Советы логопеда (продолжение)
консультация по логопедии (старшая группа)

Григорьева Ирина Васильевна

Ответы логопеда на вопросы родителей детей имеющих логопедические проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prodolzhenie_besedy_s_logopedom.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Вместе с детьми.

(продолжение)

Н.Г.Свободина

Беседы с логопедом. Вопросы и ответы.

Жизнь до …

        Ирина, Екатеринбург. Моему ребёнку 5 лет. Он не совсем хорошо выговаривает буквы Л и Р. Сколько занятий может потребоваться профессиональному логопеду «поставить» эти буквы «на место»? И еще один вопрос: логопед в детском саду может заняться моим ребенком бесплатно?

        Логопед в детском саду обязан бесплатно заниматься с детьми. Можно обратиться за помощью в различные центры психологической и социальной реабилитации, которые есть в каждом городе, поселке. Есть, конечно, и различные коммерческие центры развития, частные логопеды, но желательно искать логопеда по рекомендации.

         Что касается количества занятий, то заочно на этот вопрос вам не ответит ни один специалист. Вот несколько примеров. Звук «Р» - такой «вредный» звук, что может получиться у ребенка буквально за 2 – 3 занятия, вопреки всем пессимистическим прогнозам. И наоборот – рассчитывают, что быстро все получится, и  вроде бы для такого прогноза есть все основания, нот вопреки всем ожиданиям работа идет так тяжело, звук если даже и получился, то автоматизироваться может длительное время, иногда до года.

        Марика, Москва. В ваших ответах на вопросы не раз звучало, что к 5 годам ребенок должен произносить все звуки. У моего сына (5 лет 10 мес.) проблема с буквой Р. Она звучит у него на французский манер. в садике, который он посещает с 3 лет, с этого года было разделение на обычные и логопедические группы. Его оставили в обычной, объяснив это тем, что «двуязычных детей не берут в логопедическую группу» (хотя ребенок владеет только русским языком и слышит только русскую речь). На сколько это правомочно?

        Да, действительно, традиционно речевое развитие в норме имеет временные рамки, которыми т руководствуются специалисты. Но это не значит, что детям до пяти лет с проблемным речевым развитием не должна оказываться логопедическая помощь, даже если речь идет только о нарушении произношения. По существующим нормам в логопедические группы принимаются дети, у которых отмечается нарушение произношения не менее шести звуков. Если же в логопедической группе есть свободные места и нет претендующих на них по очереди, то могу быть зачислены дети и с меньшим количеством нарушенных звуков. Есть группа языков, в которой увулярное произношение звука (Р) (горловое) считается нарушенным. К таким языкам относится и русский. Поэтому русскоязычному ребенка не может быть отказано в логопедической помощи на основании того, что  в его семье используются два или более языков. Да и вообще, нет такого закона, по которому в логопедическую группу не принимаются дети из двуязычных семей. Нарушение или задержка речевого развития может быть у любого ребенка, любой национальности.

        Сергей, Москва. Наш ребенок посещает подготовительную логопедическую группу. Но вот уже в течении двух лет нас мучают домашними заданиями. Чуть ли не каждый вечер (а получается на ночь глядя) мы должны делать какие – то упражнения. Чем же тогда должен заниматься логопед?

        Логопед должен в свое рабочее время брать ребенка на занятие в кабинет ежедневно или 2 – 3 раза в неделю, в зависимости от тяжести нарушения. К сожалению, существует практика, когда логопед считает, что он только направляет ребенка, а все остальное должны делать родители дома. Это неправильный подход. Задания на дом конечно нужны, но перекладывать свою работу на плечи родителей нельзя. Каждый должен заниматься своим делом. Логопед ставит звук, учит ребенка вводить его в речь, а родителей приемам автоматизации и контроля. Но логопед находится в группе лишь 4 часа. Во второй половине дня с ребенком занимаются воспитатели по заданию логопеда, а вечером и по выходным дням родители должны отрабатывать необходимые упражнения, следить за  правильностью произношения и никуда от этого не деться.

        Людмила, Псков. Я, учитель начальной школы. У детей, которые приходят из логопедических детских садов, очень часто остаются речевые проблемы. Чем же занимаются в детском саду? Какие нарушения там лечат?

        В логопедические группы детского сада поступают дети с фонетико – фонематическим недоразвитием (ФФН) и общим недоразвитием речи (ОНР), заикающиеся и с легкими формами речевых расстройств. Дети с ОНР принимаются на два года, с ФФН - на один год. Кажется все ясно, есть жесткие нормы. Большая часть детей выходит с исправленным звукопроизношением и приличной связной речью. Но есть дети, нарушения у которых отягощены другими проблемами. Например, дизартрическим компонентом, когда вследствие каких – то сложностей дородового или родового периода у ребенка нарушается снабжение артикуляционного аппарата нервными импульсами. Звукопроизношение становится невнятным, смазанным. Такие нарушения исправляются очень тяжело, часто только с помощью специального массажа. На коррекцию таких нарушений требуется длительное время.

        Поставить звук – это только полдела. Гораздо важнее и труднее ввести звук в речь. При отягощенных нарушениях звук автоматизируется очень медленно. ребенок на занятии у логопеда может говорить совершенно правильно, но после не пользуется исправленным звуком. Здесь необходима объединенная помощь всех взрослых, с которыми общается ребенок. Поэтому автоматизация звуков часто продолжается и в школе.

        Зачастую дети в детский сад приходят за год до школы, имея огромный букет проблем, в том числе и искаженное звукопроизношение. Конечно, за год такие проблемы не решить, и ребенок несет их в школу. 

        Исправление речевых расстройств нельзя загнать в жесткие рамки. Здесь все очень индивидуально, как и в лечении любого другого заболевания.

        Кроме того, не может быть деления на работу для дошкольных и школьных логопедов. Логопед есть логопед. И если к нему поступил ребенок с расстройствами речи (устными или письменными), он должен этим заниматься.

        Итак, всего 6 лет, но так много они дают ребёнку для его будущей жизни. Помните это, и не теряйте времени.                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы логопеда "7 советов логопеда"

7  советов, как можно помочь ребенку в развитии речи...

Консультация для родителей (советы логопеда) "11 Советов как заниматься с ребенком с 2-3 лет"

Часто родители сталкиваются с тем, что ребёнок не хочет заниматься.Как вызвать у малыша желание заниматься.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16323785","attributes":{"alt":"","class":"...

Как заниматься с ребенком дома по заданию логопеда? Советы логопеда

В статье определена роль родителей в коррекционно-образовательном процессе, описаны виды работы для родителей по выполнению заданий учителя-логопеда. Даны советы родителям по закреплению умений и навы...

Советы логопеда: "Когда родителям нужно обращаться за помощью к логопеду"

Советы логопеда: Когда обращаться к логопеду?Младший возраст Обратите внимание на речь своего малыша! Речью ребенок овладевает постепенно, путем подражания произношению звуков и слов взрослых. Пр...

Советы логопеда. Зачем нужен логопед

В статье рассказывается о направлениях работы учителя-логопеда в процессе коррекции речи....

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА! Взаимосвязь логопеда и семьи

Иногда умственно и психически нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью. Чаще это бывает у ослабленных постоянными болезнями ребят. Такие дети, как правило, нуждаются в допол...

Советы логопеда "Когда нужно обращаться к логопеду: признаки нарушения речи".

Советы логопеда "Когда нужно обращаться к логопеду: признаки нарушения речи"....