Мастер-класс: «Игровой массаж как средство оздоровления детей раннего возраста»
материал

Панова Надежда Николаевна

Распространение педагогического опыта по применению технологии игрового массажа в работе с детьми .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovoy_massazh.odt110.15 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Ирдановский детский сад «Колосок»

Мастер-класс: «Игровой массаж как средство      оздоровления детей раннего возраста»

(для педагогов ДОУ)

C:\Users\Aser\Desktop\detsad-1444964-1519111923.jpg

Подготовила и провела воспитатель

Панова Н.Н

2018 год

Мастер-класс: «Игровой массаж как средство оздоровления детей раннего возраста»

Цель: Распространение педагогического опыта по применению технологии игрового массажа в работе с детьми .

Задачи:

  • раскрыть значение здоровьесберегающей технологии;
  • познакомить с методикой их проведения;
  • поделиться личным опытом работы по сохранению здоровья дошкольников;
  • распространить педагогический опыт по применению игрового массажа с детьми раннего возраста;
  • познакомить педагогов с элементами игрового массажа с целью повышения их профессиональной компетентности.

Ход:  Наш мастер-класс начать хочу с прекрасных слов:

Здоровые дети – в здоровой семье.

Здоровые семьи – в здоровой стране.

Здоровые страны – планета здорова.

Здоровье! Какое прекрасное слово!

Так пусть на здоровой планете

Растут здоровые дети!

Нам родители доверяют самое дорогое, что есть у них – своих детей. И каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым и счастливым. Ребенок отправляется в долгое путешествие по жизни, и мы ему в этом поможем. (Раздать листочки с нарисованным воздушным шаром). Путешествовать он (ребенок) будет на воздушном шаре.

Упражнение “Воздушный шар”(о ценности здоровья для человека).

Вы видите воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это ребенок. Вокруг него ярко светит солнце, по небу плывут легкие облака. Напишите в облаках, какие 9 ценностей важные, на ваш взгляд, для ребенка настолько, что он взял бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что эти легкие облака превращаются в грозовые. Вам нужно избавиться от них, чтобы путешествовать дальше. Вычеркните 3 облака. Но снова грозятся облака стать черными и хмурыми. Вычеркните еще 3 облака. А теперь поднимите руки те, у кого в списке облаков осталось слово «здоровье». Спасибо большое, приятно видеть, что вы все понимаете - здоровье – главная ценность человека.

Еще Самуил Яковлевич Маршак говорил, обращаясь к детям:

Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути

Важнейшее условие.

Действительно, это условие четко прописано в Федеральном государственном образовательном стандарте.

Одна из задач ФГОС ДО «Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155).

Пришло время новых технологий, назначение которых - объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление здоровья. Эти технологии получили название «здоровьесберегающие».

Цель здоровьесберегающих технологий: обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни.

«Детям совершенно также, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им и они будут беречься». Януш Корчак.

В настоящее время все чаще используются нетрадиционные методы оздоровления детей. Одним из таких является игровой массаж.

 Под действием массажа происходит покраснение кожи (сосуды расширяются, повышается теплоотдача, затем сосуды сужаются, что приводит к охлаждению и тренировке центра терморегуляции). Упражнения игрового массажа в сочетании с пальчиковой гимнастикой обогащают не только внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное влияние на развитие памяти, мышления, развивают фантазию, способствуют снятию мышечного напряжения. Потирание кончиков пальцев успокаивают нервную систему. Упражнения игрового массажа можно проводить в любой удобной позе, как утром, во время утренней гимнастики, так и в любое удобное время.

Игровой массаж и самомассаж учит детей сознательно заботиться о своём здоровье, является профилактикой простудных заболеваний, прививает им чувство ответственности за своё здоровье, уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие.

В дошкольном возрасте ведущая деятельность – игровая.

В чем его особенность? В простых приемах, не требующих специальной подготовки: прикосновение, особенно прикосновение пальцев, рук, кулачков, постукивание, поглаживание, похлопывание, а иногда и пощипывании.

Умение общаться через тактильное прикосновение необыкновенно важно. Подобные игры учат обходиться друг с другом ласково, доверительно, бережно и аккуратно. Массаж снимает напряжение, дает новые силы, тонизирует, снимает усталость, бодрит и повышает настроение.

  • Происходит развитие детской моторики.
  • Укрепляются кости, мускулатура, сухожилия, увеличивается подвижность суставов, нормализуется кровообращение и обмен веществ.
  • Оказывается глубокое положительное воздействие на центральную нервную систему.
  • Развивается речь.
  • Тренируется память
  • Карапуз расслабляется, успокаивается.
  • Возрастает его доверие к окружающим, способность взаимодействовать с другими людьми.

Массаж проводится в игровой форме в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке делают его для ребенка доступным и интересным.

Главное правило игрового массажа – никакой боли. Только приятные ощущения позволят в дальнейшем выполнять эти игровые задания.

И помните, любая привычка вырабатывается в течение 21 дня. Если постоянно делать массаж в течение этого времени, у ребенка появится устойчивая потребность в выполнении этой оздоровительного приема.

Что можно использовать для массажа:

  • природный материал (шишки, орехи, горох, фасоль, камушки)
  • зубные щетки и щетки для волос
  • массажные мячики
  • прищепки
  • шестигранные карандаши
  • бросовый материал (пробочки, старые фломастеры, колпачки от них)

Уважаемые участники, а теперь я предлагаю вам перейти к практическому занятию и выполнить несколько видов массажа.

Массаж спины.

Если говорить о массаже спинки, то он способствует нормализации деятельности нервной системы, улучшению кровообращения, а также отлично снимает напряжение в этой области. Наконец он просто помогает расслабиться и настраивает ребенка на сон (если это поглаживающие движения). Важно чтобы все постугивания поглаживания, пощипывания делались не по позвоночнику,а по бокам. Игровой массаж может проводиться поверх рубашечки или футболки, а также, по желанию малыша, на голой спинке. И Песенки и стихи для массажа следует подбирать с учётом возраста ребёнка.
Только в том случае, если они будут интересны малышу, игровой массаж станет для него радостным событием.

1. Игровой массаж «Пёсик»

Участники стоят в кругу, выбирается песик (одеваем маску). Он встает в середину круга. Все говорят слова и показывают движения:

Песик в бане вымыл ушки (поглаживают и растирают уши)

Шейку(поглаживают шею),

Кожицу на брюшке(поглаживают живот).

И сказал дружочку пес: «Ты мне спинку не потрешь?»

«Песик» встает к детям, все поворачиваются друг за другом и растирают спину своему соседу кулачками. Эту игру можно провести и в парах. Можно добавить другого персонажа, например, ёжика.

  1. «ДУБ»
    (1) Дятел на дубу сидит и стучит, стучит, стучит,
    (2) Ищет под корой жучков и съедобных червячков.
    (3) Ну а если грянет гром, и польётся дождь потом,
    (4) Дятел спрячется в дупло, в нём и сухо и тепло.

    1 - положить ладонь на спинку и постукивать указательным пальцем
    2 - слегка пощипать
    3 - на слово «гром» хлопнуть по спинке, а затем побарабанить пальцами
    4 - попытаться сунуть руку за шиворот или подмышку

3.«МАЛЯР»
(1) Маляр заборы красит, не любит отдыхать,
Мы тоже взяли кисти и будем помогать!
(2) Метлой наш дворник машет, не любит отдыхать,
Метлу берём, ребята, и будем помогать!
(3) Портной всё шьёт иголкой, не любит отдыхать,
Скорей возьмём иголки и будем помогать!
(4) Вот повар суп мешает, не любит отдыхать,
Мы тоже взяли ложки и будем суп мешать!
(5) Вот плотник пилит доски, не любит отдыхать,
Пилу берём, ребята, и будем помогать!
(6) Косарь косою косит, не любит отдыхать,
Мы тоже взяли косы и будем помогать!
(7) А пианист играет, не любит отдыхать
И мы на пианино решили поиграть!

1 - ритмично водить расслабленными пальцами по спине вверх - вниз
2 - на слова: «метлой», «любит», «метлу», «будем» - спинку сверху вниз «метём»,
как метлой, ладонью и пальцами
3 - нажимаем указательным пальцем – «колем»
4 - круговые движения по спине
5 - растирание ребром ладони – «пилим»
6 - скользящие движения ребром ладони – «косим»
7 - пальцами постукиваем ритм мелодии

4.  «ЛИСТОЧКИ»
(1) Дождик травку поливает,
(2) Ветер дерево качает
(3) Листики висят, висят
(4) И тихонько вниз летят.
(5) Дети в садик выбегают
(6) И листочки собирают
(7) Их к себе домой несут
( И в коробочку кладут.

1 - легко постукиваем по спинке кончиками расслабленных пальцев
2 - положив руки на плечи, слегка раскачиваем
3 - тихонько дотронуться кончиками пальцами до плеч
4 - медленно погладить кончиками пальцев вдоль позвоночника
5 - пробежать указательными и средними пальцами обеих рук по спинке
6 - легонько пощипать
7 - пройти указательными и средними пальцами обеих рук по спинке
8 – положить бумажные листочки или концы пальцев на ладошку малыша
и закрыть его пальчики в кулачок.

5. «Локомотивное депо»

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой в депо спешили,

(шагают пальцами рук по спине)

Посмотреть, как дружно в ряд

Тепловозы там стоят.

(ребром ладони делать поперечные движения по спине.)

Как их моют, (круговые вращения ладонями по спине) 

заправляют,(постукивание кулачками)

Все детали протирают.(растирание кулачками)

Как песок в них засыпают, (постукивание кончиками пальцев)

тормоза все проверяют. (легкие пощипывания)

Чтоб могли без остановки

Свой маршрут проехать ловко.

(поглаживание.)

2. Аурикуломассаж— это массаж ушной раковины, который активизирует работу всего организма. Ухо человека по форме напоминает человеческий зародыш или продольный разрез больших полушарий мозга. Специалисты полагают, что помимо чисто внешнего сходства они имеют много общего и в нервных связях.

Учеными замечено, что, если ребенку 2 — 3 раза в день проводить массаж ушных раковин, он меньше болеет, лучше развивается, нормализуется работа многих систем организма. Правильно проводимый самомассаж ушей для детей является незаменимым средством для профилактики простудных заболеваний.

«Взяли ушки за макушки»

(самомассаж ушной раковины выполняется большим и указательными пальцами – большой палец находится сзади)

Взяли ушки за макушки

(большим и указательным пальцами с обеих сторон)

Потянули…

(несильно потянуть вверх)

Пощипали…

(несильные нажимы пальцами, с постепенным продвижением вниз)

Вниз до мочек добежали.

Мочки надо пощипать:

(пощипывание в такт речи)

Пальцами скорей размять…

(приятным движением разминаем между пальцами)

Вверх по ушкам проведём

(провести по краю уха, слегка сжимая большим и указательным пальцами) 

И к макушкам вновь придём.

Массаж для профилактики простудных заболеваний

Чтобы горло не болело, мы его погладим смело ( мягко погладить в районе шеи — от подбородка к ключице).

  • Мы и лобик разотрем — ставим ручки козырьком (над бровями приложить кисти рук ребром к коже, сделать движения вверх-вниз по косой, от центра в стороны и назад).
  • Пальчиками вилку сделай — ушки разомни умело (раздвинуть второй и третий пальцы, растереть ушную раковину, область за ней).
  • Чтобы не чихать и кашлять — носик растираем часто (сделать движения по крыльям носа).
  • Теперь здоровенькие мы — нам простуды не страшны (потереть ладошки между собой).

Детский самомассаж практически универсален: его можно делать в любом месте, он достаточно эффективен, хорошо отвлекает ребенка от внешних обстоятельств.

Массаж круглой щёткой для волос.

«Иголки»

Берём круглую щётку для волос. Катаем щётку между ладонями, приговаривая:

У сосны, у пихты, ёлки

Очень колкие иголки.

Но ещё сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник.

Ласковый ёж.

Ребенок прокатывает валик расчёски между ладошками, можно катать стопой, массажировать любую часть тела, заменяя слова в тексте.

Гладь мои ладошки, ёж!

Ты колючий, ну и что ж?

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить!

Массаж грецкими орехами (можно заменить комочком плотной бумаги)

«Орех»

Движения соответствуют тексту

Я катаю свой орех

По ладоням снизу вверх.

А потом обратно,

Чтоб стало мне приятно.

Я катаю свой орех,

Чтобы стал круглее всех

4. Массаж ладоней мячиками- «ёжиками»

Массажный мячик предназначен для микромассажа.  Шипы на его поверхности при перекатывании воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение. Игры с массажными мячиками можно проводить как по телу малыша, так и используя только ручки. Эти мячики легко умещаются в детской ладошке, что позволяет с ними весело играть и развивать мелкую моторику рук.

«Ёжик»

Представьте, что к вам в гости пришел ёжик. Все движения выполняются в соответствии с текстом.

Ёжик выбился из сил-

Яблоки, грибы носил.

Мы потрем ему бока,

Надо их размять слегка.

А потом погладим ножки,

Чтобы отдохнул немножко.

А потом почешем брюшко,

Пощекочем возле ушка.

Ёж по тропке убежал,

Нам «Спасибо!» пропищал.

Ребенок жалеет ёжика, гладит, чешет, щекочет. На слова «по тропке убежал» мячик можно катать по столу, коленкам.

«Непростой шарик»

Этот шарик непростой,

Весь колючий, вот такой!

Меж ладошками кладем,

Им ладошки разотрем.

Вверх, вниз его катаем,

Свои ручки развиваем.

Движения соответствуют тексту

«Горка»

Руку положить на колено, ладошкой кверху. Пальцы плотно сжаты между собой. На руку положить мячик. Другой рукой начинать поднимать мячик до шеи. Затем мячик слегка прижать наклонённой головой. Подержать на счет до 5, а затем «спустить» мячик вниз. Счет постепенно увеличить до 10. То же упражнение выполняется другой рукой. Важно проследить за тем, чтобы ребенок прокатил мячик по всей длине руки.

Забирался мячик в горку,

Отдохнул он на пригорке.

Захотелось поиграть,

Покатился вниз опять.

Мячик можно заменить бигуди-липучкой.

И в заключение мне хочется прочитать четверостишье:

Получен от природы дар –

Не мяч и не воздушный шар,

Не глобус это, не арбуз.

Здоровье! Очень хрупкий груз.

Чтоб жизнь счастливую прожить,

Здоровье нужно сохранить.

Спасибо за внимание.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс Театральная мозаика «Развитие речи и воображения детей раннего возраста через игровые технологии»

Цель: Создание условий для развития  речи и воображения детей раннего возраста через игровые технологии  посредством театральной деятельности. Освоение технологии изготовление традиционной ...

Мастер-класс: «Игровой массаж как средство оздоровления детей дошкольного возраста» (для педагогов ДО)

Мастер-класс: «Игровой массаж как средство оздоровления детей дошкольного возраста»(для педагогов ДО)...

Мастер-класс "Музыкально-игровая деятельность как средство развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"

Представленный мастер-класс будет интересен педагогам дошкольного образования, работающим с детьми со сложными нарушениями в развитии: музыкальным руководителям, воспитателям, педагогам-психологам, а ...

Мастер-класс для педагогов "Бизиборд как средство развития детей раннего возраста"

Мастер-класс для педагогов "Бизиборд как средство развития детей раннего возраста"...

презентация «Игровой массаж как средство оздоровления детей дошкольного возраста»

презентация логопеда  здоровьесберегающих технологий в ДОУ  "Игровой массаж как средство оздоровления детей дошкольного возраста"...

Мастер-класс: «Игровой массаж как средство оздоровления детей дошкольного возраста»

Мастер-класс:«Игровой массаж как средствооздоровления детейдошкольного возраста»(для педагогов ДО)...

Мастер-класс для педагогов по работе с родителями «Игровые технологии как средство адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»

Мастер-класс для педагогов по работе с родителями«Игровые технологии как средство адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»...