«Использование системного оператора ТРИЗ в развитии связной речи детей с ОНР»
статья по логопедии (подготовительная группа)

Статья «Использование системного оператора ТРИЗ в развитии связной речи детей с ОНР». Учитель-логопед Сивова М.П.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.89 КБ

Предварительный просмотр:

Статья  

« Использование системного оператора ТРИЗ в развитии связной речи детей с ОНР ».                                                                                                                           

                                                                                                       Учитель-логопед Сивова М.П.

  Одна из целей логопедического воздействия при ОНР – обучение детей связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.                                             Развитие связной речи у детей с ОНР является одной из главных задач коррекционного воздействия. В группе детей с данными проявлениями речевого дизонтогенеза можно выделить следующие особенности  связной речи:

  1. В высказываниях детей наблюдаются нарушения логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов;
  2. Использование простых малоинформативных предложений;
  3. Трудности при планировании своих высказываний и отборе соответствующих языковых средств.

Работа по развитию связной речи у детей с ОНР осуществляется в процессе повседневной жизни, на коррекционных занятиях с логопедом, а также с воспитателями и родителями. Из этого следует, что овладение связными формами высказывания детьми с общим недоразвитием речи - сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия. Поэтому наряду с общепринятыми приёмами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик, на мой взгляд, является системный оператор ТРИЗ.

ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя – фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать. В детские сады технология ТРИЗ пришла в 80-х годах. Но, несмотря на это и сейчас остаётся актуальной и востребованной педагогической технологией. Адаптированная к дошкольному возрасту, технология ТРИЗ позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём». Руководствуясь задачами, поставленными передо мной как перед учителем-логопедом, я остановила свой выбор  на системном операторе ТРИЗ. Цель использования в работе с детьми системного оператора состояла в активизации познавательной активности детей и развитии умения составлять описательные  рассказы. 

Данный  метод позволяет ребёнку увидеть изучаемый объект в системе его  внутренних и внешних взаимосвязей. У детей расширяется кругозор, устанавливаются причинно-следственные связи,  уточняются временные отношения, развивается творческая инициатива. Это делает их рассказы более чёткими,  полными и последовательными.  

Реализация этой методики заключается  в составлении рассказа на основе графически нарисованной схемы.  Причём, чтобы сформировать внутренний алгоритм рассказа все элементы схемы располагаются  определённым образом в ячейках таблицы - экранах. В доступной форме детям объясняется, что любой предмет или явление является частью чего-либо,  сам состоит из определённых элементов, обладает признаками и функциями. Кроме того, мы рассматриваем объект в его прошлом, настоящем и будущем.                                                                        Обычно я начинаю  с обозначения самого объекта (средний уровень), затем перехожу к ближайшему окружению, частью которого он является (верхний уровень – родовое понятие или место расположения), рассматриваем части, свойства самого объекта (нижний уровень). Левая сторона – прошлое, правая – будущее, середина – настоящее. Так мы путешествуем из прошлого в будущее. Вся работа проводится в тесной связи с воспитателями и родителями. Воспитатели на организованных занятиях отрабатывали как активный, так и пассивный словарь. На логопедических занятиях дети учатся составлять рассказы. В начале знакомства с данным методом детям предлагается заполненная изображениями таблица. На занятиях в группе ребята знакомятся с её содержанием и составляют рассказ. Дома его нужно повторить и при необходимости дополнить. Для активизации мыслительной деятельности, обогащения речи детей средствами выразительности, создания настроя и мотивации я использую в работе загадки.  Прежде чем обозначается объект для изучения, дети должны его отгадать. По мере освоения данного вида деятельности ребятам предлагается самостоятельно придумать, как будет выглядеть объект в будущем или каким он был в прошлом. Иногда я экранирую ту или иную ячейку, чтобы повысить уровень самостоятельности и развивать планирующую функцию речевых высказываний. Приветствуются и поощряются творческие ответы, употребление полных распространённых предложений. Таким образом,  у детей формируется определённый алгоритм мыслительной деятельности,   который переносится на внутренний план. Освоив эту последовательность изложения, ребёнок сможет самостоятельно пользоваться внутренним планом для составления рассказа и наполнять его новым содержанием. Параллельно проводится работа по развитию чёткости звукопроизношения детей, уточнению звуко-слоговой структуры слова, формированию лексики и грамматического строя речи.

В работе с детьми 5-6 лет, на мой взгляд, рациональнее использовать лишь пять ячеек-экранов (не рассматривать над- и- подсистемы в прошлом и будущем). Это обусловлено возрастными особенностями ребят. В подготовительной группе работа  начинается тоже с пяти экранов, если уровень подготовленности детей позволяет, постепенно переходим к девяти экранам. Девять экранов успешно применяется в индивидуальной работе с детьми, проявляющими интерес и желание узнать больше нового.  

Особо хочется остановиться на наглядных пособиях для работы с детьми в рамках системного оператора ТРИЗ. Для старшей и подготовительной группы мной были разработаны таблицы со схематическими зарисовками из пяти и девяти экранов по лексическим темам, которые изучаются в течение года. Подготовлен демонстрационный материал для  <<Уголка  логопеда>>  и домашние рекомендаций для повторения речевого материала с таблицами. Был изготовлен  <<Волшебный экран>>  - пособие с девятью кармашками и к нему набор карточек со схематичными или картинными изображениями. В работе также использовались  незаполненные таблицы для детей, у которых уже сформировался внутренний алгоритм рассказа. Игра  <<Путешествие магнита>> заключалась в передвижении магнита ребёнком по пустым ячейкам таблицы,  которое сопровождалось высказываниями детей. Одной из форм работы было создание книжек с зарисовками детей и записанными за ними рассказами родителями.

Анализ, проведенный в конце обучения, показал, что речь детей стала выразительнее за счет эпитетов, синонимов, антонимов, сравнений, метафор, что привело к улучшению уровня связной речи. Ребята  начали  использовать словесные обороты, характеризующие временные отрезки (было – будет, раньше – позже,  до того -  после того, в прошлом – в будущем, со временем…).  С помощью данного метода у детей повысился уровень самостоятельности и планирующей функции при составлении рассказов. Они стали более подробными и логичными. В речи детей стали активнее применяться сложные предложно-падежные конструкции, полные  распространённые предложения. Значительно сократилась необходимость помощи в виде наводящих вопросов. В ходе проведённой работы повысился интерес детей к составлению рассказов, связная речь воспитанников логопедической группы стала выразительнее и последовательнее. Таким образом, можно отметить, что применение системного оператора ТРИЗ является эффективным методом развития связной речи детей с ОНР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об использовании метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Метод моделирования успешно находит свое применение в работе по развитию связной речи. В ходе использования данного приема, дети знакомяться с графическим способом предоставлении информации - моделью,...

«Использование инновационных методов ТРИЗ в развитии связной речи детей»

Занятия с применением элементов ТРИЗ являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывают значимое влияние на развитие других психических процессов и ...

Индивидуальный план по самообразованию на тему:«Использование метода сказкотерапии, как средство развития связной речи детей, имеющих тяжёлые нарушения речи»

Данная тема считается актуальной, так как речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.Успехи воспитанников,  в совершенствовании связной речи, обеспечивают в будущем, и в большей мере,...

Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей с общим недоразвитием речи.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним....

Использование авторской сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Авторская сказка может стать эффективным средством развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.при условии:- использования качественной авторской сказки, спосо...