Консультация для логопедов и дефектологов
консультация по логопедии

Диспраксия в рамках ППМС службы. Взгляд логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dispraksiya_.docx16.03 КБ

Предварительный просмотр:

                       

Тема: «Диспраксия в рамках ППМС службы. Взгляд логопеда»

1.Диагностика

2. Диспраксия (определение и виды- с точки зрения логопеда. Как обнаружить, как ее может подтвердить невролог. Какую коррекционную работу может оказать логопед

Тема «Диспраксия» очень интересная и не могу сказать, что она очень известная, потому что ее обсуждают логопеды, которые вынуждены писать заключения, но не находят понятие «Диспраксия» в классификации которая существует официально.

-Начнем с определения «Диспраксии»- это расстройство целенаправленных действий ребенка. По сути- это нарушение планирования и организации движения. То есть- Диспраксия это нарушение произвольного движения.

Из определения видно, что у нарушается праксис (действие).

В нейропсихологии выделяет следующие  виды «праксиса»:

-предметный

-пальцевый

-оральный (это когда ребенок не может подуть, пощелкать и надуть щеки)

-артикуляционный (способность произносить звуки и слова)

Самый сложный- артикуляционный праксис.  Тоесть, ребенок слышит звук в норме при нормальном развитии праксиса и подгоняет свой артикуляционный уклад так, чтобы звук звучал нормативно.

 А теперь как же нам логопедам ее увидеть: проявляется Диспраксия у ребенка тогда, когда одно артикуляционное движение «сейчас» ребенок выполнил, а через минуту- повторить не может. Ребенок один раз произнесет слова правильно, в другой раз-неправильно. Это и есть расстройство артикуляционного праксиса.

Невролог может ее подтвердить, потому что Диспраксия от дизартрии отличается отсутствием гиперсаливации, нет стабильных нарушений голоса, отсутствие синкенезии (прошу двигать языком в разных направлениях- двигает). И от дислалии тоже отличается, потомучто при «дислалии» звуки вызываются выстро (от несколько недель до несколько месяцев) при диспраксии –коррекция растягивается на достаточно длительный период.

Еще что хочется отметить у детей движется развитие следующим образом:

-крупная моторика, поза, мелкая моторика, эмоции и речь.

Как же логопеду увидеть артикуляционную «Диспраксию» и отличить от дизартрии:

-нарушение тонуса- есть только при дизартрии (тонус, но это не только высунуть его, это обследование в спокойном состоянии, а лучше во сне)

-Гиперсаливация- есть только у дизартриков (это не усиленная выработка слюны, это неумение сглатывать)

- стабильные нарушения — голоса- это признаки дизартрии (стабильно назальны или стабильно затухающие). А при диспраксии голос будет меняющимся

-Синкенезии- это признаки дизартрии (прошу подвигать языком, а двигаются глаза за пальцем и «театр» на лице)

- рефлексы орального автоматизма (если вы подносите палец к губам, и ребенок их вытягивает)-  это 100% дизартрия

Если говорить о диспраксии- то следует говорить о нарушении мышления, не интеллекта, мы не говорим об УО, мы говорим о нарушении мышления как операции (анализа, синтеза, операции)

Симптоматика артикуляционной диспраксии:

-хорошая мелкая моторика не возможна (это когда колобки не катаются на ладоошках)

- легкая «Диспраксия» всегда выявляется на длительной дистанции ( тот знаменитый тест «Садовский», где предлагается прыгать скрещивая ноги- нужно делать много раз). Например, при проверке артикуляционного праксиса нужно выполнить всего два упражнения «Улыбка»- «Трубочка» сделать нужно 20 раз, там и вылезет на 5-6 разе.  И вы увидите сбивание программы, появление лишних движений., вспоминание «ребенком» «А Что же там дальше»?

-проговаривание «БЗДЯ» в 5 лет (раз 20)- там и споткнется

- нарушение слоговой структуры- это всегда «Диспраксия»

Какую коррекционную помощь может оказать логопед: - увидеть на ранних этапах и определить узкий круг специалистов, которые смогут заняться лечением ребенка.

 Но, логопед должен не только работать с артикуляционной гимнастикой, вы должны заниматься мыслительными процессами (такими как развитием логических операций и вниманием (слива ежик-слива ежик- а что потом?)- и он не может дальше выполнить... вот на это и нужно направлять свою работу.

3.Уровни движений по Бернштейну или ранняя диагностика

4. Коррекция реальная, это лечение, которое подпитает кору головного мозга. (это тейпирование, врач ЛФК (который распишет рекомендации массажисту), массажи, бассейны, развитие межполушарного взаимодействия и лобных синдромов, кинезиотерапевт, работа с нейропсихологом)

5. Коррекция фактическая- как итог коррекционной помощи в рамках ППМПС службы

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад выступления на ГМО логопедов и дефектологов

В докладе представлены основные вопросы развития инклюзивного образования России в сравнении с зарубежными коллегами....

Работа специалистов: логопеда и дефектолога в группе комбинированной направленности."Ноябрь"

Здесь вы можете найти работу логопеда и дефектолога группы комбинированной направленности подготовительного к школе возраста. Здесь кратко представлены занятия как индивидуальные так и групповые, с уч...

Примерный конструктор рабочей программы учителя-логопеда, учителя -дефектолога

Данный материал, был предоставлен слушателям курсов АППО для написания рабочей программы учителя-логопеда(дефектолога)...

Кого выбрать: Логопед или дефектолог.

Ответ на часто задаваемый вопрос....

Презентация на тему: "Компьютерные развивающие игры в помощь учителю-логопеду и дефектологу ДОУ"

Использование компьютерных игр позволяет учителю-логопеду создать более комфортные условия для успешного выполнения коррекционно-образовательных задач....

Консультация для учителей – логопедов, учителей – дефектологов в рамках секции РМО

Тема: «Проектная деятельность в работе с дошкольниками»Одной из основополагающих характеристик современного человека, действующего в пространстве культуры, является его способность к ...

Городское методическое объединение "Логопед". Тема: "Повышение профессионального роста учителей-логопедов и дефектологов через использование театральной деятельности при коррекции речевых нарушений"

Цель: организация информационно-образовательного пространства для обмена педагогическим опытом в использовании театральной деятельности в работе с дошкольниками с речевыми нарушениями учителей-логопед...