Перспективный план работы по развитию фонематических процессов
материал по логопедии

Якушева Наталья Юрьевна

Перспективный план работы по развитию фонематических процессов через систему игр и игровых упражнений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план работы по развитию фонематических процессов

через систему игр и игровых упражнений.

Этапы

Название игры, упражнения

Цель

Оборудование

Методические указания

I этап

Узнавание и различение неречевых звуков

«Послушаем тишину»

Развитие слухового внимания.

Звуки окружающего мира

Ребенок определяет, что слышишь.

«Скажи, что ты слышишь»

Развитие слухового внимания.

Звуки окружающего мира (шорох листвы, щебет птиц)

Определить с закрытыми глазами.

«Угадай, что звучит?»

Развитие слухового внимания, различать громкие и контрастные звуки.

Колокольчик, барабан, погремушки, бубен, губная гармошка.

Музыкальные инструменты предварительно показать и назвать.

«Узнай по звуку»

Развитие слухового внимания, накопление словаря.

4-5 предметов (мет. коробка, стеклянна банка, дер. ложка, пластмасс. стакан)

Предметы выставляются перед детьми. При постукивании вызываем звуки. Начинать с 2-х контрастных звучаний при зрительной опоре, а затем за ширмой.

«Что я делаю?»

Развитие слухового внимания, накопление словаря, развитие фразовой речи.

Карандаш, ножницы, чашка с водой, пустая чашка, бумага.

Предложить рассказать, что делает взрослый по слуху: переливает воду, мнет бумагу и т.д. При затруднении – со зрительной опорой.

«Прятки»

Развитие слухового внимания.

Музыкальные инструменты

Определить по слуху далеко или близко спрятан инструмент (ориентировка на силу звука: громко - при приближении к игрушке, тихо - при удалении от нее).

«Продавец и покупатель»

Развитие коммуникативного общения, диалогической речи, слухового внимания.

Коробочки с крупой, горохом, песком, фасолью

Определить по слуху, что лежит в  коробке.

«Тихо-громко»

Развитие слухового внимания, учить дифференцировать на слух тихие и громкие звуки, развивать чувство ритма.

Бубен, барабан.

Дети выполняют движения в соответствии со звучанием бубна, барабана.

«Найти игрушку»

Развитие слухового внимания, координация движений, определение силы хлопков на слух.

Небольшая яркая игрушка.

По мере приближения к игрушке хлопки должны звучать громче.

“Коробочка гремит”

Дифференцировать неречевые шумы; находить одинаковые по звучанию шумовые коробочки.

По 2 коробочки наполненные одинаковой крупой.

Определить по слуху, что лежит, в какой коробке.

«Часовой»

Развитие слухового внимания, ориентации в пространстве.

Повязка.

Один ребенок с завязанными глазами, другой должен пробраться тихо с одного конца кабинета в другой конец. Если часовой услышит, кричит «стой»

II этап

Развитие речевого слуха, различение одинаковых слов, фраз, звуков по высоте, силе, тембру

«Угадай, чей голосок?»

Развитие речевого слуха, узнавание товарища по голосу, различение тембра голоса.

Взрослый предлагает ребенку отвернуться и догадаться, кто из родных (детей) его позвал, сначала называем имя, а затем «ау».

«Улиточка»

Развитие речевого слуха, узнавание товарища по голосу.

Шапочка – улитка.

Водящий с завязанными глазами в центре круга. Дети, изменяя голос, спрашивают: «Улиточка, высуни рога. Дам тебе я пирога!» чей голос улитка узнает, тот и становится водящим.

«Угадай, кто я?»

Развитие слухового внимания.

Повязка на глазах.

Водящий должен определить, кто из детей подал голос заранее установленным образом (ку-ку).

«Три медведя» - инсценировка.

Развитие речевого слуха. Учить определять высоту звучания голоса.

Настольный театр.

Вспомнить сказку. Меняя высоту голоса предложить угадать, кто из героев сказки говорит. Затем предложить детям самостоятельно озвучить героев.

«Солнышко и дождик»

Развитие слухового внимания, координация движений.

Любая музыкальная игрушка.

Дети должны заметить изменения в звучании игрушки и выполнить соответствующие движения.

«Телеграф»

Развитие слухового внимания, воспроизведение ритмического рисунка при отстукивании, отхлопывании.

Музыкальные молоточки.

Ритмические рисунки даются в порядке усложнения.

III этап

Различение слов близких по звуковому составу

«Красный-зеленый»

Учить слышать правильное название предметов, развивать речевой слух.

У каждого ребенка красный и зеленый кружок, картинки.

Ребенок поднимает красный кружок, если слышит правильное звучание названия предмета или зеленый, если неправильное (банам-банан-панам)

«Повтори так же» (телефон)

Развитие речевого слуха и памяти.

Телефон.

Ребенку предлагается повторить похожие слова по 2,по 3 в определенном порядке: мак-бак-так; бутон-бетон-батон.

«Четвертый лишний»

Развитие речевого слуха, учить определять непохожие по звуковому составу слова.

Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок должен выбрать то, которое отличается от остальных: кот-кот-ком-кот; балет-билет-балет-балет.

Выбрать слово непохожее на остальные: мак-бак-так-банан; каток-дом-моток-поток.

«Найди пару»

Развитие речевого слуха, сравнение слов по звуковому составу.

Картинки, наборное полотно.

Взрослый произносит четко 3 слова и просит ребенка определить, какое из названных слов похоже на четвертое: мак-дом-ветка.

«Подскажи словечко»

Учить подбирать слова в рифму

Рифмованные двустишия.

Взрослый читает стихотворные строчки, выделяя голосом последнее слово, ребенок должен из 3 слов выбрать слово в рифму.

«Договорки»

Учить подбирать слова в рифму

Без наглядной опоры.

Подобрать слово в рифму - вариантов не дается.

«Расставь по местам»

Учить выбирать из слов, близких по звуковому составу, нужное в соответствии с данным понятием.

Предметные картинки.

Взрослый читает стихотворение, на доске картинки. «Я тебе задачу дам-все расставить по местам: Что скатали мы зимой?... Что построили с тобой?.. На крючок в реке попал?.. Может все, хоть ростом мал?..» (дом, ком, сом)

«Кто внимательный»

Учить выбирать в определенной последовательности картинки близкие по звучанию.

Предметные картинки, наборное полотно.

На наборном полотне картинки (рак, мак, бак, лак, …) Взрослый называет их в определенном порядке, ребенок должен поставить их так же.

«Найди место своей картинке»

Учить подбирать похожие по звучанию слова, развивать внимание, слух.

Предметные картинки, наборное полотно.

На наборном полотне ряд картинок: ком, бак, сук, каток. Ребенок должен найти место своей картинке, название которой наиболее подходит по звучанию к выставленной.

«Подбери похожие имена»

Учить подбирать слова, сходные по звучанию.

Подбор имен сходных по звучанию: Марина – Ирина, Ваня – Саня – Маня и т.д.

IV этап

Дифференциация слогов

«Телеграф»1 вариант

Учить воспроизводить слоговой ряд со сменой ударного слога.

Музыкальные молоточки.

Предложить ребенку послать телеграмму так же как это сделал взрослый, сопровождая слоговые ряды ударом молоточка.

«Телеграф»2 вариант

Учить воспроизводить слоговые ряды с одним согласным и разными гласными.

Музыкальные молоточки.

Дети повторяют вслед за взрослым слоговые ряды типа: та-то-ту; му-мы-ма.

«Дятел»

Учить воспроизводить слоговые ряды с одним гласным и разными согласными.

Картинка-дятел.

Дети повторяют слоговые ряды: та-ка-па; во-мо-но; ту-ку-пу.

«Какой слог лишний?»

Учить воспроизводить слоговые ряды с одним согласным и разными гласными.

Сигнальные флажки (красный, синий).

Взрослый произносит слоговой ряд, ребенок должен найти «лишний» слог (на-на-па-на). Постепенно ряды усложняются (на-ба-на-на).

«Эхо»

Развивать слуховое внимание. Учить различать слоги по звонкости-глухости, согласные по мягкости-твердости.

Воспроизведение слоговых рядов с согласными звуками различающимися по звонкости-глухости (на-ба; та-да), по мягкости-твердости: на-ня; та-тя.

«Добавь звук»

Развивать слуховое внимание, память, учить воспроизводить слоговые ряды со стечением согласных звуков.

Воспроизведение слоговых сочетаний с наращиванием стечения согласных -па-тпа; та-тма.

 V этап

Дифференциация фонем

«Гудит-поет-плачет»

Учить дифференцировать гласные звуки.

Предметные картинки (девочка, мальчик, птичка…)

Объяснить, какие звуки мы услышим, если девочка плачет(а-а- а),поезд гудит (у-у-у),птичка поет (и-и-и) Предложить поднимать соответствующую картинку.

«Разноцветные мячи»

Учить дифференцировать гласные и согласные звуки

Мячи красного и синего цвета. 

«Красный - гласный. Синий - нет. Что за звук? Мне дай ответ!»

Педагог бросает мяч детям. Поймавший называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный - если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно педагогу.

«Поймай звук»

Учить выделять гласные, согласные звуки среди других.

Звуковые ряды.

Взрослый называет в потоке звуков гласный (согласный), который ребенок должен выделить заранее обговоренным символом.

«Камень-вата»

Учить дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки.

Сигнальные карточки синего и зеленого цвета. Предметные картинки.

Педагог читает стихотворение, дети поднимают синий кружок, если в последнем слове стихотворной строки услышат твердый согласный звук, и поднимают зеленый кружок, если услышат мягкий звук.

«Назови братца»

Закрепление представлений о твердых и мягких согласных.

Мяч.

Педагог называет твердый согласный звук и бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч, называет его мягкую пару - «маленького братца» и перебрасывает мяч педагогу.

«Мешочек для ежика»

Дифференциация оппозиционных звуков.

Предметные картинки, картинка ежика с мешком.

Ребенок кладет ежику в мешок предметы с заданным звуком.

VI этап

Развитие навыков звукового анализа

«Красный-белый»

Учить находить звук в словах воспринятых на слух.

У каждого ребенка по 2 кружка красного и белого цвета.

Педагог предлагает определить в каком слове есть заданный звук.

«Где звук?»

Учить находить звук в словах воспринятых на слух.

Полоски из картона, разделенные на 3 части, фишка.

Педагог называет слова, дети определяют место звука в слове.

«Кто больше?»

Учить находить звук в названиях предметов на картинках.

Сюжетная картина.

Рассмотреть картинку и найти предметы с определенным звуком.

«Кто внимательнее?»

Определение наличия звука в слове.

Картинки на определенный звук.

Взрослый показывает и называет картинки, дети определяют, какой звук есть во всех этих словах.

«Кто больше слов придумает»

Развитие фонематического слуха, активизация словаря.

Мяч, фанты.

Педагог называет звук и предлагает тому, кто ловит мяч, называть слово с этим звуком.

«Поймай рыбку»

Развитие фонематического слуха, активизация словаря.

Предметные картинки с магнитами, ведерко, удочка.

Ребенок вылавливает картинку и определяет наличие или отсутствие заданного звука в слове.

«Найди место для своей картинки»

Развитие фонематического слуха, дифференцирование звуков, активизация словаря.

Предметные картинки.

Ребенок должен разложить картинки по группам на заданные звуки.

«Будь внимательным»

Развитие фонематического слуха, дифференцирование звуков, активизация словаря.

Предметные картинки.

Дети выделяют условленный звук в слове.

«Чудесный мешочек»

Развитие фонематического слуха, дифференцирование звуков, активизация словаря

Мешочек со знакомыми детям предметами.

Дети достают из мешочка предметы и определяют, какой звук из 2 есть.

«Звукоешка»

Развитие фонематического слуха, определять позицию звука в слове.

Картинка Звукоешки.

Звукоешка съел первый звук у всех фруктов в саду. Отгадайте какие были фрукты? …руша, …блоко, …пельсин, …брикос

«Бусы»

Учить находить звук в названиях предметов на картинках.

Шнурок, пластиковые крышечки с картинками (бусинки).

Дети собирают бусы с определенным звуком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая работа над развитием фонематических процессов с детьми дошкольного возраста с фонематическим и общим недоразвитием речи.

Логопедическая работа над развитием фонематических процессов с детьми дошкольного возраста с фонематическим и общим недоразвитием речи....

Перспективный план работы по развитию у дошкольников коммуникативных способностей в процессе театрализованной деятельности.

Перспективное планирование организует систему работы по театрализованной деятельности, так как именно в ней ребенок побуждается к речевому общению, формируются такие качества, как самостоятельность, и...

Перспективный план работы по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе игр с природным материалом

Перспективный план работы по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе игр с природным материалом...

Перспективный план работы по развитию у дошкольников коммуникативных способностей в процессе театрализованной деятельности

Театральное искусство строится на драматургическом материале и требует от исполнителя навыков перевоплощения. Но, поскольку мы говорим о театральной деятельности дошкольника, то она имеет особый отпеч...

Перспективный план работы по развитию фонематического слуха у дошкольников в совместной деятельности взрослого и детей.

Перспективный план работы по развитию фонематического слуха у дошкольников в совместной деятельности взрослого и детей....

Перспективный план работы по формированию фонематических процессов у детей с ОНР через систему специальных игр и игровых упражнений.

Этапы работыЗадачиНазвание игрыЦельОборудование1узнавание и различение неречевых звуков«Скажи, что ты слышишь»Развитие слухового вниманияЗвуки окружающего мира (шорох листвы, щебет птиц..)...