Консультация для педагогов «Предметно-развивающая среда в логопедической группе в свете требований ФГОС ДУ»
консультация по логопедии (старшая группа)

Организация развивающей среды в  детском саду строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx25.63 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов  «Предметно-развивающая среда в логопедической группе в свете требований ФГОС ДУ»

Подготовила:

воспитатель группы

компенсирующей направленности

для детей с ТНР

Белая Вера Николаевна

Организация развивающей среды в  детском саду строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Мы стараемся, чтобы среда, окружающая детей в детском саду, обеспечивала безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого, а также стимулировала детей к развитию речевых, познавательных и художественно-эстетических способностей.

Создавая предметно-пространственную развивающую среду, мы учитывали следующие принципы:

1. Среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Гибкое и вариативное использование пространства. Среда служит удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора легко сменяемые.

5. В каждой группе предусмотрено место для детской экспериментальной деятельности.

6. Цветовая палитра представлена теплыми, пастельными тонами.

7. При создании развивающего пространства в групповом помещении учитывается ведущая роль игровой деятельности.

8. Предметно-развивающая среда группы в целом меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения.

9. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, пополняется и обновляется, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Предметно – пространственная развивающая среда должна организовываться с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:

1.Социально-коммуникативное развитие:

– центр ПДД;

- центр пожарной безопасности;

- центр труда, уголок дежурств;

- центр игровой активности.

2. Познавательное развитие:

 - центр (уголок)  природы;

 -  центр сенсорного развития;

- центр конструктивного развития;

- центр математического развития.

 3. Речевое развитие:

- центр речевого развития или уголок речи и грамотности;

- центр «Здравствуй, книжка!»;

- логопедический уголок.

 4.Художественно-эстетическое развитие:

- центр ИЗО или уголок творчества;

- центр музыкально-театрализованной деятельности.

  5. Физическое развитие:

- центр физического развития;

- спортивный уголок «Будь здоров!»

Развивающая среда – это не обработка  знаний ребенка, а внутреннее стимулирование его развития. Ведь все, что попадает в поле зрения ребенка, делается видимым, становится узнаваемым и запоминаемым.

А если это ребёнок с нарушением речи, то коррекционно-развивающая среда это та среда, в которой создаются условия для коррекции речи, стимуляции речевой деятельности и речевого общения.

В его основу входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие артикуляционной моторики, мелкой моторики рук, речевого дыхания,  обогащение словаря, игры на развитие правильного звукопроизношения, звукового анализа и синтеза слогов и слов, совершенствование лексического и грамматического строя речи, фонематического слуха, мы берем в логопедическом кабинете.

В логопедической группе детского сада создание предметно-развивающей среды приобретает особое значение. Она должна представлять собой хорошо оборудованные полузамкнутые микропространства для игр детей поодиночке или небольшими подгруппами. Мы стараемся не перегружать уголки оборудованием, так как это затрудняет выбор – лучше менять оборудование раз в неделю. Неформальное общение со сверстниками и педагогом при игровом взаимодействии положительно влияет на развитие речи ребенка и его интеллектуальное развитие в целом, так как осуществляется в форме игры, интересной ребенку, предоставляющей ему полную свободу действий.

При построении развивающей среды в нашей группе, которую посещают дети с задержкой речевого развития, мы опирались на ряд принципов организации пространства в группе. Это, прежде всего сочетание привычных и неординарных элементов; открытость - закрытость пространства; гибкое зонирование, стимулирующее самостоятельность и творчество ребенка; возможность свободного выбора деятельности; принцип стабильности – динамичности, которые позволяют сочетать двигательную активность и созидание окружающей среды в соответствии с желаниями и настроением. Совершенствование двигательных функций ребенка происходит успешнее, когда в игровой комнате есть спортивный инвентарь.

В качестве неструктурированной среды для игр полезно использовать песок и воду. Ученные описывают воду как наиболее эффективное терапевтическое средство из всех игровых материалов. Песок и вода не имеют структуры и могут превратиться по желанию ребенка во что угодно: в поверхность луны пляж, бассейн – возможности здесь безграничны. Не существует правильного и неправильного способа игры с песком и водой. Поэтому ребенок всегда уверен в успехе. Это особенно полезно для неуверенных, замкнутых детей, не принимающих игр с игрушками, несформированными игровыми действиями, не понимающих символизма игрового пространства.

Развитие мелкой моторики, нормализация состояния мелких мышц руки, развитие зрительно-моторной координации осуществляется в играх с мелкими предметами, мозаикой, конструкторами. Наряду с традиционными приемами – копирование, обводки, рисование по опорным точкам и ограниченной поверхности, пальчиковые игры и др., мы используем природный материал, глину, пластилин, тесто из опилок, мелкие игрушки, с помощью которых дети сотворят различные постройки. Такая игра поможет развить творческое воображение и функции мышления, произвольность, игровую деятельность и навыки взаимодействия, умение договариваться и распределять обязанности, роли..

Тактильные ощущения успешно развиваются в играх с крупами ( рис, горох, фасоль), с камушками, резиновыми мячами. Вещества различной субстанции, используемые в игровой и продуктивной деятельности детей ( пластилин, тесто, кусочки салфеток, фольги); емкости с водой различной температуры, экспериментирование с плавающими и тонущими предметами; тактильные дощечки; «чудесные мешочки» с мелкими предметами делают занятия не только развивающими, но и увлекательными.

Обоняние и вкусовые ощущения совершенствуются в играх « Угадай, что это?». Очень нравятся детям праздники «Вкуса и запаха», когда можно попробовать, понюхать и угадать (не видя!) лакомства, фрукты и овощи.

Зрительные и слуховые ощущения развиваются при подборе «музыки». Дети ударяют металлической палочкой по бутылкам с водой, наполненным до разного уровня, звенят колокольчиками, имеющими различную тональность, ищут одинаковые «звучащие коробочки», наполненные разнообразными веществами. Музыкальный фон в группе с использованием классических произведений, детских песенок, специальных шумовых эффектов (шум моря, пение птиц) позволяет создать необходимый эмоциональный настрой, успокоить перевозбудившихся детей.

Цветные стеклышки и пластинки делают мир зеленым, розовым или необыкновенно солнечным, желтым, если через них посмотреть в окошко. Преломляющие свет поверхности - стеклянные призмы, просто бусины - и вовсе делают окружающие предметы сказочно-радужными, полностью измененными.

Гораздо легче дети запоминают новые понятия, незнакомые слова, если с ними «поиграть» - понюхать, услышать их звук, увидеть цвет и потрогать.

Для формирования навыков монологической формы связной речи в процессе ознакомления дошкольников со структурой описательных, повествовательных рассказов и рассказов-рассуждений мы используем наглядные схемы: выкладывание в центре доски картинки с изображением того предмета, который предстоит описать. Этот этап выстраивания схемы совпадает с первой частью композиционной модели описания. Он наглядно показывает детям важность и необходимость называния предмета для дальнейшего хода рассказывания. Далее идет поэтапное раскрытие микротем. Эта методика позволяет реализовать принципы научности, перспективной направленности и комплексного использования предметов среды на занятиях по развитию речи, формированию умений строить тексты.

Дети с нарушениями речи, имеют специфические особенности – высокую чувствительность, проявляющуюся в преобладании слабости нервной системы и высокой эмоциональной лабильности, способах освоения мира через чувства, высокий уровень непроизвольного внимания и памяти требуют особого подхода. Поэтому коррекционная работа с ними должна строиться с учетом этих особенностей и включать организацию развивающего пространства с многообразием материалов, активизирующих ощущения и восприятия разных модальностей. Новый материал необходимо преподносить не в форме голых знаний, а мотивировать игровой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста"

При построении развивающей среды для детей от полутора до трех лет нужно учитывать возрастные физиологические и психические особенности детей, повышенную двигательную активность и ярко выраженную позн...

Консультация для педагогов Предметно-развивающая среда в ДОУ в соответствии с ФГОС. Основы ее построения.

Консультация для педагоговПредметно-развивающая среда в ДОУ в соответствии с ФГОС.Основы ее построения....

Консультация для педагогов "Предметно -развивающая среда в детском саду в рамках ФГОС"

Предметно-развивающая среда в ДОУ Особо актуально на сегодняшний день стоит вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ. Это связано с введением Федерального государственного образовательного с...

Консультация для педагогов «Предметно-развивающая среда групп для развития двигательной активности детей»

Предметно-развивающая среда для развития двигательной активности детей В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная пространственная  среда для развития двигательной активности д...

Особенности организации предметно-пространственной среды старшей логопедической группы с учётом требований ФГОС ДО

Статья  "Особенности организации предметно-пространственной среды старшей логопедической группы с учётом требований ФГОС ДО"...

«Организация предметно-развивающей среды в подготовительной группе в свете требований ФГОС дошкольного образования» Воспитатель: О.В. Понькина.

Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в нашем учреждении созданы условия для воспитания, обучения и развития детского коллектива в целом...

Консультация для педагогов «Предметно-развивающая среда, как средство развития речи дошкольников в группе компенсирующей направленности»

Подлинно творческое развитие ребенка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях насыщенной предметно-развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средст...