Краткосрочная образовательная практика "Секретное сообщение".
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Краткосрочная образовательная практика речевой направленности, обучения детей разгадыванию слов по первым звукам картинок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sekretnoe_soobshchenie.docx398.07 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Начальная школа – детский сад № 5» г. Перми

Согласовано

методическим советом

№ _6_ от _27.08.2018__

Утверждено

приказом директора

№ _174__ от 03.09.2018

Обучение детей словесной игре «По первым буквам» 

«Секретное сообщение»

Краткосрочная образовательная практика

для детей старшего дошкольного  возраста (5-7 лет)

Автор:

Нурисламова

Марина Ивановна,

воспитатель высшей

квалификационной категории;

учитель - логопед

2018 г

   Технологическая карта

краткосрочной образовательной практики

для детей старшего дошкольного возраста

«Обучение детей словесной игре «По первым буквам» 

Название раздела

Содержание раздела

Краткое название

«Секретное сообщение»

 Основная идея /аннотация для родителей

Совершенствование речевого развития детей. Развитие фонематического слуха и восприятия

Контингент, максимальное число участников

Дети 5 -7 лет,

 от 5 до 8 человек

Количество встреч

3 встречи

Форма организации

Совместная познавательно-игровая, речевая и продуктивная деятельность  

Цель

 

 Совершенствование представлений детей о дружбе путём формирования  навыков  самостоятельного разгадывания и зашифровывания слов по первым звукам картинок

Задачи

1.Познакомить  детей с правилами игры «По первым буквам»

2. Развивать фонематическое восприятие и фонематический слух,  формировать навыки звукового анализа и синтеза детей;

3. Развивать связную речь детей;

4. Воспитывать умение дружить;

5. Совершенствовать изобразительные способности и творческую инициативу детей через самостоятельную деятельность по созданию «Секретного сообщения»

Тематический план занятий

Встреча 1.

1. Показ воспитателем алгоритма и способов деятельности  по расшифровке  слов из трёх, четырёх и пяти звуков

2. Самостоятельная познавательно-игровая деятельность детей по расшифровке полученного сообщения;

3. Беседа по содержанию прочитанной пословицы.

Встреча 2.

1. Самостоятельная продуктивно-творческая детская деятельность по созданию карточек-шифровок со словами

2. Анализ  деятельности детей

Встреча 3.

1. Самостоятельная продуктивно-творческая детская деятельность по зашифровыванию новой пословицы

2. Анализ  деятельности детей

3. Беседа по содержанию пословицы

4. Самостоятельная игровая деятельность детей

Предполагаемые  результаты

Дети  научились играть и самостоятельно создали игровые карточки к словесной игре «По первым буквам»; познакомились с пословицами о дружбе;

Перечень материалов и оборудования для проведения КОП

1. Игра «По первым буквам»

2. Текст «Секретного сообщения» по количеству детей

3. Алгоритмы самостоятельной деятельности детей

4. Предметные картинки и картонные заготовки для изготовления карточек-шифровок.

5. Цветные карандаши, клей, ножницы

Литература

Пословицы и поговорки о дружбе

Приложение

Мотивация.

        Ребята, сегодня в нашем детском саду произошло удивительное и странное событие. Утром к нам в детский сад пришёл почтальон и принёс зашифрованное секретное письмо. Вот оно. Посмотрите.

         В этом письме есть только картинки и ни одной буквы.  Никто из взрослых не может его прочитать. И мы обращаемся к вам с просьбой. Ребята, пожалуйста, помогите нам расшифровать это загадочное письмо. Кто хочет помочь?  Приходите на наши встречи.

Встреча 1. Как прочитать «секретное» письмо?

Задачи:

 1.Познакомить  детей с правилами игры «По первым буквам» 

2.  Развивать фонематическое восприятие и фонематический слух,  формировать навыки звукового анализа и синтеза;

3. Развивать связную речь детей, умение отвечать на вопросы и правильно формулировать свои мысли;

4. Формировать  представлений о дружбе и друзьях;

 Оборудование: Карточки для игры: «По первым буквам»  с трёх, четырёх, пяти - звуковыми словами; алгоритм разгадывания слов; «секретное письмо» по количеству детей;

Ход встречи:

     1. Показ воспитателем алгоритма и способов деятельности  по расшифровке  слов из трёх, четырёх и пяти звуков.

    Мы получили очень длинное зашифрованное письмо и прежде, чем его прочитать, надо научиться разгадывать короткие слова. Чтобы разгадать любое  слово необходимо действовать в таком порядке. Демонстрация и обсуждение алгоритма деятельности.

Алгоритм чтения слов-загадок.

        Воспитатель поочерёдно демонстрирует  карточки со словами для игры: «По первым буквам»  из трёх, четырёх, пяти звуков. Дети совместно с воспитателем, используя алгоритм, разгадывают слова. ( Количество слов, предложенных детям, зависит от уровня развития фонематического слуха  у каждого ребёнка и определяется педагогом индивидуально).

2. Самостоятельная познавательно-игровая деятельность детей по расшифровке полученного сообщения;

  Вы научились читать слова по картинкам. Теперь попробуем прочитать «секретное сообщение», которое пришло к нам по почте.

                           

БЕЗ ДРУГА В ЖИЗНИ ТУГО,

3. Беседа по содержанию прочитанной пословицы и выяснения её смысла.

- Ребята, что значит «без друга в жизни туго»? Как это туго, что нужно расслабить поясок?

- Значит с другом «не туго»? Как вы это понимаете?

- Расскажите о своём друге, с которым вам «не туго».

4. Итог.

       Наша встреча заканчивается. Большое вам спасибо, за то, что помогли расшифровать загадочное письмо. Вручение детям «секретного сообщения» и алгоритма для его расшифровки. Расскажите о нашей встрече своим друзьям.

Ребята, вам понравилось разгадывать слова? А хотите сами научиться зашифровывать слова? Тогда жду вас на следующую встречу.

Встреча 2. Создаём карточки для игры: «По первым буквам»

Задачи:

 1.Закрепить  правила игры «По первым буквам» 

2.  Развивать фонематическое восприятие и фонематический слух,  формировать навыки звукового анализа и синтеза;

3. Формировать  умения совместной деятельности со своими сверстниками;

4. Совершенствовать изобразительные способности и творческую инициативу детей через самостоятельную деятельность по созданию карточек для игры «По первым буквам»

 Оборудование: Картинки для создания карточек для игры: «По первым буквам»; алгоритм загадывания слов; картон; клей, ножницы, цветные карандаши.

Ход встречи:

     Сегодня мы сами попробуем  зашифровывать слова. И  сделаем карточки с загадочными словами для ваших друзей. Действовать надо так: (разбор алгоритма деятельности)

1. Самостоятельная продуктивно-творческая детская деятельность по созданию карточек-шифровок со словами.

 Детям можно предложить два варианта деятельности:

а) приклеить готовые картинки

б) нарисовать картинки на каждый звук слова, которое выбрал для зашифровывания  

2. Анализ  деятельности детей

Покажи изготовленные карточки  и предложи детям их разгадать.

Изготовленные карточки дети забирают. (Другой вариант: дети уносят с собой алгоритмы для зашифровывания слов, а готовые карточки остаются в группе для самостоятельных игр)

3. Итог:

Сегодня вы научились самостоятельно зашифровывать короткие слова, а хотите зашифровать целую пословицу? Тогда жду вас на следующей встрече.

Встреча 3. Создаём новое «секретное сообщение» для своих друзей.

Задачи:

1.  Развивать фонематическое восприятие и фонематический слух,  формировать навыки звукового анализа и синтеза;

2. Развивать связную речь детей, умение отвечать на вопросы и правильно формулировать свои мысли;

3. Формировать  представлений о дружбе и друзьях;

4. Совершенствовать изобразительные способности и творческую инициативу детей через самостоятельную деятельность по созданию «Секретного сообщения»

 Оборудование: Картинки для зашифровывания пословицы: «Нет друга – ищи, нашёл - береги»; алгоритм создания слов-загадок; картон; клей, ножницы, цветные карандаши.

Ход встречи:

     Сегодня мы  зашифруем  пословицу, состоящую из нескольких слов, и отправим её по почте детям из другого детского сада. (Если не устраивает предложенный вариант, можно использовать любую другую пословицу о дружбе. Лучше выбирать пословицу, состоящую из того же количества слов, сколько детей будет на встрече.  Рекомендуем не использовать пословицы, содержащие в словах мягкий и твёрдый знаки, букву ы).

1. Самостоятельная продуктивно-творческая детская деятельность по зашифровыванию новой пословицы

     Каждый ребёнок зашифровывает одно слово, а затем слова, располагая по порядку, объединяют в пословицу.

2. Анализ  деятельности детей

     Прочитаем зашифрованные слова и проверим всё ли правильно. Расскажи,  какое слово ты зашифровал.

3. Беседа по содержанию пословицы

- Как можно искать друга, это ведь не грибок, который можно найти, заглянув под ёлочку?  

- Как можно беречь друга?

- Есть ли у вас друзья?

- Бережёте ли вы своих друзей? Как?

4. Итог. На наших встречах мы расшифровали «секретное сообщение», создали своё «письмо-загадку» и научились делать карточки для игры «По первым буквам».

Алгоритм чтения слов-загадок.

1.Рассмотреть картинку

2. Произнести слово  

       

3. Услышать первый звук в слове

4. Заменить  звук буквой

Алгоритм создания слов-загадок.

  1. Произнести слово

 

       

2.Услышать первый звук в слове

3.Найти картинку на этот звук

   

4. Приклеить выбранную картинку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный краткосрочный образовательный проект "Главные достопримечательности малой родины"

Проект знакомит детей с прошлым и настоящим родной земли, с главными достопримечательностями малой родины. Воспитывает интерес к своей малой родине -сельскому  поселению Солнечный, уважение к жит...

Краткосрочный образовательный проект "Главные достопримечательности малой родины"

Проект знакомит детей с прошлым и настоящим родной земли, главными достопримечательностями малой родины. Воспитывает интерес к своей малой родине, уважение к жителям поселка, их труду....

Краткосрочная образовательная практика "Весёленькие ребусы"

Посетив краткосрочную образовательную практику "Весёленькие ребусы" , которая состоит из 4 занятий по 25 минут, дошкольники научатся решать и составлять ребусы....

Паспорт образовательной программы краткосрочной образовательной практики

Паспорт образовательной программыкраткосрочной образовательной практики...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ С ДОШКОЛЬНИКАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ» (СООБЩЕНИЕ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОВЕТУ)

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ С ДОШКОЛЬНИКАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ» (СООБЩЕНИЕ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОВЕТУ) ...

Краткосрочные образовательные практики как механизм индивидуализации образовательного процесса в ДОУ

Презентация для педагогов ДОО по теме  "Краткосрочные образовательные практики как механизм индивидуализации образовательного процесса в ДОУ"...