Мастер – класс: «Расслабляющий массаж, как средство устранения или сглаживания гипертонуса (спастичности) мыщц речевого аппарата у дошкольников с нарушениями речи»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Вожова Ирина Александровна

работа с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vozhova_master-klass.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс: «Расслабляющий массаж, как средство устранения или сглаживания гипертонуса (спастичности) мыщц речевого аппарата у дошкольников с нарушениями речи»

Актуализация

  Детям со значительными речевыми расстройствами (алалия, дизартрия, дислалия, обусловленная укороченной подъязычной уздечкой и др.) для коррекции звукопроизношения недостаточно только артикуляционной и дыхательной гимнастики. Необходим логопедический массаж.    Он позволяет скорректировать звукопроизношение, улучшает состояние голоса, нормализует тонус мышц речевого аппарата, сокращает время по формированию произносительной речи. Даже при выраженной неврологической симптоматике использование логопедического массажа дает хорошие результаты. Существенно изменяется под влиянием массажа состояние мышечной системы. В первую очередь повышаются эластичность мышечных волокон, сила и объем их сократительной функции, работоспособность мышц, восстанавливается их активность после нагрузки.

При легком, медленном поглаживании снижается возбудимость массируемых тканей. Энергичные и быстрые движения при массаже повышают раздражимость массируемых тканей, сокращают мышцы и показаны при гипотонии мышц артикуляционного аппарата.

Дифференцированное применение различных приемов массажа позволяет понизить тонус при спастичности мышц, и напротив, повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры. Это помогает формированию и осуществлению активных произвольных, координированных движений органов артикуляции. Таким образом, логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечных системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе.

Целевая аудитория: родители детей-логопатов

Цель мастер – класса

 Познакомить родителей с приемами расслабляющего массажа для сглаживания гипертонуса мышц речевого аппарата у детей с речевыми нарушениями.

Задачи: 

  1. Познакомить участников мастер – класса с условиями проведения логопедического массажа;
  2. Познакомить участников мастер – класса с противопоказаниями к проведению логопедического массажа;
  3. Показать участникам мастер – класса   приемы расслабляющего массажа для устранения или сглаживания спастичности мышц речевого аппарата у детей с речевыми нарушениями.

Ход мастер-класса

1. ОРГМОМЕНТ

- Я рада приветствовать вас на моем мастер-классе, посвященного одной из актуальных тем на сегодняшний день: «Расслабляющий массаж, как средство устранения или сглаживания гипертонуса (спастичности) мышц речевого аппарата у дошкольников с речевыми нарушениями».

2. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Логопедический массаж – это один из методов коррекционно-педагогического воздействия, используемых при коррекции тяжелых речевых нарушений и является методом механического воздействия, благодаря которому улучшается состояние периферического речевого аппарата. В коррекционной педагогической работе логопедический массаж применяется во всех тех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц.

Нередко, массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия.

При логопедическом массаже акцентируют внимание на мышцах щек, губ, языка и мягкого неба. Для выбора тактики лечения, массажист перед проведением сеанса должен провести пальпацию мышц и обратить внимание на состояние мышц плечевого пояса, шеи, языка, щек и губ.

Логопедический массаж преследует следующие цели:

  • Стимуляция разговорной речи при задержке развития ребенка
  • Снижение усиленного слюноотделения
  • Снижение гипертонуса мышц, участвующих в артикуляции.
  • Активизация мышц с недостаточной сократительной способностью.
  • Стимуляция кинестетических ощущений.
  • Снижение степени двигательных нарушений мышц при содружественных движениях, гиперкинезах, нарушении координации движений.
  • Создание условий к развитию произвольных движений артикуляционного аппарата.
  • Повышение эластичности мышечных волокон, сократительной функции.

Противопоказания к проведению массажа

Массаж не назначают при следующих заболеваниях:

  • ОРВИ, ОРЗ.
  • Герпес на губе, лице
  • Воспалительные заболевания глаз
  • Воспаления ротовой полости

Осторожно выполняют массаж детям с судорожным синдромом. В случае если ребенок плачет, вырывается и кричит, массаж стоит прекратить и успокоить ребенка.

Условия проведения логопедического массажа

В помещении должно быть комфортно и тепло. Особые требования к рукам массажиста. Они должны быть теплыми, чистыми, без каких-либо воспалительных заболеваний, без украшений, с коротко остриженными ногтями. Массаж проводят через 2 часа после приема пищи. Полость рта ребенка перед проведением сеанса следует очистить от крошек и остатков пищи.

Массаж назначают курсом в 20 сеансов. Желательно проводить каждый день. После месячного перерыва курс желательно повторить. При выраженных нарушениях речи у детей длительность кура увеличивается.

В зависимости от тяжести нарушений речевого аппарата и возраста ребенка время сеанса может быть от 5 до 25 минут. Первый сеанс длится 5 минут. В дальнейшем продолжительность массажа увеличивают.

При проведении массажа ребенок должен быть спокоен, не чувствовать болевых и неприятных ощущений. К каждому ребенку необходим подход. Не следует с первых процедур укладывать его в горизонтальное положение. Лучше сделать первый сеанс в положении сидя. Со временем у детей возникает привыкание к массажу.

Если ребенок настроен негативно, на первой процедуре выполните только легкие массажные движения на лицевой мускулатуре. Можно проводить сеансы массажа в присутствии мамы. Массаж эффективен только в том случае, если у детей будет возникать чувство доверия.

Положение тела при логопедическом массаже

Перед началом сеанса массажа тело ребенка необходимо привести в правильное положение. Правильная поза способствует нормализации мышечного тонуса (обычно — расслаблению), делает более свободным дыхание.

При логопедическом массаже наиболее оптимальны следующие положения:

- в положении лежа на спине под шею ребенка подкладывается небольшой валик, позволяющий несколько приподнять плечи и откинуть назад голову; руки вытянуты вдоль тела; ноги при этом лежат свободно или несколько согнуты в коленях (под колени ребенка также можно положить валик);

- ребенок — в положении полусидя в кресле с высоким подголовником;

- ребенок — в положении полусидя на стуле, голова слегка запрокинута назад.

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Очень часто у детей с неврологической патологией отмечается смешанный вариативный характер нарушений мышечного тонуса, т.е. в одних группах мышц может отмечаться спастичность, а в других – гипотония. В связи с этим в одних случаях будет необходим расслабляющий массаж, а в других – стимулирующий.                                                          

 Родителям нужно определить состояние тонуса следующих мышц: языка, губ, лица, шеи, верхнего плечевого пояса. Это устанавливается в ходе осмотра ребенка путем наблюдения и пальпации.

Расслабляющий массаж при повышенном мышечном тонусе артикуляционной мускулатуры

Расслабляющий логопедический массаж назначают детям с повышенным тонусом артикуляционной мускулатуры. При выполнении ребенку выбирают позу, в которой тонические рефлексы проявлялись бы в меньшей степени.
Расслабление мышц достигается легкими массажными движениями от периферии к центру с небольшой силой давления. Все движения скользящие. Слегка прижимающие. Повторяют каждое по 8 раз. Медленные движения снижают возбудимость тканей.

Методика массажа

Начинают с расслабления мышц шеи и плечевого пояса. Проводят массаж и пассивные движения головой. Придерживая голову ребенка, проводят повороты головы по часовой стрелке, затем в обратном направлении. Медленные повороты головой в одну и другую стороны. Расслабление мышц шеи способствует понижению тонуса корня языка.

Расслабление оральной мускулатуры достигается легким поглаживанием, похлопыванием мышц лица, губ, шеи, языка. Движения проводятся двумя руками в направлении от периферии к центру. Движения должны быть легкими, скользящими, слегка прижимающими, но не растягивающими кожу. Каждое движение повторяется 5-8 раз.

Расслабляющий массаж лицевых мышц:

  • продольное и поперечное поглаживание лба;
  • поглаживание области глазниц;
  • поглаживание бровей от переносицы в стороны до края волос, продолжая линию бровей;
  • Поглаживания от переносицы по верхнему краю глазниц к вискам;
  • поглаживание от линии лба вниз через все лицо по щекам, подбородку и шее к ключицам.
  • поглаживания от мочек ушей по щекам к крыльям носа;
  • легкие пощипывающие движения по краю нижней челюсти;
  • надавливания от начала роста волос вниз по всей поверхности лица.

Расслабление губной мускулатуры:

  • поглаживание верхней губы от углов рта к центру;
  • поглаживание нижней губы от углов рта к центру;
  • поглаживание верхней губы (движение сверху вниз);
  • поглаживание нижней губы (движение снизу вверх);
  • поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ;
  • точечный массаж губ (легкие вращательные движения по часовой стрелке);
  • легкое постукивание губ пальцами.

У детей часто наблюдается смешанный характер нарушения мышечного тонуса. В одних группах мышц тонус повышен, в других понижен. В связи с этим проводят дифференциальный логопедический массаж мышц.

Логопедический массаж языка для детей

При повышенном тонусе языка проводится логопедический массаж для детей по расслабляющей методике, при снижении тонуса выполняют укрепляющий массаж. При гипотонии приемы более интенсивные и активные. При повышенном тонусе перед проведением процедуры желательно подержать во рту некоторое время теплый настой из трав.

Массаж языка можно осуществлять различными способами:

  • Зондовый массаж (используются зонды Е.В.Новиковой или постановочные зонды Рау).
  • Пальцевый массаж (в напальчнике или через марлевую салфетку).
  • Массаж деревянным или металлическим шпателем.
  • Массаж зубными щетками (различными по материалу, форме, жесткости щетины, размеру). При массаже используются как щетина, так и палочка щетки.

Перед тем как начинать массаж языка, следует определить границу рвотного и глоточного рефлекса. Первые сеансы должны обрабатывать мышцы языка, не доходя до этой границы. С каждым последующим сеансом обрабатывается все большая поверхность языка. Нельзя проводить процедуру сразу после кормления. Массаж выполнять до еды или через 1.5- 2 часа после еды в течение 5 минут.

Рот ребенка должен быть открытым с высунутым языком. Язык массажист фиксирует с помощью марлевой салфетки.

Массаж для расслабления мышц языка:

Язык массируется в направлении спереди назад до зоны проявления рвотного рефлекса. При этом проводится поглаживание, легкое похлопывание, вибрация в течение 15 секунд. - точечный массаж в области подчелюстной ямки, который проводят в течение 15 секунд, вибрирующие движения указательным пальцем под нижней челюстью;                                               - вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под углами челюсти (15 секунд).

Движения используются прямые, спиралевидные, кругообразные, язык при этом держать пальцами одной руки, а пальцами другой выполнять массажные движения. Они должны быть направлены:                                                                                                                                      *От середины языка к его кончику и обратно.                                                                                            *От центра языка влево и вправо (“ёлочка”),                                                                                         *От левого края языка до правого и наоборот (поперек языка),                                                        *Перекатывание пальца по языку в разных направлениях,                                               *Пощипывание и растягивание краев языка.                                                                    *Поглаживание языка от подъязычной уздечки к кончику языка и обратно.

Логопедический массаж в домашних условиях

Прежде чем делать ребенку логопедический массаж дома, логопед должен проконсультировать родителей или рекомендовать посещение логопеда детской поликлиники.

Рекомендуется дома выполнять массаж шеи, плечевого пояса, артикулярных мышц в комплексе с рекомендованными логопедом упражнениями. Для массажа языка лучше всего в домашних условиях пользоваться шпателем или зубной щеткой.                                                                                                  Родители должны четко знать, какой именно массаж надо выполнять – расслабляющий мышцы или тонизирующий. Обо всех изменениях родителям следует сообщать логопеду.

4. РЕФЛЕКСИЯ                                                                                                                                              

Уважаемые родители, у вас на столах лежат листочки с изображением ладони. Я прошу вас, на каждом пальчике ладони, написать одним словом отзыв о мастер-классе. Выразить свое мнение вы можете по нескольким направлениям: ваше субъективное мнение о мастер-классе, новизна информации для вас, будете ли на практике применять полученные знания.                              

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...

Мастер – класс на тему: «Использование приемов арттерапии по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»

представление опыта работы  по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями в речи средствами арттерапевтических приемов...

Мастер-класс: «Игровой массаж как средство оздоровления детей дошкольного возраста» (для педагогов ДО)

Мастер-класс: «Игровой массаж как средство оздоровления детей дошкольного возраста»(для педагогов ДО)...

Мастер-класс: «Игровой массаж как средство оздоровления детей раннего возраста»

Распространение педагогического опыта по применению технологии игрового массажа в работе с детьми ....

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Взаимодействие учителя-логопеда с родителями по обучению грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями речи»

Обмен опытом обучения и воспитания детей с нарушением речи, посредством демонстрации методов и приемов работы при активном участие педагогов...

Мастер-класс: «Игровой массаж как средство оздоровления детей дошкольного возраста»

Мастер-класс:«Игровой массаж как средствооздоровления детейдошкольного возраста»(для педагогов ДО)...

Мастер – класс «Готовимся в школу» в рамках родительского собрания для родителей группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи 6-7 лет учителя – логопеда Пальминой Л.В.

Мастер – класс «Готовимся в школу» в рамках родительского собрания для родителей группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи 6-7 лет учителя...