Звуки Г - К. Буквы Г - К. Инструменты.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Поспелова Светлана Владимировна

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: "Звуки Г - К. Буквы Г - К. Инструменты"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_g-k.bukvy_g-k._instrumenty.docx21.68 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие в подготовительной к школе группе:

«Звуки [г]-[к], буквы г - к». Инструменты

Цель: обобщить знаний о глухих и звонких согласных звуках [К], [Г]

Задачи:

Образовательные:

- продолжать учить выделять звуки [К], [Г] среди других звуков, в слогах, словах и предложениях;

- закреплять умение давать акустико-артикуляционную характеристику звуков [К], [Г];

- развивать умение проводить дифференциацию звуков по звонкости-глухости;

- закрепление навыка проведения звукового анализа и синтеза;

- развитие словаря по теме.

Развивающие:

- развитие общей и мелкой моторики;

- развитие фонематических процессов;

- развитие внимания, мышления и памяти.

Воспитательные:

- воспитывать у детей умение работать команде;

- воспитывать умение доводить начатое до конца;

- воспитывать положительное отношение к образовательной деятельности.

Оборудование: игрушка Гномика, картинки и игрушки инструментов, сигнальные карточки для проведения звукового анализа, картинки в названии которых есть звуки [К], [Г], фишки с изображением маленьких и больших молоточков для проведения самоанализа, карандаши, мягкая проволока, счетные палочки.

Ход занятия

I. Орг. момент

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть на нашем занятии! Давайте начнем наш день с улыбки, и пусть в течение занятия у нас будет хорошее настроение!

1. - Сядет тот, кто скажет, кому что нужно для работы: лесорубу– топор, дворнику – метла, медсестре – шприц, повару – кастрюля, парикмахеру– ножницы, портному– игла.

Молодцы! (дети садятся по местам)

А сейчас вспомним правила, которые всегда помогают нам на занятии (по карточкам):

Смотреть внимательно, слушать – обязательно, сначала подумать, потом отвечать и результат будет отличный.

Обратите внимание, у вас на столах лежат фишки - большие и маленькие  молоточки – это чтобы вы смогли оценить себя.

Если вы считаете, что выполнили задание без ошибок – можете взять большой молоточек, если вы выполнили задание с подсказкой или ошибкой – берете маленький молоточек, если вы не смогли справиться с заданием – то вам нужно постараться, чтобы при выполнении следующего задания взять себе фишку. В конце занятия мы подсчитаем у кого сколько больших и маленьких фишек.

2. Артикуляционная гимнастика

Но сначала мы разогреем наши язычки и выполним артикуляционную гимнастику.

Скажите, а для чего мы на каждом занятии делаем гимнастику для губ, зубов и языка? (Чтобы научиться красиво и правильно говорить)

II Основная часть

1. Введение в тему

Ребята, давайте вспомним с каким звуком и буквой мы познакомились на прошлом занятии? – Мы познакомились со звуком и буквой Г.

А чтобы узнать тему сегодняшнего занятия-отгадайте загадки:

- Зубастые, а не кусаются… (грабли)

- Этот громкий инструмент гвоздь забьёт в один момент (молоток)

- Какой ПЕРВЫЙ звук в слове ГРАБЛИ?  - [Г].

- Какой ПОСЛЕДНИЙ звук в слове МОЛОТОК? - [К].

Как вы думаете, какая тема сегодняшнего занятия?

 (Тема сегодняшнего занятия звуки и буквы Г и К).

 Верно, тема сегодняшнего занятия:

Звуки и буквы Г и К. Мы поговорим сегодня об инструментах.

Задачи:

Ребята, чему мы должны сегодня научиться?

- Правильно произносить звуки [Г] – [К]

- Узнать, как эти звуки образуются [Г] – [К]

- Учиться различать на слух звуки [Г] – [К], среди других звуков, в слогах, словах и предложениях.

Молодцы!

-  Ребята, а у нас гость…сегодня, когда я пришла в детский сад - на пороге обнаружила этого Гнома. Он был очень грустный. Гном мне по секрету рассказал, что скоро ему поступать в первый класс в лесную школу, а он постоянно путает звуки [К] и [Г], даже мне он сказал, что его зовут Кном Коша, ему даже стыдно говорить, он стесняется!

Я решила с вами посоветоваться, сможем мы помочь Гоше или нет?

Что же делать?

- Я была уверенна, что вы согласитесь помочь Гоше. А еще наш гость узнает какие бывают инструменты и где их используют. Давайте Гошу посадим, пусть он внимательно слушает…

2. Анализ произношения звуков (приготовить зеркала и карточки)

А теперь ребята, посмотрите в зеркала, Произнесите звук [Г], как расположение губы? Как расположены зубы? Язык?

Акустико-артикуляционная характеристика

- Поднесите руку ко рту, воздушная струя сильная или слабая? Тёплая или холодная? (слабая, теплая и короткая).

А теперь произнесите звук [К], как расположение губы? Как расположены зубы? Язык?

Давайте попробуем дать характеристику звукам.

Это звуки согласные, твердые. Давайте поднесём руку к горлышку и произнесём звук Г, горлышко работает? Да, значит, звук звонкий.

Давайте произнесём звук К, горлышко не работает, мы слышим только шум. Значит звук глухой. а в чем их отличие?

Звук Г- звонкий, звук К – глухой.

3  Игра «Поймай звук»

  • Я буду произносить ряд звуков, слогов, слов, а вы поднимайте карточку с изображением молотка, если услышите звук [к], и грабель, если услышите [г]:

Звуки: Г, М, К, С, Ж, К, Г, п, Г.

Слоги: Гу, Кы, Му, Ка, Да, Го, уК, Га.

Слова: ОтвертКа, уКол, Грабли, тяпКа, Гвоздь, пила, Кусачки.

 -Молодцы, оцените себя! (фишки) 

4. Давайте вспомним, чем звук отличается от буквы

Ребята, мы с вами знаем правило: звуки мы слышим и произносим, а буквы – видим, пишем и читаем.

Нарисуйте буквы Г и К в воздухе, а затем букву Г выложите из мягкой проволоки, а букву К выложите из палочек.

5. Закрепление графического образа букв Г и К 

  «Живая буква» дети изображают буквы, ложась на ковер,

  «Найди в какой груше буква Г напечатана верно и раскрась, а сосед по парте раскрашивает шарик, который держит Карлсон с буквой К», а затем обменяйтесь листочками и оцените работу друг друга фишками.

Дети работают в парах, затем обмениваются листками и проверяют друг друга. Затем оценивают своего товарища фишкой.

6. Физминутка. Кинезиологическое упражнение

8. Закрепление звуков в словах. Определение места звука в слове «Соедини схемы с картинками»

9. Игра «Подскажи словечко»

Лопатой - ,     метлой - , топором - , молотком - , пилой - , ножницами - , ножом - .

Самооценка

10.  И последнее задание, ребята. Исправьте предложение.

Молоток, Коля, гвоздь, забил. 

Дровосек, топор, работа. (самооценка)

III. Итог занятия. Рефлексия.

- Как вы думаете, мы со всеми заданиями сегодня справились?

- Чему мы научились на занятии?

– правильно произносить Г – К,

- узнали, как эти звуки образуются

- научились различать эти звуки на слух

Какое задание было самое трудное? А какое задание было самое интересное?

Давайте оценим свою работу на занятии! (считаем фишки)

А Гному Гоше мы смогли помочь? Вы думаете он не будет больше путать звуки? Он очень вам благодарен и пришел не с пустыми руками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" Путешествие за пропавшими буквами. Буква И

Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" )Путешествие за пропавшими буквами. Буква И. Цели и задач...

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Закрепление умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с пройденными буквами.

Закрепление умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с пройденными буквами.Развитие фонетических представлений, навыков звукового и сло...

Домашнее задание для группы ТНР Звук и буква Г. Лексическая тема "Инструменты"

Домашнее задание для группы ТНР Звук и буква Г. Лексическая тема "Инструменты"...