Главные вкладки

    Развитие творческих способностей детей в процессе дизайн-деятельности
    статья по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме

    Волкова Евгения Сергеевна

    Организация детской дизайн – деятельности опирается на педагогические принципы. Основной – это деятельностный подход. Свобода деятельности пробуждает фантазию, расширяет простор творчества и способствует динамике развития всех психологических процессов у дошкольника.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razvitie_tvorcheskih_sposobnostey.docx19.03 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развитие творческих способностей дошкольников в процессе  дизайн - деятельности

    Требования к содержанию образовательного процесса в современных дошкольных учреждениях предусматривают углублённую и творческую работу во всех направлениях.

    Декоративно – пространственное моделирование  относится к интегративному детскому творчеству. Оно объединяет все направления развития ребёнка и проецирует динамизм деятельности воспитанников. Задачи такой работы многогранны и направлены на формирование целостных предметов, целостной предметной среды и через них — целостного человека. При этом в основе её лежит практическое совершенство элементов предметной среды, но необходимым условием является их «одухотворенность».

            Осуществляя эти идеи в детском саду, у нас организована работа по нескольким направлениям:

    1. Создана творческая группа педагогов в работе по теме «Вторая жизнь предмета»
    2. Активно используются современные образовательные технологии: детско – родительские проекты, творческие мастерские детей разного возраста.
    3. Большое внимание уделяется сотрудничеству с родителями: художественные салоны, творческие  гостиные, мастер – классы,  организовываются конкурсы.

    Организация детской дизайн – деятельности опирается на педагогические принципы. Основной – это деятельностный подход. Свобода деятельности пробуждает фантазию, расширяет простор творчества и способствует динамике развития всех психологических процессов у дошкольника.

    Хочу обратить ваше внимание на требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

    Первое это то, что педагог организовывает доступ ребёнка к информации: наблюдения и процесс любования как природными, так и специально созданными объектами. В помещениях детского сада создаётся эстетическая грамотно построенная среда: красивый интерьер, привлекательные пособия, комфортное зонирование пространства с выделением декораций в убранстве детских центров.

    Второй принцип организации среды - это  мобильность среды и интерактивная составляющая, что на сегодня особо актуально. Образовательный процесс осуществляется с учётом календарно – тематического планирования. Дизайн интерьер может меняться в соответствии с темой недели.

    Дизайн – деятельность предусматривает углублённую индивидуальную работу с ребёнком и способствует его творческому и личностному самовыражению.  Особое внимание следует обратить на целесообразность применяемых элементов дизайна. Детское помещение – не хранилище.

    Творчество ребёнка – дизайнера в своей основе предполагает овладение изобразительными навыками, комбинаторными умениями и способность на эмоциональную отзывчивость на красоту.

    Организация работы по развитию творческих способностей в нашем детском саду осуществляется на основе программы «Цветные ладошки» Ирины Александровны Лыковой. Одна из частей этой программы - «Экопластика» ориентирует детскую деятельность на эстетическую организацию пространства вокруг ребёнка и на создание красивых полезных вещей: игрушек, сувениров, предметов интерьера.

    Создание оригинальных картин, изделий и композиций носит характер аранжировки из природного материала: шишек, плодов и просто красивых листьев и стеблей.

    Программа содержит и темы работы с бросовым материалом. Интересные композиции, украшающие приёмные комнаты, игровые зоны в группе поощряют стремление детей к дизайн – деятельности.

    В дизайн – творчестве важен запас эмоциональных впечатлений ребёнка, его художественная память. Уже с младшего возраста наши педагоги мастерят с ребятами открыточки к разным праздникам. Они предназначены самым близким людям – мамам, папам, воспитателям.

    При такой деятельности дети ощущают жизненную значимость своих усилий. В каждую свою работу ребёнок вкладывает все свои старания, душу и любовь.

    Пропущенная через сердце детская работа не имеет цены, понятно, что её название – эксклюзивная и она должна войти в историю развития малыша.

          Коллаж - технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на подложку предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.

       В технике коллажа выполняют несложные тематические композиции в виде панно или оригинальных фризов. Они могут найти применение в художественном оформлении детского сада. Поэтому такие панно должны быть хорошо оформлены, обклеены, окантованы, вставлены в раму или натянуты на плотную основу.

         В чём же прелесть коллажа для детей?

    1. Во-первых, он позволяет создать рельефное изображение. А это всегда интересно: рельефная поверхность представляет глазу и руке более богатую информацию, чем гладкая.
    2. Во-вторых, изготовление коллажа требует гораздо большего разнообразия действий, чем обычное рисование.

    Современный образовательный процесс ориентирует ребёнка на экспериментирование с различными материалами (безопасными для него).

    «Создание нового образа происходит путём взаимосвязи воображения, мышления, произвольности и свободной деятельности» - по словам Выготского Л.С. «Благодаря этой взаимосвязи, воображение совершает полный круг: от накопления, переработки впечатлений к этапу вынашивания и оформления продуктов воображения».

    Так у нас появились композиции «Мыши и сырный ломтик», «Корзинка с котятами», «Подснежники», «Весёлое настроение».

    Дизайн - это искусство комбинаторики, стилистики и украшения. Изготовление мобилей становится простым и оригинальным украшением интерьера. Техника их изготовления достаточно проста, а результат эффективен. Чтобы придать поделке объёмность, подвесные детали делаются в нескольких экземплярах. Лёгкие подвесные игрушки из бумаги, картона и бросового материала оживают даже от слабого движения воздуха.

    Забавные фигурки будут радовать вас круглый год: весной расцветёт душистая вишня, летом начнут играть разноцветные рыбки, яркие цветные листья напомнят об осени, а серебристые снежинки улыбнутся вам зимним вечером.

    Успешности архитектурно-художественного моделирования способствует ознакомление старших дошкольников с доступными и яркими образцами зодчества: сказочного, современного или старинного.

    Старшие дошкольники могут с помощью взрослого рисовать и конструировать по образцам и по воображению, доступные им макеты зданий и архитектурно – ландшафтные ансамбли.

    Декоративно – пространственный дизайн, с одной стороны, предусматривает обогащение восприятия и представлений детей о зодчестве и  интерьере, с другой, - формирует соучастников активного преобразования среды. Мы учим ребёнка чувствовать себя частью среды, творчески её преобразуя, - задача сложная, но перспективная и жизненно необходимая. Макеты обогащают сюжетно – ролевые игры детей и способствуют выполнению дидактических задач воспитания. Дизайн игровых маркеров в групповых помещениях является носителем эстетического развития  детей.

    Сегодня мода вновь обращается к изяществу, красоте и разнообразию фасонов одежды. Новые модели дети создают из бросового материла. Это могут быть лоскуты ткани, пакеты. Изделия дополняются мелкими деталями, сделанными из лент, бечёвок, искусственных и бумажных цветов, салфеток.

    Дети – модельеры проявляют свою фантазию для изготовления  театральных костюмов к тематическим праздникам и развлечениям, а также для развития сюжетно – ролевой игры.

    Дети очень любят демонстрировать своё творение. Итогом интересной работы становятся показы мод – дефиле. Творческими успехами своих детей гордимся не только мы – педагоги, но и родители.

    К каждому костюму дети с удовольствием придумывают названия: «Мисс весна», «Королева цветов», «Карамелька», «Принцесса Мармеладинка», «Фея красоты»

    Мы приобщаем детей к доступным для них формам декоративной деятельности при подготовке убранства помещений к праздникам и развлечениям.

    Уже с 4-5 лет дети могут быть не только участниками музыкально – поэтического действа, но и соавторами его декоративного убранства. В этом случае особенностью восприятия детьми праздничного дизайна интерьера является так называемый «эффект присутствия». Суть его в том, что ребёнок как участник празднества в интерьере является его создателем и потребителем. Побуждать к творческим поискам оформления праздников могут разные мотивы, но всех детей объединяет ожидание красочного и весёлого события.

          Только дети и могут столь свободно и гармонично существовать в искусстве, так как они следуют двум основным принципам: принципом случайного и принципом свободного творчества.

         До скорых творческих встреч!!!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие творческих способностей детей в процессе работы с бумагой

    В данном материале описаны различные техники работы с бумагой, а также система занятий на год для старшей группы детского сада....

    «Развитие творческих способностей детей в процессе театрализованной деятельности»

    Значение театрализованной деятельностиlВ детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять, всем видам детского театра, потому, что они помогают:lсформировать правильную модель поведения в сов...

    Развитие творческой личности дошкольника в процессе дизайн-деятельности.

    Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве, ведь способность к...

    Развитие творческих способностей детей в процессе постановки спектакля

    Готовясь к показу спектакля, дети имеют возможность попробовать сыграть любой понравившийся им образ. Каждый ребенок по-своему отображает особенности характера изображаемого героя, и, обращая на это в...


     

    Комментарии

    Веретенникова Ася Юрьевна

    Прекрасная хозяйка страницы. И отличный материал. Творческих Вам успехов.