Особенности организации предметно-пространственной среды старшей логопедической группы с учётом требований ФГОС ДО
статья (старшая группа)

Статья  "Особенности организации предметно-пространственной среды старшей логопедической группы с учётом требований ФГОС ДО"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_razvivayushch_pros_srede.docx26.19 КБ

Предварительный просмотр:

Любивая Варвара Вадимовна, воспитатель, Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №38 «Малыш» Города Губкина Белгородской области

Особенности организации предметно-пространственной среды старшей логопедической группы с учётом требований ФГОС ДО

В последние годы произошли большие изменения в системе дошкольного образования. Первоочередным является закон №273-ФЗ «Об образовании» и приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», которые внесли значительные изменения в представление работников дошкольного образования о программном обеспечении деятельности ДОУ. [1]

С 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО. Он направлен на повышение социального статуса дошкольного образования, обеспечения государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования, обеспечения государственных гарантий уровня качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения, сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования. [2]

Стандарт включает в себя требования к структуре программы и ее объему, условиям реализации Программы, результатам освоения Программы, Раздел 3.3. поясняет требования к развивающей предметно-пространственной среде. [2]

        При организации предметной среды педагоги старшей логопедической группы должны обеспечить максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей в соответствии с особенностями возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, так как при переходе ребенка в старшую  группу, меняется его психологическая позиция: он впервые ощущает себя старшим среди детей детского сада. Воспитатели поддерживают это ощущение такой организацией среды, при которой ребенок активно проявляет познавательную активность,   самостоятельность, ответственность, инициативу. Воспитатели привлекают  старших дошкольников к созданию окружающей обстановки, вовлекают в процесс преобразований.

Предметно-пространственная среда в старшей группе организуется по принципу небольших полузамкнутых микропространств,      для того, чтобы избежать скученности детей и способствовать играм  подгруппами в 3-5 человек. Все материалы и игрушки расположены так, что не мешают свободному перемещению детей, создают условия для общения со  сверстниками и взрослыми. В группе необходим «центр уединения», где  ребенок может отойти от общения, подумать, помечтать.  

При формировании предметно-пространственной среды воспитатели должны учитывать национально-культурные условия, в которых осуществляется образовательная деятельность. Необходим уголок для познания детьми родного края, страны. В нём будут представлены изображения герба страны, области, района, флаг страны, области. Набор дидактических игр «Животные Белгородской области», «Растения Белгородской области», «Кто, где живёт» и т.п.  

        В группе должны функционировать различные центры активности, которые постоянно дополняются:

        - «Центр познавательно-исследовательской деятельности» обеспечивает решение задач познавательно-исследовательской деятельности детей, имеются ёмкости для проведения опытов, коллекции полезных ископаемых, создана картотека опытов и экспериментов. В уголке помещены комнатные растения и средства ухода за ними: лейка, опрыскиватель, клеёнчатые фартуки, пластмассовые палочки. Есть календарь природы. Имеются муляжи фруктов, фигуры животных, настольные игры "Кто, где живёт», «Четвёртый лишний», «Времена года», «Найди пару» и т.п.

        - «Центр творчества» активизирует творчество детей, имеются костюмы и маски для театрализации и драматизации сказок, имеется плоскостной, кукольный, пальчиковый, настольный театр. Для изменения внешнего вида создан уголок «Парикмахерская», «Уголок Ряжения». Уголок изобразительной деятельности, где дети могут пользоваться различными материалами: краски, мелки, пастель, фломастеры, цветные карандаши,  пластилин, трафареты, шаблоны, ножницы, клей. Собраны образцы предметов декоративно-прикладного искусства и альбомы с их изображениями. Создана мини-галерея для ознакомления с многообразием жанров живописи.

        - «Игровой центр» дополнен атрибутами для организации самостоятельных сюжетно-ролевых игр: «Парикмахерская», «Зоопарк», «Ателье», «Магазин», «Больница», «Аптека», «Космическое путешествие», «Автомастерская», «Моряки»

        - «Литературный центр», в котором представлены любимые книги детей, а также произведения в соответствии с примерной образовательной программой дошкольного образования «Детство», имеются портреты детских писателей, наборы сюжетных картинок для пересказа, придумывания историй. Наряду с художественной литературой в книжном уголке  представлена справочная, познавательная литература для дошкольников. Через книги и предметы дети познакомятся с животными и растениями  дальних стран, с обычаями и внешним видом разных народов и эпох.

        Для успешной подготовки к освоению учебной деятельностью в школе  необходимы игры с правилами, это разнообразное лото, домино, маршрутные игры (ходилки).

        Для развития фонематического слуха и сенсорного развития воспитанников  в группе должен быть сенсорно-речевой уголок, в котором имеются наборы игрушек и картинок, название которых начинается с определённого звука; наборы сюжетных картинок с заданием «разложи по порядку».  

        Предметно-игровая среда построена так, что дети могут участвовать во  всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных,  режиссерских, театральных, народных, хороводных, развивающих, в играх с  готовым содержанием и правилами, в подвижных играх и спортивных  развлечениях.

        В группе выделено специальное место и оборудование для игротеки. Это  дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций  классификации, узнавание по описанию, воссоздание, преобразование,  ориентировку по схеме, модели, на осуществление контрольно-проверочных  действий («Так бывает?», «Найди ошибки»), на следование и чередование и др. Также представлены игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности.  

        Важную роль в развитии ребенка конструктивной  деятельности. Для этого в группе должны быть конструкторы и строительные наборы, напольные и настольные, с разнообразными  способами крепления деталей, разной тематической направленности.            

        Для активизации интереса к будущему  школьному обучению, в группе выделена учебная зона, обстановка этого уголка приближена к учебной среде класса.

        Данная организация развивающей предметно-пространственной среды является содержательно-насыщенной, трансформируемой, вариативной, полифункциональной, доступной и безопасной. Данное распределение позволяет создавать ощущение, при котором ребёнок активно проявляет познавательную активность, самостоятельность, ответственность, инициативу, привлекать воспитанников к созданию окружающей обстановки, вовлекая в сам процесс преображения, и позволяет воспитателю содержательно проводить воспитательно-образовательную деятельность с детьми.

  Литература:

1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 21 декабря 2012г., №273-ФЗ//Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - 0-13 Москва: Проспект, 2013.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г., № 1155// Российская газета: Собрание законодательства Российской Федерации, - 2009, N 1, ст. 1, ст. 2.

3.  Т.И. Бабаева и др. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного Д38 образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – Спб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация предметно-пространственной развивающей среды в логопедической группе

Организация  предметно-пространственной  развивающей среды в логопедической группе...

Предметно- развивающая среда в подготовительной группе с учётом требований ФГОС.

Подробное описание предметно- развивающей среды по областям....

Предметно-развивающая среда в подготовительной группе с учётом требований ФГОС

Предметно- развивающая среда в подготовительной группе с учётом требований ФГОС....

Статья "Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды ДОО в условиях введения ФГОС"

Статья "Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды ДОО в условиях ФГОС"...

Перспективный план на три года (2017 – 2020 уч год, возраст детей от 1года до 4 лет) по совершенствованию предметно-пространственной развивающей среды детского сада в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ

Развивающая предметно-пространственная среда в группах общеразвивающей направленности Подходящий уровню развития данной возрастной группы и индивидуальным способностям детей. Являются регулярно -...

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОО В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОО В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОСПодготовила: Балашова Е. В.,воспитатель МКДОУ д/с «Улыбка»...