Главные вкладки

    Методы и приемы развития творческих способностей детей в процессе театрализованной деятельности в разных возрастных группах.
    статья (подготовительная группа)

    Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Их развитие способствует развитию личности ребенка в целом. Одним из способов всестороннего развития ребенка является театрализованная деятельность. Она- источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий. В итоге ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу, познает радость в связи с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методы и приемы развития творческих способностей детей в процессе театрализованной деятельности в разных возрастных группах.

    Дошкольный возраст- это самый интенсивный период развития ребенка, в котором закладываются все основные качества личности, в том числе основы развития творческой личности. Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Их развитие способствует развитию личности ребенка в целом. Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, были выделены общие критерии творческих способностей: готовность к импровизации, оригинальность, чувствительность, независимость мнений и оценок.

    Одним из способов всестороннего развития ребенка является театрализованная деятельность. Она- источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий. В итоге ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу, познает радость в связи с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

    С самого раннего возраста ребенок стремится к творчеству. Именно поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, создать условия для воображения детей. Занятия театральной деятельностью и частые выступления перед зрителями на сцене способствуют раскрепощению ребенка и повышению его самооценки.

    Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей детей.

    Можно выделить следующие методы работы, направленные на развитие творческой деятельности детей:

    - метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса);

    - метод моделирования ситуаций (предполагает создание с детьми ситуаций- моделей, этюдов);

    - метод ассоциаций (предполагает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений).

    Общими методами руководства театральной деятельностью являются:

    - прямые (педагог показывает способы действия);

    - косвенные (педагог побуждает ребенка к самостоятельному действию).

    Организация театрализованной деятельности имеет свои особенности в разных возрастных группах.

    Во второй младшей группе детей учат способам игры по подражанию за педагогом, при этом дети не воспроизводят текст сказки. На занятиях и в повседневном общении используются театральные куклы, от их лица педагог благодарит, хвалит, здоровается, прощается с детьми. Воспитатель расширяет игровой опыт детей за счет освоения игр- драматизаций.

    В средней группе ребенок начинает играть в игры, ориентированные на зрителя. В этой возрастной группе дети учатся выражать свое отношение к происходящему более точно. В этом возрасте необходимо уделять много внимания правильному произношению слов, построению предложений. Широко используются потешки, прибаутки, артикуляционные упражнения.

    Театрально- игровой опыт детей расширяется. Они начинают сочетать в роли движения и текст, используют пантомимику. Дети самостоятельно подбирают необходимые атрибуты, костюмы.

    В средней группе усложняются методы и приемы:

    - дети ведут рассказ от первого лица с сопровождением текста и движений;

    - играют в настольный театр.

    В старшем дошкольном возрасте ставится задача научить ребенка развивать пластику движений, согласованность своих действий с действиями партнера. Большое внимание уделяется тому, чтобы обучить детей выразительности (мимика, интонация, пантомима). Детям хочется придумывать свои сюжеты для дидактических игр. Надо предоставить им больше свободы в действиях.

    В подготовительной к школе группе развивается творческая самостоятельность. Дети 6-7 лет используют в театрализованной деятельности сложные сценарии, в которых много диалога. Надо предоставить детям больше свободы в действиях, проявлении фантазии.

    Театрализованные занятия включают в себя разыгрывание сказок, сценок, ролевые диалоги, самостоятельные импровизации, игры- драматизации, просмотр кукольных спектаклей и бесед по ним.

    При разработке театрализованной игровой деятельности у старших дошкольников были найдены интересные методические приемы:

    - предложить придумать сюжет к двум игрушкам и обыграть его;

    - предложить придумать новую сказку со знакомыми персонажами;

    - предложить поиграть с набором кукол из разных произведений для сочинения своих сценок;

    - предложить выполнить контрастные роли- злой собаки и беззащитного щенка.

    Таким образом, театрализованная деятельность способствует развитию уверенности в детях, формированию социальных навыков поведения тогда, когда ребенок будет иметь возможность проявить себя в какой- либо роли.

    Для этого необходимо использовать различные приемы:

    - выбор роли по желанию детей;

    - распределение ролей по карточкам (дети берут карточки из рук педагога, на которых изображен персонаж);

    - назначать на роли главных персонажей робких, застенчивых детей;

    - проигрывание всех ролей по очереди.

    Выдающийся режиссер и актер К. С .Станиславский в своей книге «Работа актера над собой», характеризуя детскую игру, говорит , что игра ребенка отличается верой в подлинность и правду вымысла. Стоит ребенку сказать себе «как будто- бы» и вымысел живет уже в нем. При этом у ребенка замечается еще одно свойство: дети знают, чему они могут верить и чего не надо замечать».

    Литература

    1.Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.- Мозаика Синтез, Москва, 2014.

    2.Артамонова О.В. Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста.- Тольятти, 1995.

    3.Мигунова Е.В. Организация театральной деятельности в д/с.- Москва, 2009.

    4.Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в д/с.- Москва, 2009.

    5.Штатько И.В. Театрализованная деятельность. «Воспитатель ДОУ 2008 №2».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие творческих способностей детей в процессе дизайн-деятельности

    Организация детской дизайн – деятельности опирается на педагогические принципы. Основной – это деятельностный подход. Свобода деятельности пробуждает фантазию, расширяет простор творчества и способств...

    Развитие творческих способностей дошкольников в процессе театрализованной деятельности

    Сегодня, когда по - иному, широко и фундаментально решается проблема образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед всеми, кто их решает – а это, в первую очередь, воспитатели дошкольных...

    Тема: «Развитие творческих способностей детей посредствам музыкально театрализованной деятельности»

    Тема::  «Развитие творческих способностей детей  посредствам музыкально театрализованной деятельности»Форма проведения: НОД  «Путешествие по русским сказкам»....

    Тема: «Развитие творческих способностей детей посредствам музыкально театрализованной деятельности»

    Открытая  НОД, на методическое обьединение.Проводилось мероприятие в конце учебного года, являясь итоговым.Средняя возрастная группа дети 4,5 - 5 лет. В занятии использовались инновационные метод...

    «Развитие творческих способностей детей в процессе театрализованной деятельности»

    Значение театрализованной деятельностиlВ детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять, всем видам детского театра, потому, что они помогают:lсформировать правильную модель поведения в сов...

    Обобщённый педагогический опыт на тему: « Развитие творческих способностей детей через музыкально – театрализованную деятельность

    Музыкально-театрализованная деятельность – самая эффективная форма музыкального воспитания, способствующая формированию творческой личности ребѐнка. На протяжении ряда лет я успешно работаю...

    План самообразования воспитателя старше - подготовительной группы комбинированной направленности на тему: «Развитие творческих способностей детей в процессе изобразительной деятельности средствами декоративно - прикладного искусства».

    План самообразованиявоспитателя старше - подготовительной группы комбинированной направленности на тему:«Развитие творческих способностей детей в процессе изобразительной деятельности средствами...