Дети, имеющие ОВЗ.
материал по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Корнюхина Анна Владимировна

Дети, имеющие ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Дети, имеющие ОВЗ.1.39 МБ
Файл Дети, имеющие ОВЗ.26.35 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 31 посёлка Мирской муниципального образования Кавказский район ДОКЛАД по теме: «Дети, имеющие ограниченные возможности здоровья ». Выполнила: учитель-логопед- Корнюхина А. В

Слайд 2

Федеральный закон. - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» вступил в силу 1 сентября 2013 г.

Слайд 3

Причины возникновения закона. Согласно статистике Министерства просвещения РФ, каждый год в России число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) растёт на пять процентов. Изменение системы образования, проектирование новых форм организации образовательного пространства-это получение инклюзивного образования. Осуществление инклюзивного образования в сфере развития современной образовательной системы актуально в настоящее время как никогда. Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Термин «инклюзия» с английского переводится как «включённость». «Включенность» выражается в возможности полного вовлечения детей с ОВЗ в жизнь неспециализированного ДОУ.

Слайд 4

Общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ограниченными возможностями (ОВЗ)- физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий . - Детьми с ОВЗ можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в коррекционном обучении и воспитании.

Слайд 5

Синонимы детей с ОВЗ. Синонимы этого понятия- -"дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "аномальные дети", "исключительные дети", "дети, имеющие статус ребенок-инвалид" Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития.

Слайд 6

Классификация детей с ОВЗ. По классификации В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся : -дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); -дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие); -дети с нарушением речи (логопаты); -дети с нарушением опорно-двигательного аппарата; -дети с умственной отсталостью; -дети с задержкой психического развития; -дети с нарушением поведения и общения; -дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Слайд 7

Факторы, влияющие на развитие ребенка: На развитие ребенка с ОВЗ влияют четыре фактора: - Вид (тип) нарушения. - Степень и качество первичного дефекта. - Срок (время) возникновения первичного дефекта. -Условия окружающей коррекционной, социокультурной и психолого-педагогической среды. В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, например, у детей третьей и шестой групп), другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться.

Слайд 8

Особенности организации образовательного процесса с детьми с ОВЗ. Цель: обеспечить оптимально равные условия обучения для детей с ОВЗ, создать успешную интеграцию в среде здоровых сверстников. Необходимо помочь каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья найти оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни. Оказать информационную и коррекционную помощь детям с ОВЗ, в т.ч.детям-инвалидам и членам семей детей-инвалидов. З адачи :создание условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, его возможностями и способностями. - Создание условия для коррекционно-развивающей работы, необходимость комплексного подхода и полной отдачи от всех участников процесса.

Слайд 9

Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ и детей- инвалидов в ДОУ. Инклюзивное образование предлагает путь объединенности. С помощью инклюзивного образования дети с особыми образовательными потребностями учатся общению с другими детьми, развивают коммуникативные, поведенческие функции, взаимодействуют друг с другом. Создание адаптированной основной образовательной программы для детей с ОВЗ и программы по сопровождению детей, имеющих статус «ребенок-инвалид».

Слайд 10

Структура и направление работы педагогов с детьми с ОВЗ: Структура и основные направления работы в ДОУ: -мониторинговое (диагностическое) -коррекционно-развивающее -профилактическое -информационно-методическое В структуре работы важно взаимодействие всех участников воздействия на ребенка: РЕБЕНОК ВОСПИТАТЕЛИ учитель- логопе д родители (законные представители) педагог- психолог инструктор по ФК музыкальный руководитель

Слайд 11

Методы и приемы работы по основным направлениям: - индивидуальные и индивидуально-подгрупповые, фронтальные развивающие занятия -психологические тренинги -беседы -тестирование -анкетирование, опрос (для родителей) -диагностирование -консультации -поручения -просмотры фильмов -изучение худ. литературы -участие в проектной деятельности -посещение семьи и др.

Слайд 12

Ожидаемые результаты работы с детьми с ОВЗ: Итоговые и промежуточные результаты коррекционной работы ориентируются на освоение детьми с ОВЗ программ. Динамика развития детей отслеживается по мере реализации индивидуального образовательного маршрута, успешное продвижение по которому свидетельствует о снижении количества трудностей при освоении программы. В случае невозможности комплексного усвоения воспитанником программы из-за тяжести физических и (или) психических нарушений, подтвержденных в установленном порядке ПМПК, содержание коррекционной работы формируется с акцентом на социализацию воспитанника и формирование практически-ориентированных навыков .

Слайд 13

Ожидаемые результаты работы с детьми с ОВЗ: Результатом коррекционной работы является достижение ребёнком с ОВЗ планируемых результатов освоения основной образовательной программы и преодоление (компенсация) нарушений в развитии. Планируемые результаты коррекционной работы оцениваются через систему мониторинга , позволяющего выявить динамику достижений ребёнка с нарушениями психического и (или) физического развития и уровень освоения ими образовательного стандарта начального общего образования.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 31 посёлка Мирской муниципального образования

Кавказский район

Доклад на тему:

«Дети, имеющие                                         ограниченные возможности здоровья».

Выполнила:

учитель-логопед: Корнюхина А. В.

2021 г.

Общая характеристика
детей с ограниченными возможностями здоровья.

      В последнее время явно видна тенденция к увеличению детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012году и вступивший в силу 1 сентября 2013 года закон " Об образовании в Российской Федерации". Федеральный закон определяет обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психическом развитии. Ребенок, имеющий ОВЗ, должен иметь подтверждение – заключение от психолого-медико-педагогической комиссии, он имеет право на получение образования без создания социальных условий. Получение заключения ПМПК- важнейший этап в подтверждении статуса ребёнка с ОВЗ. 

      Изменение системы образования, проектирование новых форм организации образовательного пространства-это получение инклюзивного образования. В связи с этим осуществление инклюзивного образования в сфере развития современной образовательной системы актуально в настоящее время как никогда. Термин «инклюзия» с английского переводится как «включённость». «Включенность» выражается в возможности полного вовлечения детей с ОВЗ в жизнь неспециализированного ДОУ.

        Итак, дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического и (или) физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "аномальные дети", "исключительные дети", "дети, имеющие статус ребенок-инвалид".  Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития.
         Если у ребенка потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз, то это не обязательно ведет к отклонению в развитии, поскольку ребенком сохраняется возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы сохранными анализаторами.

         Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.
      
По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:

  1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
  2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
  3. Дети с нарушением речи (логопаты);
  4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  5. Дети с умственной отсталостью;
  6. Дети с задержкой психического развития;
  7. Дети с нарушением поведения и общения;
  8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

     В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, например, у детей третьей и шестой групп), другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться.

      Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности формирования у него необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним. Один ребенок с отклонениями в развитии может овладеть лишь элементарными общеобразовательными знаниями (читать по слогам и писать простыми предложениями), другой - относительно не ограничен в своих возможностях (например, ребенок с задержкой психического развития или слабослышащий). Структура дефекта влияет и на практическую деятельность детей. Одни нетипичные дети в будущем имеют возможность стать высококвалифицированными специалистами, другие всю жизнь будут выполнять низкоквалифицированную работу (например, переплетно-картонажное производство, металлоштамповка).

         Социокультурный статус ребенка во многом определяется как наследственными биологическими факторами, так и социальной средой жизни ребенка. Процесс развития личности характеризуется единством и взаимодействием системы биологических и социокультурных факторов.      

       Каждый ребенок имеет свои неповторимые врожденные свойства нервной системы (силу, уравновешенность, подвижность нервных процессов; быстроту образования, прочность и динамичность условных связей...). От этих индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности (в дальнейшем - ВНД) зависят способности к овладению социальным опытом, познанию действительности, то есть биологические факторы создают предпосылки психического развития человека.

         Очевидно, что слепота и глухота есть факторы биологические, а не социальные. “Но все дело в том, - писал Л.С. Выготский, - что воспитателю приходится иметь дело не столько с этими биологическими факторами, сколько с их социальными последствиями”. Сложность структуры атипичного развития заключается в наличии первичного дефекта, вызванного биологическим фактором, и вторичных нарушений, возникающих под влиянием первичного дефекта в ходе последующего своеобразного развития на патологической основе. Так, повреждение слухового аппарата до овладения речью будет первичным дефектом, а наступившая, как следствие немота - вторичным дефектом. Такой ребенок сможет овладеть речью только в условиях специального обучения и воспитания при максимальном использовании сохранных анализаторов: зрения, кинестетических ощущений, тактильно-вибрационной чувствительности.

         Интеллектуальная недостаточность, возникшая в результате первичного дефекта - органического поражения коры головного мозга, порождает вторичные нарушения - отклонения в деятельности высших познавательных процессов (активного восприятия и внимания, произвольных форм памяти, абстрактно-логического мышления, связной речи), которые становятся заметными в процессе социокультурного развития ребенка. Третичные недостатки - недосформированность психических свойств личности умственно отсталого ребенка проявляются в примитивных реакциях на окружающее, недоразвитии эмоционально-волевой сферы: завышенная или заниженная самооценка, негативизм, невротическое поведение. Принципиальным моментом является то, что вторичные и третичные нарушения могут влиять на первичный дефект, усугубляя его, если не проводится целенаправленная и систематизированная коррекционно-реабилитационная работа.
         Важной закономерностью является соотношение первичного и вторичного дефектов. В связи с этим Л.С. Выготский писал: “Чем дальше отстоит симптом от первопричины, тем он более поддается воспитательному и лечебному воздействию. Получается на первый взгляд парадоксальное положение: недоразвитие высших психологических функций и высших характерологических образований, являющееся вторичным осложнением при умственной отсталости и психопатии, на деле оказывается менее устойчивым, более поддающимся воздействию, более устранимым, чем недоразвитие низших, или элементарных процессов, непосредственно обусловленное самим дефектом”. Согласно этому положению Л.С. Выготского, чем дальше разведены между собой первичный дефект биологического происхождения и вторичный симптом 
(нарушение в развитии психических процессов), тем более эффективна коррекция и компенсация последнего с помощью психолого-педагогических и социокультурных средств.

         В процессе атипичного развития проявляются не только негативные стороны, но и положительные возможности ребенка, которые являются способом приспособления личности ребенка к определенному вторичному дефекту. Например, у детей лишенных зрения, остро развивается чувство расстояния (шестое чувство), дистантное различение предметов при ходьбе, слуховая память, осязание и т.д. У глухих детей - мимическое жестовое общение.
         Данная положительная оценка определенных проявлений своеобразного нетипичного развития - необходимое основание для разработки системы специального обучения и воспитания с опорой на позитивные возможности детей. Источником приспособления детей с ограниченными возможностями к окружающей среде являются сохранные психофизические функции. Функции нарушенного анализатора заменяются интенсивным использованием функционального потенциала сохранных систем. Глухой ребенок использует зрительный и двигательный анализаторы. Для слепого ведущими становятся слуховой анализатор, осязание, обонятельная чувствительность. Учитывая конкретность мышления умственно отсталых детей и относительно сохранные резервы восприятия, в учебном процессе предпочтение отдается наглядному материалу, предметно-практической деятельности.
      Таким образом,
на развитие ребенка с ограниченными возможностями будут влиять четыре фактора.

  1. Вид (тип) нарушения.
  2. Степень и качество первичного дефекта. Вторичные отклонения в зависимости от степени нарушения могут быть - ярко выраженными, слабо выраженными и почти незаметными. Степень выраженности отклонения определяет своеобразие атипичного развития. Существует прямая зависимость количественного и качественного своеобразия вторичных нарушений развития нетипичного ребенка от степени и качества первичного дефекта.
  3. Срок (время) возникновения первичного дефекта. Чем раньше имеет место патологическое воздействие и как следствие - повреждение речевых, сенсорных или ментальных систем, тем будут более выражены отклонения психофизического развития. Например, у слепорожденного ребенка отсутствуют зрительные образы. Представления об окружающем мире будут у него накапливаться с помощью сохранных анализаторов и речи. В случае потери зрения в дошкольном или младшем школьном возрасте ребенок сохранит в памяти зрительные образы, что дает ему возможность познавать мир, сравнивая свои новые впечатления с сохранившимися прошлыми образами. При потере зрения в старшем школьном возрасте представления характеризуются достаточной живостью, яркостью и устойчивостью, что существенно облегчает жизнь такого человека;
  4. Условия окружающей коррекционной, социокультурной и психолого-педагогической среды. Успешность развития аномального ребенка во многом зависит от своевременной диагностики и раннего начала (с первых месяцев жизни) коррекционно - реабилитационной работы с ним.

Особенности организации образовательного процесса с детьми с ОВЗ

Необходимо ли обучение для больных детей и — в особенности — детей-инвалидов с ограниченными возможностями передвижения? Казалось бы, вряд ли уместна такая постановка вопроса. Совершенно очевидно, что обучение посредством компьютера снимает весьма актуальную для этих детей проблему образования. Однако не стоит спешить с категоричными ответами.

Действительно, не вызывает возражений утверждение о необходимости обучаться всем детям дошкольного возраста (и детям с хроническими заболеваниями, в частности). Вопрос стоит в другой плоскости — как это сделать оптимальным образом для каждого ребенка?

      Цель: обеспечить оптимально равные условия обучения для детей с ОВЗ, создать успешную интеграцию в среде здоровых сверстников. Необходимо помочь каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья найти оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни. Оказать информационную и коррекционную помощь детям с ОВЗ, в т. ч. детям-инвалидам и членам семей детей-инвалидов.

Задачи:

-Создание условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, его возможностями и способностями.

  1. Создать условия для коррекционно-развивающей работы, необходимость комплексного подхода и полной отдачи от всех участников процесса.
  2. Определить положительные возрастные потребности и интересы ребенка.
  3. Обеспечить эмоциональную насыщенность общей деятельности, организовать совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие её участников.
  4. Создать атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху.
  5. Учитывать положительное воздействие общественного мнения.
  6. Заботится о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания.

Структура:

1. Диагностика:

1.1Составляется характеристика обучащегося:

а) отношение к занятиям (желание обучаться, отношение к успехам, стремление выполнять все требования и рекомендации педагога)

б) уровень сформированности навыков познавательной деятельности воспитанника (умение планировать работу, умение выделять главное в работе, умение осуществлять самоконтроль, уровень настойчивости)

в) ведущие интересы и склонности

д) активность (инициативность, отношение к труду, к занятиям, заинтересованность в делах семьи)

е)состояние здоровья

ж) личные черты (сформированность общения, агрессивность, критика и самокритика и др.)

 1.2.Проведение диагностики обучащегося путем выполнения заданий (логопедических, педагогических), тестирования.

1.3 Проведение психологических тестов

2.   Отслеживание результатов деятельности

 1 этап – диагностический

Цель данного этапа – углубленное логопедическое, психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей.

  2 этап – коррекционно-развивающий

  Его цель – реализация индивидуальных программ развития ребенка. На основе диагностических данных педагогом определяются цели развития на предстоящий период времени и план их реализации.

Основные направления коррекционной работы в ДОУ:

 -мониторинговое (диагностическое)

-коррекционно-развивающее

-профилактическое

-информационно-методическое

Основные направления:

Развитие эстетической культуры

Цель: формировать свою среду, свои действия по эстетическим критериям восприятия прекрасного

Интеллектуальное развитие

Цель: формировать целостность научной картины мира

Саморазвитие

Цель: формировать самосознание, становление активной позиции

Развитие патриотизма и гражданственности

Цель: формировать воспитание любви к школе, родному городу, краю

Развитие нравственности

Цель: формировать гуманистические отношения к окружающему миру

Развитие творчества

Цель: развивать творческие способности

Здоровьесберегающее развитие

Цель: формировать стремление к здоровому образу жизни

Методы и приемы по основным направлениям:

  • индивидуальные и индивидуально-подгрупповые, фронтальные   развивающие занятия
  • психологические тренинги
  • беседы
  • тестирование
  • анкетирование, опрос (для родителей)
  • диагностирование
  • консультации
  • поручения
  • просмотры фильмов
  • изучение  худ. литературы
  • участие в проектной деятельности
  • посещение семьи и др.

(учитывая ограниченные возможности ребенка, данные методы могут реализоваться дистанционно с помощью:

Ожидаемые результаты работы с детьми с ОВЗ:

Итоговые и промежуточные результаты коррекционной работы ориентируются на освоение детьми с ОВЗ программ.

Динамика развития детей отслеживается по мере реализации индивидуального образовательного маршрута, успешное продвижение по которому свидетельствует о снижении количества трудностей при освоении общеобразовательной программы.

В случае невозможности комплексного усвоения воспитанником общеобразовательной программы из-за тяжести физических и (или) психических нарушений, подтвержденных в установленном порядке психолого-медико-педагогической комиссией, содержание  коррекционной работы формируется с акцентом на социализацию воспитанника и формирование практически-ориентированных навыков.

        Результатом коррекционной работы является достижение ребёнком с ОВЗ планируемых результатов освоения основной образовательной программы и преодоление (компенсация) нарушений в развитии.

    Планируемые результаты коррекционной работы оцениваются через систему мониторинга, позволяющего выявить динамику достижений ребёнка с нарушениями психического и (или) физического развития и уровень освоения ими образовательного стандарта начального общего образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОМПЛЕКС ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ИМЕЮЩИХ ПРОБЛЕМЫ В ОБЩЕНИИ из опыта работы «Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения»

Обучать детей эффективным способам общения. Снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоци...

КОМПЛЕКС ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ИМЕЮЩИХ ПРОБЛЕМЫ В ОБЩЕНИИ из опыта работы «Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения»

Обучать детей эффективным способам общения. Снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоци...

Практикум для родителей детей, имеющих отклонения в развитии (с задержкой психического развития ) (коррекционно-развивающие игры на развитие психических процессов у детей)

Цель практикума: Раскрыть родителям педагогическое значение развивающих игр и руководства ими. Обратить внимание родителей на то, что ребенок воспитывается в деятельности, и поскольку игра являет...

Обычные семьи, особые дети. Особенности взаимодействия с родителями детей, имеющих нарушения развития.

В статье описан опыт взаимодействия с семьями детей, имеющих проблемы в развитии. Озвучены цели и задачи взаимодействия, приведены примеры некоторых  методов и форм работы....

Консультация для родителей детей, имеющих нарушения слуха. Картотека игр и игровых упражнений. Тема: "Активизация словаря и развитие грамматического строя речи у детей с нарушениями слуха"

Данная консультация раскрывает понятия «активный и пассивный словарь», «грамматический строй речи». Консультация содержит картотеку игр и игровых упражнений, направленных на ак...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СИСТЕМА ИНДИВИДУАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОВЗ. (ДЕТИ, ИМЕЮЩИЕ ТЯЖЁЛОЕ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ - ТНР)

СИСТЕМА ИНДИВИДУАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОВЗ. (ДЕТИ, ИМЕЮЩИЕ ТЯЖЁЛОЕ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ - ТНР) ...

Перспективное планирование работы с детьми разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей, имеющих сочетание двух и более недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей

Перспективное планирование работы с детьми разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей, имеющих сочетание двух и более недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей...