Сказочная прогулка с Лягушкой-Болтушкой"
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа)
Предварительный просмотр:
«Сказочная прогулка с Лягушкой-болтушкой»
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель: развитие фонетико-фонематической стороны речи, формирование понимания и употребления в речи предложно-падежных конструкций пространственного значения.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию в ходе выполнения артикуляционных упражнений;
2. Продолжать учить правильно произносить гласные звуки «А», «У», «И», «О», «Э», «Ы»;
3. Развивать навык звукового анализа, выделяя из ряда слов, слова на заданный звук «М»;
4. Учить понимать и правильно использовать в речи предлоги НА, В, ПОД, ЗА, НАД, ОКОЛО (по вопросу и на картинно-графической схеме);
5. Строить фразу по модели: существительное + глагол + предлог + существительное.
6. Активизировать и расширять словарный запас за счет существительных (сказка, следы, медведь, медведица, медвежонок, Михайло Иванович, Настасья Петровна, Мишутка), прилагательных (самый большой, самый маленький, грубый, низкий, тонкий, тихий (голос);
Коррекционно-развивающие:
1. Закрепить навык длительного и плавного речевого выдоха (в ходе «пропевания» гласных звуков с опорой на зрительные символы;
2. Формировать умение выслушать вопрос, загадку, текст стихотворения, отвечать на заданный вопрос фразой;
3. Развивать просодическую (сила, тембр голоса) и темпо-ритмическую стороны речи;
4. Упражнять в умении соотносить слово с движением;
5. Развивать внимание, память, мышление;
6. Совершенствовать мелкую и общую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
1. Формировать интерес и желание слушать и обыгрывать сказки;
2. Воспитывать бережное, заботливое отношение к родным людям.
Оборудование:
Наглядное пособие "Домик Язычка", мягкая игрушка – Лягушка-болтушка, презентация, интерактивная доска, аудиозапись "Хлопаем в ладоши", «Танец медвежат», карточки на развитие межполушарных отношений и развитие звукового анализа.
Предварительная работа:
- занятия по лексической теме: «Дикие животные»;
- занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи (знакомство с гласными звуками «А, У, И, О, Э, Ы» и согласным звуком «М» с использованием зрительной символики);
- игровые занятия с Язычком и Лягушкой-болтушкой (артикуляционная гимнастика);
- чтение сказки "Три медведя";
- разучивание: музыкально-ритмической игры "Хлопаем в ладоши", танца медвежат, пальчиковой гимнастики "Дом и ворота".
Ход занятия:
- Организационный момент.
Игровая ситуация "Встреча с Лягушкой-болтушкой"
- Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости? (Лягушка-болтушка)
- Правильно! К нам в гости пришла Лягушка-болтушка.
Лягушка-болтушка (учитель-логопед измененным голосом):
- Здравствуйте, ребята! (дети здороваются).
- Сегодня я приглашаю вас в новую сказку о Веселом Язычке.
- Присаживайтесь на стулья. (Стулья стоят полукругом, учитель-логопед сидит напротив)
2. Артикуляционная гимнастика
По ходу рассказывания сказки логопед манипулирует игрушкой Лягушкой-болтушкой.
Жил – да был Язычок
Наш веселый дружок.
Открыл утром он окошко (упражнение «Окошко»),
Огляделся он немножко (упражнение «Часики»),
К солнцу потянулся (кончик языка тянуть вверх),
Солнцу улыбнулся (упражнение «Улыбка»).
Вниз наклонился,
Земле поклонился (кончик языка тянуть вниз).
Ловко чистил зубки –
Держите шире губки! (Упражнение «Чистим зубки»)
Он на завтрак блинчик съел (упражнение «Блинчик»).
Прогуляться захотел!
Он лошадку увидал,
На лошадке поскакал!
- Давайте и мы с вами покатаемся на лошадке.
Вставайте! За мной повторяйте! (Упражнение «Лошадка» в движении по кругу)
- Скакали они по лесу и вдруг увидели впереди дом.
3. Пальчиковая гимнастика "Дом и ворота"(стоя в кругу)
На поляне дом стоит (соединить пальцы обеих рук под углом друг к другу)
Ну, а к дому путь закрыт (большие пальцы поднять вверх, ладони повернуть к себе)
Мы ворота открываем, (ладони развести в стороны)
В этот домик приглашаем (то же, что на первую+ разводим руки в стороны).
- Вы хотите узнать кто живёт в этом домике? Присаживайтесь за столы.
- Послушайте загадку.
Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
Правильно! (СЛАЙД - 1)
Назовите их:
Михайло Иванович (медведь);
Настасья Петровна (медведица),
Мишутка (медвежонок).
4. Упражнение "Чей след?" (СЛАЙД - 2 "Дорожка со следами")
- Медведи по лесу гуляли и оставили свои следы.
- Как вы думаете, кто оставил самые большие следы? (Самые большие следы оставил Михайло Иванович).
- Кто оставил самые маленькие следы? (Самые маленькие оставил Мишутка)
- Кто оставил эти следы? (Указываем на следы Настасьи Петровны) (Эти следы оставила Настасья Петровна)
5. Упражнение «Песенка медведей» (чтение «пропевание» ряда символов гласных звуков с разной модуляцией голоса).
Семья медведей очень веселая. Все они любят петь.
(СЛАЙД – 3)
Михайло Иванович (медведь) поет низким, грубым голосом: АОУ
- Кто споет как Михайло Иванович? («Поет» один ребенок, потом все вместе)
(СЛАЙД – 4)
Мишутка поет тонким, тихим голосом: АЫЭ.
- Кто споет как Мишутка? («Поет» один ребенок, потом все вместе)
(СЛАЙД – 5)
Настасья Петровна (медведица) поет ласковым голосом: УАИ
- Кто споет как Настасья Петровна? («Поет» один ребенок, потом все вместе)
6. Музыкально-ритмическая игра «Хлопаем в ладошки» (СЛАЙД – 6)
А еще они любят играть. Давайте и мы с вами поиграем в их любимую игру «Хлопаем в ладошки».
К пенечкам проходите,
На коленочки садитесь!
7. Физминутка «Танец медвежат»
- А теперь, друзья, вставайте!
В медвежат вы превращайтесь!
(После танца дети садятся на свои места за столами)
8. Практическое использование в речи предлогов В, НА, ЗА, ПОД, ОКОЛО, НАД (составление предложений с опорой на картинно-графические схемы)
- Семья медведей любят чистоту и порядок. Маленький Мишутка всегда охотно помогает своим родителям наводить порядок в берлоге.
- Посмотрите на схему и скажите:
СЛАЙД-7
- Куда Мишутка поставил тапки? (Мишутка поставил тапки под кровать).
СЛАЙД – 8
- Куда Мишутка повесил куртку? (Мишутка повесил куртку в шкаф).
СЛАЙД -9
- Куда Мишутка поставил коробку? (Мишутка поставил коробку за шкаф).
Слайд – 10
Куда Мишутка поставил тарелки? (Мишутка поставил тарелки на стол).
СЛАЙД – 11
- Куда Мишутка повесил картину? (Мишутка повесил картину над кроватью).
СЛАЙД - 12
- Куда Мишутка поставил стул? (Мишутка поставил стул около стола).
- Ребята, Мишутка заботливый, трудолюбивый. Я, надеюсь, что и вы помогаете своим родителям.
8. Игра «Найди картинку на звук «М»
- У Настасьи Петровны скоро день рождения. СЛАЙД -13
Помогите Мишутке выбрать для нее подарок. Название подарка начинается на звук «М» (выбор из трех картинок).
- Характеристика звука (Какой это звук? – согласный. Почему вы так думаете? – Потому что его нельзя спеть)
Рассмотрите картинки и скажите, что Мишутка подарит Настасье Петровне? (Малину)
9. Игра на развитие межполушарных связей «Нарисуй дорожку»
- Возьмите в правую руку синий маркер. Проведите дорожку от малины до корзины.
- Возьмите в левую руку красный маркер. Проведите дорожку от Мишутки до корзины.
7. Итог.
Лягушка-болтушка (учитель-логопед голосом лягушки):
- Молодцы ребята! Вы очень добрые и умные!
- Веселый язычок устал, спать пошел в свой домик.
- Моей сказочке конец, а кто слушал молодец!
- Спасибо тебе, Лягушка-болтушка! До свидания! (Прощаются с Лягушкой-болтушкой)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно - образовательной деятельности .Образовательная область "Познавательное развитие" Тема : « Сказочная прогулка»
Конспект для детей старшей группы по математике....
конспект логопедического занятия "Сказочная прогулка с Язычком" в средней группе для детей с ТНР
Конспект логопедического занятия "Сказочная прогулка с Язычком" в средней группе по формированию правильного звукопроизношения и фонематического слуха....
Методическая разработка «Лягушка-Болтушка»
АДМИНИСТРАЦИЯ КСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНАМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 30 Методическая разработка«Лягушка-Болтушка»...
Сказочная прогулка
Тематическая прогулка для подготовительной группы...
НОД во 2 мл. группе "Сказочная прогулка"
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ВО 2 МЛ ГРУППЕ...
Сценарий сказочной прогулки " Там на неведомых дорожках"...
Сценарий сказочной прогулки " Там на неведомых дорожках"... для детей старшего возраста....
"Рекомендации Лягушки-болтушки по развитию мелкой моторики посредством методики Су-Джок» " Буклет для родителей.
Я предлагаю вам игровые упражнения в стихах на тему «Зоопарк», позволяющие в простой и занимательной форме решать коррекционно-развивающие задачи как в о...