"Развитие фонетического слуха как основа обучения ребенка грамоте"
статья по теме

Воробьева Марина Александровна

В первые месяцы в школе на ребёнка буквально обрушивается новый мир отношений со взрослыми и сверстниками. И если ко всем школьным новостям прибавится ещё и такое «событие», как знакомство с письменной речью, то онможет просто не успеть что-то освоить. И чаще всего страдает чтение. Начинать обучение грамоте с букв опасно, путь дошкольника к грамоте должен проходить через игры в звуки и буквы. Ведь письмо – это перевод звуков речи в буквы, а чтение – это перевод букв в звучащую речь.

В статье говорится о том, как правильно начать обучение ребенка грамоте, о существующих программах обучения чтению и играх на выделение и распознавание звуков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Развитие фонематического слуха как основа обучения грамоте.

Автор: Воробьёва Марина Александровна воспитатель ГБДОУ № 119 Фрунзенского района города Санкт- Петербурга marina.vorobeva.00@inbox.ru 8 950 005 55 72

Некоторые родители и воспитатели детских садов считают – если ребёнок приходит в школу, умея читать, то ему на уроках скучно, он привыкает к безделью, начинает высокомерно смотреть на одноклассников, читающих хуже. Так рассуждают люди, прочно забывшие, что такое первые месяцы в школе, чьи впечатления от этого времени погребены под грузом воспоминаний о многих годах школьной скуки.

А в первые месяцы в школе ребёнку скучать некогда: на него буквально обрушивается новый мир отношений со взрослыми и сверстниками. Школа заставляет маленького человека искать и осваивать новое место не только в классе, но и в жизни, новые формы поведения, новые обязанности, новый режим. Серьёзность и огромность этих перемен трудно переоценить. И если ко всем школьным новостям прибавится ещё и такое «событие», как знакомство с письменной речью, то ребёнок может просто не успеть чего-  то освоить.

Чаще всего страдает именно чтение. А в результате -  неважные отметки, накапливающееся недовольство учительницы и домашних (а их оценка так важна для душевного благополучия ребёнка) и - едва ли не самое печальное – возможная непопулярность среди одноклассников, для которых успеваемость соученика надолго становится мерой его человеческих достоинств.

Начинать обучение грамоте с букв опасно, так же опасно, как давать в руки ребёнку любой предмет, с которым малыш ещё не умеет обращаться и может причинить себе вред. Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо – это перевод звуков речи в буквы, а чтение – это перевод букв в звучащую речь.

Что бы научиться читать и писать, ребёнку нужно сделать два важных открытия: во – первых, что речь «строится» из звуков, во – вторых, что между звуками и буквами существуют какие – то отношения. Например: различение мягкости и твёрдости согласных чрезвычайно важно для последующего освоения техникой чтения. Если ещё в добуквенный период ребёнок научится свободно переходить от твёрдого согласного звука к его мягкой паре (и обратно), то у него позже не вызовет затруднений самый сложный шаг начального обучения чтению – слияние двух букв.

Так же ребёнка нужно научить почувствовать разницу гласных и согласных. И здесь прежде всего должна участвовать языковая интуиция, чутьё, которое можно и нужно упражнять. При обучении чтению ребёнок уже должен уметь определить, какие именно звуки слышны в анализируемом слове, установить порядок их следования.

На данный момент существует несколько программ обучения чтению; из всех методов наиболее известны два: метод целых слов и фонематический метод. Было проведено много исследований, направленных на то, чтобы понять, нужно ли вообще учить фонетике. В результате исследований необходимость преподавать фонетику стала очевидной. Затем исследователи уже ставили эксперименты, чтобы понять, как и в каком количестве надо обучать фонетике.

Любое обучение должно быть основано на твёрдом понимании букв и звуков. Даже подход с учётом особенностей каждого ребёнка, подход, умеющий сделать чтение действительно интересным, менее эффективен, чем зубрёжка фонетики.

Игры на выделение и распознавание звуков при их регулярном использовании в повседневной жизни помогают довести навык дифференциации звуков до автоматизма:

  • Выделение первого и последнего звука в словах;
  • Определение места указанного звука в словах (начало, середина, конец);
  • Последовательное перечисление всех звуков в слове;
  • Распознавание гласных и согласных звуков в слове;
  • Распознавание твёрдых и мягких согласных звуков;
  • Распознавание таких фонематических единиц, как звук и прямой открытый слог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию фонетической стороны речи и обучению грамоте "Звук и буква Ч"

занятие по развитию фонетической стороны речи и обучению грамоте...

Самоанализ к непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию «В гости к зайчатам» (Развитие фонетического слуха)

Самоанализ к непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию “В гости к зайчатам” (Развитие фонетического слуха).Конспект НОД составлен в соответствии с программой ДОУ, цели – з...

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Развитие фонетического слуха»

Цель: Закреплять произношение звуков [Т], [ТЬ] в словах и фразовой речи; Способствовать формированию темпа речи, упражнять детей в произношении звукоподражаний с разной скоростью и громкость...

Развитие фонематического слуха на основе фонетической ритмики (старшая группа).

Фонетическая ритмика - система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, ко...

Игры для развития фонетического слуха.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20468458","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20468460","attributes":{"alt":"","class"...

Развитие фонетического слуха дошкольников

Упражнения и игры для развития фонематического слуха дошкольников...