Системно-деятельностный подход в образовательном процессе
методическая разработка по логопедии

Дидактическая игра «Волшебные квадраты»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistemno-deyatelnostnyy_podhod_.docx15.42 КБ

Предварительный просмотр:

Системно-деятельностный подход в образовательном

 процессе. Дидактическая игра «Волшебные квадраты»

Пример игры, адаптированной для решения задач познавательного развития дошкольников в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ.

Хочу поделиться прекрасной игрой для детей с ОВЗ.

Игра «Волшебные квадраты»

Возраст: 5 – 7 лет.

Вид ОВЗ ребенка: дети с тяжелыми нарушениями речи (ОНР).

Тема: познавательное развитие дошкольников.

Цель: развитие связной речи.

Задачи:

1) образовательная:

- научить устанавливать взаимосвязь между предметом и его цветом (цвет не является главным признаком данного предмета);

2)коррекционные:

- корректировать развитие словесно-логического мышления, путем установления связи между предметом и его признаком (цветом);

- корректировать развитие зрительной памяти, зрительного восприятия;

- развитие воображения;

- корректировать развитие пространственной координации, путем использования предлогов «на»«под»;

- автоматизация поставленных звуков;

- развитие фонематического восприятия.

Оборудование: 6 цветных квадратов из картона (красный, голубой, зеленый, желтый, фиолетовый, оранжевый); 6 карточек с картинками (картинки подбираются с автоматизируемым звуком) забор, помидор, воздушный шар, рыба, карандаш, расческа; кубик с 6-тью цветовыми гранями, указанными в игре.

Содержание и условия проведения игры

1. Подготовительный этап

Учитель-логопед выкладывает на столе перед ребенком карточки с картинками, называя при этом каждый предмет изображенный на карточке.

Вопрос ребенку: Какой одинаковый звук ты слышишь во всех этих словах? (Чем по звучанию похожи все слова)

Ответ: Во всех словах я слышу звук «Р».

Вопрос:

- Назови слова, в которых звук «Р» стоит в начале слова (рыба, расческа).

- Назови слова, в которых звук «Р» стоит в конце слова (забор, помидор, шар).

- Где мы слышим звук «Р» в слове карандаш (в середине).

Вопрос: Что находится между забором и воздушным шаром?

Что находится справа от рыбы?

Дотронься до второй картинки справа.

Что может разбиться?

Что может быть сделано из дерева? и т. д.

Такие вопросы и задания необходимы для того, чтобы ребенок лучше запомнил расположение предметов; быстро ориентировался в пространстве, а также, отвечая на вопросы полными предложениями, автоматизировал поставленные звуки и развивал связную речь.

2. Основной этап игры

Ребенку предлагаются волшебные квадраты, лежащие друг на друге.

Учитель-логопед объясняет правила игры.

Сейчас мы будем прятать наши картинки с помощью волшебных квадратов. А делать это, мы будем, произнося волшебные красивые предложения.

Пример: Я кладу красный квадрат на забор, потому что забор может быть красным. (Можно уточнить: если его покрасить красной краской.)

Дальше ребенок самостоятельно раскладывает все картинки, составляя каждый раз предложения по образцу и объясняя свой выбор предмета. (Я кладу желтый квадрат на помидор, потому что помидоры бывают желтыми. (Я люблю желтые помидоры). Я кладу фиолетовый квадрат на рыбу, потому что рыбы бывают фиолетовыми. (Я видел фиолетовую рыбу в мультике и т. д.)

Когда ребенок закрыл (спрятал) все картинки,ему предлагается задание:

- Кидай наш волшебный кубик!

Ребенок кидает кубик – ему выпадает определенный цвет, например, «оранжевый».Учитель-логопед задает вопрос:

3 этап.  Заключение

- Вспомни, какую картинку ты спрятал под оранжевым квадратом?

Ребенок отгадывает, вспоминая свои умозаключения,ассоциативные связи и отвечает полным предложением: «Под оранжевым квадратом спрятана расческа, потому что расчески бывают оранжевыми.». Таким образом отгадываются все картинки. Все картинки отгаданы – ребенок выиграл! Нет – будем играть еще много раз и тренировать свою память и внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Юные пешеходы» Системно-деятельностный подход в работе с дошкольниками по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма

Предложенная работа - попытка показать на практике  системно-деятельностный подход в работе воспитателя по приобщению  дошкольников к  правилам безопасного поведения на дороге....

Реализация системно – деятельностного подхода в практике комплексного тематического планирования познавательно – речевого развития детей раннего возраста (2-3 лет)

Реализация системно – деятельностного подхода в практике комплексного тематического планирования познавательно – речевого развития детей раннего возраста (2-3 лет).Данная методическая разработка имеет...

Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса в ДОУ и реализация системно - деятельностного подхода к развитию ребенка.

В условиях современного дошкольного образования произошли изменения в образовательных технологиях, в организации развивающей среды. Они обусловлены повышением уровня современных государственных требов...

Системно - деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками.

Чтобы разобраться, что такое деятельностный подход в образовательной деятельности  дошкольного учреждения, необходимо понять, что такое деятельность и почему деятельностный подход к организации о...

Методическая разработка «Реализация системно-деятельностного подхода в практике работы ДОУ на этапе введения ФГОС дошкольного образования»

Содержание материалов освещает опыт деятельностного подхода в практике работы  с детьми 6-7 лет при обучении грамоте и подготовке к школе  на этапе введения ФГОС дошкольного образования при ...

«Основные подходы проектирования организованной образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода».

laquo;Основные подходы проектирования организованной образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода»....