Семинар практикум для воспитателей "Развитие концентрации внимания. Физиологическое и речевое дыхание. Самомассаж"
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)

Полынская Ольга Николаевна

Семинар практикум предлагает воспитателю интересные приёмы и упражнения, целью которых является развитие у ребёнка внимания, правильного речевого дыхания и мимической мускулатуры. Подробно описаны цели каждого упражнения. Воспитатель может с успехом использовать их на своих занятиях или во время игровой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – д/с №10 «Огонек»

Развитие концентрации внимания. Физиологическое и речевое дыхание. Самомассаж.

Семинар практикум для воспитателей

Составила: учитель-логопед
Полынская О.Н.      

2020 г.

  1. Развитие концентрации внимания


Эти упражнения полезно выполнять перед началом занятий, требующих сосредоточенности

Думающая шапочка

Кому понравится, если его будут тянуть за уши? Но если сам себя потянешь осторожно – будет польза. Указательным и большим пальцем осторожно потянуть за ушные раковины в стороны, как будто мы хотим распрямить уши. Начинаем с верхнего края уха и идём вниз до мочки. После 15-кратного потягивания ушей ребёнок сможет внимательно слушать.

(При выполнении мы дотрагиваемся до акупунктурных точек. Которые стимулируют восприятие и понимание на слух. Упражнение способствует повышению внимания, улучшению слуха и речи, активизации памяти)

Бравый солдат и тряпичная кукла

По команде.

Бравый солдат – встать по стойке смирно. Спина прямая, плечи расправлены, руки по швам. Ладони сжаты в кулаки, все мышцы напряжены.

Тряпичная кукла – максимально расслаблены мышцы, покачивания на месте.

(Упражнение способствует саморегуляции. Помогает снять напряжение) Можно использовать в качестве физминутки.

 

Черепаха

Пальцы правой руки смыкаются с пальцами левой, как будто в замок. Но кисти не соединены. Большие пальцы обеих рук подушечками соединяются друг с другом. Удерживать 3-4 секунды, раскрыть ладони, потом снова соединить пальцы. Несколько раз.

(Упражнение полезно при астенизации и переутомлении)

  1. Дыхательная гимнастика – основа правильного речевого дыхания

Наша речь осуществляется благодаря чёткой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте.

 К органам дыхания относятся: грудная клетка, лёгкие и дыхательные пути ( наружный нос, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи)

Физиологическое дыхание (или жизненное)

Складывается из вдоха и выдоха. Которые сменяют друг друга. Оно призвано поддерживать жизнь в организме путём газообмена.

Речевое дыхание

Призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе. Оно отличается от жизненного тем, что это управляемый процесс. Речевое дыхание считается не правильным, если оно учащено, вдох укорочен, слишком большой выдох или добор воздуха заметен для окружающих.

Наиболее правильное диафрагмально-рёберное дыхание. Оно не только улучшает речь, но и мозговое кровообращение – насыщает мозг кислородом.

Упражнения:

  1. Шину прокололи

Сделать лёгкий вдох, выдыхая, показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине Ш –Ш – Ш – Ш

  1. Жук

Сидя, руки в стороны, немного назад. Вдох, выдох – руки опускаются Ж – Ж –Ж

  1. Дровосек

Встать, ноги немного уже плеч, руки топориком вверх, выдох – руки прорубают пространство между ног.
4.  Греем руки

Вдох через нос, выдох через рот, плавно дуем на озябшие руки.

  1. Ворона

Сесть прямо. Вдох – быстро поднять руки вверх через стороны. Выдох – медленно опускать. Произнося -  КАР!

  1. Кто громче

Выпрямить спину , сомкнуть губы. Указательным пальцем нажать на боковую сторону носа. Выдох через другую ноздрю, одновременно похлопывая указательным пальцем по другой ноздре М – М – М – М

  1. Шарик

Руки на животе. На вдохе надуть живот, на выдохе втягиваем, слегка надавливая руками. Развиваем нижнедиафрагмальное дыхание.

  1. Покатай карандаш

Вдох – через нос. Выдох – через рот, покатать круглый карандаш

  1. Самомассаж

Самомассаж применяют, как правило перед артикуляционной гимнастикой, перед началом занятия. 5 – 10 минут
Руки чистые, кожа лица здоровая.

  1. Для лица

Ручки разминаем, растираем, согреваем (сжимаем, разжимаем кулачки, потираем ладошки, хлопаем)
И лицо ладошками нежно умываем (круговые движения в разные стороны вокруг глазниц)
Грабельки сгребают все плохие мысли (граблеобразные движения от середины лба к вискам)
Ушки вниз подёргаем быстро, быстро, быстро (оттягиваем ушные раковины вниз)
Пробежим от носа пальчиками к ушкам (стукающими движениями от носа к ушам)
Щёчки мы погладим по дорожкам дружно
( от носа, губ, подбородка к вискам)
По другим дорожкам от носика пройдём (спиралевидными движениями средних пальцев от крыльев носа к уголкам рта по носогубной складке)
Подбородок мы пощиплем, по дорожкам побежим
 ( пощипывание н. челюсти от подбородка к ушам)
А теперь погладим шейку и тихонько посидим (медленно гладим шею сверху вниз)

  1. Для лица

Рисуем дорожки (пальцами от середины лба к вискам)

Рисуем яблоки (круговыми движениями от середины лба к вискам)

Дождик (лёгкие постукивающие движения по лбу)

Рисуем брови ( по линии бровей к вискам каждым пальцем поочерёдно, начиная с указательного)

Наденем очки (лёгкими движениями от виска по краю скуловой кости к переносице. А затем –по брови к вискам)

Нарисуем усы (от середины верхней губы к вискам)

Погладим подбородок (от середины к вискам)

Нарисуем 3 дорожки (от середины верхней губы. Нижней губы, крыльев носа – к вискам)

Погреем щёчки (растирание в разных направлениях)

Пальчиковый душ ( надуваем щёки и постукать пальцами)

Умываем личико (от середины лба по щекам к подбородку)\

  1. Для рук

«Пальчики – зайчики»

Разотру ладошки сильно (растираем ладошки)

Каждый пальчик покручу (захват у основания)

Поздороваюсь с ним сильно (выкручивающие движения)

И вытягивать начну (дойти до ногтевой фаланги)

Затем ручки я помою (моющие движения)

Пальчик в пальчик я вложу (вставить в замок)

На замочек их закрою

И тихонько подержу

Выпущу я пальчики (расцепить замок)

Пусть бегут, как зайчики

  1. Для рук с использованием предметов

С грецкими орехами

Научимся 2 ореха между пальцами катать. Это в школе мне поможет буквы ровные писать.

С прищепками

Прищепочка, прищепочка, ты мне помоги, пальчики по очереди все мне разомни. Ты по пальчику шагаешь. Каждый пальчик разминаешь.

С колючими мячиками

Катится колючий ёжик. Не ни головы, ни ножек. Мне по пальчикам бежит. И пыхтит, пыхтит, пыхтит. Бегает туда-сюда, мне щекотно, да – да – да!

С шестигранными карандашами

Карандаш в руках катаю. Между пальчиков верчу. Непременно каждый пальчик быть послушным научу.

Сухие бассейны

 Фасоль, горох. На дне бассейна - игрушки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа воспитателей над развитием физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста.

Дыхание является одной из важнейших функций организма, обеспечивающей непрерывное снабжение всех органов и тканей кислородом....

Формирование физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Из опыта работы правильного формирования физиологического и речевого дыхания у детей....

Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания

              Дыхательная гимнастика в детском саду.                Физиологическое, или жиз­ненн...

Формирование физиологического и речевого дыхания детей дошкольного возраста с речевой патологией

Дыхание-одна из немногих способностей оргаганизма, которая может контролироваться сознательно и неосознанно.Люди с ослабленной нервной системой дышат на 12% чаще, чем люди с сильной нервной системой.В...

Этапы логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения. Формирование физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей независимо от вида их речевого дефекта.У большинства детей с речевыми нарушениями наблюдается слабое п...

Семинар-практикум для воспитателей: «Развитие фонематического слуха и речевого дыхания у детей дошкольного возраста»

Подготовила:  учитель-логопедЧичваркина Л.Э.МБДОУ «Детский сад «Снежинка»г.Гагарин, 2019 г....

Формирование физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевой патологией

Развитие физиологического и речевого дыхания - залог четкого произношения звуков и ясной дикции....