Предметно- развивающая среда в подготовительной группе с учётом требований ФГОС.
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

глинская наталия геннадьевна

Предварительный просмотр:

Образовательная область

«Художественно- эстетическое развитие»

Рисование

Лепка

Аппликация

Конструирование

Музыкальный центр

Авторские разработки

Картотека тематическая (стихи, загадки); игровые упражнения;

Картотека: «Нетрадиционные техники рисования»;

Картотека игр для развития творческого воображения детей ; Картотека пальчиковой гимнастики.

Пооперационные карты выполнения рисунков.

Развивающие игры: «Собери вазу», «Укрась»,

«Узнай элементы узора», «Собери целое», «Узнай узор», «Радуга», «Подбери оттенок», «Разноцветная палитра».

Дидактическая игра по ознакомлению с истоками русской народной культуры «Русские матрёшки».Дидактическая игра «Узнай цвет росписи»( закрепить представления детей о цвете через русское народное творчество (гжельская, дымковская и городецкая росписи) .Дидактическая игра для формирования представления о временах года «Помоги художнику».

Восковые, акварельные мелки, пастель ,гуашь, акварельные краски; фломастеры, карандаши цветные; кисти, трафареты(тематические, буквы, цифры), клише, печатки,; альбомы «Знакомим с натюрмортом», «Знакомим с портретом», «Знакомим с пейзажем», «Знакомим со сказочно- былинной живописью», «Народные промыслы», «Хохлома», «Гжель», «Городец», « Матрёшки», «Каргопольская игрушка»,  «Филимоновскаяигрушка», «Дымковская игрушка», «Жостовские подносы», «Полхов- Майданская роспись», «Богородская деревянная игрушка».

Репродукции картин художников жанровой живописи.

Пооперационные карты выполнения поделок.

Картотека пальчиковой гимнастики.

Пластилин, глина, кисти, палочки, стеки; трафареты, клише, палочки; пооперационные карты выполнения поделок; альбомы «Волшебный пластилин»,  «Картины из пластилина»; природный материал (шишки, ракушки, пёрышки, листики, семена, плоды , кора); бросовый материал (различные ёмкости, соломинки, бусины, коробочки, пуговицы); русские народные игрушки из глины (дымковские игрушки, Филимоновские и Каргопольские игрушки).

Пооперационные карты выполнения работ. Картотека пальчиковой гимнастики.

Цветная и  белая бумага, картон,  кусочки обоев, наклейки. ткань, нитки, лента, тесьма, природный материал (листики, плоды, хвоя, семена), бросовый материал (проспекты, плакаты, обёрточная бумага, конфетти, бумажные ёмкости, контейнеры разного размера); кисти, палочки, ножницы); старые открытки, вырезки из журналов, клейстер.

Пооперационные карты выполнения работ по конструированию из природного материала, бросового.

Пооперационные карты выполнения поделок из бумаги; Картотека пальчиковой гимнастики.

 Цветная и белая бумага;

Альбом «Волшебный мир оригами» ( образцы взрослого, готовые работы детей).

Мозаика и схемы выкладывания узоров из неё; мелкий конструктор (лего), строительный конструктор (средний и мелкий), тематические конструкторы( «Город», «Деревня», «Ферма», «Зоопарк»,«Петропавловская крепость», « Исаакиевский собор», «Адмиралтейство»), небольшие игрушки для обыгрывания построек ;транспорт мелкий, средний, машины легковые и грузовые, специальный транспорт, строительная техника, сельскохозяйственная техника, дорога «железная», макет светофора, дорожные знаки, схемы построек и алгоритмы их выполнения; разрезные картинки, пазлы тематические, различные сборные игрушки и схемы сборки; конструктор.

Картотека детских песенок, хороводных игр с пением. Музыкально-дидактические игры («Отгадай на чём играю», «Ритмические полоски», «Какая музыка»;

Музыкальные игрушки; детские музыкальные игрушки; ложки ,палочки, молоточки, кубики; звучащие предметы –заместители; магнитофон, диски с записью голосов природы, детских песенок, музыкальных произведений по программе (по совету музыкального руководителя); диски с записью классической музыки (А. Вивальди «Времена года» ,С.Рахманинов «Итальянская полька»,П.И.Чайковский «Детский альбом»); портреты композиторов (П. Чайковский, Д. Шостакович, М. Глинка, А .Вивальди).

Альбомы- самоделки: «В гостях у сказки», «Рисуем домашних животных», «Рисуем диких животных», «Рисуем цветы», «В гостях у мастеров» (поэтапное рисование детьми рисунков).

Альбом «Сказки из бумаги» ( с образцами работ по оригами детей).

Развивающая игра:

"Найди недостаток в портрете"

( закрепить знания детей о составных частях лица: лоб, волосы, брови, веки, ресницы, зрачки, нос, ноздри, щеки, скулы, рот, губы, подбородок, уши.определять в рисунке недостающие части лица и рассказать, какую функцию они выполняют)

Дидактическая игра «Сплети коврик»(конструктивного характера на основе детской аппликации).

Дидактическая игра «4-й лишний» (народные промыслы; закрепить знания детей о разных видах  народного творчества).

Дидактическая игра «Сказка своими руками»(конструирование).

Дидактическая игра «Хоровод красок» (Закрепить основные колористические понятия, правила смешивания красок).



Предварительный просмотр:

Образовательная область

«Познавательное развитие»

Центр

ФЭМП

Центр детского

Экспериментирования

Экологический центр

Выносной

материал для наблюдений и опытов на улице

Авторские разработки

Картотеки: стихи с математическим содержанием, загадки с математическим содержанием, физ. минутки и динамические паузы с математическим содержанием, задачи в стихах, игровые упражнения;

Набор геометрических фигур, игрыМонтессори, логические блоки Дьенеша (модели для игр с блоками Дьенеша), игры Никитина («Сложи узор», «Кубики для всех»); линейки,метр,компас; ручки; лото, часы, песочные часы,пазлы; конструкторы ( мелкий, средний со схемами построек). Разнообразный счётный материал ( мелкие игрушки (грибы,фрукты,овощи, матрешки,животные, игрушки из киндер сюрпризов),  монеты,  счетные палочки.

  Рабочие листы с заданиями, разрезные картинки-головоломки, счеты, тетради в клетку, цифры.

 Настольно-печатные игры и развивающие игры: «Волшебные часы», «Распорядок дня», «Дни надели», «Посчитай», «Фигуры», «Последовательности», «Логическая цепочка», «Найди лишнее», «Что сначала, что потом», «Больше- меньше», «Назови число», «Найди сходство-различие», «Узнай по контуру», «Продолжи ряд», «Четвёртый лишний».

 Шашки ,шахматы, лото, домино; мозаики, разрезные картинки; игры со схемами, планами; таблицы логических задач ; головоломки.

 

 Картинки и кубики на составление целого и частей, головоломки, игры на видоизменение геометрических фигур:«Танграм», «Колумбово яйцо», «Волшебный квадрат», «Сложи узор», «Вьетнамская игра», «Геоконт».

  Мерки для определения веса, протяжённости, объёма; условные мерки для определения веса, объёма, протяжённости.

 Игры со схемами, планами, картами; лабиринты, ребусы ,кроссворды; игры со знаками, цифрами и математическими зн

Картотека опытов (с водой, с песком, с воздухом, с магнитом, со снегом, с различными предметами   разных материалов, со светом, солнцем, тенью, растениями и т.д.);

Схемы модели, таблицы с алгоритмами выполнения опытов.

Банки и бутылки (пластиковые), крышки, ёмкости разной вместимости; бисер, стеклярус; ведра,  ванночки; весы, воронки, галька, глобус, гравий, губки, деревянные предметы, детская посуда. Дневники наблюдений за посадками овса, лука, чеснока; иллюстративный материал; календари погоды и природы; карта мира;

 клеёнчатые фартуки; коллекция ракушек; коллекция семян;  крупы.

 Для экспериментирования: ложки (пластиковые металлические, деревянные), лупа, магниты, мелкие игрушки («киндер-сюрприз»); мерные чашки, стаканы; микроскоп, монеты, железные предметы.палочки, бруски, дощечки; песочные часы, пипетки, пластилин, природный материал (желуди, шишки, семена, ракушки); пробки, крышки, пуговицы; сито, дуршлаг; скорлупа от яиц; совки, соломинки, трубочки, соль, сахар; терка, формочки для печенья.

Настольно- печатные игры, литература познавательная (энциклопедии, журналы), «Большой детский атлас».

 

Для организации продуктивной деятельности экологического содержания  картотеки (стихи, загадки),  модели  для изодеятельности, природный материал для конструирования, атрибуты для нетрадиционного рисования.

Альбомы « Мир природы», «Животные», «Живая природа», «Атлас мира».

Для организации игровой и коммуникативной деятельности:    игры на развитие навыков общения у дошкольников с экологическим содержанием: «Ходит, плавает, летает»; «За грибами»; «Во саду ли, в огороде»; «Да-нет»; «Можно и нельзя»; «Мои помощники». Атрибуты для сюжетно-ролевых игр («Туристы», «Подводный мир», «Сельский двор»). Различные дидактические игры: «На дереве-на земле», «Домашние и дикие животные», «Животные и детеныши», «Подбери лист к дереву», «Муравейник и его обитатели», «Весенние цветы», «День-ночь», «Обезьянки на дереве», «Времена года», «Природные явления».

 Календарь природы, календарь погоды.

Картотека: стихи, загадки, игры, наблюдения, опыты;

Оборудование для экспериментирования с ветром (султанчики, вертушки), с водой(различные ёмкости -разные по объёму, форме, размеру), с песком(сито, ёмкости разной вместимости), со снегом (ёмкости разного размера, цветная вода, лупа).

Дневники наблюдений за ветром, за растениями, за солнцем, за деревьями, за погодой, за насекомыми.

.

  Фильтры из бумаги, марли, сетки; краски разного цвета для смешивания и получения цветной воды; разные формочки для замораживания воды; мягкие флаконы для брызгалок; средства для выдувания мыльных пузырей; разные сосуды (с узким и широким горлышком), воронки, трубочки.

 Игрушки-  самоделки из бумаги, ореховой скорлупы, бросового материала, коробочек. Пособия для определения веса(весы), протяжённости(метр, линейка),объёма (ёмкости разного размера, формы, объёма), времени (секундомер, часы, песочные часы), направления (компас); условные мерки (весы, протяжённости, объёма).

Игровое упражнение: «Назови как можно больше предметов» (из бумаги, дерева, металла, стекла, геометрические фигуры, тяжёлые, мягкие, твёрдые, узкие, широкие, цвета).;

Игра-экспериментирование: «Почему мы стали теплее одеваться?» (Воздух);

Игра-экспериментирование: «Это кто?(что?)». Теневой театр(знакомить со свойствами света и тени);

Игра-экспериментирование:» Что случило с варежкой? (знакомить со свойствами снега)»;

Игра-экспериментирование:» Чего боится лед?» (знакомить со свойствами льда, песка, соли);

Игра-экспериментирование:

«Какой кораблик прочней?» (познакомить с разными сортами бумаги и их свойствами);

Игра-экспериментирование:

«Высушим платочки»  (знакомить с температурой, воздействием ветра).

 

Дидактическая игра по ФЭМП «Рассади рыбок в аквариумы»(учить находить рыбок по схеме-подсказке; закрепить цвет, величину, умение ориентироваться в пространстве).

Дидактическая игра по ФЭМП «Змейка» (порядковый, количественный счёт, десятками);

Дидактическое пособие по ФЭМП «Наша неделя»( развитие временных понятий у дошкольников);

Дидактическая игра по ФЭМП «Клеточки»(развитие пространственных представлений;развитие зрительного и слухового восприятия;развитие произвольного внимания;закрепление знания цифр в пределах 10;закрепление знания основных геометрических фигур.



Предварительный просмотр:

Образовательная область

«Речевое развитие»

Книжный центр

Центр обучения грамоте

Центр по развитию речи

Авторские разработки

Картотека: пословицы-поговорки ,заклички, шуточные стихи, загадки, песенки-прибаутки, считалки, скороговорки.

Картотека пословиц, поговорок иллюстративная.

Картотека тематическая: стихи, загадки о сказочных героях,  животных, растениях, природе,  технике, машинах, космосе, о растениях, предметах быта, мебели и т.д.

Детские энциклопедии (тематические: животные ,растения, природа, мир техники, машины, космос, в мире растений);азбука в картинках ;сказки русские народные; сказки зарубежных писателей; «Сказки»  А.С. Пушкина.

 Альбомы: «Наш город», «Мосты Петербурга», «Народная игрушка», «Знакомим с натюрмортом», «Знакомим с пейзажной живописью», «Знакомим с портретом».

 Для ознакомления с народным фольклором иллюстративный материал, подборка книг.

Детские книги по программе и любимые книги детей, книги по истории и культуре русских и других народов, иллюстративный материал, репродукции картин известных художников.

Картотека пальчиковых игр, игр на дыхание, картотека предметных и сюжетных картинок для автоматизации и дифференциации звуков всех групп;

 Картотека скороговорок, чистоговорок ,загадок.

 Картотека тематических стихов для заучивания.

Настольно-печатные, дидактические игры тематические .

 Игры для автоматизации и дифференциации звуков всех групп; настольно- печатные игры для совершенствования грамматического строя речи. Раздаточный материал и материал для фронтальной работы  по формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, навыков анализа и синтеза предложений(схемы, кружочки разноцветные, прямоугольники разных размеров и цветов), Настольно- печатные игры для развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза ( «Подбери картинку», «Мои первые буквы», «Раздели и собери», «Найди», «Будь внимательным».

 Разрезной алфавит, магнитная азбука, карточки со словами и знаками для составления и чтения предложений.

 Альбомы «Все работы хороши», «Кем быть?», «Наш детский сад», «Времена года», «Животные дикие», «Животные домашние», «Мир растений», «Наша страна», «Мы играем», «Подводный мир», «Птицы», «Морские обитатели», Деревня», «Ремёсла», «Как выращивают хлеб», «Путешествие колоска». Тетради для подготовительной группы Е.О. Астафьевой «Играем, пишем, читаем».

 карточки со словами и знаками для составления и чтения предложений, «Мой букварь» Нищева Н.В.

Картотека предметных картинок по всем изучаемым лексическим темам, стихов, загадок, пословиц, поговорок.

 Сюжетные картины; тематический материал по всем лексическим темам;  серии сюжетных картин, репродукции картин художников («Натюрморт», «Портрет», «Пейзаж», «Сказочная живопись», «Былинная живопись»).

Иллюстративный тематический материал.

 Лото, домино, игры- «ходилки» по изучаемым темам; настольно- печатные игры по направлениям « Мир природы», «Мир животных», «Герои русских сказок», «Мир растений», «Распорядок дня», «Профессии», «Противоположности», « Эмоции», «Времена года», «Дни недели».

 Альбомы и наборы открыток с видами родного города, крупных городов России, символикой.

Развивающие игры «Ассоциации», «Свойства», «Фигуры», «Признаки», «Времена года», «Явления природы»; алгоритмы, схемы, таблицы.

Пособия и  игрушки для развития дыхания : бумажные птички, листики, бабочки, цветочки изготовленные в технике оригами; тучка и дождик (подуй на капельки), пчела на цветке (сдуй пчелу).

 Развивающие упражнения и игры: «Говори шёпотом», «Разноцветный мир», «Радуга», «Узнай сказочного героя по описанию (из какой сказки)».

Схемы- модели для составления рассказа- описания; «Напиши письмо» ( «написать» письмо героям прочитанной сказки); «Сказка на новый лад».

 Игровые упражнение на развитие фонематического слуха « Слушай хлопки», «Будь внимательным», «Что лишнее?», «Подбери слова», «Подскажи , какой звук потерялся(какой первый, второй, третий..), «Расставь по местам».

Альбомы –самоделки: «Моя семья», «Мой город», «Профессии», «Как я провёл лето», «Животные жарких стран», «Животные севера», «Город мастеров» (рисунки и рассказы детей).

Дидактическая игра «Чудеса во множественном числе» (практическое употребление единственного и множественного чисел, обогащение и активизация словаря).

Дидактическая игра «Игрушки для мальчиков и девочек»

( активизировать словарный запас, закрепить знания об  интересах и различных видах деятельности ребят в зависимости от пола, развивать внимание, мышление).



Предварительный просмотр:

Образовательная область

«Физическое развитие»

Традиционные материалы

Нетрадиционные материалы

Центр ОБЖ

Центр ЗОЖ

Авторские разработки

Картотеки: утренней гимнастики; физ. минуток; динамических пауз; дыхательных упражнений; после сна в кроватках; подвижных игр; хороводных игр; игр малой подвижности; самомассажа .

Схемы- карточки выполнения упражнений для утренней гимнастики, физ. минуток; упражнений после сна, дыхательных упражнений, самомассажа.

Мячи малые, средние, разных цветов; мячики массажные разных цветов и размеров, обручи(большие и малые),толстая верёвка, шнур; султанчики, флажки разных цветов, кольцеброс, кегли, длинная и короткие скакалки, ребристая дорожка, набивные мешочки.

 

Предметы для утренней гимнастики:  из бросового материала( маленькие пластиковые бутылочки, роллеры, природный материал),

Ходьба по дорожкам для профилактики плоскостопия   из природного материала; массажёры для рук; кольцебросы из бросового материала.

Атрибуты для детской гимнастики , закаливания.

Картотека тематическая: стихи, загадки, игровые упражнения, пословицы, поговорки.

Дидактические игры: «Можно- нельзя», «Горячий –опасный»,

«Дорога- тротуар», «Собери автомобиль», «Что осталось включённым», «Что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Плакаты тематические, демонстрационный  материал.

 Настольно-печатные игры «Полезные продукты», «Я- здоров», «Лото пешехода», «Азбука пешехода», «Эмоции», «Правила дорожного движения», разрезные тематические картинки, пазлы .

Энциклопедии тематические, альбомы «Гигиена и здоровье», «Внимание! Правила безопасного поведения ребёнка», «Дорожная безопасность»,«Уроки доброты», «Дорожная азбука».

Плакаты тематические: «Правила дорожного движения», «Осторожно огонь!», «Твой друг светофор», «Правила поведения на природе», «Опасные предметы», «Пожарная безопасность», «Я и моё поведение», «Уроки доброты», «Дорожная азбука».

Картотека утренней гимнастики, физ. минуток, динамических пауз,  картотека игр и упражнений на дыхание, картотека сомомассажа, бодрящая гимнастика, гимнастики для глаз, для профилактики плоскостопия, сколиоза; картотека подвижных игр на улице, хороводных игр, малой подвижности;

Картотека бесед:

 «Если хочешь быть здоров! », «Внешнее строение человека» «Одежда и здоровье», «Режим дня» ,«Витамины и здоровый организм» ,«Как мы дышим» «Что мы делаем, когда едим», «Что такое микробы».

Дорожки( ребристые, с пуговицами разного диаметра) для профилактики плоскостопия, «ладошки- стопы» для профилактики плоскостопия, резиновые мячи для самомассажа ; игрушки и пособия для развития дыхания (свистульки, дудочки, воздушные шары, пёрышки, листочки);альбомы: «Распорядок дня», «Детям о времени».

Оформление родительских уголков «Режим детского сада» «Советы доктора Айболита», «Как одевать ребенка в холодное время года? »,

«Ребенок и компьютер за и против», «О детском травматизме».

Памятки и буклеты для родителей: «Что взять с собой в поход? » «Здоровье без лекарств» «Как правильно чистить зубы».

Фотовыставки: «Олимпиада», «Спортивный уголок дома», «Прогулки на свежем воздухе».

Фотоальбомы «Папа, мама, я – спортивная семья».

Стенгазеты: «Малыши-крепыши», «Отдыхаем всей семьей».

Карточки- схемы упражнений на дыхание, на бодрящую гимнастику , глазную гимнастику, на утреннюю гимнастику ,физ. минутки, самомассаж;

игровые упражнения:

 «Я здоровье берегу, сам себе я помогу»

( Формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни);

«Часы здоровья»

(закрепить и уточнить представление о культурно-гигиенических принадлежностях, уметь их называть и знать их предназначение;

Дидактическая игра «Полезные и вкусные продукты»( формирование здорового образа жизни, воспитывать желание у детей есть овощи и фрукты, чтобы противостоять болезням. Закрепить у детей знания о том, что в продуктах содержаться важные для здоровья вещества-витамины).

Дидактическая игра«Твоябезопасность»

 ( закрепить и обобщить знания детей о правилах безопасного поведения в случае возникновения пожара; закрепить представления об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту; уточнить знания о правилах уличного движения; продолжать формировать представление о том, как опасно вступать в контакт с незнакомыми людьми).

Дидактическая игра «Запрещённые продукты»( закрепить знания детей о продуктах, вызывающих  аллергию);

Фотоальбомы «Папа, мама, я – спортивная семья


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно-развивающая среда в подготовительной группе с учётом требований ФГОС

Предметно- развивающая среда в подготовительной группе с учётом требований ФГОС....

Предметно-развивающая среда в подготовительной группе с учётом требований ФГОС

Предметно- развивающая среда в подготовительной группе с учётом требований ФГОС....

Построение предметно-развивающей среды в подготовительной группе, в соответствии с ФГОС.

Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, како...

Консультация для педагогов «Предметно-развивающая среда в логопедической группе в свете требований ФГОС ДУ»

Организация развивающей среды в  детском саду строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, ур...

Особенности организации предметно-пространственной среды старшей логопедической группы с учётом требований ФГОС ДО

Статья  "Особенности организации предметно-пространственной среды старшей логопедической группы с учётом требований ФГОС ДО"...

«Организация предметно-развивающей среды в подготовительной группе в свете требований ФГОС дошкольного образования» Воспитатель: О.В. Понькина.

Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в нашем учреждении созданы условия для воспитания, обучения и развития детского коллектива в целом...