"Путешествие Буратино в страну Грамоты"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Прямикова Жанна Алексеевна

 Представлен конспект занятия для детей с общим недоразвитием речи по обучению грамоте (компенсирующая группа 6-7 лет, второй период обучения).     

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pryamikova_zh.a._konspekt_zanyatiya.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                             Прямикова Жанна Алексеевна, учитель-логопед,    

                                                                             муниципальное дошкольное образовательное    

                                                                             учреждение  детский сад № 52,

                                                                             город Рыбинск, 2020г.

          Обучение грамоте дошкольников с ОВЗ

Аннотация: в статье представлен конспект занятия для детей с общим недоразвитием речи по обучению грамоте (компенсирующая группа 6-7 лет, второй период обучения).     

                                                 Конспект занятия                            

Тема: Путешествие Буратино в страну Грамоты.

           Звук и буква «С»

Цели:

Коррекционно–образовательные:

Совершенствование  фонетико-фонологического компонента:

определение места звука в слове, закрепление чёткого произнесения звука «С» в словах и фразовой речи;

синтаксического контроля и прогнозирования высказывания, ориентировки в семантических отношениях: формирование словаря антонимов.

Коррекционно–развивающие:

Развитие артикуляционной моторики, дыхания, голоса, общей и мелкой моторики.

Развитие согласованности  речи с движением.    

Развитие связной речи, логического мышления, зрительного восприятия.

Коррекционно–воспитательные:

Воспитание доброжелательных отношений, отзывчивости, навыков взаимодействия и сотрудничества.

Области интеграции: коммуникация, познание, чтение художественной литературы, здоровьесбережение, музыка, социализация.

Оборудование:

Раздаточный материал: предметные картинки со звуком «С», карточки с заданиями на каждого ребёнка, цветные карандаши, символы для звукового анализа слов.

Демонстрационный материал: импровизированный самолёт, касса, предметные картинки со звуком «С», мяч, голосовое сообщение от Буратино, музыкальное оформление-гул самолёта.                                                                  

                                                  Ход занятия.

1.Организационный момент.  

  Психогимнастика:  «Наше правило»

                                     Каждый день, всегда, везде:

                                     На занятиях, в игре

                                    Мы красиво говорим.

                                    Никогда мы не спешим.

                       (дети стоят в кругу, взявшись за руки)

2. Развитие артикуляционной моторики, дыхания, голоса.

     Упражнения:

   - для челюсти: «Бегемот» открывание и закрывание рта.

   - для щёк: «Помидоры-толстяки», «Огурцы-худышки»,

   - для губ: «трубочка»- «улыбочка»,

   - для языка: самомассаж - покусать язык (тя-тя-тя), расслабить-пошлёпать    

      губами (пя-пя-пя);

     Фонетическая ритмика:

      Протяжно произносим: СА – руки в стороны,

                                               СО – руки круглые,

                                               СУ – руки вперёд,

                                               СЫ – руки в стороны.

 3.Введение в тему:

   Логопед: - Ребята, нам пришло сообщение от Буратино, он узнал, что вы идёте в школу и можете помочь ему выполнить трудные задания.  Предлагаю вам  отправимся  ему на помощь, а на чём отгадайте:  

                    Загадка:  «Железная птица

                                     По небу мчится».  

 Дети: - На самолёте.

 Логопед: - Какой первый звук в слове самолёт?

 Дети: - Звук «С»,  дают характеристику звука (согласный, твердый, глухой).

 Логопед: - Билетом в самолёт будет картинка со звуком «С».

  В импровизированной кассе лежат предметные картинки; дети выбирают  

  нужные картинки  со звуком «С».

 Логопед: - Я возьму с собой в самолёт сумку, а вы?

   Дети выбирают и называют свои картинки и садятся в самолёт.

  4. Динамическая пауза:

   Дети имитируют полет самолета (руки в стороны), произносят слова  

   вслед за логопедом: «Самолёт построим сами,

                                        Понесёмся над лесами,

                                         Понесёмся над лесами

                                        И опять вернёмся в садик».

  5. Логопед: Мы прилетели в гости к Буратино.

         1) Упражнение «Какого цвета слово?»

     Логопед: Мальвина придумала интересное задание. Прочитайте слова и  

          подумайте, какого цвета они могут быть.  

          Заштрихуйте круг под каждым словом в нужный цвет, объясните.                  

          (карточка с заданием каждому ребёнку, слова: сыр, сок, лиса, лес,

          бусы)

         2) Упражнение «День рождения Буратино»

      Логопед: Сегодня у Буратино день рождения. Соедините слоги линиями  

           и отгадайте имена детей, которые придут к нему в гости.

           Если вас забыл пригласить, то впишите своё имя внизу.

(карточка с заданием каждому ребёнку, имена детей: Со-ня, Све-та, Сла-ва, Де-нис, Са-ня)

         3) Упражнение «Черно-белое фото»

      Логопед: Папа Карло подарил Буратино фотоаппарат. Буратино сделал

        чёрно-белые снимки. Прочитайте слова и заштрихуйте  

        сфотографированные предметы. Обозначьте на схемах синим  

        карандашом место звука «С» в этих словах. 

       (карточка с заданием  каждому ребёнку, картинки: собака, слон,  

       ласточка, парус)

         4) Физкультминутка:

                          Мы летали высоко, (руки вверх)

                          Мы летали низко,    (руки вниз)

                          Мы летали далеко,  (руки вперёд)

                          Мы летали близко.  (руки к груди)

         5) Игра «Скажи наоборот» (дети стоят, игра с мячом)

        Логопед: Назовите слова противоположные по смыслу, которые    

       начинаются со звука «С».

         Мир – (ссора), пасмурный – (солнечный), кислый – (сладкий), плач –  

       (смех), тьма – (свет), трусливый – (смелый), молодой – (старый), туча –

       (солнце), слева – (справа), бодрствование – (сон).  

          6) Упражнение «Слово рассыпалось»

          Логопед: Когда Буратино попал к Лисе Алисе и коту Базилио, то от  

        испуга забыл слова. Помогите собрать слово и составьте звуковую  

        схему (карточка с заданием каждому ребёнку, слово: мосалёт –

        самолёт)

         7) Упражнение «Исправь предложения» - развитие синтаксического    

        контроля  и трансформации высказывания (на доске предметные  

        картинки: весы, девочка с косами, дедушка с  усами, собака)

У дяди Васи седые …(косы).

Продукты взвешивают на…(усах).

У Кати длинные…(усы).

Кошка бегает за …(собакой).

         8)Упражнение «Самолёт с парашютами»

Логопед: Прочитайте слова на парашютах (самолёт, высоко, летит, в, небо). Придумайте предложения с этими словами. Каждый начинает со своего слова.

             - Самолёт летит высоко в небе.

             - Высоко в небе летит самолёт.

              -В небе высоко летит самолёт.

             - Летит самолёт высоко в небе.                                              (карточка с заданием каждому ребёнку.)

       9. Динамическая пауза:

           Буратино благодарит детей,  дети садятся в самолет (руки в стороны) и  

           произносят слова  вслед за логопедом:

                                          «Самолёт построим сами,

                                           Понесёмся над лесами,

                                           Понесёмся над лесами

                                           И опять вернёмся в садик».

       10.Итог занятия. Какой звук и букву мы закрепляли вместе с Буратино?      

           Угощение от Буратино.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий выпускного бала «Путешествие Буратино в Страну Знаний»

Сценарий к выпускному празднику для групп подготовительного возраста...

Конспект развлечения по ПДД в старшей группе «Путешествие Буратино в страну правил дорожного движения»

Конспект развлечения по ПДД в старшей группе «Путешествие Буратино в страну правил дорожного движения»...

«Путешествие Буратино в страну правил дорожного движения»

Конспект открытого занятия по ПДДв подготовительной к школе группена тему: «Путешествие Буратинов страну правил дорожного движения»...

«Путешествие Буратино в страну Математики»

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада...

Выпускной праздник "Путешествие Буратино в страну Знаний"

Цель: Продолжать создавать эмоционально положительную атмосферу сотрудничества детского сада и семьи. Задачи:- Раскрыть творческие способности  детей;- Развивать коммуникативные способности...

«Путешествие Буратино в страну Грамоты»

Цель проекта: развитие фонематических процессов у детей, умения обозначатьзвуки буквами, обогащение словаря воспитанников. Актуальность проекта: Возраст детей 5-7 лет – это период активного...

Игра-путешествие по финансовой грамотности с использованием STEM-образования в подготовительной коррекционной группе «Путешествие Буратино в страну Финансовой грамотности»

Игра-путешествие разработана в соответствии с программой STEM-образование и дополнительной программы "Финансовая грамотность для дошкольников". В разработке использованы все 6 модулей STEMа:...