Проект педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья "Мы можем вместе"
проект по логопедии (старшая группа)

Шваб Яна Владимировна

Проект "Мы можем вместе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx45.01 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №6 «СКАЗКА»

БАРАБИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Проект

педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

«Мы можем вместе»

Подготовили:

Мингулова Рагиня Асхатовна, воспитатель ВКК;

Иванова Елена Анатольевна, музыкальный руководитеь IКК;

Шваб Яна Владимировна, учитель-логопед.

г. Барабинск, 2021 г.

Паспорт проекта

Структура

Содержание

Тема

Проект педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

«Мы можем вместе».

Адресация проекта

Прoект предназначен для педагoгов, рабoтающих с детьми старшего дoшкольного возраста с OВЗ.

Участники проекта

Воспитатель, Музыкальный руководитель, учитель-логопед, воспитанники группы комбинированной направленности №12, родители.

Возраст учащихся

Проект рассчитан на детей старшего дошкoльного возраста с ОВЗ.

Типовые особенности проекта

По характеру: проект твoрческий, информационный

По прoдолжительности: долгoсрочный.

По уровню контактов: на уровне образовательного учреждения – ДОУ.

По типу объекта проектирования: сoциальный.

Цель проекта

Создание  условий, для развития речи воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, предусматривающих  полную интеграцию действий всех участников образовательного процесса.

Задачи, поставленные для реализации проекта (по направлениям)

1. Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

- Обеспечить коррекционно-развивающую поддержку в форме занятий с детьми с ОВЗ, используя наиболее эффективные инновационные технологии.

-  Развивать опыт публичных выступлений.

-  Стимулировать у ребенка речевую активность,

2. Работа с родителями.

- Стимулировать и поддерживать у родителей интерес к самообразованию, повышать уровень психолого-педагогической компетентности.

- Способствовать формированию у родителей ощущения необходимости в сотрудничестве с педагогами и специалистами ДОУ, осознанию их значимости в успешном развитии ребенка ограниченными возможностями здоровья.

- Систематически оказывать помощь родителям в применении теоретических знаний на практике, знакомить с эффективными способами и приемами развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

3.  Работа с педагогами.

-  Обеспечить взаимодействие педагогов ДОУ.

- Действовать в команде, опираясь в планировании и реализации своей профессиональной деятельности на коллегиальные решения и подходы.

- Создать условия в ДОУ для повышения квалификации педагогов по вопросам инклюзивного образования.

-  Способствовать повышению мотивации к работе с детьми с ОВЗ.

5. Предметно-развивающая среда.

- Пополнить предметно-развивающую среду для развития речи воспитанников с ОВЗ.

Предполагаемые  результаты

– обеспечение целостности, единства коррекционно-развивающего пространства в содержательном и организационном планах;

–осуществление полноценного профессионального взаимодействия в педагогическом процессе;

– обновление форм и содержания коррекционно-развивающей работы с детьми;

– высокий профессиональный уровень и творческий характер деятельности педагогов;

Актуальность темы

Доказано, что полноценное развитие всех средств речи и ее основных компонентов в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно психического здоровья и социализации детей, успешной подготовке к дальнейшему обучению в школе.

Постоянный рост числа детей с  ограниченными возможностями здоровья выдвигает диагностика - коррекционное и профилактическое направление деятельности дошкольного учреждения в ряд наиболее значимых и приоритетных. Самую многочисленную группу – до 70% от всех детей дошкольного возраста составляют дети с отклонением в речевом развитии.

Хочется, задастся вопросом, какими станут наши воспитанники через 10-15 лет?   Смогут ли самореализовать свои способности и таланты, испытать чувство успеха?

Сегодня, уже на ступени дошкольного образования необходимо обеспечить каждому ребенку стартовые возможности для успешного обучения в школе. Во главу угла ставится индивидуальный подход к ребёнку, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника.

Изменяется и способ организации детских видов деятельности: это больше не руководство взрослого, а совместная (партнёрская) деятельность взрослого и ребёнка как наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.

Данный подход как нельзя лучше отражён в  полной интеграции действий всех участников образовательного процесса.

Проблема

В МКДОУ №6 «Сказка» функционирует группа комбинированнной направленности, в которую зачисленны воспитанники с тяжелыми нарушениями речи, дети с ЗПР.

Коррекционно-развивающая деятельность с воспитанниками, имеющими проблемы в речевом развитии, является сложной задачей для педагогов ДОУ, так как данная группа детей характеризуется различной природой дефекта и неоднородностью клинических проявлений. Дети с тяжелым недоразвитием речи имеют нарушения всех компонентов речевой системы: фонетико-фонематической, лексико-грамматической, моторной, просадической, нарушением звукопроизношения. Кроме того, в структуре дефекта выявляются нарушения неречевых психических функций (задержка и специфичность формирования познавательной деятельности, отставание в развитии, невербального и вербального мышления, эмоциональной сферы личности).

Отклонения в речевом развитии несут определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка, что является результатом сниженного активного и пассивного словаря; затрудненного понимания обращенной речи; грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций; типичные нарушения слоговой структуры и звуконакопляемости слов; низкой познавательной активность; недостаточной ориентировки в пространстве и явлениях окружающей действительности, обеднённость и примитивизм содержания коммуникативной, игровой и художественно-творческой деятельности и тд.

У воспитанников группы комбинированной направленности наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов:

- дети испытывают трудности в запоминании и воспраизведении текстов, их внимание неустойчиво, что снижает результативность проведенных занятий, быстрая утомляемость, снижение уровня обобщения и осмысления действительности; трудности в высказываниях, в составлении рассказов и тд. Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, частая  смена настроения.

Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ является актуальной. Воспитание и обучение детей должно иметь комплексный подход, проходить с обязательным участием специалистов:учителя-логопеда, музыкального руководителя,инструктор по физической культуре и педагога психолога. Успешное преодоление различных речевых нарушений, у детей группы комбинированной направленности возможно при создании специальных  образовательных  условий, которые предусматривают личностно-ориентированное взаимодействие всех участников образовательного процесса дошкольного учреждения. Вокруг ребенка с ограниченными возможностями здоровья совместным усилиями педагогов ДОУ создается единое коррекционно-образовательное пространство и предметно-пространственная среда. В результате чего, педагогам нужно организовать совместное обеспечение коррекционно-образовательного процесса для детей. Для того, чтобы улучшить  качество коррекционно-развивающей деятльности, необходимо: бережно относится к здоровью детей, создать комфортные условия нахождения ребенка в детском саду. Необходимость всестороннего развития личности  является актуальной потребностью и  важной задачей  современного дошкольного образования.

Цель проекта: создание  условий, для развития речи воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, предусматривающих  полную интеграцию действий всех участников образовательного процесса.

Задачи, поставленные для реализации проекта (по направлениям)

1. Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

- Обеспечить коррекционно-развивающую поддержку в форме непосредственной образовательной деятеьности, используясовременные инновационные технологии (пособия В.Воскобовича, «Умные панели», световые планшеты для рисования песком и т.д.)

-  Развивать опыт публичных выступлений.

-  Стимулировать у ребенка речевую активность,

2. Работа с родителями.

- Стимулировать и поддерживать у родителей интерес к новым знаниям, повышать уровень психолого-педагогической компетентности.

- Способствовать формированию у родителей ощущения необходимости в сотрудничестве с педагогами и специалистами ДОУ, осознанию их значимости в успешном развитии ребенка ограниченными возможностями здоровья.

- Систематически оказывать помощь родителям в применении теоретических знаний на практике, знакомить с эффективными способами и приемами развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

3.  Работа с педагогами.

-  Обеспечить взаимодействие педагогов ДОУ.

- Действовать в команде, опираясь в планировании и реализации своей профессиональной деятельности на коллегиальные решения и подходы.

- Создать условия в ДОУ для повышения квалификации педагогов по вопросам инклюзивного образования.

-  Способствовать повышению мотивации к работе с детьми с ОВЗ.

5. Предметно-развивающая среда.

- Пополнить предметно-развивающую среду для развития речи воспитанников с ОВЗ.

Формы взаимодействия участников сопровождения:

  • Диагностирование детей.
  • Неделя методического мастерства.
  • Педагогические советы, заседания круглых столов, проблемные площадки, заседания ППк.
  • Проведение индивидуальных консультаций, бесед.
  • Взаимопосещение и анализ занятий.
  • Анкетирование, деловые игры, мастер-классы.
  • Обзоры специальной литературы, участие в вебинарах.
  • Участие в районных методических объединениях (онлайн).

Этапы и сроки реализации

1.Этап подготовительный (май — август)

Выявление, анализ проблем и причин отклонений у ребенка педагогами, обсуждение результатов на психолого педаогическом кансилиуме. Обсуждение специалистами по сопровождению с участниками образовательного процесса  вариантов решения проблемы, составление программы педагогическго сопровождения ребенка. Ознакомление педагогов и родителей с рекомендациями по работе с детьми, нуждающимися в психолого-педагогическом соопровождении. Оказание помощи при подготовке документации для ТПМПК.

Промежуточные результаты:

1.1. Изучение документации (диагностических протоколов, речевых карт, индивидуальной карты развития ребенка, социального паспорта семьи, медицинской карты).

1.2. Разработка адаптированной образовательной программы, индивидуальных образовательных маршрутов и дневников динамического наблюдения на воспитанников с установленным статусом ОВЗ.

1.3. Разработка рекомендаций для педагогов и родителей.

1.4. Пополнение информационных материалов: методик, методов и приёмов обучения, способствующих для развития речи детей с ОВЗ.

2. Этап основной (сентябрь-декабрь)

Создание условий, и помощи специалистов, в соответствии с рекомендациями ТПМПК для ребенка ссылаясь на его возрастные и индивидуальные возможности, создание комплексного сопровождения воспитанников с ОВЗ. Соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима дня, питания ребенка, осуществление индивидуальных лечебно-профилактических действий. Организация социально-педагогической и  помощи детям и их родителям. Повышение уровня знаний родителей в области педагогики, и привлечение их к активному участию в процессе обучения и воспитаанния детей. Информирование родителей об особенностях развития ребёнка, о том, что можно получить необходимую помошь в развитие детей, и от других организаций.

Промежуточные результаты:

2.1. Успешная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде: в детском саду, в группе;

2.2 Привлечение воспитанников к участию в муниципальных, региональных мероприятиях, конкурсах, проектах, акциях.

2.3. Повышение уровня родительской компетентности через консультирование.

2.4. Активное вовлечение детей и родителей в проведение традиционных праздников, мероприятий, в работу родительского комитета.

3. Этап обобщающий (декабрь)

Анализ результатов деятельности, педагогов сопровождающих  воспитанников группы компенсирующейй направленности по решению той или иной проблемы. Мониторинг динамики развития воспитанников на основе реализации индивидуальных программ сопровождения. Планирование дальнейшего психолого-педагоического сопровождения детей.

Промежуточные результаты:

3.1. Анализ результатов деятельности педагогов по работе с детьми, нуждающимися в ППС.

3.2. Перспективное планирование.

3.3. Корректировка программ педагогов.

Формы работы  педагогического сопровождения воспитаников с ОВЗ:

  • Беседы с целью профилактики и просвещения.
  • Фронтальные, индивидуальные и подгрупповые занятия.
  • Различные виды консультаций.
  • Наблюдение за воспитанниками во время непосредственной образовательной деятельности, в совместной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной деятельности.
  • Диагностика.

- Онлайн вебинары, семинары, консилиумы, тематические недели.

- Акции, викторины.

- Оформление уголка по речевому развитию детей с ОВЗ, информационных стендов для родителей, оформление информационной страницы  на сайте ДОУ.

Структура

1 этап

1. В процессе индивидуальных консультаций и анкетирования родителей был составлен «портрет ребенка»: выявлены социальные условия воспитания, определен уровень готовности родителей детей с ОВЗ к продуктивному сотрудничеству с педагогами ДОУ, для эффективного развития речи детей; были получены сведения о детско-родительских отношениях и уровне ожиданий родителей по отношению к ребенку, каждый педагог выявил как сильные, так и слабые стороны воспитанников с ОВЗ.

На данном этапе большое внимание педагогов было уделено психологическому и эммоциональному комфорту родителей и воспитанников  с ОВЗ в ДОУ.

 Работа была направлена на:

1. Снижение эмоционального дискомфорта в связи с состоянием ребёнка с ОВЗ;

2. Укрепление уверенности родителей (законных представителей) в способностях и возможностях детей;

3. Формирование адекватного восприятия родителями заключения  ТПМПК для воспитанника с ОВЗ;

4. Установление тесного контакта родителей с детьми.

На этом этапе разработана и принята на заседании педагогического совета документация по работе с воспитанниками с ОВЗ.

II этап. Реализация проекта.

В музыкальном зале, в старшей группе комбинированной направленности, которую посещают воспитанники с ОВЗ и в кабнете учителя-логопеда были созданы условия по организации предметно-пространственной среды, соответствующие требованиям ФГОС (Приложение 1), рекомендациям ТПМПК, отвечающие индивидуальным возможностям и потребностям детей: 

тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий; определение словарного минимума воспитанников (пассивный и активный), исходя из речевых возможностей детей; в рамках изучения каждой темы учитель-логопед и воспитатели проводят работу по уточнению, обогащению и активизиции словаря, формированию навыков словоизменения и словообразования, развитию связного высказывания.

Учителем-логопедом были разработаны рекомендации для родителей и воспитателей по развитию выявленных возможностей дошкольников с ОВЗ, постоянно обновляется информационный уголок для родителей, куда вносятся консультации, советы учителя-логопеда, различные материалы, необходимые для продуктивной работы родителей с детьми с
ОВЗ по речевому развитию (Приложение 2).

Каждый педагог проводил работу по выявлению сильных сторон ребенка, направленную на раскрытие потенциальных возможностей детей, способствующих,  речевому развитию воспитанников с ОВЗ.

С целью развития речевой активности, коммуникативных навыков, творческих способностей, положительного эмоционального настроя музыкальным руководителем и воспитателями  были проведены следующие мероприятия: «Праздник осени», фартучковый театр экологическая сказка «А где же солнышко?», «День матери», «Петрушкины забавы», новогодний утренник по сказке «Алёнушка и братец Иванушка»,  которые способствовали раскрепощению воспитанников с ОВЗ, проявлению инициативности и самостоятельности (Приложение 3).

Для формирования представлений воспитанников с ОВЗ о нравственных чувствах и эммоциях, разъяснения детям  сути и содержания норм и правил гуманного поведения как олицетворения общечеловеческих духовно-нравственных ценностей с воспитанниками была проведена неделя добра и милосердия. В рамках которой, дети приняли участие в акции «Сделай добро»,  для воспитанников был организован «Праздник доброта» и дети приняли активное участие в районных  конкурсах «Сердца, открытые для доброты» и «Милосердие и доброта нам сопутствуют всегда» (Приложение 4). Данные мероприятия способствовали  обогащению словарного запаса воспитанников с ОВЗ, мотивации совершать добрые дела.

Для развития фонетико-фонематической системы языка, навыков языкового анализа и синтеза учителем-логопедом был проведен логопедический праздник: «В гости к звукам», и в рамках недели методического мастерства, воспитателем было проведено открытое НОД по теме: «Транспорт» (Приложение 5).

 Для развития опыта публичных выступлений, проявления творческих способностей,  был проведён конкурс чтецов, посвященному «Дню матери» (Приложение 6).

 В рамках данного проекта с воспитанниками комбинированной группы были реализованы подпроекты, это   «Зимующие птицы» и  «В гости к сказке», которые позволили  обогатить  знания детей о зимующих птицах,  способствовал развитию связной речи дошкольников, и наладить тесный контакт между педагогами и родителями. (Приложение 7).

С сентября по декабрь, дети принимали активное участие во всевозможных конкурсах различной направленности: 

  • конкурс рисунков «Загляни в мамины глаза»;
  • конкурс рисунков «Открытка герою»;
  • конкурс чтецов, посвященному «Дню матери»;
  • конкурс «Стань заметней на дороге»;
  • районный конкурс по безопасности дорожного движения «Правила движения достойны уважения»;
  • конкурс «Знаю правила дорожного движения»;
  • районный  конкурс «Сердца, открытые для доброты»;
  • районный конкурс декоративно – прикладного творчества «Милосердие и доброта нам сопутствуют всегда»;
  • всероссийский творческий конкурс «Моё хобби»;
  • всероссийский конкурс «Леголандия»;
  • всероссийский конкурс «Покормите птиц зимой». (Приложение 8).

Участие в данных мероприятиях позволило развить в детях творческий потенциал, уверенность в собственных силах, стребление идти вперед, повысить самооценку. Данные мероприятия позволяют конкретизировать и уточнить представление о характере и особенностях развития ребенка, определить вероятностный прогноз его дальнейшего развития и комплекс коррекционно-развивающих мероприятий, методов и приемов работы, способствующих высокому уровню развития речи.

Основная форма работы – индивидуальная, подгрупповая и групповая. Также особое место занимает непрерывный обмен информацией участников проекта, о изменениях, происходящих с ребёнком, консультации с целью корректировки деятельности, прорабатыванию дальнейшего плана по работе с дошкольниками с ОВЗ и наблюдениями о наличии динамики в развитии.

Велась работа по просвещению педагогического состава в области речевого развития дошкольников. Учитель-логопед выступила на проблемной площадке ДОУ по темам: «Подготовка руки ребенка старшего дошкольного возраста к письму»; «Логопедические игры – основа гармоничного развитие речи дошкольников»; выступила с докладом на районном методическом объединении учителей-логопедов, по теме: Методика обследования звуковой стороны речи у дошкольников (Приложение 9).

Педагоги так же принимали личное участие в различных конкурсах: конкурс «Лучший педагогический проект ДОУ»; конкурс «Лучшее дидактическое пособие, по развитию речи», Всероссийский конкур «Покормите птиц зимой»,  участие в неделе методического мастерства (Приложение 10).

III этап. Подведение итогов, анализ результатов, планирование последующей работы с данными воспитанниками.

Результаты коррекционно-развивающей деятельности педагогов, отражены в «Картах развития», «Дневниах динамического наблюдения» и «Индивидуальных образовательных маршрутах» воспитанников с ОВЗ.

Результаты

• ребёнок с ОВЗ принят и активен в комбинированной  группе;

Непосредственно у ребенка с ОВЗ наблюдается следующая положительная динамика:

• наличие позитивной «Я-концепции» ребенка с ОВЗ;

• осознание обственных достижений в различных видах деятельности;

Показатели, свидетельствующие о возрастании активности родителей ребенка с ОВЗ:

• отмечается принятие и интерес родителей к информации, которую они получают;

• понимание, как перспективы развития их ребенка, так и собственной ответственности в процессе включения ребенка в образовательную среду.

Динамические характеристики в работе педагогов:

• заинтересованность в сотрудничестве с педагогами ДОУ;

• позитивный настрой при взаимодействии с родителями детей с ОВЗ.

Задачи дальнейшей реализации проекта:

• продолжить работу с воспитанниками с ОВЗ, развивать их речь, творческие способности, познавательную активность, личный потенциал ребенка, тесно взаимодействовать с детьми, родителями и педагогами.

Таким образом, коррекционно-развивающая работа с воспитанниками с ОВЗ многоаспектна, предполагает взаимодействие специалистов и носит комплексный характер. Только в результате интегративной деятельности всех участников педагогического процесса дети дастигнут высоких показателей в речевом развитии, социализации и адаптации их в обществе.

Список литературы.

  1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям  для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР/ З.Е. Агронович - С.П.: Детство-Пресс,2001. – с.128.
  2. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. – М.: Астрель, 2008. – с.254.
  3. Волкова Г. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики (1-я часть). – СПб.:  2003.
  4. Гербова В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. – М.: 1989.
  5. Жукова Н.С.  Мастюкова Е., Филичева Т. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М.: 1990.
  6. Игры в логопедической работе с детьми / Под редакцией В. Селиверстова. – М.: 1981.
  7. Коноваленко В.В.Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ФФНР.-ГНОМ,2004 – с.84.
  8. .Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь: Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1999.
  9. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. (Коррекция стертой дизартрии). – СПб., 2001.
  10. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. – М.: Детство – Пресс, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ.

Данная статья отражает комплексное сопровождение детей в дошкольном образовательном учреждении. В ней раскрывается содержание работы специалистов ДОУ, направления работы службы сопровождения....

Статья "Особенности применения технологий психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной работы"

В статье раскрыты особенности применения технологий психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной работы....

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В настоящее время  в России, в силу целого ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Категория таких детей крайне не...

Презентация «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов в условиях ДОУ»

Информация для педагогов, предоставлена в виде слайдовой презентации. Подготовлена для выступления на педагогическом совете....

Особые условия - особым детям.Система психолого – педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ.

 Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» законодательно закрепляет принцип доступности образования для лиц с особыми образовательными потребностями. Понятие ...

Проект «Психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и с особыми образовательными потребностями в условиях дошкольного учреждения»

Проект«Психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и с особыми образовательными потребностями в условиях дошкольного учреждения»Актуальность решаем...