Применение мнемотехники в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Известно, что неполноценная речевая деятельность детей с ОНР накладывает отпечаток на формирование их сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы.Мнемотехника – это совокупность специальных приемов и способов, облегчающих запоминание нужной информации. Мнемотехника это совокупность специальных приемов и способов, облегчающих запоминание нужной информации. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. В результате применения мнемотехники: расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире. Появляется желание пересказывать - ребенок понимает, что это совсем не трудно. Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям. Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение мнемотехники в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.

Мнемотехника – это совокупность специальных приемов и способов, облегчающих запоминание нужной информации.

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:

• Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

• Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

• Употребление нелитературных слов и выражений.

• Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

• Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

• Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

• Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

• Плохая дикция.

Известно, что неполноценная речевая деятельность детей с ОНР накладывает отпечаток на формирование их сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы.

Все это послужило поводом использовать приемы мнемотехники в работе с детьми, имеющими нарушения речи.

Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в сюжет, а сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные и мнестические процессы, позволяя ребёнку за несколько минут запомнить и даже рассказать небольшое стихотворение. Особенность мнемотехники – применение не изображения предметов, а символов. Символизм характерен для детского рисунка в дошкольном возрасте и не вызывает трудностей в восприятии мнемотаблиц.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в таких видах работ по развитию речи:

  • автоматизация звуков в чистоговорках, скороговорках и стихотворениях;
  • обогащение словаря, формирование практических навыков словообразования;
  • развитие грамматического строя речи, связной речи.

В период дошкольного детства память по скорости развития опережает другие способности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима. Ребенку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания. Один из важных путей генезиса памяти – развитие ее опосредованности, запоминания при помощи вспомогательных средств, в частности символических, когда ребенок начинает управлять собственной памятью, используя один предмет, например, рисунок, в качестве заместителя другого.

Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, последовательно переходя к мнемодорожкам, а затем и к мнемотаблицам.

Речь дошкольником с ОНР отличается бедным словарным запасом, зачастую дети путают значения слов, неверно употребляют их в речи.

В работе используются мнемодорожки и мнемотаблицы для развития словарного запаса, словообразования и словоизменения. Используются различные дидактические игры. Например, дидактическая игра «Измени слово» — изменение слова по падежам. Что это? (дом). Нет чего? (дома). Иду к чему? (к дому). Вижу что? (дом). Любуюсь чем? (домом). Думаю о чем? (о доме). Другая дидактическая игра «Что приготовим?» — на образование прилагательных от существительных, согласование их в роде и числе. Тыквенная каша. Яблочный компот. Клубничное варенье. Можно использовать в работе дидактическую игру «Где спрятался?» — на употребление предлогов. В шкафу. Под шкафом. На шкафу. Над шкафом. У шкафа. Около шкафа. К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими ОНР, относится формирование у них связной речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного недоразвития речи, так и для подготовки детей к предстоящему обучению  школе.

Ребенок, у которого достаточно сформированы навыки самостоятельной развернутой речи, умеет:

  • пересказывать;
  • составлять рассказ по сюжетной картине и  серии картин;
  • составлять описательный рассказ;
  • составлять творческий рассказ.

В коррекционной работе также эффективным является применение серии мнемоквадратов «Опиши животное, растение и т.п.», помогающую в составлении описательных рассказов и загадок.
Для развития навыка описательного рассказа по лексической теме используются серии 
мнемотаблиц Ткаченко Т.А. и Казаренко В.

Составление описательного характера- это наиболее трудный вид в монологической речи. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание – это анализ, что ребенку очень трудно. Здесь очень важно научить ребенка выделять признаки предмета.

Работа начинается с рассматривания мнемодорожки. Затем составляется предложение по мнемодорожкам, затем полностью рассматривается мнемотаблица, составляется рассказ логопедом, затем рассказы составляют дети.

Мнемоквадраты для заучивания стихотворения. Роль  мнемоквадратов  в заучивании стихов заключается в следующем:

  • На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение может быть схематичным).
  • Таким образом, все стихотворение зарисовывается.

После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение воспроизводит стихотворение целиком. Для детей в разучивании стихотворения, очень важно первое слово в нем, и в каждом предложении. Оно является ключевым в запоминании всего текста.
Очень помогают при обучении пересказу 
мнемотаблицы с рассказами цепной структуры авторов  И.В. Баскакиной, М.И. Лынской «Логопедические игры».
Таким образом в результате применения 
мнемотехники:

  • Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
  • Появляется желание пересказывать- ребенок понимает, что это совсем не трудно.
  • Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
  • Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация учителя-логопеда для родителей детей старшего дошкольного возраста: «Правильное владение родным языком – залог успешного обучения ребёнка в школе»

         Часто учителя-логопеда просят выступить на родительском собрании для родителей детей старшего и подготовительного возраста. Материал консультации поможет специ...

«Применение изотерапии в работе педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста»

Изотерапия (рисуночная терапия)- это изобразительная деятельность, сопровождающаяся терапевтическим эффектом. Это здоровьесберегающая технология, направленная  на сохранение и укрепление психолог...

Взаимосвязь работы учителя-логопеда с родителями детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Консультация для родителей "Взаимосвязь работы учителя-логопеда с родителями детей старшего дошкольного возраста с ОНР."...

Проект Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей старшего дошкольного возраста с дислалией в процессе коррекционной работы

Педагогический проект разработан для повышения эффективности взаимодействия учителя-логопеда с родителями детей старшего дошкольного возраста с дислалией через систему мероприятий ...

Технология применения метода мозжечковой стимуляции в работе учителя - логопеда ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня

Важным в образовательном процессе ДОУ является осуществление коррекционной работы, которая направлена на своевременное выявление и устранение нарушений речевого и личностного развития дошкольников. С ...

Проект "Музейная педагогика в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР"

Речь ребенка – это, пожалуй, один из самых значимых и весомых показателей его развития. Чем богаче и шире будет его речевой кругозор, высокая грамотность и речевая активность в дошкольный период...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ (ТНР) ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ В СООТВЕТСТВИИ С ФАОП ДО

Доклад посвящён актуальной проблеме по обучению детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР) элементам грамоты в соответствии с ФАОП ДО посредством использования современных игровых технологий. В д...