Развитие фонетического слуха дошкольников
методическая разработка по логопедии

Чумаченко Юлия Владимировна

Упражнения и игры для развития фонематического слуха дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_fonematicheskogo_sluha_doshkolnikov.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие фонематического слуха у дошкольников.

На протяжении первых лет жизни ребенка происходит интенсивное развитие ощущения и восприятия. Особую значимость в процессе формирования высших психических функций: речи и мышления имеет восприятие речи.

 Данный процесс  включает в себя способность к слуховому вниманию, пониманию слов, различения речи по ее тембральной окраске, темпу, по силе голоса; это так же и способность к правильному восприятию звуков речи и различению их акустических образов.

Возможность правильно различать звуки речи появляется у ребенка не сразу Развитие восприятия начинается с различения эмоционального оттенка голоса (1-2 месяца), затем ребенок начинает различать темп и ритм речи (6 месяцев). Чуть позже становится доступным различение интонации: утвердительной и вопросительной. До одного года  восприятие речи является ситуативным. С десяти месяцев при восприятии речи ребенок начинает опираться на языковые средства, так как начинает различать общеслоговой рисунок слова.

Второй период характеризуется развитием фонематического восприятия. Оно идет постепенно: от различения контрастных звуков к различению менее контрастных. Наличие или отсутствие звука в речи также  оказывает влияние на слуховое различение звуков.

Фонематическая сторона речи - многоуровневая система,  влияющая на развитие  навыка правильного звукопроизношения, чтения и письма, то есть как устной, так и письменной речи.Детям, имеющим проблемы речевого развития, в большинстве случаев необходима помощь в ее освоении.

 В процессе развития фонематического слуха дошкольников  можно использовать различные игры для развития фонематических функций .

 Игры подбираются в зависимости от возраста и уровня сформированности фонематической стороны речи каждого конкретного ребенка.  

При недоразвитии фонематического анализа работа проводится по следующим этапам:

1.         Развитие слухового внимания (узнавание неречевых звуков).

2.          Различение звуков животного мира(различение голосов животных).

3.         Развитие речевого слуха( различение человеческой речи по тембральной  окраске, тему и силе голоса).

4.         Развитие речи на фонетическом уровне ( уточнение нормативного образа звука)

5.         Развитие речи на фонематическом уровне( выделение и опознавание звука в соответствии с его акустическими характеристиками)

6.         Развитие фонематического анализа,синтеза и представлений.

Развитие  проводится в следующей последовательности:

а) на материале ряда гласных звуков;

б) на материале слогов без стечения согласных;

в) в слогах со стечением согласных

г) в слогах без стечения согласных

    г¢) односложных,

    г¢¢) двухсложных;

д) в словах со стечением согласных:

1)         в двухсложных словах со стечением на стыке слогов;

2)         в односложных словах со стечением согласных в начале;

3)         в односложных словах со стечением согласных в конце;

4)         в двухсложных словах со стечением согласных в начале;

5)         в двухсложных словах со стечением согласных в середине слова;

6)         в трехсложных словах.

Ниже предлагаются игры для каждого этапа работы по развитию фонематических функций.

 

I.        Развитие слухового внимания.

На данном этапе дети подготавливаются к работе над фонематической стороной речи. Они учатся слышать звуки окружающего мира, музыкальные звуки (неречевые).Важно отработать способность к различению как таковую, дать детям возможность осознать, что звуки бывают разные и каждый несет свою информацию.

Игры для развития слухового внимания.

1."Угадай, что звучит?"

Задача. Определить, звучание какого предмета было продемонстрировано.

2."Угадай, на чем играю?"

Задача. Определить по звучанию музыкальный инструмент ( по звучанию и по памяти).

3."Дирижер".

Задача. Определить соответствует ли звучание выбранному инструменту.

4."Сделай, как я"

Задача. Определить, какое действие вызывает продемонстрированный звук, и выполнить его.

5.."О чем говорит комната".

Задача: выделить как можно больше звуков повседневной жизни (тиканье часов, капание воды и т.д.).

6."Продавец и покупатель".

Так, например, в игре "Продавец и покупатель" работа над развитием слухового восприятия отрабатывается следующим образом.

 Цель: Развивать слуховое внимание.

Оборудование: Коробки с горохом и различной крупой.

Описание игры: ребенок- покупатель, взрослый- продавец. Перед ними - две коробки (затем число их можно увеличить до 4-5-ти), В каждой разный вид продуктов, например, горох, пшено, и пр. Покупатель входит в магазин, здоровается и просит отпустить ему крупу. Продавец предлагает найти ее. Покупатель должен по слуху определить, в какой коробке нужная ему крупа или другой требуемый товар.  

II.        Различение звуков животного мира.

В процессе формирования навыка различения звуков животного мира, дети максимально приближаются к работе над человеческой речью. Така как и то и другое являются разновидностями средств общения.

Игры для различения звуков животного мира.

1."Кто как кричит?"

2."Чья птичка?"

3."Узнай, чей  голос".

Игра "Узнай, чей голос" иллюстрирует работу по различению звуков животного мира.

Цель: Развивать слуховое восприятие звуков животного мира.

Оборудование: игрушки или картинки с изображениями животных и птиц.

Описание игры: Взрослый сам подражает голосам животных или включает аудиозапись  натуральных голосов животных. Ребенок называет  их, либо показывают соответствующие игрушки или картинки.

III.Развитие речевого слуха.

Описываемый этап работы позволяет детям получить возможность различения  индивидуальных особенностей человеческой речи: тембра, темпа ,силы голоса, интонации.

Игры для развития речевого слуха.

1."Кто позвал?"

Задача:определить , чей голос прозвучал.

2."Далеко или близко?"

Задача:определить ,далеко или близко находится звучащий объект.    

IV. Развитие слуха на фонетическом уровне.

Развитие слуха на фонетическом уровне  предполагает работу над нормативным образом звука.

Игры  для развития слуха на фонетическом уровне.

Одной   из   игр,   развивающих   фонетический   уровень   слуха  является

1."Волшебный город".

Цель: Развивать фонетический слух.

Оборудование: настольная игра с кубиком и фишками, подбор слогов различной структуры.

Описание игры: Перед началом игры, взрослый говорит ребенку , что они сейчас окажутся в волшебном городе .В нем  все жители маленькие и произносят они маленькие слова. Если правильно произносить эти слова, то жители разрешат нам путешествовать по городу рребенок  бросает  кубик и переставляют фишку  вперед в том случае, если определит : верно ли взрослый повторил слово за жителем волшебного города.

   Уже в старшей группе большое внимание уделяется развитию непосредственно фонематического слуха.

V. Развитие слуха на фонематическом уровне.

На данном этапе начинается развитие непосредственно фонематической стороны речи. Ребенок учится определять фонемы, узнавать их по акустическим особенностям и отличать от других фонем. Это позволяет ребенку  использовать при произношении нужный звук, не заменяя его на схожий.

 Игры для развития слуха на фонематическом уровне.

А)Игры на различение слогов, сходных по звучанию.

Проведение игр на различение сходных слогов необходимо для того, чтобы ребенок мог дифференцировать звуковой комплекс без опоры на смысловую основу. Ниже подробно описана одна из игр для решения данной задачи.

1."Братья-близнецы".

Цель: Развивать фонематический слух, учась сравнивать сходные слоги.

Оборудование: фигурки человечков, отличающихся только цветом костюма, любые предметы, игрушки.

Описание игры: Перед началом игры взрослый объясняет ребенку, у жителей волшебного города все и название вещей и даже имена жителей- маленькие слова. В этом городе живут 2 брата-близнеца. У них все похоже. "Одного зовут Вус, а другого Пас. Их тяжело отличить. Как ты думаешь. Кого зовут Вус? А кого Пас? " Ребенку нужно  показать того человечка, которого назвал взрослый.

2."Хлопни,топни,повернись".

Задача: Выполнять действие, закрепленное за каждым слогом .

2."Найди похожие".

Задача: показать картинки с похожими названиями ,опираясь на прозвучавшие слова.

Примечание: игра может проводиться как на материале картинок, так и на вербальном материале .

 3." Найди лишнее".

Задача: определить слово, которое не похоже на остальные.

 Далее  проводится работа над фонемами.

Иллюстрации игр на этом этапе работы является следующая:

1."Хлопни в ладоши, если услышишь …"[ песенку воды, песенку жука или звук [c],звук[ж] и т.д].

Цель: Развивать фонематическое восприятие, тренируясь в выделении звука из звукового ряда.

Описание игры: Взрослый предлагает ребенку  слушать внимательно те звуки, которые он произносит и хлопать в ладоши , когда  прозвучит. Например, песенка воды.

2."Подберем  игрушки".

Цель: Развивать фонематическое восприятие ,на основе выделения звука из слова.

Оборудование: игрушки, кукла, картинки с изображе¬ниями животных и птиц.

Описание игры: В комнате на видных местах лежат предметы, в названии которых есть, например, звук Ж:

флажок, кружок, ножницы, ёжик, жираф и т.д.

Показываем детям новую куклу, говорим, что в имени куклы есть песенка    

жука (Ж).

Как зовут куклу? - (Женя, Жанна)

Кукла любит предметы и игрушки, в названии которых есть тоже звук Ж.

Какие игрушки дадим кукле?

Если дети затрудняются ответить, то ищем нужные предме¬ты в комнате.

А так же:

3."Подарки Алёнке".

Задача: по наличию или отсутствию в названии игрушки заданного звука . определить какие игрушки можно подарить Алёнке.

4."Загрузи поезд".

Задача: по наличию или отсутствию заданного звука в названии предмета, определить можно ли этот предмет загрузить в поезд.

Примечание: Данную игру можно использовать и на этапе определения места звука в слове (помещать картинку в первое, последнее или среднее окошко вагона поезда в зависимости от места звука в слове).

5."Звуковое лото".

Задача: определить по наличию или отсутствию заданного звука в названии картинки, подходит ли эта картинка к общей карточке  на определенный звук.

6."Кто больше запомнит?"

Задача: запомнить и назвать как можно больше слов из предъявленных с заданным звуком.

Работа по дифференциации осуществляется в той же последовательности, что и работа над конкретным звуком, однако речевой материал должен включать в себя слова со звуками, близкими по своей акустической характеристике

Игры на дифференциацию фонем.

1."Домино".

Задача: у каждой из двух картинок, находящихся на одной карточке домино, определить, какой именно из дифференцируемых звуков есть в названии картинки. Расположить карточки домино на поле так, чтобы картинки с одним звуком находились рядом.

VI. Развитие фонематических функций.

Очень важный этап для формирования навыков, используемых для обучения грамоте. Овладение ребенком процессами чтения и письма напрямую зависит от состояния фонематических функций. Развивая фонематический анализ и синтез, мы дает возможность ребенку овладеть не только побуквенным, но и синтетическим чтением. А развитие фонематических представлений является опорой для развития вышеуказанных функций и позволяет формировать аасоциативное мышление.

Игры для развития фонематического анализа.

Самый простой уровень фонематического анализа- позиционный анализ.

Проводятся игры  на определение первого звука в слове.

Сначала работа выполняется на материале гласных, а затем- согласных звуков.

 1."Что ты слышишь в начале?"

Задача: назвать первый звук в слове.

2."Какой звук потерялся?"

Задача: на основе предложенной картинки и неполного слова, произнесенного логопедом определить "потерявшийся" первый звук в слове.

Примечание: игра может проводится и для определения последнего звука в слове.

3."Первый лишний".

Задача: определить первый звук в слове и произнести слово уже без него. Подобрать к новому слову соответствующую картинку.

Следующая игра более наглядно представляет варианты работы над выделением первого звука в слове.

4."Сердитый ворон".

Цель: Развивать фонематический анализ путем тренировки выделения первого звука в слове.

Оборудование: игрушки или картинки, кукла.

Описание игры: Детям даем игрушечных зверей или картинки.

В домике живут звери: лиса, медведь, кошка, собака, белка, баран, морж, коза и т.д.

Вокруг домика речка, и пройти в домик можно только вот по этому мостику. Костик не простой, волшебный: уйти из домика по нему легко, а обратно прийти трудно.

На перилах мостика сидит сердитый Ворон. Каждого, кто подходит к мостику, он спрашивает, какой в его имени первый звук. Кто правильно скажет, тот пройдёт. А кто не знает, какой в его имени первый звук, перед тем мостик проваливается, перейти по нему нельзя.

Подошли звери к мостику, очень хотят домой попасть, а перейти не могут, потому что никто из них не знает, ка¬кой же в его имени первый звук.

Просим детей помочь зверятам.

Следим за тем, чтобы дети называли первый звук пра¬вильно, то есть отмечали мягкие и твердые согласные. Напри¬мер: баран - Б, а белка –Б`.

На следующем этапе используются игры на определение последнего звука в слове.

Особенностью этого этапа работы является обратная последовательность отрабатываемых звуков, т.е. сначала тренируем в выделении согласных, а затем- гласных. Это связано с тем, что закрытый слог более прост для анализа, чем открытый.

1."Что слышишь в конце?"

Задача: определить последний звук в слове.

2."Какой звук потерялся?"

Задача: на основе предложенной картинки и неполного слова, произнесенного логопедом определить "потерявшийся" последний звук в слове.

   Рассмотрим на примере следующей игры данный вид работы.

 3."Подскажи кукле звук"

Цель: Развитие фонематического анализа путем тренировки определения последнего звука в слове.

Оборудование: кукла.

 Описание игры:

      Кукла очень торопится, поэтому некоторые слова выгова¬ривает плохо: не все звуки   слышны. Просим поправить куклу, где необходимо.

На солнышке грелся черноухий котено... (К). На него смотрел белолапый щено... (К). Он хотел его догна... (Т`). А рядом по двору гулял важный пету... (Х). За ним бегали куриц... (Ы) и цыплят... (А). Хозяйка вынесла всем кор...(М) и т. д.

4."Цепочка слов".

Задача: назвать слово которое начинается с последнего звука предыдущего слова.

   Следующим уровнем фонематического анализа является последовательный анализ.

Игры для развития последовательного анализа.

1."Кто в домике живет?"

Задача: назвать звуки  слова по порядку.

2."Слушай внимательно".

Цель: Развивать последовательный фонематический анализ.

Оборудование: предметные картинки.

Описание игры: Просим ребенка назвать второй (третий, четвер¬тый) звук в слове: блеск, власть, скалы, стужа, слух, грусть, смех, свет, крик, квас.

Показываем ребенку картинки: дом, арбуз, шар, астра. Предлагаем по первым звукам в названиях предметов соста¬вить имя девочки (Даша).

Показываем другие картинки: камыш, кенгуру, шар, ваза. Теперь составляем имя мальчика по последним звукам в на¬званиях предметов (Шура).

Составьте имя девочки по вторым звукам в названиях предметов. Картинки: слон, рак, арбуз, мак (Лара).

Но третьим звукам в названиях предметов составьте имя мальчика. Картинки: марка, слон, лампа, платье (Рома).

3."Убери звук".

Задача: произнести слово без указанного звука.

4."Найди соседей звука".

Задача: определить звуки, соседние с заданным.

Используются также различные ребусы, основанные на замене либо на удалении звука.  

 

Затем проводится работа по развитию количественного анализа.

 На этом этапе работы используются различные кроссворды, требующие вписать предложенные  слова в строчки в соответствии с количеством букв и заготовленные схемы слов  для того ,чтобы дети, опираясь на количество клеточек схемы и количество звуков в слове могли подобрать схему к слову.

   Параллельно с развитием позиционного фонематического анализа необходима  работа с фонематическими представлениями.

 Игры для развития фонематических представлений.

Подробное описание игры продемонстрирует форму работы по развитию фонематических представлений.

1."Кто больше?"

Задача: подобрать как можно больше названий предметов на заданный звук и по указанным признакам.

2."Посмотри внимательно".

Задача: из множества картинок подобрать такие,  в которых есть заданный звук.

3."Любопытный".

Задача: отвечать на вопросы взрослого только такими словами, в которых есть  указанный звук.

4."Подарки лесным зверюшкам".

Задача: назвать предметы, которые можно подарить лесным жителям таким образом, чтобы название этого предмета начиналось с того же звука, что и имя зверюшки.

Игры для развития фонематического синтеза.

1."Добавь звук".

Цель:Развивать фонематический синтез.

Оборудование: мел и доска или листы бумаги и ручки.

 Описание игры: Читаем стихотворение об озорных звуках:

Не давали звукам дела,

Им безделье надоело!

                           Надоело им скучать,

                         И - пошли озорничать...

К в карман к монтёру – прыг!

                           А в кармане -ролики.

Из кармана в тот же миг

                          Выскочили... (кролики).

(К слову "ролики" прибавили звук К и получилось новое слово "кролики".)

После этого говорим слова, а ребенок  добавляет звук. Каждое новое слово получится, если добавить звук Каждое новое слово получится, если добавить звук К:

   Вол-вол(К)                                      завтра-

Рыба-                                                    пар-

Моря-

Какое новое слово получится, если добавить звук Т:

спор - спор(Т)            сор –

бор -                            стар-

бра -

2."Составь слово".

Задача: из звуков, предложенных в правильной последовательности, составить слово.

3."Весёлые картинки".

Задача: составить слово из первых звуков последовательно представленных картин.

Таким образом, постоянная и координированная работа по развитию фонематических функции на основе указанных игр позволяет детям хорошо и достаточно быстро овладеть навыками фонематического анализа и синтеза, свободно пользоваться фонематическим слухом, что, безусловно, позволяет ребенку избежать проблем, связанных с дисграфией и дислексией, либо (в случаях тяжелых нарушений речи) испытывать минимальные.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие фонетического слуха как основа обучения ребенка грамоте"

В первые месяцы в школе на ребёнка буквально обрушивается новый мир отношений со взрослыми и сверстниками. И если ко всем школьным новостям прибавится ещё и такое «событие», как знакомство с письменно...

Самоанализ к непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию «В гости к зайчатам» (Развитие фонетического слуха)

Самоанализ к непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию “В гости к зайчатам” (Развитие фонетического слуха).Конспект НОД составлен в соответствии с программой ДОУ, цели – з...

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Развитие фонетического слуха»

Цель: Закреплять произношение звуков [Т], [ТЬ] в словах и фразовой речи; Способствовать формированию темпа речи, упражнять детей в произношении звукоподражаний с разной скоростью и громкость...

Игры для развития фонетического слуха.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20468458","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20468460","attributes":{"alt":"","class"...

развитие фонетического слуха у дошкольников

Внимание уделено одному из главных направлений коррекциооной работы - развитию фонетического слуха....

Картотека игр и упражнений на развитие фонетического слуха для детей старшего дошкольного возраста

Картотека игр и упражнений на развитие фонетического слуха для детей дошколного возраста....