Перспективный план работы по развитию у дошкольников коммуникативных способностей в процессе театрализованной деятельности
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Театральное искусство строится на драматургическом материале и требует от исполнителя навыков перевоплощения. Но, поскольку мы говорим о театральной деятельности дошкольника, то она имеет особый отпечаток – свободный. Игровой характер, сохраняющийся даже тогда, когда детьми разыгрывается определенный игровой сюжет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_raboty.docx341.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Колокольчик»

Перспективный план работы

по развитию у дошкольников коммуникативных способностей

в процессе театрализованной деятельности

(подготовительная группа)

http://linka.alltrades.ru/images/shop_items/242.jpg

Разработала: Филиппова Т.А., воспитатель

г. Гагарин

Театральное искусство строится на драматургическом материале и требует от исполнителя навыков перевоплощения. Но, поскольку мы говорим о театральной деятельности дошкольника, то она имеет особый отпечаток – свободный. Игровой характер, сохраняющийся даже тогда, когда детьми разыгрывается определенный игровой сюжет.

Именно это активизирует мышление ребенка, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствуется речь. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи. Занятия театрализованной деятельностью и частое выступление перед зрителями способствует реализации творческих сил ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.

Таким образом, совместная театрализованная деятельность направлена на развитие у его участников ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т. д.).

Доказано, что общение занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через общение ребенок входит в мир окружающих его людей. Хорошее знание языка необходимо ему для общения и взаимодействия с окружающими, изучения других предметов, овладение программой детского сада, а в последующем – школы.

Чтобы раскрепостить ребенка, создать ему благоприятную обстановку, вызвать положительно-эмоциональный настрой, необходимо развить его коммуникативные способности. Коммуникативные способности (коммуникативный потенциал) – понятие, отражающие комплекс взаимосвязанных качеств, обеспечивающих тот или иной уровень взаимодействия человека с окружающими.

Используя все эти знания, я разработала перспективное планирование по развитию коммуникативных способностей через театральную деятельность.

Перспективное планирование организует систему работы по театрализованной деятельности, так как именно в ней ребенок побуждается к речевому общению, формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, творческая активность, снижается напряжение скованность, закомплексованность.

Месяц недели

Специально организованная образовательная деятельность

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Сентябрь

1 неделя

Театрализованная игра «Давайте познакомимся», «Назови свое имя ласково»

Цель: создать эмоционально благоприятную атмосферу для дружеских взаимоотношений; формировать у детей интерес к театральной игре, побуждать к активному общению, умение строить диалог.

2 неделя

Театрализованные игры «Угадай, что я делаю», «Одно и то же по- разному», «Кругосветное путешествие».

Цель: развивать умение оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированным причинам. Развивать коммуникативные умения.

3 неделя

Театрализованная игра «Представьте себе»

Цель: побуждать детей к активному участию в театрализованной игре. Развивать пантомимические и имитационные способности.

Беседа: «Собираемся в театр»

Цель: развивать коммуникативные способности, принимать участие в групповом разговоре (внимательно слушать, отвечать на вопросы, инициативно высказываться, реагировать на высказывания партнера).

4 неделя

Драматизация русской народной сказки «Три поросенка»

Цель: формировать активную позицию (желание брать на себя роль) Учить передавать образ персонажа через выразительные средства, развивать диалогическую речь.

Месяц недели

Специально организованная образовательная деятельность

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Октябрь

1 неделя

СООД по развитию речи

Тема: Рассказывание о личных впечатлениях на тему «Наши игрушки»

Цель: развивать умение высказывать свои впечатления в правильно построенных фразах, воспитывать желание высказывать свою мысль.

Театрализованная игра «Подарок другу»

Цель: развивать умение не вербально «описывать» предметы.

2 неделя

Просмотр настольного театра «Как собака друга искала»-мордовская народная сказка. Беседа по содержанию.

Цель: формировать у детей интерес к театральной деятельности. Учить оценивать личностные качества персонажей, развивать коммуникативные способности: умение слушать, инициативно высказываться, отвечать на вопросы.

3 неделя

Дидактическая игра «Хорошо-плохо»

Цель: уточнять представление о хороших и плохих поступках. Побуждать налаживать игровое и речевое взаимодействие со сверстниками, ориентироваться на партнера, уметь отвечать на вопросы, аргументированно высказываться, уметь придумывать и задавать вопросы по картинке; отвечать на вопросы. Учить вежливой форме общения к взрослым, товарищам.

4 неделя

Показ кукольного театра по пьесе Л.Я.Поляк по мотиву русской народной сказки «Колобок»

Цель: развивать интерес к кукольному театру, учить сочетать движение и речь

 (кукловождение настольного театра конусной игрушки).

http://i4.otzovik.com/2012/02/12/174662/img/83481052.jpg

Ноябрь

1 неделя

СООД по развитию речи

Тема: «Учимся рассказывать вместе»

Цель: учить детей вести ролевые диалоги, активизировать и обобщать словарь детей, помогать правильно, строить фразы, развивать речь, желание высказываться.

Театрализованная игра «Придумай диалог»

Цель: строить диалог между двумя героями известных сказок, учитывая их характеры и придумывая ситуацию, в которой им пришлось встретиться.

2 неделя

Дидактическая игра «Лото настроений»

Цель: создавать у детей эмоционально положительного настроения как результата совместных игр. Развивать умение общаться при помощи не речевых средств (мимике, пантомимике, жестов). Развивать умение понимать и выражать настроение при помощи жестов, мимике, пантомимике. Понимать эмоциональное состояние.  

3 неделя

Беседа: «Как надо обращаться к другому человеку с просьбой»

Цель: развивать диалогическое общение: умение слушать, инициативно высказываться, реагировать на высказывание других.

Игра – инсценировка: стихотворение Л.П. Савина «Представьте себе».

Цель: учить произносить текст с различной силой голоса и интонацией, сочетать движение и речь.

4 неделя

Игра парами «Отгадай-ка»

Цель: развивать коммуникативные способности: побуждать налаживать игровое и речевое взаимодействие со сверстниками, использовать в речи высказывания и отвечать на них соответствующими действиями (в случае необходимости) несогласие с действиями сверстников.

Игра – драматизация «Узнай себя»

Цель: учить детей оценивать свои поступки, товарищей, сравнивать их с поступками персонажей литературных произведений.

Месяц недели

СООД

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Декабрь

1 неделя

Театрализованная игра «Договори то, чего не придумал автор», «Новогодний утренник», «Расскажи новогодние стихи, используя мимику и жесты», «Разговор по телефону».

Цель: учить разыгрывать диалоги, используя выразительные средства (интонацию, движение, жесты)

Просмотр кукольного театра «Морозко»

Беседа по содержанию

Цель: формировать у детей интерес к театральной деятельности. Развивать коммуникативные способности: слушать, инициативно высказываться, отвечать на вопросы

2 неделя

Театрализованная игра «Сочиним сказку»

Цель: побуждать детей коллективно сочинять небольшие сказки, придумывать диалоги действующих лиц (настольный театр)

3 неделя

Беседа:

Тема: «Как можно пожелать»

Цель: развивать коммуникативные способности: принимать участие в групповом разговоре, слушать партнера, реагировать на его высказывания, самостоятельно рассуждать.

4 неделя

Игра парами  Дидактическая игра «Цветник»

Цель: обучать детей диалогическому общению: ориентироваться на партнера по игре, обращаться к нему адресовано (по имени), доброжелательно (используя вежливые слова и интонации); действовать и высказываться поочередно; обосновывать свое согласие или не согласие  с действиями партнера.

Месяц недели

СООД

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Январь

1 неделя

Театрализованная игра «Нарисуй и скажи», «Веселые превращения»,

Цель: совершенствовать умение детей передавать образы нарисованных героев

Дидактическая игра «Зайкины игры и загадки»

Цель: поощрять игровое взаимодействие со сверстниками, ориентировку  на партнёра. Побуждать отвечать на вопросы; отгадывать короткие загадки описания; соотносить слова-глаголы с выразительными движениями; развивать речевое внимание, речевое дыхание. Побуждать поддерживать диалог со сверстниками, отвечать на вопросы. Закреплять умение придумывать загадки с опорой на наглядный материал.

2 неделя

Театрализованная игра «Разыграй диалог»

Цель: учить разыгрывать диалоги, используя выразительные средства (интонацию, движение, мимику, жест), развивать диалогическую речь.

3 неделя

Беседа: «Давайте говорить друг другу комплименты»

Цель: учить устанавливать контакт с помощью речевых и неречевых обращений.

4 неделя

Театрализованные игры и упражнения: «Изобрази героя»

Цель: учить детей вести ролевые диалоги, используя выразительные средства (интонацию, движение, мимику, жест)

Показ детьми театра пяти пальцев.  Пьеса «Сорока Белобока»

Цель: развивать у детей интерес к кукольному театру (пяти пальцев), учить детей вести ролевые диалоги.

http://s6.postimg.org/9cjflbgox/83127469_1328284170_14.jpg

Месяц недели

СООД

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Февраль

1 неделя

Развитие речи

Тема: Пересказывание сказки «Петух и собака»

Цель: учить детей рассказывать сказку без помощи взрослого, выразительно передавать диалог действующих лиц.

Театрализованная игра «Не будем скучать», «Сочини сказку», «Фантазеры»

Цель: формировать у детей интерес к театральной игре, побуждать к активному общению, развивать речь и умение строить диалог.

2 неделя

Беседа «Говорим друг другу»

Цель: учить детей в зависимости от партнера  употреблять вариативные слова приветствия и произносить их соответствующей интонацией, закреплять умение использовать неречевые средства.

Дидактическая игра «Макаронная семейка»

Цель: побуждать налаживать игровое и речевое взаимодействие со сверстниками, ориентироваться на партнера, уметь отвечать на вопросы, аргументировано высказываться, уметь придумывать и задавать вопросы по тексту стихотворения. Учить вежливой форме общения к взрослым, к товарищам.

3 неделя

Игра парами «Чего не стало»

Цель: ориентироваться на партнера, обращаться к нему с высказываниями-побуждениями, вопросами.

Дидактическая игра «Разложи полоски»

Цель: обучать детей диалогическому общению: ориентироваться на партнера по игре, обращаться к нему адресовано, доброжелательно; действовать и высказываться поочередно; обосновывать свое согласие или несогласие с действиями партнера.

4 неделя

Театрализованная викторина «Из какой сказки»

Цель: побуждать детей к активному общению и участию в театрализованных играх, развивать интонационную выразительность речи.

 

Месяц недели

СООД

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Март

1 неделя

Театрализованная игра «Угадай героя»

Цель: учить детей вести ролевые диалоги, используя выразительные средства, (интонацию, движения, мимику, жест)

Показ теневого театра по пьесе Л. Поляк «Петушок и бобовое зернышко»

https://technostor.ru/images/products/o/82324898ffe66266af02fae26041026d.jpg

Беседа по содержанию

Цель: формировать у детей интерес к театральной деятельности. Развивать умение слушать, инициативно высказываться, отвечать на вопросы.

2 неделя

Театрализованная игра. Разыгрывание этюдов и диалогов из сказок.

Цель: учить детей вести ролевые диалоги, используя выразительные средства (интонацию, движение, мимику, жест)

3 неделя

Развитие речи

Тема: Пересказ сказки «Лиса и кувшин»

Цель: учить детей вести ролевые диалоги, активизировать и обогащать словарь детей, побуждать детей к активному участию в драматизации сказки.

Беседа на тему: «Подскажи словечко»

Цель: развивать коммуникативные способности, умение слушать, инициативно высказываться реагировать на высказывание собеседников.

Игра парами «Заюшкина избушка»

Цель: обучать диалогическому общению: ориентироваться на высказывание партнера, соблюдать очередность в рассказывании, доброжелательно обращаться к товарищу с побуждающими высказываниями.

4 неделя

Показ детьми настольного театра по рассказу Я. Тенясова «Хвостатый хвастунишка»

Цель: развивать у детей интерес к настольному театру, учить сочетать движение и речь (кукловождение настольного театра)

Месяц недели

СООД

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Апрель

1 неделя

Показ кукольного театра по пьесе Т.Н. Караманенко «Капризка»

Беседа по содержанию.

Цель: учить детей оценивать личностные качества персонажей, формировать интерес к театральной деятельности. Развивать диалогическое общение: умение слушать, инициативно высказываться.

2 неделя

Развитие речи

Тема: «Литературный калейдоскоп»

Цель: выяснить помнят ли дети сказки, рассказы с которыми их знакомили в учебном году, развивать умение детей рассказывать о героях, развивать умение вести диалог.

Театрализованная игра – инсценировка по рассказу Э. Мошковской «Вежливые слова»

Цель: привлечь детей к активному участию в играх – инсценировках, развивать диалогическую речь и ее выразительность, привлекать детей к режиссерской работе.

3 неделя

Театрализованная игра «Изобрази настроение»

Учить разыгрывать диалоги, используя выразительные средства (интонацию, движение, мимику, жест), развивать коммуникативные способности.

Театрализованная игра/этюды на выразительность жестов и основных эмоций.

Цель: учить использовать выразительные средства, побуждать детей к инсценированию знакомых произведений.

4 неделя

Показ детьми теневого театра «У солнышка в гостях»

Цель: развивать у детей интерес к теневому театру, учить сочетать движение, речь, вести диалог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы с детьми 5-7 лет по театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.Для развития творческо...

«Развитие творческих способностей детей в процессе театрализованной деятельности»

Значение театрализованной деятельностиlВ детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять, всем видам детского театра, потому, что они помогают:lсформировать правильную модель поведения в сов...

Перспективный план работы "Развитие творческих и коммуникативных способностей старших дошкольников через театрализованную деятельность"

Представляю вашему вниманию перспективный план работы с детьми, родителями, педагогами  на 2 года к программе "Развитие творческих и   коммуникативных способностей старших дош...

Методы и приемы развития творческих способностей детей в процессе театрализованной деятельности в разных возрастных группах.

Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Их развитие способствует развитию личности ребенка в целом. Одним из способов всестороннего развития ребенка является теа...

Развитие творческих и коммуникативных способностей посредством театрализованной деятельности

Программные задачи театрализованной деятельности в подготовительной группеЗадачиВыводы...