Аннотация к рабочей программе для детей 4-7 лет с амблиопией и косоглазием МБДОУ с №37 "Хрусталик"г.Таганрога
учебно-методический материал по логопедии

Гродская Ирина Константиновна

Программа определяет содержание и организацию коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в Доу  для детей со зрительной патологией

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аннотация

к рабочей программе учителя – логопеда для детей 4-7 лет с амблиопией и косоглазием МБДОУ д/с №37 «Хрусталик» г. Таганрога.

Рабочая программа является нормативным документом и определяет содержание и организацию коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в ДОУ с детьми со зрительной патологией   и с речными нарушениями  (с фонематическим недоразвитием речи (далее – ФНР), фонетико-фонематическим недоразвитием речи (далее - ФФНР), а также общим недоразвитием речи разных уровней (далее – ОНР) в возрасте от 4 до 7лет.

Рабочая программа учителя-логопеда  разработана на основании Адаптированной основной образовательной  программы дошкольного образования детей с амблиопией и косоглазием муниципального  бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 37» в соответствии с требованиями основных нормативных документов

и с учётом коррекционных программ:

- Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Т.В. Туманова.  Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. М. «Просвещение», 2010 г.

Парциальные коррекционные программы:

-     С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц    «Учим ребёнка говорить и читать»  М. 2006г.

-    В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко  Учебно-методический  комплект. М. 2003г.

-   О.С. Гомзяк «Говорим правильно»(5-6лет, 6-7 лет)

-    Т.А. Ткаченко «Если дошкольник плохо говорит» С.-Пб.  1998г.

- Н.В. Нищева «Организация коррекционно-развивающей работы в старшей  (средней) логопедической группе»  С.-Пб. 2004.

- использованы современные технологии и разработки Филичевой Т.Б., Ушаковой О.С., Ткаченко Т.А., Грибовой. О.Е., Громовой О.Е., Соломатиной Г.Н., Коноваленко В.В. и Коноваленко С.В. и др.  

 Рабочая программа  учитывает специфику работы логопеда в дошкольном учреждении для детей с амблиопией и косоглазием, так как по своей структуре и функциональным обязанностям значительно отличается от работы логопеда речевого сада. Это связано в первую очередь с тем, что логопед в саду для детей с амблиопией и косоглазием встраивается в общеобразовательный процесс, а не идет с ним параллельно, как это принято в речевых садах, поэтому задача коррекции речи в детском саду для детей со зрительной патологией является дополнительной.  В нашем саду одновременно занимаются дети с различными речевыми заключениями (ФНР, ФФНР, осложнёнными дизартрическим компонентом, ОНР разных уровней). Работа логопеда строится с учетом внутреннего расписания МБДОУ.

Целью данной программы является  реализация общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и  зрительного развития детей, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.

В целевом разделе Программы  обозначены цель и задачи, принципы и подходы к формированию рабочей программы, рассмотрены специфические особенности психического развития детей с амблиопией и косоглазием,  характеристика особенностей речи этих детей. Программа представляет собой коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую коррекцию звукопроизношения, формирование фонематического восприятия, лексико - грамматических категорий, развитие связной речи у дошкольников 4-7 лет, что обуславливает формирование их коммуникативных способностей и общего психического развития. Это в свою очередь становится основой для дальнейшего успешного овладения детьми с амблиопией и косоглазием с различными речевыми нарушениями чтением и письмом при обучении в школе, а так же их социализации.

В содержательном разделе  Программы представлено: общее содержание логопедической работы с детьми с глазной патологией (задачи, методы и средства, технологии), комплексно-тематическое планирование, специфика психолого- педагогическое сопровождение детей, взаимодействие с педагогами, взаимодействие с семьями воспитанников.

В Организационном разделе Программы представлено, в каких условиях она реализуется и осуществляется: материально-техническое обеспечение, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания, распорядок дня, особенности социокультурной среды, организация предметно - пространственной развивающей образовательной среды, а также психолого - педагогические условия реализации программы.

Рабочая программа предполагает, что занятие остается одной из основных форм работы с детьми с глазными проблемами при максимальном использовании игровых методов и приёмов в рамках каждого занятия. Основными формами являются: подгрупповая и индивидуальная непосредственная образовательная деятельность, продолжительность которых определена в соответствие с СанПиН. Объём учебного материала в Программе рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Оснащение для предметно-развивающей среды в виде оборудования, игр, пособий, иллюстративного и литературного материала для детей 4-7 летнего возраста подобрано в соответствии с адаптированной основной образовательной программой.

В Приложениях к Программе представлены практические материалы для осуществления дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания дошкольников с различными проявлениями речевой патологии:

  • Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета в соответствии с ФГОС.
  • Логопедические технологии сопровождения (традиционные и нетрадиционные).
  • Интеграция непосредственно образовательной деятельности учителя-дефектолога, воспитателей, психолога и музыкального руководителя.

Рабочая программа разработана на долгосрочный период и будет подвергаться изменению по мере необходимости.



Предварительный просмотр:

Аннотация

к рабочей программе учителя – логопеда для детей 4-7 лет с амблиопией и косоглазием МБДОУ д/с №37 «Хрусталик» г. Таганрога.

Рабочая программа является нормативным документом и определяет содержание и организацию коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в ДОУ с детьми со зрительной патологией   и с речными нарушениями  (с фонематическим недоразвитием речи (далее – ФНР), фонетико-фонематическим недоразвитием речи (далее - ФФНР), а также общим недоразвитием речи разных уровней (далее – ОНР) в возрасте от 4 до 7лет.

Рабочая программа учителя-логопеда  разработана на основании Адаптированной основной образовательной  программы дошкольного образования детей с амблиопией и косоглазием муниципального  бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 37» в соответствии с требованиями основных нормативных документов

и с учётом коррекционных программ:

- Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Т.В. Туманова.  Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. М. «Просвещение», 2010 г.

Парциальные коррекционные программы:

-     С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц    «Учим ребёнка говорить и читать»  М. 2006г.

-    В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко  Учебно-методический  комплект. М. 2003г.

-   О.С. Гомзяк «Говорим правильно»(5-6лет, 6-7 лет)

-    Т.А. Ткаченко «Если дошкольник плохо говорит» С.-Пб.  1998г.

- Н.В. Нищева «Организация коррекционно-развивающей работы в старшей  (средней) логопедической группе»  С.-Пб. 2004.

- использованы современные технологии и разработки Филичевой Т.Б., Ушаковой О.С., Ткаченко Т.А., Грибовой. О.Е., Громовой О.Е., Соломатиной Г.Н., Коноваленко В.В. и Коноваленко С.В. и др.  

 Рабочая программа  учитывает специфику работы логопеда в дошкольном учреждении для детей с амблиопией и косоглазием, так как по своей структуре и функциональным обязанностям значительно отличается от работы логопеда речевого сада. Это связано в первую очередь с тем, что логопед в саду для детей с амблиопией и косоглазием встраивается в общеобразовательный процесс, а не идет с ним параллельно, как это принято в речевых садах, поэтому задача коррекции речи в детском саду для детей со зрительной патологией является дополнительной.  В нашем саду одновременно занимаются дети с различными речевыми заключениями (ФНР, ФФНР, осложнёнными дизартрическим компонентом, ОНР разных уровней). Работа логопеда строится с учетом внутреннего расписания МБДОУ.

Целью данной программы является  реализация общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и  зрительного развития детей, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.

В целевом разделе Программы  обозначены цель и задачи, принципы и подходы к формированию рабочей программы, рассмотрены специфические особенности психического развития детей с амблиопией и косоглазием,  характеристика особенностей речи этих детей. Программа представляет собой коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую коррекцию звукопроизношения, формирование фонематического восприятия, лексико - грамматических категорий, развитие связной речи у дошкольников 4-7 лет, что обуславливает формирование их коммуникативных способностей и общего психического развития. Это в свою очередь становится основой для дальнейшего успешного овладения детьми с амблиопией и косоглазием с различными речевыми нарушениями чтением и письмом при обучении в школе, а так же их социализации.

В содержательном разделе  Программы представлено: общее содержание логопедической работы с детьми с глазной патологией (задачи, методы и средства, технологии), комплексно-тематическое планирование, специфика психолого- педагогическое сопровождение детей, взаимодействие с педагогами, взаимодействие с семьями воспитанников.

В Организационном разделе Программы представлено, в каких условиях она реализуется и осуществляется: материально-техническое обеспечение, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания, распорядок дня, особенности социокультурной среды, организация предметно - пространственной развивающей образовательной среды, а также психолого - педагогические условия реализации программы.

Рабочая программа предполагает, что занятие остается одной из основных форм работы с детьми с глазными проблемами при максимальном использовании игровых методов и приёмов в рамках каждого занятия. Основными формами являются: подгрупповая и индивидуальная непосредственная образовательная деятельность, продолжительность которых определена в соответствие с СанПиН. Объём учебного материала в Программе рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Оснащение для предметно-развивающей среды в виде оборудования, игр, пособий, иллюстративного и литературного материала для детей 4-7 летнего возраста подобрано в соответствии с адаптированной основной образовательной программой.

В Приложениях к Программе представлены практические материалы для осуществления дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания дошкольников с различными проявлениями речевой патологии:

  • Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета в соответствии с ФГОС.
  • Логопедические технологии сопровождения (традиционные и нетрадиционные).
  • Интеграция непосредственно образовательной деятельности учителя-дефектолога, воспитателей, психолога и музыкального руководителя.

Рабочая программа разработана на долгосрочный период и будет подвергаться изменению по мере необходимости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательная деятельность по расширению кругозора детей 5-6 лет с амблиопией и косоглазием "Из прошлого утюга"

Представлен конспект познавательной деятельности по расширению кругозора детей 5-6 лет с амблиопией и косоглазием на тему  "Из прошлого утюга" . Дети знакомятся с историей создания утюга: валек- ...

Аннотация к рабочей программе воспитателя второй младшей группы № 2 «Рябинка» МБДОУ «Детский сад № 79 «Соловушка» на 2016-2017 учебный год

Аннотация к рабочей программе воспитателя второй младшей группы № 2 «Рябинка» МБДОУ «Детский сад № 79 «Соловушка» на 2016-2017 учебный год...

Рабочая программа по физическому воспитанию в бассейне (для детей 4-5 лет) с амблиопией и косоглазием

Подавляющее число (от 85% и более) воспитанников с нарушением зрения дошкольных образовательных организаций (кроме ДОО для слепых и слабовидящих) – дети, которые по степени и характеру зри...

Рабочая программа по физическому воспитанию в бассейне (для детей 5-6 лет) с амблиопией и косоглазием

Цель: охрана и укрепление здоровья ребенка, формирование привычки к ЗОЖ, развитие его физических качеств и совершенствование двигательных навыков на основе индивидуально-дифференцированного подхода фо...

Рабочая программа по физическому воспитанию в бассейне (для детей 6-7 лет) с амблиопией и косоглазием

У детей этой группы выражено становление зрительной системы как доминантной в сенсорной организации ребенка, что характерно для нормально видящих: познание и ориентировка в окружающей действительности...

Аннотация к Рабочей программе учителя-дефектолога (тифлопедагога) для детей с амблиопией и косоглазием МБДОУ "Детский сад № 63" на 2020-2021 учебный год

Аннотация к Рабочей программе  учителя-дефектолога (тифлопедагога)  для детей с амблиопией и косоглазием МБДОУ "Детский сад № 63" на 2020-2021 учебный год...

Аннотация к Рабочей программе учителя-дефектолога (тифлопедагога) для слабовидящих детей МБДОУ "Детский сад № 63" на 2020-2021 учебный год

Аннотация к Рабочей программе учителя-дефектолога (тифлопедагога) для слабовидящих детей...