Развитие творческих способностей детей в процессе дизайн-деятельности
статья по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме

Волкова Евгения Сергеевна

Организация детской дизайн – деятельности опирается на педагогические принципы. Основной – это деятельностный подход. Свобода деятельности пробуждает фантазию, расширяет простор творчества и способствует динамике развития всех психологических процессов у дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskih_sposobnostey.docx19.03 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей дошкольников в процессе  дизайн - деятельности

Требования к содержанию образовательного процесса в современных дошкольных учреждениях предусматривают углублённую и творческую работу во всех направлениях.

Декоративно – пространственное моделирование  относится к интегративному детскому творчеству. Оно объединяет все направления развития ребёнка и проецирует динамизм деятельности воспитанников. Задачи такой работы многогранны и направлены на формирование целостных предметов, целостной предметной среды и через них — целостного человека. При этом в основе её лежит практическое совершенство элементов предметной среды, но необходимым условием является их «одухотворенность».

        Осуществляя эти идеи в детском саду, у нас организована работа по нескольким направлениям:

  1. Создана творческая группа педагогов в работе по теме «Вторая жизнь предмета»
  2. Активно используются современные образовательные технологии: детско – родительские проекты, творческие мастерские детей разного возраста.
  3. Большое внимание уделяется сотрудничеству с родителями: художественные салоны, творческие  гостиные, мастер – классы,  организовываются конкурсы.

Организация детской дизайн – деятельности опирается на педагогические принципы. Основной – это деятельностный подход. Свобода деятельности пробуждает фантазию, расширяет простор творчества и способствует динамике развития всех психологических процессов у дошкольника.

Хочу обратить ваше внимание на требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Первое это то, что педагог организовывает доступ ребёнка к информации: наблюдения и процесс любования как природными, так и специально созданными объектами. В помещениях детского сада создаётся эстетическая грамотно построенная среда: красивый интерьер, привлекательные пособия, комфортное зонирование пространства с выделением декораций в убранстве детских центров.

Второй принцип организации среды - это  мобильность среды и интерактивная составляющая, что на сегодня особо актуально. Образовательный процесс осуществляется с учётом календарно – тематического планирования. Дизайн интерьер может меняться в соответствии с темой недели.

Дизайн – деятельность предусматривает углублённую индивидуальную работу с ребёнком и способствует его творческому и личностному самовыражению.  Особое внимание следует обратить на целесообразность применяемых элементов дизайна. Детское помещение – не хранилище.

Творчество ребёнка – дизайнера в своей основе предполагает овладение изобразительными навыками, комбинаторными умениями и способность на эмоциональную отзывчивость на красоту.

Организация работы по развитию творческих способностей в нашем детском саду осуществляется на основе программы «Цветные ладошки» Ирины Александровны Лыковой. Одна из частей этой программы - «Экопластика» ориентирует детскую деятельность на эстетическую организацию пространства вокруг ребёнка и на создание красивых полезных вещей: игрушек, сувениров, предметов интерьера.

Создание оригинальных картин, изделий и композиций носит характер аранжировки из природного материала: шишек, плодов и просто красивых листьев и стеблей.

Программа содержит и темы работы с бросовым материалом. Интересные композиции, украшающие приёмные комнаты, игровые зоны в группе поощряют стремление детей к дизайн – деятельности.

В дизайн – творчестве важен запас эмоциональных впечатлений ребёнка, его художественная память. Уже с младшего возраста наши педагоги мастерят с ребятами открыточки к разным праздникам. Они предназначены самым близким людям – мамам, папам, воспитателям.

При такой деятельности дети ощущают жизненную значимость своих усилий. В каждую свою работу ребёнок вкладывает все свои старания, душу и любовь.

Пропущенная через сердце детская работа не имеет цены, понятно, что её название – эксклюзивная и она должна войти в историю развития малыша.

      Коллаж - технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на подложку предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.

   В технике коллажа выполняют несложные тематические композиции в виде панно или оригинальных фризов. Они могут найти применение в художественном оформлении детского сада. Поэтому такие панно должны быть хорошо оформлены, обклеены, окантованы, вставлены в раму или натянуты на плотную основу.

     В чём же прелесть коллажа для детей?

  1. Во-первых, он позволяет создать рельефное изображение. А это всегда интересно: рельефная поверхность представляет глазу и руке более богатую информацию, чем гладкая.
  2. Во-вторых, изготовление коллажа требует гораздо большего разнообразия действий, чем обычное рисование.

Современный образовательный процесс ориентирует ребёнка на экспериментирование с различными материалами (безопасными для него).

«Создание нового образа происходит путём взаимосвязи воображения, мышления, произвольности и свободной деятельности» - по словам Выготского Л.С. «Благодаря этой взаимосвязи, воображение совершает полный круг: от накопления, переработки впечатлений к этапу вынашивания и оформления продуктов воображения».

Так у нас появились композиции «Мыши и сырный ломтик», «Корзинка с котятами», «Подснежники», «Весёлое настроение».

Дизайн - это искусство комбинаторики, стилистики и украшения. Изготовление мобилей становится простым и оригинальным украшением интерьера. Техника их изготовления достаточно проста, а результат эффективен. Чтобы придать поделке объёмность, подвесные детали делаются в нескольких экземплярах. Лёгкие подвесные игрушки из бумаги, картона и бросового материала оживают даже от слабого движения воздуха.

Забавные фигурки будут радовать вас круглый год: весной расцветёт душистая вишня, летом начнут играть разноцветные рыбки, яркие цветные листья напомнят об осени, а серебристые снежинки улыбнутся вам зимним вечером.

Успешности архитектурно-художественного моделирования способствует ознакомление старших дошкольников с доступными и яркими образцами зодчества: сказочного, современного или старинного.

Старшие дошкольники могут с помощью взрослого рисовать и конструировать по образцам и по воображению, доступные им макеты зданий и архитектурно – ландшафтные ансамбли.

Декоративно – пространственный дизайн, с одной стороны, предусматривает обогащение восприятия и представлений детей о зодчестве и  интерьере, с другой, - формирует соучастников активного преобразования среды. Мы учим ребёнка чувствовать себя частью среды, творчески её преобразуя, - задача сложная, но перспективная и жизненно необходимая. Макеты обогащают сюжетно – ролевые игры детей и способствуют выполнению дидактических задач воспитания. Дизайн игровых маркеров в групповых помещениях является носителем эстетического развития  детей.

Сегодня мода вновь обращается к изяществу, красоте и разнообразию фасонов одежды. Новые модели дети создают из бросового материла. Это могут быть лоскуты ткани, пакеты. Изделия дополняются мелкими деталями, сделанными из лент, бечёвок, искусственных и бумажных цветов, салфеток.

Дети – модельеры проявляют свою фантазию для изготовления  театральных костюмов к тематическим праздникам и развлечениям, а также для развития сюжетно – ролевой игры.

Дети очень любят демонстрировать своё творение. Итогом интересной работы становятся показы мод – дефиле. Творческими успехами своих детей гордимся не только мы – педагоги, но и родители.

К каждому костюму дети с удовольствием придумывают названия: «Мисс весна», «Королева цветов», «Карамелька», «Принцесса Мармеладинка», «Фея красоты»

Мы приобщаем детей к доступным для них формам декоративной деятельности при подготовке убранства помещений к праздникам и развлечениям.

Уже с 4-5 лет дети могут быть не только участниками музыкально – поэтического действа, но и соавторами его декоративного убранства. В этом случае особенностью восприятия детьми праздничного дизайна интерьера является так называемый «эффект присутствия». Суть его в том, что ребёнок как участник празднества в интерьере является его создателем и потребителем. Побуждать к творческим поискам оформления праздников могут разные мотивы, но всех детей объединяет ожидание красочного и весёлого события.

      Только дети и могут столь свободно и гармонично существовать в искусстве, так как они следуют двум основным принципам: принципом случайного и принципом свободного творчества.

     До скорых творческих встреч!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей в процессе работы с бумагой

В данном материале описаны различные техники работы с бумагой, а также система занятий на год для старшей группы детского сада....

«Развитие творческих способностей детей в процессе театрализованной деятельности»

Значение театрализованной деятельностиlВ детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять, всем видам детского театра, потому, что они помогают:lсформировать правильную модель поведения в сов...

Развитие творческой личности дошкольника в процессе дизайн-деятельности.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве, ведь способность к...

ДОКЛАД НА ОСНОВЕ ЦЕЛОСТНОГО ОБОБЩЁННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА на тему: «Развитие творческих способностей детей в процессе реализации задач по художественно- эстетическому развитию, с применением нетрадиционных методов рисования»

  Одним из основных видов деятельности детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение (детский сад), во всех возрастных группах является рисование. Деятельность по изобр...


 

Комментарии

Веретенникова Ася Юрьевна

Прекрасная хозяйка страницы. И отличный материал. Творческих Вам успехов.