материал для заготовок (картинки, стихи, загадки); аргументирование своего выбора.

5. Проявление интереса к созданию собственных книг - малышек.

6. Воспитание  эстетического вкуса, речевой культуры, дружеских взаимоотношений, умение работать в паре.

Оборудование: ноутбук, презентация, интерактивная доска, ножницы, фломастеры, цветные карандаши, маски кукольного театра: лиса, медведь, мышка, волк, пчела, мячики, листы белой бумаги, восковые мелки, атласная лента, дырокол, тонированная бумага или цветной картон для оформления обложки.

Ход занятия.

Вводная часть. Изучение нового материала (слайд 1)

 Здравствуйте, ребята! Тема нашего сегодняшнего занятия: «Чистоговорки - фантазерки». Что такое чистоговорка ребята, как вы думаете? (ответы детей). Чистоговорка – это чисто говорить (слайд 2).

     Знаете ли вы, что чистоговорки появились еще в Древней Руси, много столетий тому назад были придуманы исключительно для развлечения, когда не было компьютеров, планшетов, телевизоров. Люди собирались на различные забавы, пели, танцевали, проговаривали чистоговорки – весело было. Благодаря чистоговоркам дети учились быстро, четко и красиво говорить. С помощью чистоговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио. Но, конечно, не только людям этих профессий важно уметь правильно произносить звуки родного языка, а важно и всем нам.

  А вы знаете,  как правильно учить чистоговорки? (ответы детей) Сначала проговариваем скороговорку медленно и четко. Помните: чтобы научиться говорить чисто и быстро – надо научиться говорить медленно! Ребята! Мы сегодня с вами будем учить быстро и правильно выговаривать чистоговорки и изготовим книжку-самоделку.

  Логопед: Ребята к нам кто-то стучится. Входит ворона Каркуша.

  Каркуша: Здравствуйте, ребята! Прилетела к вам сегодня в гости. Можно с вами поиграть? (ответы детей).

 Логопед: Конечно ворона Каркуша, оставайся с нами и будешь учить с нами чистоговорки.  (слайд 3)

 Логопед:- Усядемся на пригорке, да расскажем скороговорки.

           Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать.

Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

                                   Мы будем разговаривать, и будем выговаривать.

Так правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

Основная часть.

Логопед:- А теперь давайте поиграем с чистоговорками (слайд 4)

1. Скажи чистоговорку тихо-громко.

Цель: учить детей менять силу голоса.

Логопед проговаривает чистоговорку и просит детей повторить ее с той же силой голоса.

КУ-КУ-КУ-КУ – СПЕЛ ПЕТУХ КУКАРЕКУ

2. Скажи чистоговорку медленно - быстро (слайд 5)

ЦЕЛЬ: учить детей менять темп речи.

Логопед проговаривает чистоговорку и просит детей повторить ее с той же силой скоростью.

ГИ-ГИ-ГИ-ГИ - НА ЛУЖОК СКОРЕЙ БЕГИ

3. Скажи с различной интонацией (слайд 6)

Цель: учить детей произносить чистоговорку. С  вопросительной потом с  восклицательной интонацией.

Логопед проговаривает чистоговорку и просит детей повторить:

- так, как будь-то, спрашиваешь?

- очень весело

ГУ-ГУ-ГУ-ГУ -  ХОДЯТ ГУСИ НА ЛУГУ?

ГУ-ГУ-ГУ-ГУ -  ХОДЯТ ГУСИ НА ЛУГУ!

4. Скажи как…(слайд 7)

Цель: учить детей произносить чистоговорку голосом разным по тембру.

Логопед проговаривает чистоговорку и просит детей повторить ее так: как бы ее сказала лиса, медведь, мышка, волк и т. д. (используя маски кукольного театра).     

                                                      КИ-КИ-КИ- КИ– ХОДЯТ  КОНИ И БЫКИ.

5. Интонационное выделение слова в чистоговорке (слайд 8- 9)

Цель: учить детей интонационно выделять слова в чистоговорке.

Логопед говорит чистоговорку, а затем задает вопрос, голосом выделяя слово-вопрос. Ребенок отвечает, выделяя голосом слово ответ.

                 СУ-СУ-СУ-СУ - НЕ ВПУСКАЮТ В ДОМ ЛИСУ

Логопед: Кого не впускают в дом?

Дети: СУ-СУ-СУ-СУ - НЕ ВПУСКАЮТ В ДОМ ЛИСУ

                   СЫ-СЫ-СЫ-СЫ - ОНА ХОЧЕТ КОЛБАСЫ

Логопед: Что хочет лиса?

Дети: СЫ-СЫ-СЫ-СЫ - ОНА ХОЧЕТ КОЛБАСЫ

6. Пение  чистоговорки на мотив русской народной песни (слайд 10)

Цель: развивать фонематический слух.

Логопед поет  чистоговорку и просит детей повторить.

                           

                               СИ-СИ-СИ-СИ - ЕЙ КУСОЧЕК ОТНЕСИ

7. Инсценировка чистоговорки (слайд 11)- маска пчелы или жука.

Цель: закрепление четкого произношения звуков.

Логопед произносит чистоговорку и просит повторить и показать ее.

ЖУ-ЖУ-ЖУ – ПРОЛЕЧУ И ПРОЖУЖЖУ (ребенок бежит по группе с разведенными в сторону руками и жужжит).

8. Прием «ЭХО» (слайд 12-15)

Цель: упражнять в четком произношении звуков в словах

Логопед произносит чистоговорку, а дети подговаривают только конец:

ЖА-ЖА-ЖА-ЖА - МЫ НАШЛИ В ЛЕСУ ЕЖА

ЖУ-ЖУ-ЖУ-ЖУ - ДАЛИ ЯБЛОКИ ЕЖУ

ЖЕ-ЖЕ-ЖЕ-ЖЕ - ЕЖИК СЪЕЛ ИХ УЖЕ

ЖИ-ЖИ-ЖИ-ЖИ - НАМ ЖИВОТИК ПОКАЖИ

9. Проговори и хлопай (слайд 16)

Цель: упражнять в четком произношении звуков в слогах и словах.

Логопед проговаривает чистоговорку – дети проговаривают и прохлопывают ритмический рисунок:

                                              ЧЕ-ЧЕ-ЧЕ-ЧЕ - ГРЯЗЬ У МИШКИ НА ПЛЕЧЕ

10. Проговори чистоговорку, подбрасывая мяч вверх (слайд 17)

Цель: упражнять в четком произношении звуков в слогах и словах.

Логопед произносит чистоговорку – дети повторяют, подбрасывая мяч вверх.

ЧУ-ЧУ-ЧУ-ЧУ - ИСКУПАТЬ ЕГО ХОЧУ

11. Проговори чистоговорку, перекладывая мяч из одной руки в другую (слайд 18). Цель: упражнять в четком произношении звуков в слогах и словах.Логопед  произносит чистоговорку – дети повторяют, перекладывая мяч из одной руки в другую.

ЧИ-ЧИ-ЧИ-ЧИ - ТИШЕ МИШКА НЕ ВОРЧИ

ЧА-ЧА-ЧА-ЧА – ВЕДЬ ВОДА НЕ ГОРЯЧА

Физминутка: (слайд 19)

Логопед: Ребята, а вы знаете, что чистоговорки можно непросто проговаривать, а можно проговаривать чистоговорки и выполнять движения. Давайте попробуем сделать это!

Али – али – мы шагали.

Али – али – мы бежали.

         Ами – ами – затопали ногами.

             Оши – оши – захлопали в ладоши.

                                             Ыли – ыли – мы поплыли.

                  Цы – цы – цы – вот такие молодцы!

3.Оформление книжки "Чистоговорки- фантазёрки".

Каркуша: Ой, ой, ой (плачет ворона Каркуша).

Логопед: Что с тобой Каркуша?

Каркуша: Скоро мне лететь домой обратно, а я боюсь, не запомню все ваши чистоговорки (плачет).

Логопед: Ребята, что нам делать? Как, помочь Каркуше? (ответы детей).

Логопед: Правильно ребята. Я предлагаю вам изготовить книжку-малышку с чистоговорками и подарить ее Каркуше. Поможем ей? (ответы детей).

Задание: Составь чистоговорку по картинке (слайд 20)

Цель: учить составлять чистоговорки, упражнять в четком произношении звуков во фразе.

Логопед  просит посмотреть на картинку и придумать по ней чистоговорку. И сделаем нашу книжку – малышку.

Ход работы по изготовлению книжки - малышки:

1. Каждому ребенку раздать по одному листу бумаги и набор фломастеров, восковых мелков или цветных карандашей.

2. Отгадай и нарисуй окончание чистоговорки или выбери  подходящую картинку и наклей ее. Логопед зачитывает чистоговорки:
       

Ишка-ишка-ишка – косолапый …мишка (слайд 21)

Жок-жок-жок – у меня в руках …флажок

За-за-за – вот летает …стрекоза

Сы-сы-сы – тихо тикают …часы

Цо-цо-цо –снесла курица яйцо     (слайд 22)

Ом-ом –ом  – мы построим новый дом

Ок-ок-ок – бабочка села на цветок

Аш-аш-аш – это карандаш

Цо-цо-цо- красивое кольцо

Уш-уш-уш – мы собрали много груш   (слайд 23)

Цы-цы-цы - созревают огурцы    

Овка –овка -овка - сочная морковка                                         

Бы-бы-бы - белые грибы    

Он-он-он - желтенький лимон                                                    

Феты-феты-феты – шоколадные конфеты   (слайд 24)            

Да-да-да - на елочке звезда                                                                        

Инки-инки-инки – тонкие снежинки                                  

Вик-вик-вие – получился снеговик    

Ук-ук-ук - собираем лук   

                         

3. Логопед  подписывает внизу листа то высказывание, которое придумал ребенок. 

4.Когда книжка – малышка  готова листы необходимо скрепить между собой. С помощью дырокола проделать отверстия, вдеть в них атласную ленту и завязать бантиком.

      Логопед: Молодцы! Красивая  у нас получилась книжка – малышка. Подарим ее Каркуше? (ответы детей). Ребята дарят Каркуше книжку – малышку. Каркуша дарит детям раскраски.

4. Заключительная часть. Рефлексия.

1. Вам занятие понравилось ребята?

2. О чем, говорили мы с вами сегодня? (учили чистоговорки)

Молодцы ребята, вы сегодня все четко и правильно выговаривали чистоговорки. Чтобы ваша речь стала еще лучше, больше учите пословиц, чистоговорок и поговорок, загадок и стихотворений. Спасибо вам за интересное занятие!!!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...